История еврейской общины

Точная дата появления евреев в Столине неизвестна, но уже в XVIII в. здесь существовала еврейская община, которая в 1765 г. насчитывала 408 человек.

В 1847 г. Столинское еврейское общество насчитывает 777 человек. Согласно переписи 1897 года, здесь проживали 3342 человека, 2489 из которых являлись евреями (74,4 %). К концу XIX в. Столин становится местечком, населённым преимущественно евреями. Причина роста населения состоит в том, что евреи близлежащих деревень потянулись в городок; купцы, в основном торговцы лесом, оседали в местечке.

Развитие торговли и ремёсел в Столине привело к оживлению строительства. В городе появилась белая каменная синагога (1792 г.), три молельных дома, миквы, еврейские школы, мельницы, магазины, аптеки, новые жилые дома. Евреи были тесно связаны между собой семейными и религиозными связями и проживали в основном вокруг рыночной площади.

При синагоге находились четыре тёплых молитвенных дома - бейт-га-мидраши. Каменное здание синагоги было неотапливаемым, регулярные богослужения проводились в тёплых молельнях.

В ХІХ в. Столин стал крупным центром хасидского движения. Духовные лидеры столинских хасидов пользовались огромным влиянием не только в Столине, но и далеко за его пределами. Родоначальником хасидской семьи столинских цадиков являлся Реб Ашер Перлов, сын известного цадика ребе Аарона Перлова. Реб Ашер Перлов Столинский был одним из наиболее видных цадиков своего времени. Его сын Реб Аарон II Перлов (1802-1872 гг.) занимал пост цадика в Карлине (предместье Пинска) и пользовался огромным влиянием в среде евреев Северо-Западного края.

В 1867 г. Реб Аарон II Перлов переселился в Столин. После его смерти пост столинского цадика занял его сын Реб Ашер II Столинский Перлов. В 1873 г. он скончался, и его приемником стал пятилетний сын, Реб Исроил Перлов, прозванный "Енука Кадиша" (святой младенец). Это вызвало большое недовольство и противодействие со стороны многих хасидов. Впоследствии Реб Исроил Перлов показал себя энергичным общественно-религиозным деятелем и умелым организатором, что позволило ему занимать этот пост до начала 20-х гг. XX в. Последним столинским цадиком был его сын Реб Моше Перлов (1890 г.р.), погибший в 1942 г. вместе с семьёй в Столинском гетто.

В еврейской общине большое внимание уделялось воспитанию и образованию детей. Начальной школой являлся хедер. Хедер полностью оправдывал свое название как начальная школа для мальчиков, поскольку не отрывал ребёнка от семьи и дома, а был их продолжением. Если мальчиков приводили в три года, то он заменял детский сад. В 1848 г. в Столине было 2 хедера. Однако не все хедеры были зарегистрированы, и де-факто их было больше. Хедеры были платные и находились под контролем совета общины. Преподавание велось на идише – родном языке учащихся. Главным действующим лицом в хедере был меламед, который одновременно выступал в роли директора, учителя, воспитателя и заведующего учебной частью. Хедеры позволяли всем еврейским семьям, даже самым нуждающимся, исполнять религиозную обязанность – обучать сыновей Закону и молитвам.

Для того, чтобы выяснить количество хедеров и меламедов, 23 июля 1844 г. власти издали Положение “О частных учебных заведениях и домашних учителях” и потребовали обязательной их регистрации с указанием местонахождения хедера, его разряда (первостепенный и второстепенный), предоставления списков учеников и свидетельства родителей о том, насколько их удовлетворяет уровень обучения. Меламеды, отвечавшие всем требованиям, при уплате 50 копеек серебром (первостепенные) и одного рубля (второстепенные) получали свидетельство на право преподавания. Свидетельство являлось действительным в течение одного года. Легкость его получения побудила большинство меламедов заявить о себе, и правительство воспользовалось этими сведениями. Так стало известно, что в Столине в середине ХІХ в. преподавали два меламеда.

До наших дней дошли воспоминания о Столине на рубеже XIX – XX вв. его жителя А. Ави-Менахема. Он пишет, что «Столин в 80-90-е годы XIX в. был стареньким нищим поселением, затерянным среди садов и лесов. Дома преимущественно были низенькие, из дерева, построенные тесно друг к другу, многие покрыты соломенными крышами. Большинство знатных семей в конце XIX века предпочло уехать из города, поэтому в этих домах жили люди (как евреи, так и не евреи) бедные, несущие бремя убогой жизни. Все евреи местечка принадлежали к сорту «амха» (простой народ) - без особых претензий, хранящие традиции отцов и исполняющие Заповеди. Источником их заработка была в основном мелкая торговля между собой и с местными жителями, которые приезжали в городок по воскресеньям или в дни ярмарок».

Рыночная площадь была разделена на две части рядами еврейских лавок, построенных из дерева. В каждой лавке тогда продавали разные товары (продукты, ткани, стройматериалы и лекарства, керосин и т.п.). Только в начале ХХ в. начали отделять продуктовые магазины от прочих.

В конце XIX века «Двор» раввина служил центром городка, от него веяло особым духом. Хасиды, которые приходили к своему раввину, Ребе Исроелке, давали заработок местным евреям, и вокруг «Двора» кормилось несколько семей.

В Столине часто вспыхивали пожары. Постепенно стали подозревать еврейское население в поджоге своих домов с целью получить страховку. По этой причине государственная страховая компания прекратила страховать еврейское имущество в Столине и других местах. Тогда проблема охраны еврейского имущества в лавках решилась тем, что их за крохотную плату охранял старик Ичело, которого звали Ичело-басук.

Благодаря воспоминаниям А. Ави-Менахема известны имена общественных деятелей местечка:

- Рабби Исраэль Хаим Френкель, которого звали "кахальсмен", кантор старой хасидской синагоги Бережное;

- Реб Шмуэль-Лейб;

- Меламед рабби Яша Торовер Нейдич, большой учёный;

- Меламед Хажамтер (так его прозвали), большой знаток Святого Писания;

- Реб Лейбка, меламед Талмуда для юношей;

- Меламед хедера рабби Ишайя;

- Меламед хедера рабби Меирль;

- реб Исраэль-Беньямин Глойберман, правая рука Ребе, и Лейба Зелигс Левин, которые объезжали местечки и деревни, собирая деньги для Ребе;

- семья Туркенич (известные как «Хиршес»), арендаторы почты (занимались перевозкой почты из Пинска в Столин и окрестности на лошадях), также занимались снабжением лошадьми для перевозки чиновников по окрестностям.

Практически всегда существовал спор между хасидами и митнагдим, который иногда был чересчур острым. Воспоминания тех лет свидетельствуют, что этот спор не обошёл и Столин. Были случаи, когда столинские хасиды оскорбляли раввинов из Бережного.

Экономическое положение Столинских евреев стало ухудшаться в начале ХХ в., что спровоцировало эмиграцию в Америку, которая усиливалась из года в год. Эмигранты посылали своим семьям оставшиеся у них деньги на проживание и покрытие долгов, с течением времени забирали свои семьи в Америку или возвращались в Столин сами.

В это непростое время продолжает набирать популярность движение Хаскала, появляется ряд еврейских политических партий, которые всячески старались защитить интересы еврейского народа, идёт развитие торговли среди еврейского населения. Это всё побуждало евреев Столина и жизнь местечка в целом к продвижению вперёд, несмотря на гонения властей и ограничения в различных областях жизни.

В ноябре 1917 г. в Столине была установлена советская власть. С февраля 1918 г. по декабрь 1919 г. город оккупирован немецкими войсками. Эти годы принесли многочисленные страдания и беды еврейской общине города. В 1921 г. согласно Рижскому мирному договору Столин вошел в состав Польской Республики. Этот период характеризуется относительной стабильностью и расцветом экономической деятельности столинской еврейской общины. В 1930 г. количество евреев городка было оценено в 5000 душ.

Изначально в Столине не было крупных промышленных предприятий. Здесь в межвоенный период действовали пекарня Гольдберга (с 1899 г.), лесопильный завод Колодного (с 1911 г.) и несколько мельниц - в их числе мельница Френкеля с цехом по производству растительного масла. Действовали мельницы Глейбермана Менделя, Высоцкого Сохара, Френкеля, Колодного. В 1929 г. мельница Глейбермана размещалась по ул. Американской, 39, она перерабатывала в день 900 кг зерна. Мельница Берко Френкеля находилась по адресу площадь Рыночная, 1, она перерабатывала в день 3000 кг зерна. По улице Выгонной, 8 находилась мельница Сохара Шклявера, которая перерабатывала в день 2000 кг зерна. Аптеками владели Черник и Колодный. Купцы Дурчин, Фурман, Исроэль Зарахович торговали лесом, солью, были кредиторами в делах князя Радзивилла.

В этот период торговля, общественное питание, гостиничный бизнес в Столине находились в частных руках. В городе насчитывалось до 50 магазинчиков, наиболее крупными из которых являлись продуктовые магазины Либермана и Башкина, галантерея Контаровича, магазин хозяйственных товаров Фиалкова и канцелярских товаров Моторина. Лавки держали также братья Шкляр, Тухман, Фикангор. Пользовались популярностью закусочные и рестораны Гонского, Тукина, Винника, Высоцкого, Рогозинского, Космовича, гостиницы Глейбермана, Родкевича, Гобермана. Работала типография Самсона Моторина, фабрика газированной воды Когана, кинотеатр Рухоцкого.

Евреи были заняты в сфере розничной торговли, которая велась с местными крестьянами по воскресеньям и в дни ярмарок. Местом проведения ярмарок являлась Рыночная площадь (в настоящее время Комсомольская). В центре площади располагались лоточники и продавцы сельскохозяйственной продукции на телегах, а вокруг - торговые ряды. В другие дни с целью сбыта своих товаров евреи объезжали близлежащие деревни и села.

В межвоенный период в Столине действовали еврейский детский сад, хедер, школа «Тарбут», талмуд-тора, религиозная школа «Явне». В городке также был еврейский дом для сирот. С детьми работали опытные меламеды. Среди них Яша Торовер-Нейдич, Реб Лейбка, Ишая, Мейрль и др.

В 1925 г. по решению совета министров Польши на территории Полесского воеводства были созданы еврейские религиозные общины. Одной из них стала Столинская. Община содержала три молитвенных дома, миквы, кладбище. В городе действовала белая каменная синагога (холодная). Управление общиной осуществлялось правлением. Председателем правления Столинской религиозной общины до 1939 г. являлся рав Ашер Фиалков.

В 1939 г. с установлением советской власти на территории Западной Белоруссии еврейские общины были ликвидированы, а их собственность национализирована. Начались аресты и репрессии, от которых особенно пострадали активные члены сионистских организаций и бундовцы. Среди них были Гедалья Мильман, Ёсель Перель, Давид Френкель, Нудельман, семьи Тухман, Дурчин, Глинский, Люба Белогузская и её дети, учитель Русман, Брекман, Каган, Рубинштейн и др. Они были расселены в отдалённые области России, что позволило им остаться в живых, потому что судьба остальных столинских евреев была трагична.

После оккупации Польши нацистской Германией в Столине появилась большая группа беженцев-евреев и в 1941 г. еврейское население в Столине насчитывало 8500 человек (68 %). 12 июля 1941 г. Столин был захвачен войсками вермахта. Оккупация продолжалась 3 года - до 7 июля 1944 г. Ранней весной 1942 г. создано гетто, куда согнали всех евреев Столина, а также уцелевших еврейских женщин и детей из поселка Давид-Городок, деревни Рубель и других близлежащих местечек Столинского района. Границы гетто проходили по улицам Полесской (от реки), Костюшко (сейчас ул. Советская), Рыночной площади (сейчас Комсомольская), Люблинской унии и на запад к реке. В центре гетто проходила улица Набережная. Был организован юденрат, административный орган еврейского самоуправления, возглавить который немцы заставили варшавского еврея Бергера.

На евреев в гетто было наложено множество ограничений, за нарушение которых предусматривалось только одно наказание – смерть. Все были обязаны носить нашивки в виде желтых звезд, находиться вечером дома за закрытыми ставнями. Запрещалось появляться на улице после семи часов вечера, ходить по тротуару. Ежедневно до 12 человек умирало от голода, холода и болезней. Узников содержали в невыносимой тесноте – все дома, здание школы, синагога, амбары были заполнены людьми. В столь ужасных условиях существования обитатели гетто скоро были сломлены физически, морально и психологически.

Нацисты и полицаи часто вынуждали евреев-мужчин перед смертью писать письма родным. Затем в обмен на эти письма убийцы выманивали у женщин последнюю одежду или украшения. Еда в гетто почти не поступала, практически единственным источником пропитания было то, что работающие за пределами гетто могли тайком принести в карманах. В первое время существования гетто в погребе одного из домов удавалось какое-то время прятать корову. Кормить её было практически нечем, и крохотным количеством молока, которое она давала, поддерживали престарелого раввина Перлова, которого немцы вскоре расстреляли.

Ежемесячно юденрат был обязан выплачивать оккупантам налог по десять рублей с человека и представлять справку о количестве ещё живых узников. Неоднократно, угрожая физической расправой, евреев заставляли сдавать ценности и золото в кассу гебитскомиссара. Ежедневно узников использовали на тяжелых принудительных работах – в основном, их заставляли копать канавы примерно в трех километрах от Столина в фольварке Долин, постоянно избивая прикладами автоматов, кнутами и лопатами. Специалистов (портных, плотников, сапожников) заставляли работать почти круглосуточно и также подвергали издевательствам и избиениям.

Полное уничтожение Столинского гетто произошло 11 сентября 1942 г., в канун еврейского Нового года – праздника Рош а-Шана.

были убиты все оставшиеся узники столинского гетто – около 7000 человек. Всего в урочище Стасино за годы оккупации немцы и их пособники убили 12500 человек, из которых евреев было 8000-8500.

Некоторое количество евреев смогло спрятаться в гетто и избежать расстрела 11-12 сентября. Но только единицы из них смогли выбраться и спастись, потому что бежать было практически некуда. Даже если кому-то из раненых удавалось после расстрела вылезти из ямы смерти и спрятаться в лесу на католическом кладбище, потом их всё равно находили и убивали. В пятой по счету колонне, которую вели на расстрел уже перед заходом солнца, было много молодых евреев, часть из которых бросилась бежать. Они пытались достичь урочища Затишье. Многих убегавших немцы сумели застрелить, но некоторые успели скрыться.

Немцы оставили в живых несколько медицинских работников в местной больнице, в частности главврача Ротера, которого впоследствии партизаны сумели вывести в лес. Также сумели спастись доктор Генри Рид с женой Евой и трёхлетним сыном Сашей, доктор Познаньский с женой Геней и ветеринар Ахаронгер с женой. Помогли им бежать и попасть к партизанам ксёндз Столинского костела Франциск Сморцевский, лесник Кийовский, баптисты Степан и Агафья Мозоль, которые несколько месяцев прятали незнакомых людей, пока не удалось переправить их к партизанам. Франциск Сморцевский, Степан Васильевич и Агафья Мозоль в 1979 г. были удостоены почетного звания «Праведник народов мира» от израильского мемориального института «Яд Вашем» «в знак глубочайшей признательности за помощь, оказанную еврейскому народу в годы Второй мировой войны».

До наших дней дошло прощальное письмо узника гетто Шломы Белогусского, которое было передано его сыну в 1945 г.:

“Мой дорогой Либэлэ, Мойшалэ и Гэршалэ.

Вчера я послал Вам два привета в письмах Абраши, которые он оставил в руках верных людей. Я надеюсь, что, если с Б-жьей помощью Вы останетесь в живых, письма эти попадут в Ваши руки.

А сейчас, мои дорогие, я чувствую необходимость распрощаться с Вами навсегда. И желаю Вам всего самого лучшего в жизни. Пусть светит Вам добрая Судьба, больше, чем светила Судьба мне и всем евреям Столина. Не может человеческое перо описать Вам страдания и переживания каждого из нас. И всё, что происходит с ним, когда он каждую минуту ждет смерти. Но так уже распорядилась наша Судьба и это изменить нельзя, мои дорогие и любимые. Обязательно живите все вместе.

Я обращаюсь к тебе, Либэлэ, и прошу тебя, чтобы ты сделала всё и постаралась приложить все усилия – жить с детьми, пока они не станут взрослыми и не смогут постоять за себя.

Мойшалэ, возлагаю на тебя обязанность заменить меня в жизни семьи. Живи в мире с Машэле, Гершэле и с мамой. И, если только будет у Вас возможность, постарайтесь добраться к Бэцальэлю и к Фане в Израиль.

Всё, что я спрятал, драгоценности и одежду, записано у Абраши. И, если Вы это найдёте, воспользуйтесь этим в своё удовольствие. Осталось достаточно много дорогого имущества, чтобы оно попало в руки врагов. Но это меня в данный момент не интересует.

Нет мне возможности быть многословным, так как сердце моё очень болит, и я оставляю Вам мой снимок на память. И, если посчастливится мне, оставлю Вам все мои снимки.

Будьте все здоровы, живите в доброте и счастье. Такова наша Судьба и её никак не изменить.

Машэле, будь преданной дочерью. Я верю и надеюсь, что ты будешь жить в согласии с мамой всегда, и будешь прислушиваться к её советам. Знай, что нет много таких матерей, как твоя мама. Ведь ты - человек ответственный, будь примером, не упрямься (устрани упрямство из своего сердца), чтобы тебе было лучше в жизни.

И, наконец, я обращаюсь к тебе, Гершалэ, сын мой, ведь ты всегда был предан каждому душой и телом. Будь же таким и в будущем.

Я целую всех Вас издалека в последний день моей жизни.

Будьте счастливы и живите в добре.

Ваш Шломо. Четверг, 03 часа ночи, 10.09.1942 г.”

После Великой Отечественной войны в опустевший Столин и окрестности Советское правительство командировало специалистов разных профессий для восстановления народного хозяйства. В Столин приезжали люди из разных мест Белоруссии, Украины и России. Среди них были и евреи. И только в 1999 г. стало возможным официально зарегистрировать еврейскую общину г. Столина. Так были образованы Столинское еврейское культурно-просветительное общественное объединение «МОСТ» и община прогрессивного иудаизма "Яхад". Названия этих организаций неслучайны.

«МОСТ» – это мост сквозь времена к затерянным еврейским корням, связь поколений. Это мост памяти безвременно погибших евреев Столина, Давид-Городка, Рубля, Городной, Белоуши, Бережного, Глинки, Радчицка, Ольпени и многих других местечек, где жили евреи. Это мост утерянной связи поколений для евреев, выходцев из Столина, Давид-Городка, Рубля, Городной и других местечек с родиной их предков. «Яхад» в переводе с иврита означает «Вместе». Эти две организации действуют сообща. Цель их работы – сохранить наследие еврейского Столина, Давид-Городка, Рубля, Городной и других еврейских местечек и должным образом увековечить и сберечь память о тысячах невинно загубленных еврейских жизнях.

 

У вас недостаточно прав для размещения комментарий

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter