Трагедия Телехан

Так и остались бы Телеханы глухой деревенькой среди леса и болот, если бы не энергичный польский гетман Михаил Казимеж Огинский, который затеял грандиозное дело: соединить Балтийское и Чёрное моря. В 1767 году начали строить, и через 15 лет уже поплыли корабли по каналу, прорытому между речками Щарой и Ясельдой. 53-километровый водный путь начинался с севера в районе нынешнего города Барановичи и заканчивался на юге в районе Пинска. Стали сплавлять основное богатство ― лес ― и на север, и на юг Европы. Одновременно построили и тракт, связавший Телеханы со Слонимом, Пинском, Волынью.

Судьба местечка Телеханы

Название Телеханы, по легенде, происходит от слов: «Тело хана». Якобы еще в период нашествия татар, разбитых в этих лесах и болотах, погиб и хан, похороненный под Лысой горой – могильным курганом, насыпанным татарами. Быть может, так бы и поглотили глухую деревеньку леса и болота, если бы не энергичный польский гетман Михаил Казимеж Огинский, затеявший по тем временам грандиозное дело: соединить Балтийское и Черное моря. В 1767 году начали строить, и через 15 лет уже поплыли корабли по каналу, прорытому между речками Шарой и Ясельдой. 53-километровый водный путь начинался с севера, в районе нынешнего города Барановичи, и заканчивался на юге, в районе Пинска. Теперь можно было сплавлять основное богатство – лес и на север, и на юг Европы. Одновременно построили и тракт, связавший Телеханы со Слонимом, Пинском, Волынью.
Телеханы стали местом притяжения предприимчивых людей. Сюда потянулись купцы и промышленники, рабочий люд – белорусы, поляки, литовцы, украинцы. И, конечно, польские и литовские евреи – из своих перенаселенных местечек, где для молодежи не было ни работы, ни пристанища, – в поисках лучшей доли.