Глубокое

В книге «Памяць» за 1995 г. находим некоторые сведения о владельцах местечка.

Впервые Глубокое упоминается в Литовской метрике в 1514 г. как панский двор, центр имения семьи Зеновичей. Рядом находился двор Корсаков. Границей этих двух имений была река Березовка. Земли к югу от этой реки принадлежали Зеновичам, к северу — Корсакам.

В той же книге «Памяць», на странице 32, есть упоминание о городском замке, который существовал с XV в. Он располагался на острове и был сооружен из дерева. Имел несколько башен и соответствующие его статусу укрепления. Периметр стен его составлял 150 м. Известно, что в 1563 г. во время осады русскими войсками замок вел оборону воинами из местного ополчения.

Владелец южной части Глубокого Юрий Зенович перенес все тяготы Инфлянтской войны и, умирая, в 1583 г. завещал имение своему сыну Криштофу.

Криштоф Зенонич, воевода брестский, основал в Глубоком кальвинскую церковь, школу и библиотеку. Слыл интеллигентным, непререкаемой честности человеком. В качестве арбитра (судьи) был приглашен на разбирательство знаменитого брачного спора между Ходкевичами и Радзивиллами.

Иным был его сын Миколай. Этот принял права владельца имением год смерти отца — в 1614 г. и первое что сделал, переоборудовал кальвинский сбор в костел св. Михаила. Всегда яро выступал против любых иных христианских конфессий. По легенде, всю жизнь провел на лошади, был кавалерийским полковником. Погиб в 1621 г. под Хотимом, в сражении против турок.

Сыновей у него не было. Все права на владение имением перешли к его дочери Анне-Софии. В 1628 г. Анна-София вышла замуж за князя Альбрехта Владислава Радзивилла и в качестве приданого принесла ему Сморгонь, Глубокое и Белицу. Жила с мужем в Чернавчицах (около Бреста). Муж ее умер в 1636 г.

С 1668 г., после смерти Анны-Софии, имение Зеновичей в Глубоком оказывается во владении Радзивиллов несвижской линии. Оно было доходным и оценивалось в 2 миллиона злотых. Радзивиллы не раз закладывали его и получали за это денежные дивиденды. Какое-то время имение было в собственности епископа Игнатия Масальского, потом — некоего Шретера, после него — Карла Хрептовича, и наконец — Валента Брахотского, который оставил его, опасаясь наказания за участие в восстании 1831 г. Можно говорить, что все проблемы решила дочка князя Доминика Радзивилла, тоже отметившегося предательством по отношению к царю. В 1832 г. она вышла замуж за князя Витгенштейна, адъютанта царя Николая I. С того времени обозначенная часть Глубокого перешла к Витгенштейнам.

Северная часть Глубокого принадлежала Корсакам. С 1582 г. долгое время велись разбирательства между Ильей Корсаком и Михаилом Сулистровским и их наследниками за право собственности этих земель. Тяжба окончилась победой Корсаков.

Наследником Ильи Корсака был Иосиф Львович Корсак. В 1628 г. он официально стал фундатором костела. В 1639 г., получив должность мстиславского воеводы, решил воздвигнуть второй костел с обширным монастырем для кармелитов босых. Корсаку также принадлежало близлежащее Березвечье, в котором магнат поселил базилианов, устроив им монастырь, а позже подарил и все селение. То же самое произошло и в Глубоком. Умирая (1643), воевода оставил завещание о том, что передает принадлежащую ему часть местечка во владение кармелитам босым. При этом, завещатель требовал, чтобы кармелиты обязались держать в Глубоком школу с интернатом для несостоятельных учащихся, госпиталь для бедных, строить каплицы. В память о фундаторе в приходском костеле на одной из колонн был помещен его портрет. Такой же портрет находился и в монастырском костеле кармелитов. Там, кроме того, богомольцев встречала мраморная плита с надписью на латинском: «Во имя Бога! Остановись, набожный странник, пред святыней. Принеси благодарность бессмертному имени Корсаков».

МОНАСТЫРЬ КАРМЕЛИТОВ БОСЫХ

Александр Ярошевич, одна из значимых фигур в среде белорусских искусствоведов и краеведов, в своем докладе на научной конференции, посвященной истории глуботчины, в июне 1999 г. поведал, что Орден кармелитов основан еще во время крестовых походов в 1156 г. святым Бертольдом на горе Кармель в Палестине. Кармелиты считали непосредственной своей заступницей Матерь Божью. Они даже основали особенный праздник в ее честь. В 1593 г. Орден подвергся реформации. Усилиями испанцев святого Тереза из Авиля и святого Яна от Креста из него выделилась группировка, отличавшаяся гораздо суровым уставом и получившая название «кармелиты босые». В 1600 г. эта группировка поделилась на две конгрегации: испанскую, святого Иосифа, и итальянскую, святого Илии. Тем не менее центр этой группировки был один — в Риме, где находилась резиденция генерала и семинария. Своей целью, в частности на Беларуси, кармелиты ставили миссионерскую деятельность среди православных и пропаганду унии с Римом.

Первым монастырем кармелитов босых в Великом княжестве стал виленский — св. Тереза. Из Вильни кармелиты босые направились в Глубокое.

Их вызвал Иосиф Корсак. Не имея прямых наследников, этот магнат отдал все свое состояние на церковные фундации — базилианам в Березвечье и кармелитам в Глубоком.

Кроме Глубокого, Корсак записал кармелитам имение Ластовичи, а так же деревни Помависы, Сайтарщина, Ковали, Ледники, Несторовичи, Амбразовичи, Частые, Шабаны, Слободка, Замшары, Ясевичи, Запотавье, Гавзгиры, Моисеевичи, Ишпы, Дегтери, Загродники, имение Предолы с деревнями Попковичи, Михалово, Мосьново, Вержбиловка, Городишпча и село за рекой Машченицей, имения Свила, Гнездилов и Вольборовичи.

С самого начала своей деятельности чужеземцы столкнулись с непомерными трудностями, «отвлечь Русинов от схизмы» оказалось не так-то легко. Вот что писали монахи этого самого монастыря в своем дневнике в начале своей деятельности в Глубоком: «Народ такой неумелый, что с большим трудом учит начальные основы веры. До такой степени привык к своим обычаям и суевериям, что, наверно, от них не отречется». Но позже результаты катехизации оказались успешными.

Этот монастырь был самым материально обеспеченным в Речи Посполитой. В 1770–1774 гг. только монастыри в Бердичеве, Львове, Вильне и Глубоком имели больше, чем по 30 монахов. Корсак обязал содержать госпиталь на 12 убогих. Кроме того, кармелиты имели при монастыре большую музыкальную капеллу.

В 1641 г. Корсак начал строить каменный ансамбльНо умер в 1643 г., так и не дождавшись окончания строительства. Он был похоронен в склепе под костелом. На одной из крипт (несущих колонн) костела еще в XIX в. была видна надпись на латинском: «Тут покоится прах главного фундатора, душа которого на небе». Первая служба здесь состоялась 29 ноября 1646 г.

Согласно последних авторитетных сведений, в 1735 г., по проекту Я. К. Глаубица, перестроен главный фасад (в том числе добавлены две башни в формах позднего виленского барокко) и весь интерьер храма. Тогда же выстроен жилой корпус монастыря и въездные ворота.

3 июля 1735 г. состоялось торжественное освящение костела в честь Внебовзятия Матери Божьей. Осуществил это освящение епископ виленский Ежи Анцут.

Есть мнение, что работами по возведению костела кармелитов в Глубоком руководил приор Казимир Тышкевич (в монашестве Ясафат). По крайней мере, он долгое время возглавлял этот монастырь, причем в трудные для этого региона времена (1649–1664).

В плане храм напоминает костел кармелитов босых в Риме — Санта-Мария дела Скала, построенный немного раньше (к 1624 г.) и рассчитанный на 1200 особ. Кармелитами рекомендовалось, чтобы культовые сооружения имели форму креста и чтобы были ограничены в размерах своих. Зато высота не ограничивалась. В Глубоком она приближалась к высоте храма Соломона (две ширины нефа). Костел был рассчитан на 1000 особ. В плане имел форму латинского креста, длиной 51 м и шириной 23, 4 м. Двухэтажные хоры располагались до XVIII в. по обе стороны презбитерия.

Устав 1631 г. для кармелитов босых только напоминает про принципы скромности: «Костелы и каплицы чтобы не были слишком дорогими, украшенными золотом, росписями, мрамором или дорогими камнями». Кармелиты запрещали купола на барабанах, а строили «слепые» купола, укрепленные на парусах и дугах.

Но устав не соблюдался. Вот выборочные сведения о внутреннем убранстве храма из Инвентаря за 1830 г. Оказывается, по обе стороны входа в нишах стояли две деревянные скульптуры: справа — святого Яна от Креста, слева — святого Тереза. Весь фасад был украшен гипсовыми фигурками и колоннами, вверху вокруг башен еще 8 деревянных статуй и столько же вазонов. В башне со стороны монастыря располагались часы. Они били каждый час и каждую четверть часа, заводились механически сразу на 12 дней, а весили 10 пудов. На левой башне висели колокола: 123 пуда и 67 пудов соответственно каждый. Отлиты они были в Деревной.

В глубокском костеле имелось 15 алтарей. Все были украшены резьбой, скульптурами и гирляндами с позолотой.

Действовал орган на 12 голосов. Трубы — большей частью цинковые, но были и деревянные.

В монастырском корпусе находились библиотека, насчитывавшая 2621 том, кабинет, который украшал мозаичный образ Матери Божьей, 12 музыкальных инструментов, скульптуры Исуса Антакольского и святого Тереза с сердцем на ладони.

Погост был обнесен высокой каменной стеной, которая была покрыта черепицей. Около стены росли липы и можжевельник. За костелом располагался аптечный огород. На погосте находилась каплица квадратная, расписанная внутри на перекрытиях и стенах изображениями разных святых.

Штат работников монастыря составлял 62 человека. Кроме того, здесь постоянно находились и столовались 8 батраков. На территории располагались разные мастерские: столярная, цирюльня, суконная фабрика, аптека.

Из дневниковых записей (хроники) глубокских кармелитов известно, что одна из скульптур Исуса, находившаяся в законном хоре, чудесным образом потела. Случалось это, обыкновенно, в одно и то же время, а именно в 17 часов, а потом в 22 часа. В это время всё лицо Исуса странным образом покрывалось капельками пота, и отец магистр Апполинарий всякий раз старательно вытирал этот пот в присутствии всех монахов…

В 1842 г. монастырю принадлежало 11 фольварков, 67 деревень и 14 мельниц. Годовой доход составлял 12 тысяч 785 рублей серебром. Как известно, в тот год все монастырские поместья были конфискованы, а монахам была назначена небольшая пенсия. Понятное дело, что обитель начала угасать. В 1862 г. оставшихся монахов отправили в Каменец-Подольский.

Из Инвентаря 1862 г. известно, что на первом этаже жилого монастырского корпуса было 18 келий, а также трапезная (рефекторий), госпиториум, спижарня, аптека, физический кабинет (лабораториум). Аптека занимала 5 покоев. Аптекарь имел научную степень. Кроме того, в монастыре работал лекарь — доктор медицины и хирургии. На втором этаже было устроено 10 келий. Остальные были без печей и пустовали. Над аптекой находились склады аптечных материалов, в том числе и цветов. Что касается подвальных помещений, то они располагались под всем костелом и зданием монастыря и имели каменные перекрытия. Все хозяйственные строения были каменными и тоже были накрыты черепицей. В пределах общей территории монастыря находился еще и небольшой сад (6 моргов земли).

В 1872 г. все строения бывшего монастыря передали православному духовенству. А 3 сентября 1878 г. храм освятили, уже как церковь, в честь Рождества Богородицы. В 1892 г. над крышей надстроили большой деревянный купол.

До нашего времени сохранились здание костела и часть его убранства, в том числе и скульптура Исуса, о которой уже упоминалось. Сохранилась и часть монастырского корпуса. Памятник ждет своего нового возрождения. Когда это случится, глубочане да и все мы почувствуем себя более счастливыми. По крайней мере, у нас прибудет гордости.

Поблагодарим спадара А. Ярошевича и обратимся к другому источнику, не менее ценному, а именно к «Витебской книжице», автор которой даст нам кое-какие дополнительные сведения об этом памятнике белорусской культуры. Некто Тьер сообщает о прибытии Наполеона в начале войны 1812 г. в Глубокое. «Глубокое — маленький городок, построенный из дерева, как и все города в этих местностях. Главным зданием в нем был не замок, а большой монастырь (кармелитский). Наполеон остановился в нем.

Сюда же прибыла гвардия… Для исполнения своих великих намерений Наполеон ожидал только прибытия тяжелой артиллерии и рассчитывал, что будет в состоянии приступить к действиям 22–23 июля. Пока же он со своей обычной деятельностью занялся устройством в Глубоком этапного пункта, снабженного всем необходимым для армии. Кроме того монастыря, который занимал Наполеон, он нашел еще другие довольно богатые монастыри…» И далее из «Витебской книжицы»: «Наполеон помещался в трех небольших комнатах на верхнем этаже. Из окон открывался вид на плодоносные поля. Рассказывают, что, остановившись в монастыре, он призвал к себе настоятеля и спросил, как велики владения монастыря; тот ответил: «тысяча хат»; «это слишком много», сказал Наполеон; «а чем вы занимаетесь?» последовал опять вопрос; «молимся», отвечал кармелит; «а это слишком мало», ответил император».

16 мая 1997 г. умер настоятель Свято-Рождество-Богородицкого собора благочинный Глубокского православного округа Серафим Адамович Гоголушко. Сохранились его записи. Одну из них публиковала газета «Вестнiк Глыбоччыны». Я позаимствовал из нее всего несколько строк. С. А. Гоголушко воспроизводит дневниковую запись благочинного А. Кетлинского, участвовавшего в освящении собора в 1878 г. после перестройки его из костела: «Лучшей оценкой достоинств здания Глубокского костела может служить мнение императора французов Наполеона Первого, который в проезд черед Глубокое в 1812 году, осматривая оный, сказал: «Сожалею, что я не могу его взять с собою в Париж: храму Нотр Дам не стыдно было бы иметь его в соседстве».

 
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter