Святыня белорусская - Коложа

Свято-Борисо-Глебская (Коложская) церковь в Гродно - памятник православного зодчества XII века - жемчужина белорусской культуры. Это - старейший христианский храм Принеманья, одно из немногих сохранившихся сооружений домонгольского периода в Белоруссии.

Храм не имеет прямых аналогов в древнерусской архитектуре и напоминает композицию более ранних гродненских церквей, известных по археологическим исследованиям. Этот факт даёт возможность предположить существование в конце XII века уникальной архитектурной школы - гродненской школы зодчества, что подтверждает самобытность белорусского народа.

Церковь была построена по заказу князей Бориса и Глеба Всеволодовичей – внуков Владимира Мономаха, и освящена в честь их небесных покровителей, святых Бориса и Глеба. После разрушительного пожара 1183 года, который уничтожил Соборную (или так называемую «Нижнюю») церковь древнего Гродно в княжеском детинце, Борисоглебская церковь стала главным городским храмом. В Ипатьевской летописи под 1183 год сохранилось сообщение о пожаре в Гродно: «Того же лета Городен погоре всь и церкы каменая от блистания молние и шибения грома». Летописец говорит о нескольких церквях, ведь 80-м годам XII века в Гродно, помимо Борисо-Глебской и Соборной, были построены и другие каменные храмы: Пречистенская, Воскресенская и Малая церковь, а также кирпичные княжеский терем и стены, а также, предположительно, и отдельные башни гродненского замка. Ни один город на территории Беларуси, даже Полоцк, в тот период не имел такого количества каменных построек, причем все они возведены в оригинальном стиле, больше нигде не встречающемся. Строителем Коложи считают легендарного зодчего Петра Миланега, позже работавшего в Киеве.

Церковь была возведена на высоком берегу реки Неман в нескольких сотнях метров от княжеского замка. По преданию, в конце XIV века князь Витовт ходил походом на Псков и захватил один из его пригородов - Коложу, жителей которого угнал в Гродно и поселил возле Борисо - Глебской церкви. Это место якобы стало называться Коложей, а храм с тех приобрел второе имя - Коложский. Однако историки и археологи не подтверждают факт наличия здесь городского посада и считают, что название Коложа («коложань, коложень») – это название древней языческой рощи - святилища, где позже был построен православный храм, и обозначает место, где бьют многочисленные родники.

Коложская церковь представляет собой крестово-купольный храм, трёхапсидный и шестистолпный, с дополнительным пространством в предалтарной части. Его фасады членятся плоскими трехуступчатыми лопатками, придающими храму легкость и устремленность ввысь. Кладка стен выполнена из тонкого плоского кирпича – плинфы на толстых швах из известкового раствора. Древнерусские зодчие добавили в раствор толченый кирпич, вследствие чего он приобрел розоватый оттенок. Отличительная особенность храма – отсутствие штукатурки наружных стен. Это позволяет любоваться декоративными достоинствами кирпичной кладки, в которую неповторимым цветным узором, напоминающим белорусские орнаменты, вставлены шлифованные гранитные и гнейсовые камни, а также многочисленные поливные керамические плитки, выложенные крестами различной геометрической формы. Храм органично вписывался в свое естественное окружение. Зеленая трава и камни, цветы и деревья, синь неба и воды Немана дополнялись многоцветными узорами и нарядными куполами древней святыни, являя радость жизни и мощь всесозидающей силы Бога-Творца.

Ученые обнаружили на плинфе Коложи целый ряд древних знаков. Предположительно, это клейма мастеров. Среди них есть и «буквенные» знаки, что говорит о широком распространении письменности среди наших предков. Отдельные исследователи нашли знаки и на камнях, украшающих стены храма. На этом основании они утверждают, что при строительстве Коложи использовались валуны, ранее служившие объектом языческого поклонения древних жителей Принеманья. Если это так, можно лишь восхищаться мудрости наших предков: не огнем и мечом несли они христианство по рубежам Древней Руси, а уважением к их верованиям и традициям. В то время как православные молились внутри церкви, язычники поклонялись святым камням снаружи. Постепенно они переходили внутрь храма и становились христианами. Это смелое и красивое предположение, которое сейчас невозможно подтвердить или опровергнуть. Во всяком случае, невозможно было устоять перед соблазном войти в это весьма эффектное и монументальное здание. Внутреннее убранство церкви было под стать красоте внешних стен. Храм украшали майоликовый пол из разноцветных плиток, стройные круглые колонны, вверху переходящие в крестообразное сечение, фрески, иконы и драгоценная утварь, а также невиданной красоты «царские врата», ведущие в затемненную алтарную часть церкви. Из-под сводов и барабана купола посредством особым образом расположенных небольших узких окон в центр храма на молящихся прядями ниспадал, словно струился, свет, создавая иллюзию божественного озарения. Еще одна особенность здания - голосники (глиняные сосуды, замурованные в кладке, горловины которых выходят наружу). Они густо расположены в верхних частях стен, облегчая их вес и улучшая акустику. Усиленный голосниками, голос священника звучал весьма величественно, вдобавок, с высоты хоров ему гармонично вторили голоса певчих, подхватываемые верующими. Так храм вкупе с прихожанами являл собой божественную симфонию, воплощенную в камне, плоти и слове.

При церкви с незапамятных времен существовал православный Борисоглебский мужской монастырь. Есть мнение, что храм изначально строился как монастырский, что и объясняет его относительно отдаленное расположение oт старинного города. А, значит, при храме работали иконописцы, переписывались книги, обучались грамоте наши предки, велось летописание. Одна из святынь храма - чудотворная Коложская икона Божией Матери. Она была небольшого размера, но хранилась в большом и богатом окладе. По преданию, один нищий, который долгое время носил икону на шее, перед смертью пожертвовал ее храму, желая быть погребенным у его стен. Божественный лик считался чудотворным, но был утрачен во время Первой мировой войны. В настоящее время в церкви находится копия этой иконы.

Церковь и монастырь неоднократно разоряли завоеватели, опустошали пожары, но храм обычно недолго стоял в запустении, святыню раз за разом ремонтировали. Считается, что впервые храм восстанавливал знаменитый князь-воин Давыд Городенский, который, по древней легенде, похоронен у ее стен. Отстроил ее и Великий князь Литовский Витовт. Именно у стен Коложи собирал он белорусских воинов, отправляясь на Грюнвальдскую битву. Издавна под полом церкви и у ее подножия хоронили именитых горожан, а также павших на поле битвы воинов. Во время одной из войн захватчики варварски обрушили древние своды и купол внутрь стен, засыпали их доверху землей, чтобы установить на образовавшейся площадке пушки и обстреливать осажденный Старый гродненский замок. Но Коложа вновь была восстановлена, хотя свой прежний облик она не обрела и поныне.

Несмотря на то, что камни фундамента церкви не были скреплены связующим раствором и были лишь пересыпаны песком, храм простоял века. Однако, помимо пожаров и войн, у древнего памятника нашелся еще один грозный враг – буйные воды Немана. Уже в 1720 году размытый рекой обрыв подошел вплотную к церкви, вызвав наклон ее стен. Настоятель храма, пытаясь предотвратить обрушение здания, велел возвести у подошвы горы забор, а также посадить на склоне деревья, чтобы их корнями укрепить берег. В 1840 года появилась угрожающая трещина в западной стене здания, а в ночь с 1 на 2 апреля 1853 года южная стена и часть западной стены здания обрушились в Неман. В 1889 году по той же причине была утрачена апсида диаконика. С тех пор гродненцы не оставляли попыток спасти храм и восстановить его, но их усилия раз за разом пресекали новые войны, среди которых особое место занимают Первая и Вторая мировые. Тем не менее, здание получило новые, более легкие деревянные стену и кровлю. Берег под храмом был основательно укреплен, проведены консервационные работы.

В советское время Коложа была закрыта и передана на попечение Государственного историко-археологического музея, а позже - Республиканского музея атеизма и истории религии. Вместе с комплексом памятников Замковой горы она была объявлена историко-архитектурным заповедником. В 1991 году храм был возвращен Церкви и вновь стал действующим, особо почитаемым верующими гродненцами.

В последние годы в Беларуси делается многое для сохранения историко-культурного наследия наших предков, развития туризма. Настал черед восстановить и бесценный памятник древнебелорусского зодчества – Коложу. К радости ученых, общий вид церкви до ее разрушения в 1853 году сохранился в ряде рисунков и чертежей с описанием узоров каменной кладки и необходимых для ее восстановления размеров. Еще в 2000 – 2005 годах был укреплен склон Коложского плато, что дало возможность приступить к проектированию работ. Реставраторы планируют в точности восстановить утраченные в XIX веке уникальные стены храма.

Минувшим летом археологи провели раскопки вокруг церкви, чтобы более детально изучить культурные слои прилегающей к ней территории и состояние ее фундаментов, что дало ценную информацию для более точного восстановления церкви. В ходе раскопок были найдены многочисленные захоронения, а также установлено, что в межвоенные годы фундамент церкви по всему его периметру был укреплен мощным бетонным поясом, скрытым под землей. Окончательно подтверждено также, что вокруг храма не существовало систематической застройки, и он не был частью городского посада.

Для того, чтобы закрыть Коложу на реставрацию, было решено построить неподалеку новый церковно-приходской комплекс, куда перенести церковную утварь. Согласно проекту, в состав комплекса вошли домовая церковь, крестильная, два воскресных класса, библиотека, трапезная и мастерская. Сдача зданий в эксплуатацию запланирована на весну 2012 года. В этом году, в день памяти святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба, Преосвященнейший Артемий, епископ Гродненский и Волковысский, совершил чин освящения фундамента под строительство храма в честь Коложской иконы Божией Матери.

По окончании строительства внутри церкви возобновятся исследовательские работы. Археологи из Академии наук Беларуси изучат внутреннее пространство здания. Только после детальных исследований можно будет приступить к восстановлению самого храма. Реставрация Свято-Борисо-Глебской церкви – дело непростое и очень ответственное, ведь Коложа претендует войти в Список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО как историко-культурная ценность мирового значения наивысшей категории. В ходе разработки и уточнения проекта реставрации ученые стараются услышать мнения многих специалистов, в том числе международных экспертов, изучить разные точки зрения по вопросу восстановления этого уникального храма.

На восстановление церкви требуются значительные средства. В ходе акции "Восстановим Коложу вместе”, инициированной председателем Гродненского облисполкома Семеном Борисовичем Шапиро, уже собрано более ста миллионов рублей. Гродненцы ожидают помощь и со стороны крупных предприятий республики. Вскоре бесценная жемчущина белорусской нации вновь воссияет во всей своей первозданной красоте.

 

У вас недостаточно прав для размещения комментарий


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter