Наровля

Данная местность была заселена в глубокой древности. Тому свидетельствует археологический памятник Древнее поселище, который располагается в 300-х метрах на юго-восток от города на берегу реки Припять.

Александр Федорович Рогалев в районной книге «Памяць» (1998) сообщает, что название здешнего города состоит из приставки на-, корневого слова «ров» и суффикса — ля. Приставка на- указывает, что поселение находится вблизи какого-то важного объекта, суффикс — ля — что это именно поселение, а не местность. Важным объектом в данном случае выступает речка. Дело в том, что имя Рова, Ровка обычно присваивали бурным, стремительным, но небольшим речкам, ручьям, которые «рвали» землю, «прорывали» быстрым течением русло. Маленькая Рова являлась притоком великой Припяти. И она была и остается по сей день быстрой.

То место, где Рова впадала в Припять, служило для перемещавшихся по великой реке своеобразным ориентиром в редконаселенной, заболоченной местности. Впрочем, так могли назвать ее здешние первопоселенцы, которым было известно о норове данной речки. Впоследствии взяло верх влияние главного объекта местности, поселения Наровля — и Рова преобразовалась в Наровлянку.

В Мозырском районе есть деревня Наровщина. Там тоже протекает речка Рова (Ров). Разница между названиями этих поселений в том, что суффикс — щинауказывает не только на само поселение, но и на всю окрестную местность. Изначально там называлась так местность.

ВЛАДЕЛЬЦЫ

(По материалам районной книги «Памяць», опубликованной в 1998 г.)

Наровля в прошлом являлась королевским владением в Мозырском повете. Долгое время ее на правах аренды использовали Аскерки.

Наконец, в 1764 г. Наровлю, а также деревни Антоново (Антонов), Махоеды, Углы, Галовчицы и Карповичи официально оформил в собственность маршалок и войский Мозырского повета Рафал Алоиза Аскерка.

В 1770 г. Наровля принадлежала подкоморию войсковому Мозырского повета Яну Аскерке. В 1779 г. Наровля — центр гмины, которая объединяла 19 сельских староств, что составляло 22 деревни или 2350 жителей мужского пола. С 1793 г. Наровля — местечко, центр волости Речицкого повета Минской губернии.

На рубеже XVIII и XIX вв. Наровля принадлежала, по-видимому, Александру Аскерке. По крайней мере, первый из Горваттов, который потом завладел Наровлей, был женат на дочери Александра Аскерки Ифигении.

В начале XIX в. местечко Наровля становится собственностью Данилы Игнатьевича Горватта. Он являлся владельцем местечка Каролин (Ельск) и свыше 20 деревень. У него были братья Александр Игнатьевич — владелец имений Барбаров, Белая Сорока и множества деревень, и Станислав Игнатьевич, который только на Наровлянщине являлся собственником около двух десятков деревень. По Уставной грамоте 1862 г. Данилы Игнатьевича Горватта имениеНаровля состояло из пяти сельских товариществ: Наровлянского (местечка Наровля и деревня Кнуровка), Тешковского (деревня Тешков), Карповицкого (деревня Карповичи), Вяжищанского (деревня Вяжище) и Кажушковского (деревни Кажушки и Ломачи). В середине XIX в. Данила Игнатьевич построил на берегу Припяти великолепную каменную резиденцию, включавшую усадебный дом и парк пейзажного типа площадью 8,2 га. После Данилы Игнатьевича владельцем имения Наровля становится его сын Александр Данилович Горватт. Ему принадлежали 2 водяные мельницы, спиртзавод и 19 тысяч 210 десятин земли. В 50–60 гг. XIX в. особенно большой доход владельцам Наровли приносила откормка буйволов, которых они осенью закупали на Украине, а потом в течении зимы откармливали отходами со своих винокуренных заводов. Весной набравшую вес скотину перегоняли своим ходом в Петербург.

ИОАННО-БОГОСЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Талантливый местный краевед учитель истории Василий Чайка в газете «Прыпятская праўда» 24 июля 2004 с сообщает, что первую церковь в Наровле построили в 1760-м году Аскерки.

В 1810 г. была сооружена из дерева Иоанно-Богословская церковь. Эта располагалась на берегу Припяти где-то в районе нынешней Октябрьской площади. Однако позже берег реки начало подмывать и церкви стала угрожать опасность. Поэтому в 1840 г. ее перенесли, а в 1869 г. капитально отремонтировали.

Интерьер церкви украшали 25 икон. Престолов было три: главный, во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна-Богослова, и придельные — во имя Святого Николая, Святого Пророка и Предтечи Иоанна. С 1772 г. в церкви хранились метрические книги. Колоколов было пять, но все небольшого размера. В приходе существовало четыре кладбища. На одном из них, в самом местечке, находилась кладбищенская церковь.

В состав прихода, кроме местечка Наровля, входило еще пять селений. Прихожан числилось 470 душ мужского и 483 души женского пола. Большинство из них занимались земледелием и пчеловодством.

Причт состоял из настоятеля и псаломщика.

Годовой доход церкви составлял до 90 рублей. По состоянию на 1801 г. церкви принадлежало 30 га пахотной земли и еще столько же сеножатей. В 1840 г. местный помещик Даниил Горватт захватил часть церковной земли. Завязалась судебная тяжба, которая не принесла церкви положительного результата.

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА

Анна Ивановна Дулеба в газете «Прыпяцкая нраўда» 18 октября 2008 г. сообщает, что церковно-приходская школа в местечке Наровля основана в 1884 г. Сначала она была одноклассной, а в начале XX в. преобразована в двухклассную. В 1890-91 учебном году в ней занималось 16 мальчиков и 2 девочки, в качестве учителя работал сельский житель Лука Онищенко, закончивший народное училище.

<p ">В 1915 г. в этой школе работало 3 учителя. Заведующими школы и преподавателями Закона Божьего в разное время были священники местной приходской церкви. В школе оттачивал мастерство ученический церковный хор, имелась библиотека, состоящая из учебных пособии и книг духовного содержания (в основном о житии святых).

УСАДЬБА

(По материалам районной книги «Памяць», опубликованной в 1998 г.)

В 1850 г. Горватты построили в северо-восточной части Наровли, на берегу Припяти большой каменный дворец в стиле ампир (развитого классицизма). Окаймленная каменной оградой с неоготическими башнями панская резиденция включала в свой комплекс дворец, пейзажный парк с малыми архитектурными формами — фонтаном, беседкой-маяком, часовней и колодцем, а также хозяйственные постройки — конюшню, ледовню, оранжерею. Крытый черепицей двухэтажный дворец имел толщину стен 1 м.

На внешнем (в сторону улицы) фасаде его украшали три выступа (ризалита): один в центре и два на боковых крыльях. Центральный ризалит был оснащен шестиколонным портиком и балконом, окаймленным чугунной балюстрадой. Под портиком размещался заезд для экипажей (пандус). Отсюда уводили широкие каменные ступеньки. Над балконом на стене была надпись на латинском DIH (Даниэль, Ифигения Горватты) и стояла дата завершения постройки — 1850 г.

Помещения внутри имели коридорную связь. Все были оснащены паркетными полами, причем каждый пол имел свой, непохожий на остальные орнаментальный рисунок. Интерьер украшали люстры, камины, печи, облицованные разноцветным кафелем и мрамором.

В центре дворца, на его первом этаже, располагался холл, вход в который был организован через тамбур с дубовыми гардеробами по обеим сторонам. Холл соединялся с библиотечной залой, из которой, в свою очередь, можно было проникнуть в покои, которые долгое время служили жильем тестя Даниэля Горватта Александра Аскерки. Непосредственно из холла на второй этаж уводила парадная, оформленная дубовыми панелями лестница.

Библиотечная зала имела четыре высоких окна и выход на дворцовую террасу. Плафон на потолке этой залы был расписан маслом дворовым художником Марианом по проекту архитектора Тадеуша Растваровского. Рядом с библиотекой размещались покои в три окна. Это была читальня, кресла которой в стиле Людвика Филиппа были обиты светлой кожей, а на стенах висело несколько картин голландской школы.

За читальней располагалась канцелярия, стены которой полностью покрывали панели из светлого дуба. Здесь стояло большое дубовое бюро, украшенное резьбой, шкаф для хранения охотничьего снаряжения, а также кресла, обитые коричневой кожей. Стены канцелярии были завешены родовыми портретамив основном представителей рода Аскерков. Выполнены эти портреты были художниками Я. Домелей и Я.И. Суходольским.

В левой части здания располагались три помещения: два являлись жилыми, а крайнее, расширенное ризолитом, занимал музей природы. Вдоль стен здесь стояли застекленные шкафы, где хранились чучела животных и птиц. В стеклянной посуде демонстрировались заспиртованные земноводные и рыбы.

На втором этаже дворца всю ширину между портиками занимал большой и длинный, как в загородных царских дворцах под Петербургом, бальный зал. Из этого зала можно было выйти на балконы, располагавшиеся с южной и северной сторон дворца, а также в соседние покои или в зал, где размещалась парадная лестница. Бальный зал украшали две большие хрустальные люстры, потолочная лепнина и два гигантских камина, полукруглые ниши которых были фланкированы двумя парами коринфских колонн. Стены здесь покрывали панели, обитые кремовой тканью. Аналогичную обивку имела здешняя мебель: два дивана, ряд кресел и стулья с гнутыми поручнями. В южном углу зала стояло фортепиано марки Бехштейн, а на стенах висело несколько старинных картин.

На втором этаже располагалась спальня, выдержанная в красных тонах. В так называемом «красном салоне» в три окна наибольшую ценность представляли собой полы, паркет которых был набран из разных сортов дерева в виде орнамента, который напоминал восточные ковры. Здесь размещалось пять разных столов, три дивана и несколько кресел, обитых идентичной со стенами тканью. Стены украшали несколько картин XIX в., среди которых был портрет Ядвиги Горватт из Аскерков, нарисованный Людомиром Яновским. За этот портрет художник получил на выставке в Париже золотую медаль.

Один из дворцовых углов на втором этаже занимал так называемый «небесный салон». Он служил будуаром хозяйки. Его стены были обиты плотным материалом гранатового цвета (атласом). Потолок был разрисован под звездное небо. Тут тоже располагался камин, имелись паркетные полы и бронзовая люстра. На стенах висели картины разных школ и эпох.

Между бальным залом и надворной западной стеной располагался еще один зал. Это была столовая. Она редко использовалась и оформлена была лишь в начале XX в. Специально для нее Тадеуш Растваровский нарисовал несколько картин, среди которых выделялись следующие: «Апостол и Музы», «Возвращение Дианы с охоты», «Эрат и Психея». Этот зал отапливали две высокие белокаменные печи. Паркетные полы здесь были сооружены из светлых наборных квадратов. Мебель состояла из белолакированных и позолоченных кресел и длинного стола в стиле Людовика XVI.

На втором этаже размещалась малая столовая. Ее освещали люстры со спиртовыми лампами и бра. Кроме того, во дворце располагались кухня, пряльня и служебные помещения.

<p >В период строительства дворца был высажен парк. Здание дворца оказалось на окраине этого парка, на берегу Припяти. Кольцевой прогулочный маршрут начинался от северной стороны парка, проходил возле часовни (семейного склепа) и беседки-маяка. Дальше прогулка по парку продолжалась вдоль речки Наровлянки, которая огибала парк с восточной стороны. Юго-восточная часть парка имела регулярную планировку, здесь располагалось четыре грабовых боскета. В дендрологический состав парка входили следующие деревья: тополь черный, тополь канадский, тополь мариландский, клен ясенелистный, лох узколистный, туя западная, елка колючая голубая, шелковица белая, хвоя черная, лжетсуга Мензиса, акация белая, каштан конский, и кусты: птелея, спирея, без.

Главные парадные ворота были спроектированы Тадеушем Растваровским. Они стояли при тракте, который вел из Наровли в Барбаров — еще одно имение Горваттов. От ворот в южном направлении отходила тополиная аллея длиной 1,5 км. Еще одна аллея — каштановая — шла в северном направлении. На ней с западной стороны располагалась конюшня с жилой центральной частью. Рядом с конюшней находился старый колодец в виде беседки.

Перед дворцом был устроен большой круглый цветник, в центре которого росли две столетние липы. С западной стороны от цветника размещались огороды и пасека. Дальше был устроен теннисный корт, а еще дальше находился фольварк.

Между дворцом и берегом реки располагался фонтан с двумя боковыми лавками и тронами на них в стиле «римского духа» — с высокими спинками, лепными гирляндами. В центре фонтанного бассейна возвышался постамент, завершавшийся скульптурами сирен, которые поддерживали вазон.

Если следовать по аллее в сторону фольварка, то по пути сначала встречалась ледовня (ледник), а за ней — оранжерея.

Фамильный склеп Горваттов, о котором я уже упоминал, располагался в северо-восточной части парка недалеко от дворца в зарослях.

Роль маяка в усадьбе выполняла поставленная на горке около пристани каменная трехъярусная башня-беседка. Ее третий ярус был решен в виде круглой восьмиколонной коринфской ротонды, опоясанной карнизом и завершенной полусферическим куполом с вазой па вершине. Ярусы этого сооружения не имели лестничной связи, что указывает на ее чисто декоративное назначение. Функцией этого высокохудожественного архитектурного творения было привлечь внимание к усадьбе.

В северо-западной части парка располагался хозяйственный комплекс резиденции. Несколько зданий, сооруженных из кирпича, были поставлены здесь вокруг одного прямоугольного двора. Здания были построены в стиле эклектики, имели элементы готики, средневековой архитектуры и классицизма. Сейчас они принадлежат кондитерской фабрике «Красный Мозырянин».

Данную усадьбу можно было бы представить в качестве образца белорусского усадебного искусства XIX в. Здесь было все, чего желают нынешние гурманы от старины. Установлено, что на Гомельщине слабо развит туризм. Вот вам великолепное подспорье, чтобы исправить это. Следует лишь воссоздать эту усадьбу.

ФАБРИКА ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ

(Некоторые исторические сведения о местной кондитерской фабрике под не совсем местным названием «Красный Мозырянин»)

Это самая старая из всех ныне действующих конфетных фабрик Беларуси. 

Сотрудница госархива города Мозыря Людмила Патук в газете «Прыпяцкая праўда» 26 ноября 2003 г. сообщает, что в 1913 г. местный помещик Горватт построил у себя в усадьбе фабрику по переработке фруктов и овощей. Это было небольшое кустарное производство по переработке сельхозпродукции, которая выращивалась на землях Горватта. Здесь производили повидло, мармелад и пастилу.

После военных и революционных событий тех времен фабрика в 1924 г. возобновила выпуск продукции. Это была инициатива местных жителей, работников фабрики, которые взяли управление производством в свои руки. Первоначально предполагалось, что численность трудового коллектива фабрики составит 20 человек. На содержание Наровлянского и Головчицкого садов понадобилось бы еще 4 человека (садовники и сторожа). Вот объяснительная записка в производственно-финансовый отдел местной промышленности, датированная 1926 г.: «…конфетная фабрика бездействовала в течение многих лет. Она не имела полного оборудования. Здания главного корпуса, овощесушильни, машинного отделения, складских помещений, подвала для хранения фруктов требовали ремонта. Два садово-огородных хозяйства запущены. Несмотря на выгодность эксплуатации фабрики, никто не брал ее в аренду, так как пуск требовал колоссальных средств… В июле 1925 г. фабрика была взята в арендное пользование на 9 лет вместе с садами до 10 тысяч фруктовых деревьев. Частично проведено огорожение садов, вспашка и культивирование, обработка садов ядохимикатами и т. д. В результате улучшилось состояние фабрики и садов, найдены рынки сбыта изделий, имеется прибыль…» На начало 1926 г. на фабрике работало 33 человека. При этом главной потребностью ее были квалифицированные кадры.

В феврале 1926 г. появляется объявление для трудовых коллективов Белоруссии, в котором говорится: «Мозырское окружное Управление трудовых коллективов, имея паровую конфетную фабрику «Красный Мозырянин» (бывшее имение Горватта), производит различные сорта конфет: мармелад, пастилу, карамель и другие качеством и этикетками не уступающие качеству фабрик центральных городов… Завоевав своим товаром местный рынок, Управление трудовым коллективом фабрики предлагает свои услуги по поставке конфетных изделий.» И далее перечисляются названия конфет и прейскурант на них. Я отмечу только некоторые виды продукции: конфеты «Раковые шейки», «Снежные трубочки», «Дамские пальчики», мармелад, пастила, зефир, сиропы в бутылках, варенье в банках, повидло, сушеные фрукты.

Докладная записка о развитии садов в Мозырском округе в 1927 г. свидетельствует, что «Окрсельсоюз обследовал состояние садов конфетной фабрики и пришел к выводу, что фабрика способна переработать урожай сельхозобъединений всего округа, а также может вести переработку картофеля, получая крахмал, так как картофель продается по очень низкой цене».

Продукцию фабрики «Красный Мозырянин» брали оптовые склады Минска, Орши, Бобруйска, Полоцка, Смоленска, Киева. Если в 1927 г. фабрика выпускала до 60 тонн конфет, варенья, сушеных овощей и фруктов, то в 1928-29 гг. предприятие давало уже 380 тонн изделий.

Фруктовые эссенции и кондитерские краски поставляло Акционерное общество Арнбрунс (г. Москва), оберточную бумагу и этикетки — типография «Рекорд» и кустарное производство «Труд» (г. Киев).

В 1930 г. для улучшения качества конфет фабрикой был закуплен аппарат «Вакуум». Предприятие стало принимать участие в выставках. Причем, демонстрировало и продавало не только изделия, но и свежие яблоки разных сортов из своих обновленных садов.

К 1941 г. производственная мощность фабрики достигла 1 тысячи 300 тонн валовой продукции. К этому времени численность рабочих на фабрике и ее филиальных садах и фермах достигла 500 человек.

После освобождения Белоруссии от немецко-фашистских оккупантов фабрика возобновила свою работу уже в 1944 г.

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter