Штрихи к портрету города Воложина

За свою более чем шестисотлетнюю письменную историю поселение Воложин было совершенно разным по своему этническому составу – литовским, польским, еврейским, белорусским. Первые сотни лет своей истории он был заселён преимущественно этническими литовцами-язычниками. Христианскую, римско-католическую веру здесь принимали в конце XIV начале XV веков, после Кревской унии. Кстати, Воложин и Крево (языческая столица Литвы) находятся рядом. Первый владелец Воложина с 1407 года был литовский боярин Монивид (в крещении Войцех Альберт Кайликинович). Его внук построил в 1475 году в Воложине первый христианский храм – костёл. О литовском населении Воложина в XVI веке свидетельствует и то, что виленский бискуп Войцех Табар (сам представитель литовского шляхетского рода) в 1507 году просил подыскать и направить в 28 парафий ВКЛ священников, которые владеют литовским языком. В этом списке были названы Воложин, Молодечно, Радошковичи. Однако в этом материале я бы хотел остановиться на еврейской страничке истории Воложина.

Первый раз Воложин был разграблен и сожжён в 1519 году войсками Великого князя московского Василия III Ивановича во время войны 1512-1522 годов. Следующий раз – в 1535 году, во время Стародубской войны ВКЛ и Великого княжества Московского. Земли Воложинщины пустели.

Во второй половине XIV века по всей Европе прокатилась не только эпидемия чумы, но и эпидемия страшного антисемитизма. Евреев безжалостно резали, жгли, топили. В XIV–XV веках, особенно в конце XV и начале XVI веков эмиграция евреев из немецких городов в Польшу, Литву и Беларусь была поистине массовой. Сюда эмигрировали не только зажиточные евреи, но и средняя и бедная еврейская масса. В ВКЛ ашкеназы (от Ашкеназ – Германия) создали особую этнографическую группу среди евреев Европы – литваков. У них возник свой северо-восточный диалект языка идиш, свои отдельные черты быта, традиции.

Крупные землевладельцы покровительствовали евреям, которые с XVI века селились в их имениях. С 1567 года Воложин – собственность канцлера ВКЛ Николая Радзивила Рудого. Именно при нём в Воложине селятся первые евреи.

Первые захоронения на еврейском кладбище в Воложине относятся к середине XVI века. К этому периоду у евреев оформляется своя общинная форма самоуправления – кагал, что окончательно изолировало евреев от коренного населения. Кагалы отвечали за сбор налогов со всей общины и исполняли административные функции. Первым и высшим должностным лицом кагала и его духовным главой являлся раввин. С 1551 года Воложин получает статус местечко в Виленском повете Виленского воеводства. После административной реформы 1565 – 1566 годов Воложин в Ошмянском повете Виленского воеводства.

Местечко – это поселение полугородского типа с преобладающим еврейским населением. В еврейском обиходе понятие «местечко» также подразумевало своеобразие быта еврейства, его религиозно-культурную обособленность и духовно-социальную автономию общины. Маленькие местечки называли уменьшительно штетеле. Воложин и есть штетеле, в русской традиции – штетл.

Во второй половине XVI – первой половине XVII века в Речи Посполитой развернулась антисемитская компания. Во многих городах прошли еврейские погромы. Они ознаменовали конец «золотого века» литовского еврейства. Неисчислимые бедствия воложинским евреям принесли московские войска воеводы Я. Черкасского в 1655 году во время ожесточённой войны 1654-1667 годов между Москвой и Речью Посполитой.

Во второй половине XVI века в Воложине раз в неделю проходили торги по продаже сельскохозяйственных и ремесленных товаров. В начале XVII века местечко Воложин это рыночная площадь и три исходящие от неё улицы – Виленская, Сморгонская, Менская. В 1690 году в местечко Воложин - 83 двора. В конце XVII – начале XVIII века Воложин – центр староства.

В очередной раз Воложин разграблен и сожжен шведскими войсками Карла XII в 1708 году. Но Воложин вновь восстаёт из пепла. Уже в следующее десятилетие в Воложине насчитывается 107 дворов, 5 улиц (Виленская, Сморгонская, Менская, Кривая, Тыльная). С 1738 года Воложин – собственность Чарторыйских.

По данным инвентаря 1740 года, в Воложине – 139 дворов, из них еврейских – 36 (26%). Некоторые из воложинских евреев занимались сельским хозяйством. К примеру, Шмуйло Якубович Дубинский имел в пользовании 5 моргов сенокосных и 4 морга аромных (т.е. пашенных). На все 36 еврейских дворов в местечке приходилось около 14 моргов аромных и около 16 моргов сенокосных. Однако главными способами зарабатывания средств к существованию у воложинских евреев были торговля и ремесло. Среди евреев были портные, кожевенники, кузнецы, сапожники, мастера по обработке бронзы, красильщики, плотники, шапочники, шорники, мыловары, парикмахеры, жестянщики и другие.

По переписи 1766 года, в Воложине в кагале числилось 383 еврея. В 1772 году в Воложине уже 174 двора, из них еврейских – 44 (25,3%). В 1790 году в местечке 186 дворов.

С 1795 года территория Воложина в составе Российской империи. Возникает «черта постоянной еврейской оседлости», установившая резкую грань между евреями и прочим населением. В пределах этой границы разрешалось постоянное проживание еврейского населения только в местечках и городах, но не в сельской местности. Новое законодательство усугубило денационализацию белорусских местечек и городов. Оно привело к их перенаселению еврейской беднотой.

В 1803 в Воложине проживало 2446 человек. В этом году собственником Воложина становиться граф Иосиф Тышкевич. Именно первая половина XIX века благодаря Иосифу Тышкевичу становится «золотым веком» воложинских евреев. При нём, в 1809 году граф заключил с воложинским кагалом договор, который гарантировал им ряд прав и устанавливал приемлемые размеры налогов. В частности, в интересах евреев крестьяне местечка обязывались продавать свои товары и покупать всё необходимое для себя только в самом местечке. Кроме того, очень выгодными для евреев были следующие положения договора: «…все пляцы (земельные участки), которыми владели евреи, а так же находящиеся на них дома, солодовни, винокурни, лавки, словом всякого рода строения, как существующие, так и впредь могущие построиться должны считаться полной собственностью евреев и их наследников, за что они обязаны уплачивать ежегодно чинш (денежный налог)». От чинша освобождались места, занимаемые синагогой, йешивой, госпиталем, банями, кладбищем.

Евреям предоставлялось право производить всякого рода торговлю, содержать скотобойни и трактиры, шинковать, торговать чарочной (рюмочной) продажей спиртного, все спиртные напитки оптом покупать и продавать, словом употреблять все законные меры к улучшению своего быта без всякого препятствия со стороны дворового управления, однако со взносом известной оплаты по инструктарию.

В середине 20-х годов XIX века в правящих кругах Российской империи созрел своеобразный план: исправить евреев путём привлечения их к личному отбыванию воинской повинности, которая до того заменялась денежным налогом. Роковой указ был подписан 26 августа 1827 года. Он сразу же установил повышенную норму военного призыва для евреев. Если у христиан брали в армию по семь рекрутов с тысячи человек, и то раз в два года, то у евреев стали брать по десять рекрутов с тысячи человек ежегодно. В отличие от других, евреев призывали в армию не с 18, а с 12 лет. Малолетних – с 12 до 18 – направляли в батальоны и в школы кантонистов «для приготовления к военной службе». Годы пребывания в кантонистах не засчитывали в армейский срок.

В начале XIX века Воложин уже известен как центр торговли. Здесь проводилось 4 ярмарки в год, еженедельные базары по воскресеньям и четвергам. По сведениям за 1833 год, в Воложине насчитывалось 3 лавки, 2 трактира, 20 питейных домов.

В 1840 внук Иосифа, Ян Тышкевич, запретил воложинским евреям строить в местечке новые и ремонтировать старые дома, занятые под продажу спиртных напитков.

В 1842 году воложинские евреи подали жалобу на действия нового владельца. Началась судебная тяжба, которая длилась более 20 лет. В конечном итоге дело о споре графа Тышкевича с евреями местечка Воложин поступило на рассмотрение Сената в Санкт-Петербург. Оно представляло собой 7 томов объёмом около 3 тысяч листов. Несмотря на отмену некоторых положений договора 1809 года, в целом евреи дело выиграли.

Если в 1847 году из 302 дворов местечка Воложин 132 двора (44%) были еврейскими, то в 1880 году из 3175 жителей Воложина 2310 – евреи (73%). Ещё по закону 1839 года евреи утратили должности бургомистров, городских голов, членов словесных судов, ратманов полиции и другие. Они могли составлять не более одной трети числа членов данных учреждений. Фактически все мещане Воложина – евреи. Поэтому российские власти в Воложине не могли выполнить норму закона 1839 года о том, что органы мещанского самоуправления должны на 2/3 состоять из христиан. В 1884 году на должность мещанского старосты был избран Ицка Брудный, а его помощником – Мовша Клейн. В 1900 году Виленский губернатор в очередной раз просил вышестоящие инстанции утвердить в должность мещанского старосты и членов мещанской управы евреев, так как «…воложинское мещанское общество состоит исключительно из евреев, и мещан-христиан вовсе нет».

В 1882 году был опубликован ряд антиеврейских предписаний русского правительства, получивших название «Временные правила».

По «Временным правилам» евреям запрещалось: а) селиться в сельской местности; б) приобретать недвижимое имущество вне местечек и городов и арендовать земельные угодья; в) торговать в воскресенье и в христианские праздники. «Временные правила» лишили средств к существованию значительное число евреев, основным занятием которых была мелкая торговля в деревнях черты оседлости.

В 1903 году было принято решение разрешить евреям проживать в 101 деревне, фактически ставших местечком. К началу Первой мировой войны было триста таких «деревень», местечек.

Однако мировую известность Воложин приобрёл благодаря своей йешиве (в русской транскрипции – ешибот). Ведь почти полтора столетия Воложин был центром европейского иудейского образования.

Воложинская йешива создавалась как барьер на пути распространения среди еврейской молодёжи особого течения в иудаизме – хасидизма. Раввин Хаим Воложинер в своей йешиве установил новый метод преподавания Талмуда, который был основан Элияху бен Шломо Залманом, Виленским Гаоном. Суть метода – анализ текста и понимание его обычного значения.

По преданию, йешива была основана по поручению Гаона, хотя она была создана в 1803 году, через несколько лет после его смерти. В это время в Вильно уже существовали две йешивы, однако раввин Хаим решил основать новую – возможно, чтобы выйти из-под влияния виленской общинной администрации, страдавшей внутренними раздорами, и самое главное, чтобы организовать изучение Талмуда в соответствии со своими собственными взглядами. Он противился традиционно устоявшемуся правилу проживания учеников йешив в семьях, за пределами йешивы. Не хотел допустить попадания учащихся под влияние внешней среды. Для этого он взял на себя обеспечение учеников средствами к существованию. Для сбора средств на йешиву он обратился к еврейским общинам. В результате Воложинская йешива стала не просто местным учебным заведением, а предприятием всей литовской общины (миснагдим) и прототипом всех литовских йешив, основанных после этого.

Обучение в Воложинской йешиве начиналось с 10 учеников, однако очень быстро приобрела известность среди еврейского населения. Её стали настолько высоко ценить, что военный губернатор Виленского края в 1812 году выдал рабби Хаиму документ для защиты – приказ всем воинским частям российской армии защищать его и студентов и оказывать им всяческую помощь. В это время там было уже 100 учеников. К этому времени в Воложине было построено деревянное здание йешивы. Основные лекции читали сам рабби Хаим, его зять рабби Гилель, раввин Гродно, а также его сын рабби Ицхак.

После смерти рабби Хаима в 1821 его сын рабби Ицхак стал главой йешивы. Примерно в это же время (1824) российские власти решили закрыть йешиву. Тем не менее, несмотря на официальный приказ, запрещающий её существование, йешива продолжали функционировать и расширяться. Число учеников возросло до 200, и были построены новые здания.

Воложинская йешива стала одним из основных еврейских учреждений николаевской России.

Глава Воложинской йешивы рассматривался в это время российскими властями как один из лидеров еврейства всей Российской империи. Когда в 1843 году правительство приняло решение, в соответствии с рекомендациями «еврейского комитета», созвать конференцию раввинов, чтобы обсудить проблемы еврейского образования, рабби Ицхаак из Воложина был приглашен в Санкт-Петербург. Он воспользовался этой возможностью, чтобы получить официальное признание йешивы, предъявив в министерстве образования защитное письмо, выданное в своё время его отцу.

После смерти рабби Ицхака в 1849 году, рабби Элиэзер Ицхак Фрид был назначен главой йешивы, а рабби Нафтали Цви Йехуда Берлин проректором. Рабби Элиэзер Ицхак умер в 1854 году. После этого и рабби Берлин, и внук рабби Хаима, рабби Йосеф Бер Соловейчик, были назначены руководителями воложинской йешивы. Между ними начался спор по поводу методов обучения.

Когда спор грозил поставить под угрозу существование самой йешивы, делегация видных литовских раввинов, в том числе Давид Тевеле из Минска, Иосиф Слуцкий, Исаак Эльханан Спектор из Ковно и Зеев Магид из Вильно, прибыла к Воложин для того, чтобы урегулировать эти споры. Комитет постановил, что рабби Берлин должен быть главным в йешиве, а рабби Йосеф Бер его заместителем. С тех пор йешиву возглавили два человека – галава йешивы и его заместитель. В 1865 году рабби Йосеф Бер ушёл из йешивы на пост раввина Брест-Литовска. Рабби Рафаэль Шапиро, зять рабби Берлина, был назначен на его место и служил в этой должности до 1881 г. Его преемник был рабби Хаим Соловейчик, сын Йосефа Бера и внук рабби Берлина.

В конце 1850-х годов российское правительство возобновило кампанию против традиционных религиозных учебных заведений – хедеров и йешив. Согласно правительственным инструкциям, кандидатом в казённые раввины мог быть выпускник раввинского училища (с 1873 года – еврейского учительского института). К примеру, казённое раввинское училище в Вильно существовало с 1847 года. Казённые раввины утверждались губернскими властями, от них они и получали свидетельство на звание раввина. Именно казённый раввин представлял еврейскую общину в правительственных учреждениях. В обязанности казённого раввина входило принимать присягу у евреев – новобранцев, вести книги записей рождений, бракосочетаний, смертей, в дни государственных праздников и тезоименинства императора произносить в синагоге патриотические проповеди на русском языке.

Правительство предполагало, что казённый раввин явится духовным пастырем общины и будет «наблюдать, что бы в общественном богослужении и обрядах веры были сохраняемы установленные правила. Объяснять евреям законы их и разрешать встречающиеся в оных недоумения».

Борьбу против традиционных религиозных йешив вели и поборники светского, не религиозного знания. Они посылали меморандумы назначенному государством еврейскому комитету с просьбой закрыть йешивы как «питомники фанатичных раввинов». Правительство, очевидно, считало, что пока йешивы продолжают существовать, выпускники государственных раввинских семинарий не будут приняты на посты раввинов, и что йешива в Воложине есть главный конкурент государственных раввинских семинарий.

Таким образом, в апреле 1858 г. йешива была закрыта по приказу властей на том основании, что её учебные планы не были представлены на утверждение в Министерство образования. Выдающиеся евреи из Вильно и Минска направили петицию властям с просьбой разрешить Воложинской йешиве возобновить работу из уважения к её выдающейся роли в подготовке видных раввинов. Несмотря на все усилия евреев, власти не отменили своего решения. Но, как и в 1824 году, решения властей не были выполнены. Йешива продолжала работать.

Раввин Берлин оказался наиболее способным администратором, ему помогала в этом его жена Батья Мириам. Число учащихся продолжало расти, достигнув трёхсот человек в конце 1870-х годов, четырёхсот - в конце 1880-х. Высокая репутация йешивы привлекала учащихся из других стран, в том числе Англии, Германии, Австрии и Северной Америки.

Берлин также значительно расширил бюджет йешивы, который в 1885 году достиг 16,675 рублей серебром, из которых 6000 рублей были израсходованы на поддержку студентов (на младших курсах получали 3.58 рубля ежемесячно, а на старших 9.56), и 3618 рублей на заработную плату учителей. В конце 1860-х годов рабби Берлин решил собрать средства для нового здания и библиотеки, и послал своих эмиссаров во все диаспоры. Дело удалось, и каменное здание в три этажа было построено на эти средства.

Для учеников был разработан распорядок дня. Молитва в 8 утра, потом завтрак. Затем чтение и толкование недельной главы Торы раввином йешивы. Самостоятельные занятия с 10 утра до часа дня, во время которого руководитель следил, чтобы никто не пропускал эти занятия. Затем следовала лекция раввина и обед. Ученики возвращались в йешиву к 4 часам дня. Затем следовали самостоятельные занятия до 10 вечера, молитва маарив и ужин. Несмотря на запреты, многие возвращались в йешиву и учились до полуночи. Они спали до 3 часов ночи и затем продолжали учиться до утра.

В 1860-х годах в еврейской прессе стала проявляться оппозиция йешивам. Крайние поборники развития светского образования требовали их закрыть, другие критиковали их систему обучения и её содержание, и желали ввести общие предметы, как было принято в раввинских семинариях в Германии и в западных странах. Раввин Берлин выступает категорически против каких-либо изменений такого рода. В 1887 году ряд видных раввинов, в том числе Ицхак Эльханан Спектор, Йосеф Бер Соловейчик и Нафтали Берлин были вызваны из Воложина в Санкт-Петербург. Здесь было принято решение о назначении специального учителя для преподавания в Воложинской йешиве русского языка и арифметики, при условии, что эти занятия будут проводиться не в йешиве, а за её пределами. Однако это решение не было выполнено.

Сторонники реформ стали требовать изменений в режиме йешивы, что, наконец, вызвало вмешательство со стороны российских органов управления образованием.

С 1886 года раввином в Воложине был Рафаэль Шапиро (1837–1921), с 1910 – И.Л. Авида, в 1915 – Шимон Перский. В конце XIX в. Пинхос Турберг (1875–1951) издавал в Воложине журнал «Ѓабо́кер-Ор». В 1909 в Воложине имелись 4 синагоги и народное еврейское училище с женской сменой.

В 1891 году русский министр народного просвещения утвердил Правила о Воложинском ешиботе, согласно которым студенты должны были отныне изучать не только Талмуд и источники еврейских религиозных законов, но и русский язык и арифметику в объеме курса еврейских народных училищ. Глава йешивы Н. Берлин не согласился с этим, и в 1892 г. власти объявили о закрытии йешивы. Н. Берлин и учащиеся йешивы были высланы из Воложина.

В разное время в Воложинской йешиве учились некоторые еврейские писатели и поэты, в том числе М.И. Бердичевский и Х.Н. Бялик, запечатлевший атмосферу йешивы в поэме «Ѓа-матмид» («Подвижник»).

В 1895 году правительство разрешило использовать здание йешивы в качестве места молитвы. Ученики снова собрались и заложили основу для возрождения йешивы. Она продолжала расширяться и развиваться вплоть до Первой мировой войны. С 1899 раввин Рафаэль Шапиро был её главой. С приближением фронтовой полосы к Воложину занятия прекратились. Все преподаватели и ученики вместе с другими еврейскими беженцами уехали в Минск.

После Первой мировой войны Воложин оказался в составе Польши. Возникли новые органы власти, новые законы. На этих землях новая власть проводила политику полонизации и в отношении местных евреев.

В межвоенный период евреи по-прежнему были значительной частью жителей местечка. В 1921 году евреи составляли 46% всех жителей Воложина.

Воложин стал центром повета 12 декабря 1920 года. Во главе поветовой администрации стоял староста, который назначался Министром внутренних дел и подчинялся воеводе. Ему было подчинено поветовое управление – староство. В поветовом управлении были отделы, которые назывались рефератами.

В 1924 году Правительство Польши приняло решение о строительстве административных зданий и домов коттеджного типа для чиновников, которые работали на землях Западной Беларуси. В Воложине граф Михал Тышкевич продаёт свой дворцово-парковый комплекс. В нём польское правительство размещает Корпус охраны пограничья. Рядом в стиле дворцового корпуса строится административное здание поветового управления. На окраине Воложине была построена целая улица зданий коттеджного типа для поветовых чиновников и офицеров Корпуса охраны пограничья.

В 1926 в Воложине построено двухэтажное здание польской общеобразовательной семилетней школы, больничный городок.

В 1929 году Совет Министров Польши принял постановление о создании города Воложина, куда вошло само местечко Воложин и близлежащие деревни: Келевичи, Понизье, Евлаши, Большие и Малые Бондары.

После присоединения деревень, заселённых белорусами, процент евреев в Воложине резко сократился. В 1931 году в Воложине жили 1434 еврея из 5600 жителей города Воложина (26%).

Органами городского самоуправления в городах, не выделенных из поветов, были городские рада и магистрат. С 1933 года магистрат переименован в городское управление. Магистрат являлся исполнительным органом городского самоуправления. В состав магистрата входили бурмистр, который возглавлял магистрат, его заместитель, 2 – 3 лавника.

Первые выборы в городскую раду Воложина проходили 6 июля 1929 года. В городскую раду были избраны 3 поляка, 6 беларусов и 3 еврея. Выборы в воложинский магистрат состоялись 28 июля 1929 года. В магистрат вошли 2 поляка и 2 белоруса.

По сведениям на 1929 год в Воложине были гостиница, мельница, лесопильня, сукновальня, 5 кредитных учреждений, 2 аптеки, 2 аптечных склада, больница, амбулатория для рабочих. В амбулатории медицинскую помощь рабочим оказывали бесплатно. В городе были 2 ресторана, 2 кафе, 6 пивных, 2 кондитерские.

В межвоенный период по-прежнему основными занятиями евреев были торговля и ремесло. Из всех торговых заведений Воложина 95% принадлежали евреям. Это более 50 торговых точек, из которых 70% были сконцентрированы в районе торговой площади. В Воложине в это время процветала и контрабандная торговля теми товарами, на которые была установлена государственная монополия – сахар, табак, спиртные напитки, соль. Государственная граница проходила в 40 километрах от Воложина.

Евреи заселяли центральные улицы Воложина. Еврейские дома можно было определить по крышам. У евреев дома были крыты гонтом, у белорусов – соломой. В Воложине с 1925 года действовала еврейская начальная школа «Тарбут». Она имела религиозно-национальный характер, однако там изучали польский язык и историю Польши. По окончании этой школы (через 4 года), некоторые ученики шли в 5 класс польской семилетки.

В Воложине имелась сионистская организация, которую возглавлял Брудный, владелец гостиницы и еврейского банка в Воложине.

В 1939 году евреи составляли 33% всех жителей семитысячного Воложина.

Жизнь еврейской общины в межвоенный период в Воложине, описана в книге воспоминай Мовши Перельмана, изданной на английском языке.

Воложинская йешива вновь была открыта в 1921 году и продолжала работать до Второй мировой войны. Однако количество учащихся в ней значительно сократилось. Её возглавлял раввин Яков Шапиро (умер в 1936 году), а затем его зять раввин Хаим Вулькин. По некоторым сведениям, он погиб в 1942 году вместе с последними 64 учениками йешивы.

С сентября 1939 г. город Воложин – в составе Советского Союза.

Оккупирован немецкими войсками 26 июня 1941 г. Вскоре после оккупации в Воложине было создано гетто. Была образована еврейская подпольная группа антинацистского Сопротивления.

Уже в августе 1941 года на окраине города были расстреляны 45 евреев. Вторая акция произошла в сентябре 1942 г. Приехавшие на двух автомашинах гестаповцы вместе с местными полицейскими расстреляли 225 евреев в районе польских казарм и на улице Дубинской. В январе 1943 г. на окраине Воложина, на улице Шаповаловской в ходе третьей акции в сарае для просушки льна были сожжены заживо около 400 евреев. В июне 1943 г. на еврейском кладбище в ходе четвертой акции было расстреляно свыше 1500 человек, в том числе детей и женщин.

Части советской армии освободили город Воложин 5 июля 1944 г. Им помогали партизанские отряды, в которые входили и евреи.

После Второй мировой войны еврейская жизнь в городе не была восстановлена. По переписи 1989 г., в Воложинском районе Минской области проживал 51 еврей, из них пятеро – в сельской местности. Согласно переписи 1991 г., в Воложине евреи не проживали. В 1990-е гг. на средства зарубежных еврейских организаций была приведена в порядок территория еврейского кладбища (оно было огорожено забором) и реставрированы памятники. В 1995 г. на месте массового уничтожения евреев (на кладбище) был поставлен памятник с надписями на белорусском языке и на иврите. В 1997 в Воложине жило 14 евреев.

В Воложине пять памятников жертвам Холокоста. Кроме упомянутого ещё четыре:

* на горе Поповка, между улицами Гагарина и Партизанской (скульптура скорбящей матери);

* на бывшем армейском стадионе (также скульптура скорбящей матери, но другая). Эксгумация останков более 100 жертв проведена в 2014 г., после протестов инициативной группы местных жителей во главе с Г. Корженевским, в результате отменено строительство на этом месте жилых домов и разбит парк, который, возможно, со временем станет мемориальным;

* на ул. Горького, возле больницы;

* между ул. Пушкина и р. Воложинка.

Сегодня в Воложине осталось несколько еврейских семей, большинство из которых приезжие. Однако в каждом камне мостовой Воложина, в старых домах живет память о том, когда на перекрестках улиц, в многочисленных магазинах звучал вместе с белорусским и польским языками идиш.

Почти все в истории Воложина связано с евреями, которые в XIX начале XX века составляли большинство населения этого города.

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter