История города. История еврейства до 1941 года

Быхов – районный центр в Могилевской области. Город расположен на берегу Днепра в 45 км от Могилева. Известен с XIV в. В XVI-XVII вв. входил в состав Речи Посполитой. С середины XIV в. принадлежал великому князю Великого Княжества Литовского Жигимонту I Старому, был центром староства, затем перешел к Ходкевичам. В 1610 г. литовский гетман Ходкевич укрепил город, который с этого времени стал считаться одной из сильнейших крепостей Беларуси.

В связи с постройкой в XVII в. местечка Новый Быхов, сам Быхов начали называть Старым. В это же время в городе стали селиться евреи. В 1640-х гг. в Быхове строится, возможно, первая синагога. Это великолепное здание крепостного типа сохранилось.

Быхов – в эпоху польского владычества город Трокского воеводства Оршанского повета, упоминается в списке городов, где евреи подвергались избиениям во времена Хмельнитчины. В период казацких войн в 1648 и 1655 гг. Быхов выдержал осады и был взят русскими войсками в 1659 г. Тогда и произошло одно из самых больших бедствий для евреев Быхова.

Между войнами, когда город ненадолго перешел к Речи Посполитой, евреи получили (в 1669 г.) от короля Михаила привилегию на имя быховских евреев Исаака и Авраама Вольфовичей, по которой они освобождались от повинностей в течение 20 лет ввиду "крайнего разорения жителей от казацких и московских нападений". По переписи 1766 г. в Быховском кагале числилось 887 евреев. Быхов был окончательно присоединен к России в 1772 г. после первого раздела Речи Посполитой.

С 1784 по 1805 гг. чисто евреев-мещан колебалось между 873 и 1244.

В 1802 г. Быхов становится уездным городом Могилевской губернии. В 1834 г. в Быхове было 6 синагог, в 1860 г. – 11 синагог.

В 40-х гг. XIX в. христиане составляли всего 2 % населения Быхова, и вследствие этого, в виде исключения, высочайше было разрешено избрать обоих ратманов из евреев.

В конце XIX в. евреи составляли половину городского населения. Работало 11 синагог и молитвенных домов, действовала еврейская богадельня.

В 1906 г. Менделю Славину было разрешено открыть в Быхове частное мужское 1-классное еврейское училище. В начале ХХ в. община имела мужскую и женскую школы, еврейскую библиотеку, общество помощь бедным евреям. В 1910 г. в Быхове имелись еврейское кладбище, 8 синагог. В 1913 г. евреям принадлежали типография, фотография, 3 книжные лавки. Имелись еврейская библиотека-читальня, общество пособия бедным евреям.

В годы советской власти в Быхове работала начальная еврейская школа (закрыта в конце 1930-х гг.). К 1928 г. в Быхове из 8 синагог действовало 6 (остальные были заняты под воинские части), в том числе 3 хасидские, было 2 раввина, в том числе один хасидский. В 20-х гг. также функционировало Общество кустарей из 80 человек, имелась еврейская школа-семилетка и детдом на 32 ребенка.

В Быхове евреи традиционно селились в нескольких городских районах. Район города возле Днепра назывался Сабиловка, считался районом бедноты. Более состоятельные евреи жили в другом районе города, который назывался Шорный. Сохранилось здание синагоги для богатых конца XIX в. После революции в синагоге сделали шорную фабрику, шили хомуты для колхозов. Потом в помещении синагоги была круподерня, склад, хранили соль, которая разъела кирпичную кладку. В настоящее время здание выкуплено предпринимателем, который сделал ремонт и открыл в здании сначала пиццерию, а затем кафе.

К концу 30-х гг. синагоги, молитвенные дома и все еврейские учебные заведения в городе, как и во всей стране, были закрыты.

Быховская синагога

Синагога в Быхове – один из немногих сохранившихся памятников культового оборонного зодчества на территории бывшего Великого княжества Литовского.

Быховская синагога – памятник архитектуры барокко. Относительно времени его постройки в литературе встречаются разночтения. Одни издания датируют возведение синагоги началом XVII в., другие 40–60-ми годами XVII в. Это – центрическая постройка размером 20 x 21 м, толщиной стен около 2 м.

Особенностью композиции является круглая угловая башня, сильно выступающая за пределы основной постройки. Эта башня придает постройке крепостной характер. Разбивка окон на значительной высоте и бойницы в аттиковом ярусе также свидетельствуют об оборонном характере постройки. По-видимому, ей в системе частновладельческого укрепленного города-крепости отводилась определенная роль.

Быховская синагога активно использовалась при защите города в середине XVII – начале XVIII века.

Посредине зала синагоги возвышается бима, представляющая собой четыре восьмигранных столба, сближенных между собой и имеющих общую капитель. В восточной стене на некотором возвышении находился Арон Кодеш, к которому вели ступеньки. С южной стороны к зданию ранее примыкала пристройка женского отделения, имевшая с синагогой сообщение рядом небольших, сохранившихся в настоящее время, прямоугольных окон с лучковым завершением. Стены были расписаны и украшены богатой лепниной с животным и растительным орнаментом. Сохранились отдельные фрагменты лепного украшения бимы и алтаря. Ранее примыкавшая к синагоге территория, называвшаяся синагогальный или школьный двор, была застроена религиозными и общественными зданиями. В настоящее время все эти деревянные здания существовавшего ранее комплекса не сохранились. В советские времена здание синагоги использовалось как склад. С каждым годом здание все больше разрушается. Сейчас оно стоит без крыши и окон, и время вкупе с дождем, снегом и ветром беспощадно уничтожает уникальные фрески, еще кое-где сохранившиеся на стенах. Обваливается карниз здания. Быховская синагога располагалась в северной части исторической планировки Старого Быхова, в отдельном квартале, относительно недалеко от торговой площади и городского вала с расположенными на нем Могилевскими воротами.

Стены имеют трещины. Почти полностью разрушены перекрытия, нет водостоков. Разрушены лестницы. Сохранилась незначительная часть росписи бимы и лепного декора. Необходимы консервационные работы, восстановление перекрытий, кровли, водостоков, расчистка стен от цементной штукатурки, заделка раствором трещин и участков деструктированной кладки стен. Только квалифицированная и неотложная консервация здания сможет спасти уникальную синагогу от полного разрушения. Представители еврейской общины Быхова и Могилева уже много лет пытаются привлечь внимание, как местных властей, так и общественности в Беларуси и за рубежом к проблеме сохранения этого уникального строения. Еще лет 20 назад планировалось начать восстановление синагоги. Но время шло, синагога разрушалась, а восстановительные работы так и не начались. У районного и областного бюджета нет денег на реставрационные работы. Члены еврейской общины начали сами собирать деньги на восстановление синагоги, но нужной суммы не набралось.

Холокост

Быхов был оккупирован немецко-фашистскими войсками 3 июля 1941 г. Первый массовый расстрел евреев состоялся 28 августа 1941 г. Тогда фашисты расстреляли 252 мужчин и юношей, которые под предлогом необходимости ремонта дороги с лопатами и кирками были пригнаны к противотанковому рву 10-12 м глубины (Гоньков ров) на окраине Быхова.

В сентябре 1941 г. по распоряжению коменданта орскомендатуры г. Быхова обер-лейтенанта Мартуса, была произведена перепись населения. На огороженной территории старинного замка с башнями и Троицко-Спасским собором было организовано еврейское гетто. В гетто было принудительно помещено 4679 человек – евреи Быхова и советско-партийный актив, а также беженцы из Западной Беларуси и Польши 1939-1941 гг. Узники-евреи должны были нашить на одежду желтые или белые лоскуты ткани. Гетто охранялось полицейскими.

После семидневного пребывания в замке без продовольствия и воды жители гетто из замка в течение двух дней были выведены колоннами под охраной четверых немцев за реку Днепр. Тех, кто не мог идти самостоятельно: больных, стариков и детей, вывозили на машинах. Очевидцы рассказывали, что обессиленных и больных людей, а также тех, кто сопротивлялся, сбрасывали в кузова машин прямо из окон второго и третьего этажей замка.

Расстрелы производились в 6 км от города в противотанковом рву в урочище Масловичи (по другому источнику противотанковых рвов было два). Перед акцией людей заставляли раздеваться, изымали одежду, обувь, личные вещи, обыскивали в поисках драгоценностей.

Детей до 10-12 лет не расстреливали, а переламывали им позвоночник и еще живыми бросали в противотанковый ров.

В течение сентября-октября 1941 г. ежедневно производились аресты евреев, оставшихся в городе и окрестностях. Их выводили или вывозили за город и также расстреливали. В Гоньковом рву, на территории аэродрома и ацетонового завода.

До войны в деревне Неряж (около 3 км. от Быхова) был образован еврейский колхоз имени Володарского, где проживало около 50 евреев. Большинство из них не эвакуировалось. Евреев Неряжа расстреляли в двух местах. Сначала в урочище Панская грива были убиты 20-25 мужчин (2 км. от деревни Неряж по направлению к Днепру), затем в Гоньковом рву были расстреляны остальные евреи колхоза.

Евреев убивали и в других населенных пунктах Быховского района, в том числе: Клетнянский с\с, дер. Гомарня, было расстреляно «как евреев» 14 человек, в с/с Красно-Осовецкий – убит 1 человек, от 71 до 94 евреев расстреляли в деревне Сапежинка Быховского района (еврейский колхоз им. Свердлова, с\с Мокрянский).

По воспоминаниям известно, что расстрелы еврейских семей также производились в деревнях Быховского района: Новый Быхов (где жило до революции более 100 еврейских семей), Селиба, Студенки, Городец, Давыдовичи, Красница.

В конце 1943 г., стремясь скрыть следы преступлений, фашисты произвели раскопки мест массовых захоронений. Останки вывозились в пригород Быхова в местечко Язвы, а затем в специально оборудованном месте сжигали. Советские военнопленные, занимавшиеся эксгумацией и уничтожением останков жертв массовых расстрелов, также были убиты. (По другому источнику, кости свозились в деревню Восточное, где гитлеровцы выстроили специальную платформу. А к противотанковым рвам у деревни Воронино подъезжали машины с бочками серной кислоты, которую сотнями литров выливали на землю.)

Послевоенное и сегодняшнее время

После войны часть евреев вернулась в Быхов. Многие быховские евреи осели в Ленинграде.

На еврейском кладбище есть могила с надгробием в виде скульптурного бюста. У основания лежит камень, на котором высечены слова на иврите. С. Златин, на вопрос, кому он поставлен, сказал, что однажды из Ленинграда приехал человек, который и поставил это надгробие, но никто так и не узнал, что это за человек и кто именно там захоронен.

После войны в Быхове селились и те евреи, которые до войны там не жили.

По воспоминаниям С. Златина в 60-70-е гг. ХХ в. в Быхове проживало около 500 евреев. Мать его была очень религиозной женщиной. Сам он и его дети традиции практически не соблюдают.

В 1960-х гг. в Быхове действовал нелегальный миньян.

В послевоенное время и до 2000-х гг. евреи занимали многие руководящие должности.

Следует отметить, что почти все евреи выехали из Быхова в Израиль в 90-е гг. ХХ в. Сейчас население Быхова составляет около 18000 человек, из них евреев – около 30. Практически все из них – пенсионеры.

 

Похожие материалы

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter