Из прошлого Слонима и земли Слонимской (Внутренняя организация города и городская жизнь) Часть 2

Тяжело Слоним пережил приход XVII века. Моровое поветрие, пожары и разнообразные опустошения, болезненно дались его жителям. Осенью 1604 года  эпидемия «морового поветрия» набрала таких больших размеров, что в замке слонимском была временно остановлена всяческая деятельность аж до 24 марта следующего года. Многие евреи слонимские бегут перед «поветрием» в Жировицы, где хлопоты о них принял на себя их «приятель», державца имения Я. Солтан. Евреи те, странствуя по окраинным селам и скупая скот, коз, баранов, кур и мёд «заповетрили» их, в результате чего вымерло множество жителей. На этот счет Я. Солтан 24 марта 1605 года внесет на евреев слонимских «протестацию» в суд в замке гродском . Возможно, вследствие этих жалобы и скарг в более поздних привилеях данных Жировицам Яном Казимиром (21.VI.1652) и Яном Собеским (11.III.1684), между прочим запрещается евреям проживать в Жировицах и вынуждает их в случае прохода около святынь жировицких, снимать шапки и даже обувь .

Сейм, спеша на помощь жителям Слонима, неоднократно освобождает их от всяческих поборов в интересах шляхты. В 1613 году на основе сеймового (конституция) решения Слоним из-за пожаров освобождается от полевого, дорожного, чопового и аренды на период в четыре года. В 1654 году кроме Несвижа, Орши и Ковна, также и Слоним был сожжен огнем и в «пепел обращен». По этой причине опять же освобождается на четыре года от всяческих податей и воинской повинности . Затем, в 1678 году сейм гродзеньский «учитывая отчаянное положение города нашего Слонима, который из-за разных оказий частью от войска длительных постоев, частью из-за прохода приграничного послов, посланников, и наших, которые к Москве идут и возвращаются на подводах и разными реквизициями уничтоженного», постановляет освободить «от податей как публичных, так и частных in quantum , чтобы какое просроченное находили, также от ночлегов и воинских переходов и от всяческих эксторсий».

В дополнение к общим льготам для города и освобождения от государственных поборов парламент в 1661 утверждает «либертацию», то есть освобождение от любых поборов, следующих слонимских домов: «дом с участками под ним урожденного Хилари Александра Полубиньского, старосты слонимского писаря польного В.Кн.Лит. в Слониме в конце улицы Панасовской с обоих сторон улицы лежащий .., дом с участками урожд. Херонима Пясецкого подкоморжего слонимского на ул. Гржибовской Замковой на Лысой горе между большой улицей и уличкой между ними лежащими, от разных лиц приобретенные autoritate praesentia Conventus навечно освобождаем». В 1673 году были либертованы еще следующие жилища: Димитра Полубиньского в конце Скробовской улицы, урожд. Циприана Брзостовского чиновника В.Кн. Лит. на той же улице и участок у моста через Щару лежащем, урожд. Криштофу Полубиньскому, судьи земского на Панасовской, урожд. Стефана Бруховского, подсудка на Гржибовской, урожд. Михала Гарабурды — на улице Замковой улицах.

В этих трудные для Слонима времена польские короли окружают его особой опекой. Владислав IV, Ян Казимир, Иван Собеский, Август II, и III а также Ст. Август, осуществляя паломничество в Жировицы, посещают Слоним, подтверждают его давние привилеи и дают новые. На основании привилея Владислава IV от 1641 года мещане слонимские могли получать от возов деревенских налог и рыночную плату, чтобы вымостить улицу и рынок. Иван Казимир предоставляет Слониму право склада, на основании которого иноземные и местные купцы могли ездить только теми дорогами, которые в привилее были упомянуты. Не вольно им было объезжать города, которым предоставлялось право склада: обязанными были в таком городе товар свой сложить и выставить на продажу местным или чужим купцам в ярмарочные дни.

Король Михал Корыбут подтверждает в 1669 году все предыдущие права и привилеи.

Несмотря на катастрофы, поразившие Слоним в XVII веке, уже к средине следующего столетия, принадлежит он к главнейшим городам Речи Посполитой как в торговле, так и по заселенности. Важнейшее значение город Слоним приобретает во II половине XVIII века, когда становится известным на весь край «очагом вкуса и изысканных развлечений» и даже — как указывал Боровский — центром в отношении морали. Известности своей в то время обязан Слоним гетману кн. Огинскому, который был воеводой Виленским, а также старостой Слонимским. Михал Огинский — как он характеризуется историком «это тип широко в Польше распространенный, тип поляка-француза, магната, с изысканными манерами, со сложным и деликатным обхождением, но слабохарактерный и неустойчивый, нерешительной воли… Но несмотря на пороки и изъяны были у Огинского также положительные стороны: стремился быть патриотом, служить родине, кладет даже свою фортуну и имущество в жертву на алтарь отчизны, а период деятельности его во время барской конфедерации является счастливым проблеском в жизни гетмана».

Михал Огинский характеризуется высокой художественной культурой. Его огромный и великолепный слонимский дворец был сосредоточением культуры. Рядом с дворцом построен театр польской и итальянской оперы и балета. В замке имеется свой оркестр. Здесь он сочиняет музыку и пишет литературные труды, которые печатает собственная типография. Город Слоним старался поднять, обогатить путем создания фабрик и поддержки промышленности. Строит здесь дома для ремесленников, учреждает сады. Но самым выдающимся творением гетмана Огинского был канал и по сей день носящий его имя, он соединил реку Щару с Яселдой, а через нее с Припятью и Неманом, открывая путь от моря до моря.

Благодаря каналу Огинского город Слоним очень оживляется: «каждый год несколько десятков судов, нагруженных хлебом и товарами, помимо бесчисленных плотов древесины, проплывает под его стенами и пополняет местную торговлю». Уже в 1784 году должны были туда плыть суда из Херсона до Крулевца.

В свете этих событий просто непонятно, как могло дойти до отобрания у Слонима магдебургского права. Это произошло в 1776 году, когда сеймовым постановлением отменено магдебургство во многих городах Литвы. Это тем более странно — говорит русский историк — что король Станислав Август Понятовский был особо заинтересован в судьбе Слонима, поддерживая в нем образование и промышленность а также стремясь обеспечить городу безопасность. Поводом к этому могло быть, как утверждает Т. Корзон, — «забавы жителей неумелые с занятием земледелием вместо купечества, торговли и ремесел а также неправильное ведение судов, из-за неопытных советников». Этот же автор подтверждает, что действительно гродские суды неподобающе применяли наказания, определяя напр. при мелкой краже смертный приговор. Это, однако, не требовало полной отмены местного самоуправления: можно было предотвратить превышение власти путем определенных реформ. В результате отмены магдебургии, а значить и отмены магистрата, над городом расширил свою власть староста. Несмотря на арендную плату мещане вынуждены были в некоторых городах отрабатывать барщину, становясь таким образом прежде всего крестьянами; тем временем в города в большом числе начали прибывать евреи, захватывая торговлю и ремесла. Лишь конституция Третьего Мая приносит Слониму давние свободы и самоуправление. В период Четырехлетнего Сейма, около 1790 года появляется «голос городов и местечек литовских к Наияснейшим Сословиям», который указывает на вредные последствия постановления от 1776 года и просит в скромных выражениях, чтобы магдубургия и магистраты были возвращены. Закон с 1791 года исправляет причиненную Слониму несправедливость. Первая статья вышеуказанного закона звучит: «Города все королевские в краях Речи Посполитой вольными признаем». Даже в наследных городах требовалось предоставлять свободу жителям. Лица шляхетского сословия подчинялись городскому праву, поскольку имели в городе аренду или хотели торговать на фунты и локти.

Как выглядел Слоним в последних годах своего независимого быта, описывает нам на основе статистических данных в 1794-97 году Де-Пуле. В соответствии с этим описанием, в городе Слониме находились в то время: каменный костел, пять каменных католических монастырей, один деревянный католический женский монастырь, деревянная униатская церковь. Каменных домов было 6, деревянных 666. Из каменных домов 4 принадлежали гетману кн. Огинскому. Самым впечатляющим выглядел дворец князя. Было то громадное каменное двухэтажное здание с двумя деревянными флигелями. Дворец этот насчитывал 116 комнат. При том же здании содержался каменный театр, оранжерея и небольшой сад.

Слоним, как описывает дальше автор — проводил значительную торговлю хлебом и лесом, благодаря своему положению на Щаре. Тогдашние статистики подтверждают, что Слоним действительно играл значительную роль, поскольку положение у реки давало ему преимущество над другими городами.

Прослеживая историю развития города и восстанавливая его давний образ, нельзя обойти такую чрезвычайно важную область, как организация религиозной жизни. Слоним в этом отношении имеет очень большие традиции. Жировице, этот «литовский Ченстохов», блистал несколько столетий, притягивая к себе, а значить и в Слоним, толпы паломников. Но и в самом Слониме пышно кипела религиозная жизнь, делая Слоним в этом отношении очень важным центральным пунктом значительной части земель.

Какие были церкви и костелы в Слониме до пятнадцатого века, невозможно сказать. К старейшим костелам принадлежит здесь, сегодняшний костел парафиальный, посвященный св. Апостолу Андрею и Марии Магдалине, заложенный около 1490 года Казимиром Ягелончиком как деревянный костел. В 1493 году заменяет он свой привилей, написанный на русском языке, на латинский, полученный от В. Кн. Александра дня 2-V 1493 года. Сто лет спустя, староста слонимский Сапега, за свой счет построил в Слониме на землях костела новый костел, приписывав ему часть замкового сада для кладбища, школы, больницы и «дома для священников». Сигизмунд III в 1595 и 1608 гг. подтвердил предыдущие дары, а именно деревню Пётрович (ныне «Петралевиче») 15 волоков и 4 подданных, доступ в леса староства слонимского, 20 коп грошей с годовых доходов слонимских и свободный помол. Причем король оговорил, что «пасторам слонимским два викария, кантора и бакалавра хорошего для обучения детей содержать, хвалу Господу отправлять, таинствами Божьими управлять согласно уставу и порядку Римской Церкви должно». Во время войны в 1655-1661 годы костел парафиальный снесли. Инспектор костелов парафиальных подтверждает, что «вторжению неприятеля построен небольшой сарай», и что ксёндз настоятель Евст. Котович при костеле не проживает; службу правит бернардинец. Инспектор рекомендуется держать тут постоянного викария. Каменный костел парафиальный был построен в 1775 году при ксёндзе Анкуте и епископе Гедройце.

Какие существовали в Слониме церкви в XV в. и которая из них самая старая, нет данных. По мнению Балиньского, в XVI в. существовала в Слониме церковь такая же древняя, как костел св. Анджея. Ничего, однако, неизвестно о ее основании. Является ею вероятно церковь Пятницкая; потому что о ней упоминается в завещании старосты слонимского, Михайлы Богуша Боговитыновича в 1529 году. В документах начала XVII века встречается упоминание о существовании здесь церкви Спаской и св. Троицы. Попы слонимское пользуются разнообразными льготами и привилеями. Сигизмунд Август освобождает их от налога с двух волоков земли, которую каждый священник при церкви имел, а также приказывает сборщику платы в мельнице, чтобы от попов не брал никакой оплаты, так как мелят здесь лишь хлеб для собственных нужд. Тот привилей в русском языке звучит так: «А про то гдыж вси попы церквей руских в панстве нашом великом княжестве литовском жадного побору од такого збожа, которое на власные потребы свои в млынех наших мелют, не дают, тогды приказуем, чтобы еси з оных попов наших слонимских од вшелакаго збожа… побору не брал и жадное трудности им о том не задавал, конечне приказуем».

В 1609 году православное духовенство слонимское вступило в унию. Первым это сделал Василь Марковский, настоятель церкви святой Троицы. Вместе с ним акт унии подписали другие священники из Слонима и Жировиц. Благодаря стараниям униатских священников «дух православия» — как говорит русский историк — затухал, католицизм же распространялся и углубился настолько, что овладел даже церковным братством, которое собственно должно было поднять с ним борьбу. Очевидно существовала здесь определенная оппозиция супротив унии, поскольку в 1632 году Слоним вместе с Брестом, Пинском и Минском находится в реестре городов, в которых специальная комиссия должна была определить неуниатские церкви и монастыри.

Храмы и католические монастыри возникают в Слониме преимущественно в XVII веке. Так в 1630 году секретарь королевский Анджей Радван учреждает бернардинам костел Святой Троицы. При монастыре существовала школа с трехлетним курсом высшей философии, имелась библиотека, составлявшая 928 томов, а также госпиталь. Монастырь распущен в 1864 году.

Бернардинки, называемые кларисками, при костеле Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии появляются здесь благодаря Констанции из Юдицких Коморовской, подкоморжей Вилькомирской (1645). После сожжения первоначального в 1670 года на собранные пожертвования сооружен новый костел, который был освящен 20 годами позднее виленским епископом Бржостовским. Послушничество открыто здесь в 1706. г. При монастыре существовала средняя школа с конвиктом для 9 учениц.

Ян и Казимир Сапеги учреждают в 1650 году при костеле Тела Господня монастырь регулярных каноников латеранских. После роспуска иезуитов ведут они здесь поветовую школу; очевидно была это единственная большая школа в Слониме, поскольку, по мнению Лукашевича, после роспуска иезуитов Образовательная Комиссия не создала в этом городе ни одной школы. С 1800 года она представляет собой три класса и имеет четырех учителей с высшим образованием, учеников было около 48. В 1803 году школа слонимская уже шестиклассная и имеет шесть учителей. Малое число молодежи в слонимской поветовой школе объясняется тем, что большинство отправлялось в жировицкую поветовую школу, которая велась базилианами, существовавшую там с 1710 года и имевшую шесть классов. В 1800 году насчитывала она 243 ученика а также 10 профессоров с университетским образованием. В 1817 году в слонимской школе было 58 учеников. Школа регулярных каноников как и базилиан жировицких, а также имевшиеся в то время в повете слонимском в числе пяти школы парафиальные, находились под управлением Виленского Университета.

Благодаря пожертвованиям Анны Пржецлавской, подстолинной слонимской, поселяются в Слониме в 1669 году в костеле Обретения Святого Креста панны бенедиктинки. Прежний деревянный костел заменили позднее каменным (1801), при ул. Скробачевской. У них была средняя школа с интернатом для 21 учениц. Распущен в 1850 году.

Община францисканок была основана в Слониме Констанцией из Юдицких Коморовской около 1660 года. Сейм 1667 года, одобрив основание девиц монахинь св. Франциска, подтверждает им предыдущие королевские дарственные и место полученное у мещан, шляхты и слонимских евреев.

Наконец, во второй половине XVII века, в Слоним пришли доминиканцы. Привел их сюда и поселил при церкви св. Михаила Архангела Кшиштоф Покрошиньский в 1680 году. Библиотека монастыря содержала 470 книжных томов. Конституция 1685 года, основание отцов доминикан подтверждает «место, на котором костел этих отцов стоит ab oneribus… omnibus in perpetuum lege praesenti» освобождает. Распущен он уже в 1845 году

Поселению в Слониме иезуитов способствовала пинская хорунжая Эльжбета из Пясецких Годебская. Пригласила она в 1709 году отца Самуила Осмольского из новогрудского коллегиума, который с той поры в течение нескольких лет приезжал в Слоним. С 1713 года существовала здесь миссия отцов иезуитов, основанная виленскими канониками а также некоторыми обывателями. Деревянный костел в честь святого Йозефа завершен строительством в 1715 году при супериоре Булгаке. В 1713 году открыты классы граматический, а в следующем гуманитарный и риторики. Дня 11 сентября 1726 года миссия слонимская была превращена на резиденцию, во главе которой стал супериор Йозеф Ястковский, который оставался здесь в течение 20 лет. Благодаря щедрости Михала Пузыны, Михала Висневиццкого, регента слонимского Яна Бяллого, а также других приступили к возведению каменного костела, но построен он был только в 1768 году.

В дополнение к этим религиозным орденам существовали в Слониме в 1743-1850 годах панны марьявитки. Монастырь с часовней при Виленском тракте основал подкоморный слонимский Игнаций Доманский.

В середине XVIII века известны здесь три униатские церкви: Воскресенская с парохом Гржегоржем Марковским, Спаская, с парохом Казимиром Пётровичем и Микольская с парохом Ержи Клошковским. Священники эти выступают в качестве свидетелей в конфликте Сапеги с соседями экономии слонимской.

Сопоставление существующих в «королевском городе Слониме» монастырей и храмов в XVII и XVIII веке указывает, как энергично развивался здесь религиозный культ а также как много храмов украсили древний город слонимский. К сожалению, на протяжении XIX века правители завоевателей так жестоко уничтожали все, что придавало городу католический и польский характер, что от некоторых костелов не осталось сегодня даже следа.

Наконец, во второй половине XVII века, в Слоним пришли доминиканцы. Привел их сюда и поселил при церкви св. Михаила Архангела Кшиштоф Покрошиньский в 1680 году. Библиотека монастыря содержала 470 книжных томов. Конституция 1685 года, основание отцов доминикан подтверждает «место, на котором костел этих отцов стоит ab oneribus… omnibus in perpetuum lege praesenti» освобождает. Распущен он уже в 1845 году

Поселению в Слониме иезуитов способствовала пинская хорунжая Эльжбета из Пясецких Годебская. Пригласила она в 1709 году отца Самуила Осмольского из новогрудского коллегиума, который с той поры в течение нескольких лет приезжал в Слоним. С 1713 года существовала здесь миссия отцов иезуитов, основанная виленскими канониками а также некоторыми обывателями. Деревянный костел в честь святого Йозефа завершен строительством в 1715 году при супериоре Булгаке. В 1713 году открыты классы граматический, а в следующем гуманитарный и риторики. Дня 11 сентября 1726 года миссия слонимская была превращена на резиденцию, во главе которой стал супериор Йозеф Ястковский, который оставался здесь в течение 20 лет. Благодаря щедрости Михала Пузыны, Михала Висневиццкого, регента слонимского Яна Бяллого, а также других приступили к возведению каменного костела, но построен он был только в 1768 году.

В дополнение к этим религиозным орденам существовали в Слониме в 1743-1850 годах панны марьявитки. Монастырь с часовней при Виленском тракте основал подкоморный слонимский Игнаций Доманский.

В середине XVIII века известны здесь три униатские церкви: Воскресенская с парохом Гржегоржем Марковским, Спаская, с парохом Казимиром Пётровичем и Микольская с парохом Ержи Клошковским. Священники эти выступают в качестве свидетелей в конфликте Сапеги с соседями экономии слонимской .

Сопоставление существующих в «королевском городе Слониме» монастырей и храмов в XVII и XVIII веке указывает, как энергично развивался здесь религиозный культ а также как много храмов украсили древний город слонимский. К сожалению, на протяжении XIX века правители завоевателей так жестоко уничтожали все, что придавало городу католический и польский характер, что от некоторых костелов не осталось сегодня даже следа.

 

У вас недостаточно прав для размещения комментарий

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter