Кармелиты. История Чаусского костела и монастыря

«На значительной возвышенности, перерезанной оврагами, при реке Басе, впадающей в Проню, расположен уездный город Чаусы» – такое географическое описание местности нашего города мы находим в дореволюционной периодической печати XIX века.

Региональная жизнь до XVIII века

В исследовании Могилевский губернатор А.С.Дембовецкий пишет: «Население Могилёвского края с начала XI века исповедовало христианскую веру по греческому закону». Однако после заключения Люблинской (1569 г.) и Брестской уний (1596 г.) по всей Речи Посполитой активно начинают строиться римско-католические костёлы и монастыри. Так, в первой половине XVII века было открыто до 25 католических монастырей и костелов в различных городах Могилевщины. Среди них упоминаются и Чаусы. В 1647-48 годах на фундушевой (дарственной) земле шляхтича Михаила Казимира Полубенты (по другим источникам Подбипенты) рядом с центральной торговой площадью Чаус кармелиты впервые воздвигли деревянный костел и построили госпиталь. С 1653 года за счет пожертвований брата Михаила Казимира Полубенты, шляхтича Николая Казимира Полубенты, начал действовать мужской монастырь католического ордена кармелитов. Здание обители было построено из дерева в один ярус с простым архитектурным декором. Из документов, которые хранились в монастыре, известно, что он был основан по благословению епископа столицы Великого Княжества Литовского – Вильни в Чаусах 10 августа 1650 года.

Обосновавшись в центре Чаус, кармелиты, поддерживаемые богатыми помещиками-католиками, развернули активную деятельность. Главная цель, которую они преследовали – миссионерство среди православных и воспитание юношества в духе католицизма. Польские и белорусские магнаты, видя, какое содействие оказывает им король, жертвовали огромные средства на поддержку членов ордена и украшение костела. Так, например, в 1650 году король Иоанн Казимир Ваза дал право чаусским кармелитам владеть селением Любаны, которые воспользовались привилегией на приобретение монастырём иконы Божией Матери «Ченстоховская», и освободил монахов от податей (1652г.).

Одни из первых благотворителей Чаусского кармелитского монастыря, которые жертвовали на нужды обители: Петр Полубента – 6 000 злотых (1665г.) и Елена Гельковская – 2 000 злотых (1719 г.). В те времена это считалось огромной суммой денег.

Строительство нового костёла. Тайные ходы

XVIII век по праву можно назвать веком расцвета и расширения Чаусского кармелитского монастыря. Из документов, которые хранились при обители, известно, что в 1703 году некто по фамилии Памковский передал братии землю, которую в дальнейшем они смогли использовать не только под строительство хозяйственных построек, но и для заключения выгодных сделок с местными богатыми мещанами и купцами. Огромную выгоду монастырская братия имела и от евреев, которые по неизвестным нам причинам обязаны были выплачивать монастырю от кагала довольно круглую сумму денег, за четыре года – более 5 000 злотых.

Благодаря собранному за многие годы капиталу, в 1741 году монахи-кармелиты развернули в Чаусах грандиозное строительство величественного каменного костела во имя Пресвятой Девы Марии, который соединялся с новым кирпичным двухэтажным монастырским корпусом. Храм строился в течение 6 лет в стиле позднего барокко на месте бывшего деревянного (по-видимому, сгоревшего во время пожара) и выходил, как и прежде, фасадом на центральную торговую площадь. К сожалению, нам не известны имена строителей и архитектора. Из архивных описей известно, что костел имел «фигуру продолговатого квадрата: длина его составляла 11 саженей (1 сажень = 2, 1336 метра), ширина 6 саженей и вышина (высота) 10 саженей. Крыша была покрыта гонтом и спереди имела фронт, по сторонам которого – две башни или колокольни, купола которых покрыты железом… на одной из башен повешены 3 колокола примерно пудов двадцать каждый (1 пуд = 16,38 кг). На другом конце церкви – малый деревянный купол с железным крестом…». Стены костела внутри и снаружи были оштукатурены. Свет в храм проникал через девять окон. Само здание было прочным и устроено на сводах, под которыми находились склепы. По данным за 1829 год одно из отделений усыпальницы было занято по контракту под Чаусское уездное казначейство, а прочие пустовали. Некоторые склепы кармелиты использовали для захоронения братии. Кроме склепов, под костелом имелась разветвленная система потайных коммуникаций с широкими, а местами узкими тайными ходами и запутанными ложными лабиринтами. Они предназначались для того, чтобы в случае опасности или во время войны монахи могли не только убежать за пределы города, но и быстро спрятать и унести церковные ценности. Туннели были засыпаны землей и мусором при строительстве жилых домов и поэтому сохранилась до наших дней частично. Следует отметить, что своды и стены подземелья были сделаны из кирпича и камня на века.

Кармелиты при Екатерине II и Александре I

В 1772 году произошел первый раздел Речи Посполитой. В результате Могилёвщина и Чаусы оказались включены в состав Российской империи. Следует заметить, что по отношению к католической церкви не последовало каких-либо притеснений или гонений. Поэтому при Чаусском мужском кармелитском монастыре по-прежнему продолжало работать училище для мальчиков (действовало до 1820-ых годов). По данным за 1803 год в нём обучалось 40 человек. При обители имелась небольшая библиотека. Фонд ее состоял из 211 экземпляров. Книги были в кожаных переплетах на латыни богословской и исторической тематики. В монастыре находился ценный архив с древними рукописями, относящимися к 1571, 1581 и 1586 годам, а также документы за XVII-XVIII века.

В 1812 году началась война России с армией Наполеона. Белорусская шляхта во главе с католическим духовенством надеялась на победу французов и на восстановление независимости Великого Княжества Литовского. Не исключением стали и Чаусы. После того как через город отступил отряд казаков под командованием графа М.И. Платова и вместе с тем сжёг все продуктовые запасы, выехали и чиновники российской администрации. Зайдя в город, французы разместились лагерем на торговой площади и образовали местный орган самоуправления – муниципалитет, в который были выбраны представители местной шляхты и ксендзы. Они ликовали и кричали: «Виват императору Наполеону!» Установили на хорах кармелитского костела французский герб – одноглавого орла и исполняли свои патриотические гимны.

С начала XIX века постоянными попечителями Чаусского монастыря были помещики-католики Юзеф Гельковский (1180 рублей), Иосиф и Никифор Волковицкие (2 311 рублей), которые давали под проценты общине на определенный срок денежные займы. Благодаря этой финансовой помощи, обитель смогла приобрести в фольварках, расположенных по разным уездам Могилевской губернии (упоминаются Городец и Глиненск) земли, крестьян, а также скот.

Из архивных материалов известны случаи о розыске беглых монастырских крестьян. Так как во владениях монахов-кармелитов землю обрабатывали в основном крепостные, управляющие часто превышали свои полномочия: притесняли крестьян. Из-за чего они не выдерживали и убегали.

В помещичьих имениях монахи совместно с владельцами строили и освящали часовни. Обители принадлежали приписные часовни в Ляховщине (имение помещика Пиотуха), в Головенчицах (имение помещика Волковицкого), фольварке Городец, в Хомянках (Быховский уезд) и в Литягах (Чериковский уезд). Таким образом, чаусский монастырь считался одной из зажиточных общин на Могилевщине. Площадь, где стояли костел, монастырь и прочие здания и располагались фруктовые сады, имела по Могилевской улице длину 87, ширину 59 саженей, что составляло 2 десятины 376 кв.саженей (1 десятина = 1,0925 гектара).

Закрытие монастыря

В 1830-31 годах вспыхнуло шляхетское восстание с целью восстановления независимости Речи Посполитой. Духовенство римско-католических монастырей приняло активное участие в восстании. Не исключением оказались и чаусские монахи, которые совместно с богатыми горожанами устраивали праздничные шествия и манифестации в поддержку восстания. После его подавления 19 июля 1832 года вышел указ российского императора Николая I о закрытии и упразднении кармелитского монастыря в Чаусах. Для его ликвидации 1 сентября 1832 года из Могилёвской гражданской палаты прибыл чиновник Иоанн Никотин, чтобы принять опечатанное чаусским полицмейстером монастырское имущество, которое было погружено на подводы и находилось у мещанина Левина. Как только Никотин приехал в Чаусы, он сразу же потребовал опись собственности общины у приора (настоятеля) Ковальского. При сверке и составлении новой описи обнаружилось, что она не соответствует предыдущей. Не оказалось медной посуды, 2-х куфаров водки, 2-х медных винокуренных труб, 45-ти голов рогатого скота, 8-ми лошадей и самого главного – монастырского серебра. После опроса монахов выяснилось, что по распоряжению приора монастыря Иоакима Ковальского и при участии клирика Линевского (в другом месте указана фамилия Лесневский) имущество было тайно вывезено. Главное содействие в этом деле оказал губернский стряпчий Хойницкий, он являлся хорошим приятелем и соседом настоятеля. Имущество, кроме серебра, было возвращено без вмешательства полиции.

После решения вопроса о монастырской собственности перед чиновником Никотиным стояла нелёгкая задача: перевезти чаусских монахов (10 человек) в Вильно и где взять нужную сумму денег. На прогоны государство обещало выделить только 300 рублей, которых было недостаточно. Пришлось обратиться за помощью в Чаусское уездное казначейство с просьбой выдать 600 рублей. Кроме того, среди монастырской братии проживал 86-летний старец-монах Раймунд Кимбар (родом из Минской губернии, в монашестве с 1778 г.) Пожилой человек был так слаб, что едва мог передвигаться по коридору до костела. Было решено оставить его под присмотром в бывшем монастыре с настоятелем Иоакимом Ковальским для сдачи фундушевого имения и ксендзом Филиппом Виторовичем, чтобы совершать в принадлежавшем монастырю костеле богослужения и требы, как в приходском. Стряпчему Хойницкому велено было временно снабжать монахов съестными припасами.

Раздел монастырского имущества

В 1833-34 годах правительство распорядилось передать учреждение бывшего земского суда (принадлежавшего монастырю) под училище. Так как старое здание оказалось тесным и маловместимым, многим жителям приходилось отказывать в приеме детей в это учебное заведение. А братский корпус хотели отдать образовавшейся в Чаусах пожарной команде. Однако, сооружение считалось неподходящим вариантом, ибо нуждалось в значительной перестройке, а на это не имелось разрешения, и поэтому его не тронули. Несмотря на то что монастырь был упразднен, здание костела без жилых помещений передали под новый храм в 30-е годы XIX века, оно получило название «Шкаплеров Божией Матери». Шкаплер (скапулярий) – это предмет кармелитского монашеского одеяния в виде широкой полосы шерстяной коричневой ткани, ниспадающей спереди и сзади.

В 1863-64 годах в Беларуси началось восстание, одним из руководителей которого был Константин Калиновский. После его подавления прокатилась волна арестов и высылки участников, среди которых оказалось католическое духовенство со своей паствой. В результате правительство закрыло чаусский приход «Шкаплеров Божией Матери», а прихожан приписали к соседнему чериковскому костелу.

В 1868 году бывший костел передали православным верующим. По распоряжению Могилевской епархии его переделали под главный собор города.

Таким образом, существование кармелитской общины в Чаусах – это неотъемлемая часть истории нашего города.

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter