Из истории местных церквей и костелов

В редакции докшицкой районной газеты «Родные вытокi» мне любезно представили материалы студента Минского педагогического университета Александра Бобрика, которые он опубликовал в августе 1995 г. Материалы касались истории городских церквей.

Докшицы

Преподаватель из Гомеля доктор филологии А. Рогалев своим предположением о том, что название Докшицы в основе своей носит имя, фактически возвысил возрастную планку этого поселения еще на пятьсот лет.

В одной из своих статей ученый сообщает, что по своему происхождению это название славянское. Оно — одно из наиболее древних на территории Беларуси и образовалось в так называемый древневосточнославянский период. В основе названия — имя Докша, возможно древнейший вождь здешнего региона.

Гісторыя Докшыцаў

Докшыцы ўзніклі не пазней 14 ст., як сяло ў складзе Харэцкай воласці, частка якой належыла віленскаму ваяводзе Войцеху Манівіду, удзельніку Грундвальскай бітвы 1410 г. Упершыню Докшыцы ўпамінаюцца ў грамаце вялікага князя ВКЛ Вітаўта, выдадзенай 13.1.1407 г. у Вільні. У ёй Манівід атрымаў пацверджанне на сёлы і сялян-даннікаў у Харэцкай воласці, сярод якіх названы даннікі “доксычане” (doxyczane). Пасля смерці Манівіда († 1423) Докшыцы перайшлі да яго сына Яна (Івашкі) Манівідавіча, у 1485 г. да сына апошняга – Войцеха. Пасля яго смерці ў 1475 г. спадкаемцамі манівідавай спадчыны сталі дзве сястры – Ядвіга (жонка Алехны Судзімонтавіча) і Соф’я (жонка Мікалая Радзівілавіча). Пры падзеле спадчынай уласнасці частка двароў у Докшыцах дасталася Ядвізе, частка – Соф’і .