Евреи в Турове. История местечка Мозырского Полесья

Местечко… Это не просто населенный пункт в польской, украинской или белорусской глубинке, не просто провинция, дающая повод для снисходительных усмешек и упреков в недалекости, ограниченности, наивности. Да, здесь жили «люди невеликие»: кузнецы, столяры, сапожники, рыбаки, возчики, лесорубы, землепашцы-арендаторы, мелкие торговцы, шинкари, аптекари… Впрочем, разве перечислишь все занятия обитателей местечек! Добывали хлеб насущный, как умели, но собственным трудом, демонстрируя недюжинную предприимчивость. Отсюда в «большую жизнь» выходили будущие знаменитости – политические деятели, ученые, музыканты, художники, поэты, писатели …Местечко – это целый мир еврейской истории, самобытный и неповторимый. Об этом мире, его истории и культуре, его людях, драматических реалиях и написана эта книга – плод многолетнего кропотливого исследования.

Синагоги и раввины в Турове до 1917 г. Часть 3

Поиски кандидатуры на должность казенного раввина, как доверенного лица Правительства, были предметом постоянной заботы чиновников. 29 июля 1889 г. Минский губернатор подал докладную записку на имя Министра МВД: «Об общественных раввинах и их помощниках». В документе говорилось, что общественные (казенные) раввины пренебрегали талмудической стороной дела, не поощряли «фанатизм» верующих и поэтому не пользовались доверием среди еврейского населения.

Синагоги и раввины в Турове до 1917 г. Часть 2

Главой еврейской общины в местечке считался раввин. «Положение о евреях» 1804 г. сохранило право верующих иметь своего раввина, которого утверждала губернская власть, и поэтому они именовались казенными или общественными. Раввинов избирали на три года и, поскольку эта должность считалась почетной, а не доходной, они не в праве были требовать вознаграждение за совершение обрядов, кроме жалования от общины. С 1812 г. раввином могли стать только люди, которые знали одну из трех грамот – русскую, польскую или немецкую.

Синагоги и раввины в Турове до 1917 г. Часть 1

Жизнь местечка без молитвенного дома была невозможна, как дом без крыши или колодец без воды. Отношение к традиции, соблюдение заповедей и предписаний Торы поколения евреев впитывали с молоком матери. Авторитет священных книг был непререкаем, евреи искали в них ответы на волнующие вопросы. Тора давала представление о мире, объясняла закономерности жизни, показывала место евреев как народа в мировой цивилизации и их взаимоотношение с Богом.

Тураўскае паўстанне 1648-1649 гг.

Тураўскае паўстанне 1648—1649гг. – узброенае выступленне мяшчан Турава і сялян навакольных вёсак у час антыфеадальнай вайны 1648—1651. Атрад паўстанцаў Тураўскай воласці аформіўся ў жніўні—верасні 1648, калі на Тураўшчыне ўжо не было загонаў украінскіх казакоў. Аднак мясцовыя паўстанцы падтрымлівалі шчыльныя сувязі з украінскімі атрадамі. Колькасць тураўскіх паўстанцаў вагалася.