О былых поселениях в западных губерниях, в том числе и на Полесье.

Военные осады, местечки, веси, слободы, застенки, околицы, фольварки и хутора – все эти типы бывших поселений были характерны для восточно-европейских территорий. Появились они ещё с тех времён, когда земли, заселённые белорусами, входили в состав феодального государства Великого княжества Литовского (ВКЛ).

Уличные деревни и большие сёла (веси, вси) начали появляться на территориях ВКЛ после земельной реформы 1557 года, когда была принята так называемая «Устава на валокі». До этой реформы земля принадлежала всем хлопам-общинникам, которые платили за использование этих угодий дань феодалу. Единицей повинности была семья, жившая в отдельной полуземлянке или халупе. Семьи, ещё они назывались – дымы, отбывали подымную повинность. Они работали на феодала и отдавали ему часть урожая со своего надела. 

После указанной реформы единицей феодальной повинности стала вся деревня, в которую собирались крестьяне на постоянное жительство. Прежняя общинная земля, которой владел феодал, стала делиться на три больших поля (трёхполье). Через среднее поле прокладывалась улица, вдоль которой нарезались на поле наделы – волоки. Крестьянин брал целую волоку и строил на ней дом и хозяйственные постройки. Так образовывалась уличная деревня с определённым количеством дворов. Третье поле использовалось и засевалось после того как земля на нём «отдохнула», то есть простояла некоторый срок под парами. Это позволяло повышать плодородие почвы на скудных землях.

Застенок. Были на землях ВКЛ и поселения сословно-классового характера. Они возникли как порождение волочной земельной реформы. Между участками трёхпольного севооборота оставались отрезки, т.е. застенки (от слова «стенка» - межа). Феодал или иной владелец земли отдавал их обычно в аренду мелкой шляхте, которая строила здесь свой двор. Такие поселения назывались застенками, а их жители застенковой шляхтой. Многочисленные застенки, расположенные в одном месте, были похожи на деревни.

Околица являлась другим типом поселения шляхты. Название происходит от общеславянского слова «околоти», что значило окружать, огораживать. Околицы строились возле деревни и обносились забором. Таким образом, шляхта стремилась выделиться от крестьян, подчеркнуть своё положение в обществе. Такая шляхта юридически относилась к феодальному сословию, но по имущественному положению приближалась к крестьянам. В былые времена она происходила из свободных людей (бояр, земян), которые могли документально подтвердить вольность от тяглово-чиншевых обязанностей.

Околичная шляхта – одна из низших групп мелкопоместной шляхты в 16-18 веках. Называлась она также шляхтой загродовой, шарачковой. Последнее название произошло от слова «шарачак», то есть грубое домотканое полотно, из которого шили одежду низшие сословия. Землёй шляхта владела на основе родово-наследственного права и обрабатывала её самостоятельно, но нередко нанимала в помощь огородников или других крестьян.

Указом императора Николая I в 1831 году околичная шляхта была исключена из российского дворянского сословия и переведена в категорию оседлых однодворцев. В западных губерниях Российской Империи было сосредоточено 56 процентов из числа всей шляхты этой державы. Известный белорусский литератор Винцент Дунин-Марцинкевич описал представителей этого сословия в комедии «Пинская шляхта», где рассказано о нравах и обычаях шляхтичей из Полесья.

Слобода. Чтобы заинтересовать крестьян в освоении новых земель, их освобождали от податей и чиншу за то, чтобы они селились на неуродливых или неосвоенных землях. Эти поселения имели название слободы. Особенно много их было создано на землях пинского Полесья, где они назывались Волями и Вульками. В феодальные времена жители таких поселений получали временное освобождение от податей на 5-12 лет из-за неуродливости земель. Такие неудобицы на других условиях они отказывались обрабатывать. Позже слободой стали называть ещё и посёлки возле поветовых (уездных) городов. Там жили ремесленники, которые оставили сельскую общину и только частично были связаны с сельским хозяйством. Затем такие окраинные слободы (слобудки) слились с городами или стали пригородными деревнями.

Фольварк. Название произошло от польского слова такого же звучания, а также от немецкого vorwerk – хутор. В древние времена так называли феодальное хозяйство, где выращивали хлеб на продажу. Позже так называлось поселение, размещённое недалеко от имения (маёнтка) арендатора или владельца фольварка. Обычно фольварк состоял из 3-5 дворов.

Хутором именовалось поселение, хозяин которого отделился от деревни и сельской общины. Массовое расселение на хутора началось в России в начале 20 века во время столыпинской реформы. После включения территории Западной Беларуси в состав Польши (Второй Речи Посполитой) здесь была проведена земельная реформа по закону от 1925 года «О парцелляции, комасации и осадничестве». Им была предусмотрена ликвидация черезполосицы сведением крестьянских земель в один участок с последующим обустройством хозяйства на хуторе. В Польше в 1930-е годы в период такой реформы на хутора было расселено около 70% крестьянских хозяйств.

Местечко. В центре больших поселений, расположенных у дорог и рек, размещался так называемый погост. Он являлся центром феодального владения и местом руководства общиной, в которой находились зависимые крестьяне. Здесь размещались культовые строения, общественное кладбище. Это было место для проведения собраний, судов, а также праздников, то есть «фэстаў». После включения земель ВКЛ в состав Российской Империи, крупные сёла или местечки впоследствии стали центрами волостей. Там находились волостная управа (гмина), костёл, синагога, школа, рынок, корчма, амбары для складирования.

Повет и волость. На территориях северо-западной части Российской Империи повет являлся административно-территориальной единицей государства как эквивалент русского термина «уезд». Когда земли ВКЛ были включены в состав российской державы, то прежние поветы стали входить в состав вновь образованных губерний. После реформы 1861 года поветы были поделены на волости.

Военная разруха. В 1914 году Германия и Австро-Венгрия начали воевать против России. Немецкие войска захватили территории Гродненской и Виленской, а также часть Минской губерний. Царские власти, ещё до прихода неприятеля, стали выводить трудоспособное население в восточном направлении. Беженцы собирали на телегу свои пожитки, а сами пешком шли за возом. В 1918 году, когда военные действия прекратились, земля была испепелена пламенем войны. Через западные губернии долгое время проходили фронтовые действия. Здесь были затоптаны и выбиты луга и пашни, выжжены и вырублены леса и кустарники. Но, несмотря на это, люди упорно возвращались на земли предков, чтобы восстановить их из руин. Однако тяжёлые испытания на этом не кончились, так как в 1919 году началась польская военная интервенция, затем советско-польская война.

Польша смогла добиться в 1921 году включения в её состав территории Западной Беларуси. С февраля этого года в составе Второй Речи Посполитой были образованы Новогрудское и Полесское воеводства, которые подразделялись на поветы, а последние делились на гмины. Административные учреждения органов власти и управления размещались в поветовых городах, а гмины – в местечках или в крупных сёлах.

Колонии военных осадников. На заселённых белорусами землях Новогрудского и Полесского воеводств Республики Польша военное осадничество основывалось на законе Сейма от 1922 года об отчуждении польским государством целого ряда имений, принадлежавших ранее казне Российской Империи. Земельными участками из состава данных имений наделялись заслуженные солдаты польской армии, бывшие военные добровольцы, а также получившие ранения на фронтах. Для этого создавались передаточные комитеты, и организовался фонд пособий. Из него военные осадники получали деньги для заведения хозяйства на своих участках – осадах. Им выделялось 21 га земельных угодий и 800 злотых безвозвратно и 2400 злотых в виде беспроцентного займа. Для сравнения нужно сообщить, что 1 кг сахара оценивался в Польше в 30-е годы в 4 злотых.

Более всего осадников прибыло в Новогрудское и Полесское воеводства в 1923 году, а самое минимальное количество заселилось в 1932 году. Осадники обосновывались здесь по большей части колониями и оказывали содействие друг другу в обработке земли, обустройстве хозяйств. В большинстве это были ранее служившие в одном батальоне или полку Войска Польского. Расположенные невдалеке воинские части поддерживали связь со своими поселенческими колониями, оказывали помощь бывшим солдатам.

Осадничество насаждалось вблизи линии польско-советской границы с тем расчётом, что взрослые члены семей осадников будут приобщаться к охранным функциям и следить за поведением белорусского населения на приграничных землях. Соседствующие хозяйства осадников именовались военными колониями. В случаях тревожных событий осадники могли обращаться в ближайшую воинскую часть за помощью. Таким образом, польским правительством проводилась политика применения в восточных воеводствах в широких масштабах именно военной колонизации. В 1933 году в Новогрудском и Полесском воеводствах было зарегистрировано в каждом из них до двух тысяч осад. В Новогрудском воеводстве было подсчитано, что на одну осадническую семью приходится среднестатистическая цифра в 5,2 человека. Общее число членов семей военных осадников по этому воеводству исчислялось приблизительно в 9718 человек.

Гражданское осадничество в данных воеводствах имело самостоятельный характер, то есть не регулировалось полностью государством. Хозяйства гражданских осадников возникали не только в аграрном секторе. Колонизация городов основывалась на раздаче государством пригородных земельных участков, где поселялись польские чиновники, ремесленники и специалисты.

Официальные круги Второй Речи Посполитой не считали территории восточных воеводств исконно польскими и понимали всю сложность решения вопроса их колонизации. Несмотря на принимаемые правительством меры, население польской национальности на территориях восточных воеводств не являлось доминирующим. В 1939 году количество поляков в этих воеводствах достигло 1,5 млн. человек, что составляло более 30% от числа всего местного населения. В большинстве своём здесь в сельской местности проживали белорусы, а местечки и города в ряде случаев населялись евреями и татарами.

 

У вас недостаточно прав для размещения комментарий

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter