Кричев история города

Кричев – административный центр Кричевского района. Расположен на реке Сож в 104 км на восток от Могилева Узел железных дорог на Оршу, Могилев, Унечу и Рославль (Россия). Здесь проходит автомобильная дорога Бобруйск – Москва.

Существует несколько версий происхождения названия города. Наиболее распространены две. Первая связана с названием племени кривичей, некогда проживавших здесь, вторая – с распространенным здесь кузнечным ремеслом (крица – кусок железа, подвергшийся кузнечной обработке, «кричница» – приспособление для выплавки железа), а третья, от существовавшего древнерусского имени Крич.

Первое упоминание о Кричеве датируется 1136 годом. В XII веке это была военная крепость и административный центр. Город входил в состав Смоленского княжества, затем Мстиславского воеводства. Кричевский замок неоднократно подвергался осадам московских войск. В 1633 г. за мужественную оборону города от московитов Кричев получил Магдебургское право и герб.

В 1740-1744 гг. город охватило восстание, которое в советской историографии было принято называть антифеодальным. Основной причиной восстания считаются непомерные денежные подати, которыми обложил Кричевское староство Иероним Радзивилл. Казначеями Радзивилл назначил евреев, которые должны были собирать грабительские налоги и откупы, что вызвало недовольство, а затем и выступление крестьян. Однако даже после замены Радзивиллом арендаторов-евреев польскими шляхтичами восстание продолжалось и носило, в том числе и антиеврейский характер. Вооруженные крестьяне и присоединившиеся к ним горожане с крайней жестокостью убивали и грабили. От рук повстанцев погибло огромное количество еврейского населения. Были разграблены усадьбы шляхты, дома купцов. Управление староством на какое-то время фактически оказалось в руках руководителя повстанцев – купца и владельца деревни Селище Василя Ващило, который провозгласил себя «атаманом Вощило, внуком Хмельницкого, великим гетманом войск, ответственным за уничтожение еврейства в защиту христианства» и изложил в своем манифесте политическую программу, из которой вытекало, что следовало подчиняться законным властям и не бунтовать против них за исключением тех случаев, когда они оказывались подкупленными евреями. Далее его манифест гласил: «…Движимый святой христианской верой, я решил вместе с другими достойными людьми уничтожить проклятый еврейский народ, и с Божьей помощью мне уже удалось покончить с евреями в Кричеве и Пропойске...»

Иероним Радзивилл направил в Кричев регулярные войска. В начале февраля 1744 года восстание было жестоко подавлено. Ващило удалось убежать в российский форпост. Пока шло следствие, он сидел в Киевско-Печерской крепости, где заболел дизентерией и вскоре умер. Радзивилл, во избежание новых бунтов, отменил некоторые из вновь введенных повинностей и ограничения в торговле, а также приостановлено насильственное обращение православного населения в католичество.

После первого раздела Польши в 1772 г. поместьем Кричев на Могилевщине был пожалован фаворит Екатерины князь Потемкин. Есть сведения, что в местечке Кричев был образован первый еврейский эскадрон легкой кавалерии. Обучение евреев-конников велось под руководством немецкого офицера. Это было впервые со времен разрушения Храма, когда иностранное государство вооружало евреев.

Кричевщина стала основной базой по обеспечению Черноморского флота, который только стал строиться. Кричевская судостроительная верфь, введенная в 1785 г., была одним из крупных в России центров судостроения. При Потемкине в Кричеве было построено отделение Херсонского адмиралтейства, канатная, парусная мануфактуры. В Кричеве работали два кожевенных, два стекольных, кирпичный, винокуренный, меднолитейный заводы, добывалась и перерабатывалась болотная железная руда. В это время Кричев являлся одним из крупных промышленных центров, там, по воспоминаниям современников, работали не только крепостные, но и приглашенные отовсюду деловые люди, cлышался английский и немецкий язык, и, конечно, разговаривали на идише.

В 1901 г. известным историком, археологом и археографом Е.Р. Романовым была опубликована рукопись 1786 г. некоего Андрея Мейера «Описание Кричевского царства или бывшего староства». Отдельная глава описания посвящена евреям Кричевщины. Мы пересказываем на современном языке несколько, наиболее любопытных, на наш взгляд, наблюдений автора.

…Часто правление о числе приписанных к его городу мещан не знает, ибо, не взирая на все предосторожности, никак невозможно им воспрепятствовать вывозить к себе тайным образом из других мест бедных и у них кроющихся собратий. Неудивительно, что простой российский народ имеет к ним отвращение, ибо нельзя себе ничего отвратительнее и притом жалостнее представить, как сих в замаранных и лохмотьями висящих рубищах по улицам бродящих израильтян.

Во всяком городе имеют они собственный свой суд или кагал, в котором чинимые по всем делам решения большей частью бывают сложные. Телесные наказания между ними столь же редки бывают, как и письменное делопроизводство. Единое, за что их еще похвалить можно, состоит в том, что они, не взирая на век гонения и от других народов притеснения, чрез столь долгое время, как своему закону ненарушимо преданными остались, так и нравы, обычаи и одеяния свои не переменили. Большая часть из них суть острые, здравым рассудком одаренные и весьма предприимчивые люди. Cиe последнее доказывают разные их ремесленники и мастеровые, ибо их портные, серебреных дел мастера, печаторезцы, делатели галунов и других, тому подобных уборов, и другие ни в чем, в своих мастерствах – христанским не уступят.

Отменное и издревле еще между ними оставшееся искусство есть битие разного скота, ибо они весьма легко поваля на землю с одного раза широким без малейших щербин ножом, горло оной перерезают. Любимое их кушанье есть так называемый тыйехц, или смешанное с медом гусиное сало и рядичные пироги.

Одежда их женщин довольно нарядна, хотя одни девки только пользоваться могут своими волосами, ибо так, как между мужчинами обрезание, так между женщинами обстригание волос за истинный знак евреев и евреянок почитается. Накануне свадеб своих собираются вместе женщины к невесте, и, заплетая ей волосы на многия косы, пересыпают их сахаром; но на другой день, по приведении ее после венца посреди восклицаний и плясок в доме, оныя ей совсем обстригают.

Мужское одеяние состоит обыкновенно из синего китайчатого кафтана, подпоясанного черным поясом, из синих или черных гарусных на ногах без пяты чулок и роду сандалий, и из маленькой на голове черной суконной или бархатной скуфейки, или по испорченному еврейскому наречию, ермолки, которая в праздничные дни бархатною тесьмою обшита будучи, с немецкого шаббаш-гитле называется… В зимнее время надевают они лисьи шубы и такого же меха на голове высокие шапки.

Накануне нового своего года… евреи … выходят на погребальные места и вытягивают из клубка вкруг могил своей родни нитки, из коих после делаются для восковых на будущий день своих свечей светильни. Они свои посты весьма строго соблюдают и в молебствиях своих столь благоговейны, что никак, не можно сомневаться, чтоб и их молитвы не вмещались в тe златые фимиачные фиалы, которые предстоит пред престолом Всемогущего двадесять четыре старцам держать.

К началу XIX в. в местечке Кричев проживало около 2 тыс. жителей (371 двор). Действовали 6 церквей, католический костел, 2 синагоги. С 90-х годов XVIII в. владелец Кричева – помещик Голынский. При Голынском значительно сократилась промышленность Кричева, но процветала торговля. В 28 лавках торговали сукном, хлопчатобумажной материей, шелковой тафтой, ситцем и мелким товаром. Ежегодно проводились две ярмарки, которые длились по целой неделе.

Дальнейшая экономическая жизнь Кричевщины была остановлена нападением Наполеона на Россию. В начале июля 1812 г. Кричев был оккупирован французскими войсками. Война принесла местечку разрушения, беды и страдания. В 1850-1854 гг. через Кричевскую волость была проложена дорога Москва – Варшава и город вновь стал отстраиваться. В 1847 г. «Кричевское еврейское общество» состояло из 1225 душ; в 1897 г. в Кричеве 6637 жителей, из которых 2566 евреев. В 1910 г. имелось одно частное еврейское училище.

В начале XX в. Кричеве проживало уже 6 тыс. человек. В городе работали кожевенный, мыловаренные заводы, лесопилка с 13 рабочими, 2 винокуренных завода, 6 мельниц, маслобойня. Имелось 6 церквей, костел, 2 синагоги.

22 ноября 1917 г. в Кричеве была установлена Советская власть. В 20-х–30-х гг. в Кричевском районе еврейское население проживало в трех населенных пунктах: самом Кричеве (1661 человек, 27%), чисто еврейском местечке Малятичи (326 человек) и местечке Антоновка (39 семей, 95%). В Кричеве большинство евреев занималось традиционным кустарничеством и торговлей, в Антоновке – сельским хозяйством, а Малятичи жили в основном за счет побочных заработков (30 семей). Во всех местечках в той или иной степени все население занималось торговлей, однако, число зарегистрированных торговцев в Кричеве и Малятичах сократилось больше чем на половину за счет выездов в города и деклассирования. К 1928 году в Кричеве действовало 5 синагог.

Архивные документы Государственного Могилевского архива общественных объединений и организаций сохранили историю потери еврейской общиной старинного кладбища, территорию которого в 1927 г. местный райисполком решил использовать для строительства завода черепицы. Т.к. предвзятость местных властей была очевидна, недовольство позицией райисполкома высказывалось не только евреями, но и белорусским населением Кричева. Обращения раввина Кричева Лейбы Еселева Кренделя в райисполком с просьбой оставить кладбище в пользовании еврейского общества для «выполнения на нем религиозных обычаев» и компромиссное ходатайство еврейской общины о создании на месте кладбища общественного парка были отклонены. Не выдержав измывательств местных начальников, евреи сами отправились на кладбище, чтобы остановить рабочих и разнести постройку. Здесь произошла безобразная сцена, когда председатель райисполкома Осмоловский пытался разобраться с евреями с помощью рукоприкладства. По этому поводу областными властями были собраны общее партсобрание и собрание кустарей и членов профсоюзов, которое в целом высказалось против действий властей. Однако партийным органам важна была лишь внешняя видимость законности и отсутствие конфликтов. Кладбище не было оставлено общине, но изъято у артели и передано коммунальному хозяйству.

В 30-е годы начались коллективизация и строительство промышленных предприятий на Кричевщине.

С 17 июля 1941 г. по 30 сентября 1943 г. город был оккупирован фашистскими войсками. За период оккупации города нацистами было уничтожено более 24000 мирных граждан и военнопленных, в том числе еврейское население Кричева.

В 2004 г. насчитывалось около 28 тыс. жителей. Сейчас в Кричеве есть своя религиозная еврейская община, насчитывающая несколько десятков человек. Старинное еврейское кладбище сохранилось.

 

Похожие материалы

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter