Ликвидации экологической аварии на станции Жабинка. 1985 год.

Ровно за год до Чернобыльской катастрофы, в апреле 1985 года, недалеко от станции Жабинка (Брестская область, Белоруссия) случилось чрезвычайное происшествие, которое, по мнению некоторых западноевропейских экспертов, могло повлечь страшные экологические бедствия. Если бы сержант срочной службы Юрий Кравец не отогнал пылающий бензовоз от литерного эшелона с отработанным топливом Грайфсвальдской АЭС (бывшая ГДР), возможно, пришлось бы отселять жителей Брестской и Волынской областей, а Шацкие озера стали бы мертвыми водоемами… 

Я знал, что в моем распоряжении считанные секунды, но как-то не думал о том, что могу погибнуть сам, — вспоминает Юрий Кравец, ныне первый заместитель начальника Главного управления Пенсионного фонда Украины в Житомирской области.  — Тогда я проходил срочную службу в Советской Армии. Был призван на полтора года после окончания Житомирского филиала КПИ и в свои 24 года чувствовал себя намного старше и опытнее сослуживцев. По роду службы участвовал в монтаже сетей связи Ровенской АЭС. Кроме того, приходилось сопровождать литерные эшелоны, следовавшие из Восточной Германии через Брест в Красноярский край. Тогда я не знал, что в опломбированных вагонах перевозилось отработанное ядерное топливо с АЭС, однако догадывался — под пломбами таится нечто очень опасное.

Владельцы

Местный краевед Анатолий Ростиславович Бензерук в районной книге "Памяць" (1999) сообщает, что современный город Жабинка соткан из целой сети поселений XVI-ХХ вв., каждое из которых имело своего владельца.

Сама Жабинка была основана в конце XVIII в. и являлась хутором фольварка Площадь. В 1816 г. этот хутор принадлежал Галецким. Он состоял из 3 дворов, где жило 10 человек. Впоследствии, с 1830 по 1939 гг. им владели Трембицкие. В 1871 г. через Жабинку должна была пройти Московско-Брестская железная дорога, но владелец хутора А. Трембицкий не дал разрешения на строительство. Поэтому станция Жабинка была основана чуть южнее — на землях Абрамовичского сельского товарищества. Станция и поселок железнодорожников, которым было присвоено общее название Жабинка, оказались в Сбирожской волости Кобринского повета. С этого времени поселение Трембицких стало называться Малой Жабинкой. В 30-е гг. XX в. в Малой Жабинке было 22 двора и 108 жителей, в поселке железнодорожников соответственно — 75 и 368.

Год 1940-ы. Яны першымі ўзначалілі раён

Адразу пасля ўтварэння Жабінкаўскага раёна пачалося фарміраванне ягоных органаў улады. У тыя часы вышэйшае кіраўніцтва ў Савецкай краіне ажыццяўляла Камуністычная партыя бальшавікоў. Таму ва ўсіх раёнах Заходняй Беларусі (і Жабінкаўскі, вядома, не стаў выключэннем) галоўнай асобай быў першы сакратар РК КП(б)Б. На Жабінкаўшчыне ім стаў Мікіта Пятровіч Кароткін (1906–1968). Ён пакінуў настолькі глыбокі след у гісторыі краю, што імя Кароткіна з канца 60-х гадоў носіць адна з вуліц Жабінкі.

Гісторыя Жабінкаўскага цукровага завода

У 1959 годзе ўрад БCCP зацвердзіў эканамічнае абгрунтаванне будаўніцтва Жабінкаўскага цукровага завода.

Пры размяшчэнні завода ўлічвалася блізкасць асноўных чыгуначных і аўтатранспартных артэрый краіны, воднага басейна, а таксама пасяўных плошчаў пад цукровыя буракі.У кастрычніку 1960 года быў заключаны дагавор з польскімі спецыялістамі на мантаж тэхналагічнага абсталявання, а генеральным падрадчыкам па будаўніцтве завода з’яўляўся Брэсцкі будаўнічы трэст № 8.

История Жабинки

Официальным годом основания города считается 1871 год, когда появился железнодорожный остановочный пункт № 80 «Жабинка». Но первые письменные упоминания о поселении с названием Жабинка относятся к 1816 году, когда оно принадлежало панам Гонецким. В середине XIX века маёнток Жабинка стал владением рода Трембицких. И хотя упрямый помещик Адольф Трембицкий не позволил властям проводить железную дорогу по своим владениям — пришлось отнести её немного в сторону — тем не менее, рельсы связали маленькое, в несколько десятков дворов, поселение Жабинки с внешним миром.