Местечко Узда

Местечко Узда известно по письменным источникам с середины 15 века. Долгое время первым упоминанием об этом поселении было принято считать привелей великого князя Литовского Александра своему дворянину Богдану Толкачевичу от 9 мая 1494 г. Но в нём речь, скорее всего, идёт не о местечке, а о реке, на которой оно находилось – в те времена она носила точно такое же название (теперь она называется Уздянка). А вот ещё один привелей, найденный в Литовской метрике касался уже, очевидно, самого поселения Узда. Он датирован 19 июля 1465 г. и закреплял это местечко за известным дворянским семейством Корсаков. В нём об Узде говорится как о развитом феодальном поселении, что, естественно, позволяет нам предполагать, что его история уходит ещё дальше, чем середина 15 века. Но согласно общей традиции, по которой исторический отсчёт существования населённого пункта ведётся, начиная с даты первого упоминания в письменном источнике, будем считать началом для истории Узды именно эту дату – 1465 год.

Название местечка Узда столь же таинственное, как и первые годы его истории. Для местного фольклора оно, конечно, вопрос уже давно решённый – легенд про уздечку, которую потерял здесь то ли татарский хан, то ли русский царь существует несколько вариантов. Историки добавляют к этому ещё и версии о происхождении из балтийских или татарских языков. Нам представляется наиболее вероятной версия о происхождении названия местечка от реки, которая, как уже говорилось, ещё во времена Великого княжества Литовского также называлась Узда.
В 16 веке, как, впрочем, и в последующие столетия, судьба Узды была тесно связана с близлежащим имением Кухтичи. В этом имении жили несвижские изгнанники протестанты братья Ковечинские. Здесь они помогали деятелю Реформации Симеону Будному в 1570-х издать его «Библию», благодаря чему в её предисловии появились строки «Писано во Узде, року от нарождения Сына Божиего 1572». Узда в те времена значилась «местом земским» - частновладельческим местечком, принадлежащим тем же Ковечинским. Благодаря им Узда стала самым настоящим портовым городом! Ещё в 1567 г. Ковнчинские обратились к королю Жигимонту Августу за разрешением построить в Узде на одноимённой реке порт, через который «витины и всякие товары лесные ходити могли». Король разрешил выпрямить реки Узда и Уса, в которую она впадает «вплоть до самого устья Нёманского».

Как мы писали в соответствующем очерке, имение Кухтичи в 1690-м году стало собственностью рода Завишей. Узда перешла к этой фамилии ещё раньше – уже в 1667 г. она значится собственностью маршалка Великого княжества Литовского Кристофа Завиши. Надо сказать, что впоследствии Завишам стала принадлежать вся территория нынешнего Узденского района. Ещё в начале 20 века крестьяне из окрестностей Койданово (земли принадлежали роду Чапских), называли эти места «Завішчынай». Узда и Кухтичи были центрами этого региона.

В конце 18 века в Узде, которая оставалась частновладельческим местечком Завишей, насчитывалось 124 «дыма городских», т.е. мещанских дворов. Они платили владельцу местечка арендную плату за землю, на которой стояли их постройки. Отдельной налоговой платой облагались уличные и рыночные местечковые лавки. 

К этому времени Узда уже входила в состав Российской империи. Владелец Узды Казимир Завиша принял её подданство и поступил на службу в её армию. Там ему сохранили все его регалии, и таким образом он, будучи генералом армии Речи Посполитой остался генералом и в российской армии.

На протяжении 19 века в Узде не происходило каких-либо сильных изменений. Даже количество дворов в местечке оставалось примерно одинаковым. По национальному составу в 1884 году в Узде насчитывалось 14 дворов белорусских, 18 дворов татарских (татары занимались кожевными ремёслами) и 102 двора еврейских. Традиционным «сердцем» хозяйственной жизни местечка была рыночная площадь, находившаяся в самом центре Узды. Она, между прочим, носила название Красной! На площади размещались небольшие лавочки и дома мелких торговцев и ремесленников. От площади отходили две улицы: одна из них вела на Койданово – соседнее местечко, всегда бывшее связанным с Уздой тесной коммуникацией, а вторая – через местечко Могильно в сам Несвиж! Могильно стояло на реке Нёмане, по которому можно было доплыть до Столбцов– важного речного порта, из которого сельскохозяйственные товары, лес и лесные изделия сплавным способом направлялись на запад аж до Кенигсберга. Узденские торговцы отвозили в Столбцы муку, сало, мёд, крупы, лён, сбывая их там крупным закупщикам – оптовикам. Важнейшее значение со времён средневековья имела торговля лесом из могучих узденских лесов.

Из важных событий в местечке Узда в течении 19 века нужно также отметить открытие в 1864 году народного училища, в 1886 г. судебно-мирового участка, в 1890 г. аптеки, а в 1894 г. почтово-телеграфного отделения. Кроме этого в Узде начала развиваться промышленность: были построены спиртзавод «Уздянка» (уж куда без этого…), мукомольно-лесопильный завод, смолокурни и 12 паровых, водяных и ветряных мельниц.

Но, пожалуй, самыми главными зданиями, традиционно определявшими облик местечка (и Узда здесь не исключение) были его храмы католической и православной христианских конфессий. Конфессиональная история у Узды вообще была сложная. Это связано, в первую очередь, конечно же, тем, что она принадлежала видным деятелям протестантизма в ВКЛ Ковечинским. В Кухтичах стоял кальвинистский сбор (см. соотв. очерк), не исключено, что место протестантских собраний было и в самой Узде. Католический костёл появился же здесь только тогда, когда один из потомков рода Кристоф Ковечинский перешёл в католицизм. Он перестроил под католическую часовню сбор в Кухтичах и основал парафию в Узде. Заботясь о том, чтобы позиции костёла в его владениях остались прочными, Кристоф Ковечинский подарил римской церкви целый фольварк, а так же ряд земель на узденщине. Кроме этого, он следил, чтобы в его владениях протестантское учение было максимально искоренено. Большой костёл на Красной площади в Узде, освящённый в честь великого события – отыскания святой Еленой Креста Господнего в Иерусалиме, построили Завиши. Сделал это генерал русской армии Казимир Завиша в 1798 году. Храм был построен из дерева в стиле классицизма. Фасад был исполнен в античном ключе 4-колонным портиком с треугольным фронтоном, которому придавали особое изящество четыре резных вазона, установленных по бокам фасада здания. Над фасадом возвышалась высокая башня с большим крестом на вершине – символом Славы Креста Господнего.

В начале 20 века в период распространения неоготики к костёлу была пристроена соответствующая апсида из красного кирпича (которая, надо сказать, мало ему подходила). 

Наиболее удачным решением реконструкции костёльного двора начала 20 века была постройка вокруг храма неоготической ограды с изящной двухъярусной колокольней. Это красивое сооружение с острым куполом и стрельчатыми арками придало узденскому костёлу поистине сказочный облик. 

Отдельным произведением искусства можно считать великолепные ажурные кованые ворота храмовой ограды.

Кроме этого, Казимир Завиша построил на городском кладбище ещё одно удивительное сооружение – родовую часовню-усыпальницу. Удивительна для наших краёв она была тем, что была исполнена в форме пирамиды. В этой пирамиде было два уровня: наверху размещалась потайная комнатка для молитв, а внизу – собственно склеп.

Захоронение осуществлялось в гробах в нишах стен, которых насчитывалось целых три ряда. У одной из стен склепа был установлен небольшой алтарик, над которым в нише стояла евангельская скульптура.

История православной церкви в Узде ещё древнее. Именно к православной вере принадлежали в 15 веке самые первые владельцы местечка магнаты Корсаки (к которым обращён привелей 1465 года), а узденская церковь известна по источникам с 1519 года! Уже тогда она носила то же самое «имя», что и теперь – святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Род Корсаков продолжал поддерживать церковь даже тогда, когда само местечко уже перестало им принадлежать. Так, в 1590 году Марина Корсак подарила узденской церкви 2,5 волоки земли и разное ценное имущество. 

До 19 века узденские церкви были деревянными. Лишь в 1848 году на средства Тадеуша Завиши был построен каменный храм, а рядом с ним колокольня на три колокола. Позже, в 1905 году, церковь была значительно перестроена, благодаря чему она обрела нынешний уютный вид, в котором гармонично сочетаются черты неорусского стиля и классицизма. 

Интересный факт для тех, кто любит сравнивать положение православной и католической конфессий: в середине 19 века узденская Петропавловская церковь имела дохода в год 80 рублей. В то же время узденский костёл Отыскания Святого Креста имел за такое же время 200 рублей дохода. Кстати, обе эти суммы, в свою очередь, - сущий мизер перед доходами главных землевладельцев узденщины рода Завишей. 
В 20 веке узденскую церковь ожидали очень тяжёлые времена. Но именно они оказались также подлинно украшенными прекрасным подвигом во имя Христовой веры, который совершил священник Михаил Новицкий, который служил в Узде в тяжёлые первые годы советской власти. Об этом добром, мужественном человеке читайте наш рассказ ниже. Здесь же мы лишь упомянем, что в середине 1930-х гг. узденская церковь, как это было «принято» в те годы, была превращена в зерносклад. Во время нацистской оккупации прихожане снова открыли церковь и после 1945 года её уже не закрывали. Правда стояла она так, чтобы не мозолить глаз советским чиновникам – в зарослях ветвистых деревьев, и уже без своей колокольни, которая была снесена – видимо идеологи советского режима посчитали, что православным она всё равно не понадобится, ведь колокольные звоны в СССР были под запретом.

Узденскому костёлу также сильно не повезло. В его помещении при советской власти был размещён дом культуры. Была снесена костёльная башня, а архитектура изуродована бессвязными пристройками. Даже красота храмовой колокольни не остановила безбожных варваров – аналогично православной церковной звоннице, было уничтожена звонница и в узденском костёле. Самое отвратительное, что таковое положение сохраняется в Узде по сей день! Районные власти почему-то не захотели вернуть католической церкви когда-то отнятое у неё здание. Сегодня в христианской святыне скрашивает свой досуг дискотеками узденская молодёжь.

Разве что позволили установить рядом крест, который служит грустной памяткой о долгой и богатой истории этого храма. Годы грубой и небрежной эксплуатации совершенно износили здание 18 века. Боюсь, что былой облик ему уже никогда не вернуть, и в ближайшее время его предназначат к сносу. Понятно, что трухлявые доски двухвековой давности мало кому нужны, но интересно, что будет с теми же уникальными коваными воротами из костёльной ограды? Может и их, как у нас водится, выбросят или переплавят?..

Узденские католики в отсутствии исторического здания костёла были вынуждены построить новое. Это было сделано в 2000 году. Новый костёл разместился непосредственно позади старого и был освящён в честь Воздвижения Креста Господнего.

Петропавловская церковь также открыла в новейшее время новую страницу своей жизни. Будучи когда-то нещадно гонимой, она по удивительному провидению в 2000 году дала герб всему городу Узда! Теперь символами и гербовыми святыми покровителями местечка стали апостолы Пётр и Павел. И если образ апостола Петра уже не раз встречался в гербах белорусских городов (Борисов, Шерешово), то фигуры двух святых, которых часто изображают вместе, как величайших проповедников христианства, встречается впервые. На гербе Узды и Узденского района апостолы стоят рядом, в полный рост, со своими атрибутами, как принято их изображать в христианском искусстве: апостол Петр с ключом и книгой, апостол Павел – с мечом. Будем надеяться, что под их святым покровительством в Узде будет бережно сохранятся и слово Божие, и слово о славной истории древней узденской земли!

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter