Лепель

Лепель. Тихий, чистый, добрый и удивительно красивый город в Витебской области. Существует несколько версий происхождения его названия. По одной из них, слово «лепель» в переводе с финно-угорских языков означает ольховый, по второй — с древнебалтийских (желтые кувшинки), со славянских (белый, красивый). К слову, жёлтые кувшинки повсеместно встречаются на мелководье Лепельских озер. И эти цветы являются визитной карточкой района.

Некоторые исследователи считают, что Лепель произошел от «лепка», «лепить». Кстати, здесь с давних времен было широко развито гончарное ремесло. Ну а особенно красива легенда происхождения названия города от белорусских слов «лепей» и «лепшы». Действительно, этот город, окруженный более чем 120 большими и малыми озерами, очень красив. Кстати, самое большое из них — озеро Лепельское (10 кв. км), на берегу которого он и расположен.

Первое письменное упоминание о Лепеле относится к 1439 году. Но археологические данные свидетельствуют о том, что в III столетии на западном берегу Лепельского озера, вблизи нынешней деревни Старый Лепель уже существовало поселение. Именно там возвышался укрепленный замок. Здесь в 1561 году располагался военный гарнизон под командованием ротмистра (офицера кавалерии) Станислава Гусецкого. Сохранилась расписка от 3 сентября того же года о получении им от полоцкого каштальяна (коменданта замка) и лепельского старосты Юрия Зеновьевича пороха и олова для ружей и пушек.

Лепельский замок был одним из видов оборонительных сооружений, которые в то время строились из дерева (как правило, в два ряда) и соединялись поперечными простенками. Пространство между стенами заполнялось землей и камнями.

В годы Ливонской войны на территории Лепельщины были построены Лепельский замок и крепость Копьё (Суша). В 1586 году место Лепель купил Лев Сапега. Он в начале XVII века перенес административный центр в местечко Белое на южном берегу Лепельского озера, где сейчас расположен современный город.

В 1805 году Лепель получил статус уездного города, а еще через пятьдесят лет — свой герб. Большое влияние на его развитие оказала сооруженная в ХIХ веке Березинская водная система. Лепель стал ее центром. Вблизи истока реки Уллы был прорыт канал. Реку и канал разделила двухметровая дамба. Речку перегородила плотина, а канал в двух местах перекрыли шлюзы (ранкеты). Через реки Эссу и Уллу перекинули мосты.

Березинский водный путь соединил два моря — Черное и Балтийское. Лепель стал пристанью двух морей…

* * *

«В 1922 году советское правительство решило создать вдоль западной границы военные укрепрайоны. Стратегически Лепельский район оказался подходящим для этой цели. В состав укрепрайона вошли 116‑й (ныне Заслоново), Боровка и военный городок в Лепеле. Со станции Орша пришла железная дорога.

Гудок паровоза возвестил о новом витке развития Лепельского края. Железная дорога оживила южную часть города — тупик. Началось строительство станции. Построили депо, вокзал, водонапорную башню, насосную станцию, семилетнюю школу. Все эти новостройки образовали Железнодорожную улицу…

После воссоединения Западной Белоруссии с Восточной граница переместилась далеко на запад. Для быстрой переброски войск к западным рубежам страны развернулось строительство железной дороги Лепель — Борисов. Осуществление поставленной цели прервала война…» — писал Иван Рисак в статье «Память о прошлом».

В 1924 году Совет труда и обороны принял решение о строительстве железнодорожной линии Орша — Лепель. Даже развернулось социалистическое соревнование за окончание укладки пути к 8‑й годовщине Великого Октября под лозунгом «Даешь Лепель к Октябрю!».

30 сентября 1925 года из Орши в Лепель пришел первый поезд, на следующий день было открыто движение рабочих поездов. В постоянную эксплуатацию линию сдали 15 октября 1926 года.

* * *

Свой огненный след на Лепельщине оставила Великая Отечественная. С 3 июля 1941 по 28 июня 1944 года, больше тысячи дней, Лепель находился под гнетом фашистской оккупации.

Из воспоминаний Михаила Рисака:

«Немцы появились в городе сразу и много. Повсюду слышалась незнакомая речь, напевы губной гармошки, запахи еды полевых кухонь и непривычный грохот, лязг и шум военной техники. Передохнув какое-то время, основная махина удалилась в сторону фронта. Часть войск осталась в городе на неопределенное время. Заняли они все пустующие помещения учреждений, школы, детсады и ясли. Лепель стал опорным пунктом на стратегической дороге Минск — Витебск…

Жуткую картину видели в начале оккупации. Шли по улице Войкова и вдруг напротив морга городской больницы услышали слабый мужской голос. Человек просил помочь едой раненым красноармейцам. Мы подошли к забору и увидели в земле лаз, куда можно было положить еду. Посмотрели в щель, а там без еды и воды лежали наши солдаты. Одни еще стонали, а другие молча умирали.

Пообещав скоро вернуться, мы побежали домой. Прихватив вареной картошки, кусок хлеба и два сухаря, вернулись к моргу и молча положили в лаз съестное. И пока нас никто не видел, быстро ушли…».

Старожилы Лепеля утверждали, что в 1941–1943 годах в городе было несколько лагерей для военнопленных. Основная их часть располагалась вдоль всей нынешней улицы Чуйкова, начиная от трассы Минск — Витебск и заканчивая озером Святое. Тут похоронены и неизвестные солдаты, и военнопленные, и мирные жители.

Большой концлагерь был размещен около железнодорожной станции в траншеях, часть которых была залита водой. Когда возникла необходимость работать на прокладке узкоколейки, немцы создали общий лагерь для военнопленных и гражданских в лесу, в 15 километрах от Лепеля — в местечке Котловичи. Архивные документы свидетельствуют, что позже в Лепеле был создан концлагерь для гражданского населения. Численность гражданских пленных после карательной экспедиции «Котбус» и карательной операции против партизан «Праздник весны» возросла на тысячу человек.

В конце июля 1941 года в Лепеле было создано гетто. А через год гитлеровцы и полицаи провели массовые расстрелы евреев — стариков, женщин, детей и мужчин. В полукилометре севернее деревни Камень, слева от дороги в урочище Борки, похоронено 1.500 евреев, которых 16–17 сентября 1941 года гитлеровцы замучили и расстреляли. В феврале 1942‑го квартал гетто оцепил наряд гитлеровцев и полицаев. В сильный мороз людей выгоняли раздетыми из домов, грузили в автомашины и везли в деревню Черноручье к приготовленным ямам. Туда сваливали трупы расстрелянных стариков, женщин, детей… Всего было убито более двух тысяч человек. В 1975 году на том месте была установлена стела.

За время оккупации в Лепельском районе было замучено, расстреляно, повешено и сожжено более пяти тысяч человек мирного населения. Немецкие захватчики полностью и частично сожгли 37 деревень, в том числе вместе с людьми — деревни Пострежье, Кистелёво, Слободка.

В Лепельском районе действовало около 40 подпольных организаций, партизанские бригады «Железняк», «Чекист», имени Пономаренко и другие. С июля 1943 года здесь базировалась Лепельская партизанская бригада имени Сталина.

Еще в тридцатые годы линия Орша — Лепель была оборудована электрожезловой системой. В годы войны партизанские отряды, действовавшие в районе железной дороги, не раз выводили ее из строя. Летом 1943 года было разрушено 40 километров пути.

Лепель был освобожден 28 июня 1944 года войсками 1‑го Прибалтийского и

3‑го Белорусского фронтов. Здесь похоронены Герои Советского Союза сапер В. С. Кладиева, командир партизанской бригады А. Ф. Данукалов. На Лепельщине находятся могилы командира партизанской бригады Д. Т. Короленко, секретаря местного подпольного РК КПБ А. А. Марунько. На Привокзальной площади в 1961 году был установлен памятник погибшим воинам и партизанам, здесь же находится братская могила.

Недалеко от Лепеля — в Чашникском районе возведен мемориал «Вишенки». Он построен на том месте, где 9 марта 1944 года была полностью выжжена деревня Вишенки. Было уничтожено 36 домов, сожжено 114 мирных жителей этой деревни… Рядом с мемориалом — скульптурная композиция: мужчина и женщина, символизируют мирных жителей, погибших во время войны.

После окончания войны восстановление города шло быстрыми темпами. Первым был пущен хлебозавод, уже на седьмой день после освобождения он дал первую продукцию. Затем заработала мельница, электростанция. К 1 сентября 1944 года начали действовать известковый, кирпичный, смолокуренный заводы, промкомбинат, кузнечно-тележная мастерская, гончарная артель.

…Город Лепель и его окрестности привлекают к себе неповторимым очарованием и спокойствием. Если вы решите посетить этот удивительный край, обязательно осмотрите памятники археологии возле деревень Озерцы, Ворань, Домжерицы, Звезда, Старый Лепель. Интересен и памятник природы республиканского значения Царь-дуб в деревне Тадулино. Также в Лепельском районе расположен памятник гидротехнического строительства — часть Березинской водной системы, которая соединяла бассейны Днепра и Западной Двины.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter