Синагоги и раввины в Турове до 1917 г. Часть 3

Поиски кандидатуры на должность казенного раввина, как доверенного лица Правительства, были предметом постоянной заботы чиновников. 29 июля 1889 г. Минский губернатор подал докладную записку на имя Министра МВД: «Об общественных раввинах и их помощниках». В документе говорилось, что общественные (казенные) раввины пренебрегали талмудической стороной дела, не поощряли «фанатизм» верующих и поэтому не пользовались доверием среди еврейского населения.

Синагоги и раввины в Турове до 1917 г. Часть 2

Главой еврейской общины в местечке считался раввин. «Положение о евреях» 1804 г. сохранило право верующих иметь своего раввина, которого утверждала губернская власть, и поэтому они именовались казенными или общественными. Раввинов избирали на три года и, поскольку эта должность считалась почетной, а не доходной, они не в праве были требовать вознаграждение за совершение обрядов, кроме жалования от общины. С 1812 г. раввином могли стать только люди, которые знали одну из трех грамот – русскую, польскую или немецкую.

Синагоги и раввины в Турове до 1917 г. Часть 1

Жизнь местечка без молитвенного дома была невозможна, как дом без крыши или колодец без воды. Отношение к традиции, соблюдение заповедей и предписаний Торы поколения евреев впитывали с молоком матери. Авторитет священных книг был непререкаем, евреи искали в них ответы на волнующие вопросы. Тора давала представление о мире, объясняла закономерности жизни, показывала место евреев как народа в мировой цивилизации и их взаимоотношение с Богом.

Тураўскае паўстанне 1648-1649 гг.

Тураўскае паўстанне 1648—1649гг. – узброенае выступленне мяшчан Турава і сялян навакольных вёсак у час антыфеадальнай вайны 1648—1651. Атрад паўстанцаў Тураўскай воласці аформіўся ў жніўні—верасні 1648, калі на Тураўшчыне ўжо не было загонаў украінскіх казакоў. Аднак мясцовыя паўстанцы падтрымлівалі шчыльныя сувязі з украінскімі атрадамі. Колькасць тураўскіх паўстанцаў вагалася.

А імя яму Тураў…

Наша паўночная пальміра Полацк і сльшны Тураў на поўдні знаходзяцца далёка адзін ад аднаго, але гэта вельмі блізкія між сабою старажытныя цэнтры беларускага этнічнага яднання і пачатковага дзяржаўнага станаўлення. Толькі вось найменні ў іх склаліся, як быццам, па-рознаму.

Агульнапрызнана, што ўласнае імя горада Полацк (мясцовае Полацак, старажытныя Полотескъ, Полотскъ і інш.) утварылася ад назвы рэчкі Палата, невялікага прытоку Дзвіны, дзе было заснавана паселішча.