В поисках утраченного. Страницы истории древнего Давид-Городка

Об истории Давид-Городка (теперь Столинский район) сегодня написано немало. В последние сто лет этой темой занимались ученые, археологи. Оно и понятно: место древнее, интересное, даже несколько экзотическое, как и все Полесье. Есть о чем рассказывать. Каким же представлялся и, главное, был Давид-Городок век назад? Ответы находим в изданиях XIX — начала XX столетия. И они подтверждаются старыми почтовыми открытками с видами Давид-Городка.

Картины рисуются следующие.

За Припятью, на островах реки Горыни, притока Припяти, расположен Давид-Городок (в нем существовало с полдесятка мостов). При образовании Минской губернии, в 1795 году, поселение поначалу назначили уездным центром губернии, однако в 1796 году решение изменили, и при издании «штата Минской губернии» местечко уже отсутствует в перечне уездных городов. Число жителей заметно варьировалось в зависимости от «времен и нравов», но 2 — 4 тысячи в XVII — XIX столетиях обычно набиралось, причем почти половину составляли евреи, которые, как считалось, в первой половине XVI века при Боне Сфорце пришли из Западной Европы. 

«Здешние мещане безземельны и занимаются разведением овощей, преимущественно лука, ловят рыбу в Припяти и Горыни, служат лоцманами на судах, приготовляют ветчину и колбасу, которые возят в Варшаву и Вильну, скупают сыры на местной сыроварне и возят их даже в Бессарабию, наконец занимаются постройкой судов» — так писали в самом начале XX века о Давид-Городке в своей статье в книге «Верхнее Поднепровье и Белоруссия» под редакцией В.Семенова известные авторы Д.Шендрик и А.Сапунов.

В местечке на тот момент действовали две православные церкви, костел, еврейские молитвенные дома. И, как это принято в Беларуси, все всегда находили между собой общий язык: здесь — свой, «городоцкий».

Центром местной деловой жизни, конечно, следовало считать пристань на реке Горынь, откуда «отправляется всех грузов, считая в том числе и плоты, вниз 1.020 тысяч пудов, а прибывает сверху 55 тысяч пудов». 

Строптивая Горынь диктовала свои правила жизни скромному Давид-Городку, который по весне мог превратиться в полесскую Венецию. Гондолы здесь, правда, не плавали, но лодка имелась практически в каждом уважающем себя доме: во время разлива на ней выбирались и в пир, и в мир. 

Вообще, судостроение на территории Беларуси встречалось во всех губерниях. Непаровые суда производились в постоянных верфях или временных, если возникала надобность. В число постоянных верфей входил Давид-Городок. В Минской губернии, к которой он относился, больше всего строилось непаровых судов и преобладало изготовление барок и берлин. 

К СВЕДЕНИЮ

Барка — достаточно большое судно. Использовали только для сплавного судоходства: перевозили клепки, ободья, гонт и прочие нужные в хозяйстве вещи. Барки строили преимущественно из елового дерева с осиновыми или сосновыми крюками в основе. Постройка обходилась от 1.000 до 2.500 рублей. Без груза барка осаживалась в воде на 3/4, а с грузом до 2 1/2 аршина и поднимала от 40 до 60 тысяч пудов. При хорошей погоде проходила до 80 верст в день. Берлина, или баржа, так же, как барка, представляла собой плоскодонное судно. На берлине сверху обычно устраивали навес. Строилась она из елового дерева с дубовыми крюками в основе и обходилась с оснасткой от 5.000 до 8.000 рублей. Суда получались прочными и служили по 10–12 лет. Берлина имела осадку в воде без груза до 8 вершков, а с грузом — от 26 до 34; наибольшие из них поднимали от 40 до 50 тысяч пудов. Чем же еще традиционно занимались городчуки? 

Огородничество. В Минской губернии огородничество было распространено практически повсеместно, но все же особенно выделялись города Игумен и Слуцк, местечки Петриково Мозырского уезда, Туров и Давид-Городок… Давид-Городок славился еще и как региональная «цветочная столица».

Рыболовство. Жить на реке и не видеть рыбы никак не возможно. Улов частью потреблялся самими рыбаками, частью сбывался по местным рынкам и уездным городам; отборная же продукция отправлялась в Варшаву и Брест-Литовск. На Полесье рыбу солили, сушили, коптили в так называемых курницах, а затем сбывали торговцам. Приготовлением копченой рыбы занимались главным образом жители Кожан-Городка и Давид-Городка.

А еще в Давид-Городке ремесленники шили отличные сапоги, плотничали, портняжничали, занимались кузнечным делом, ткачеством, искусно изготавливали плетеную отделку для бричек, из листовой меди мастерили посуду, обрабатывали древесину… Без дела никто не отсиживался.

Исторический экскурс

На взгляд Д.Шендрика и А.Сапунова, «сведения о происхождении Давид-Городка очень скудны, но, во всяком случае, ясно, что он принадлежит к весьма древним поселениям. Местность, расположенная по Горыни, была сценой продолжительных военных действий в XI и XII веках, а в летописях мы находим, что в Погорыни, то есть в крае, находившемся при реке Горынь, существовало много городов, и если не сохранились названия этих городов, то это объясняется общим названием — «городы Погорынские». В настоящее время в этих местах, то есть в пределах уездов Мозырского и Пинского, находится много остатков разных древних сооружений. Сначала этот край принадлежал великому княжеству Киевскому, а потом — Волынскому. Быть может, в названии местечка сохранилась память о том волынском князе Давиде Игоревиче, который ослепил Василька, князя теребовльского, но вероятнее, судя по местным преданиям, что Давид-Городок несравненно древнее и был построен туровским князем, принявшим крещение под именем Давида. Первые вполне достоверные сведения о Давид-Городке относятся к началу XVI века. В 1509 году Давид-Городок входил в состав Пинского княжества; затем король Сигизмунд Август в середине XVI века пожаловал местечко виленскому воеводе князю Николаю Радзивиллу Черному. В 1586 году из этого имения был образован майорат и утвержден грамотой Стефана Батория». 

В 1796 году Давид-Городок получил собственный герб: в черном поле посередине поперек изображена река и на ней серебряные пристани с двумя по сторонам воротами и пристающим сюда золотым судном, нагруженным товаром, связанным в трех тюках. Судя по укладу жизни в Давид-Городке, поселение обладало Магдебургским правом, хотя подтверждающих документов о том не сохранилось.

И немного о давид-городокской экзотике 

На Полесье женщины носили намитки — головной убор. Намитка имела вид узкого полотенца с прошитыми узорными концами. Сложный головной убор собирался следующим образом: «прежде всего на голову плотно укладывают тканицу — пасму льна, зашитого в холст; тканица прикрывается чепцом, сверх которого уже повязывается намитка. Способ ношения намитки самый разнообразный и бывает весьма затейливым. Так, в одних местностях середина намитки охватывает подбородок, спускается с него, и затем концы ее завязываются на середине головы и, свернутые в трубки, ниспадают на плечи. В других местах намитка складывается и плотно облегает подбородок, падая на плечи сборками. Очень характерен головной убор в Давид-Городокской волости Мозырского уезда. Здесь вместо тканицы под чепец подкладывают ситечки вершка в 2–3 высотой; очень длинная намитка подвязывается таким образом, что два конца ее торчат на передней части головы в виде рогов, а концы свешиваются на плечи, доходя до пояса». Так что местные красавицы были неотразимы.

Надо сказать, научный спор о том, кто же точно был тем самым Давидом, чье имя получило поселение, скорее всего, из разряда вечных (упомянутыми выше персонажами список не ограничивается). Но, может, это как раз и неплохо: спорят, значит, пройдя сквозь века, полесский городок Давида продолжает движение вперед. 

 

Похожие материалы

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter