Слоним во время немецкой оккупации 1915 – 1918 годов

 

В начале XX века между великими Державами шла напряженная борьба за новые сферы мирового влияния, сопровождавшаяся гонкой вооружений. Поэтому создавалась перспектива мировой войны. Особые надежды с грядущей войной связывала молодая Германская империя, которая уже в то время стремилась к мировому господству. В конечном итоге, миру так и не удалось избежать военного конфликта, и в августе 1914 года началась Первая мировая война.

Слоним в годы первой мировой войны

 

Более полувека живем мы под мирным небом. Для Беларуси это самый длительный мирный период ушедшего века. Почти 30 лет его первой половины были временем войн и оккупации. В начале века грянула первая мировая война.

В середине сентября 1915 г. в Слоним вошли солдаты кайзеровской Германии. Но беды военного времени начались для жителей края еще до начала оккупации. Уже 18 июля 1914 г. Слонимщина вошла в состав территорий, находившихся на военном положении. В августе была абъявлена мобилизация в армию. Сразу же в городе и уезде установился режим военного времени, запрещавший любые собрания, выступления, манифестации. Полиции предписывалось «быстро подавлять волнения и беспорядки, которые могут возникнуть среди рабочих». И в то же время в городе проходили организованные властями патриотические манифестации и митинги. Уроженец Слонима, участник рабочего движения Я. 3. Куница пишет в своих воспоминаниях: «Мобилизованные рабочие и крестьяне, направляясь на сборные пункты, с озлоблением обходили все эти манифестации. Шли понуро, разбросанными рядами, местами смешиваясь с толпой провожавших матерей, жен, сестер, детей. Плач ужаса и отчаяния заглушал оркестр, идущий впереди отправлявшихся на фронт призывников, и крики «ура», раздававшиеся из толпы буржуазной молодежи».

Из прошлого Слонима и земли Слонимской (Внутренняя организация города и городская жизнь) Часть 2

Тяжело Слоним пережил приход XVII века. Моровое поветрие, пожары и разнообразные опустошения, болезненно дались его жителям. Осенью 1604 года  эпидемия «морового поветрия» набрала таких больших размеров, что в замке слонимском была временно остановлена всяческая деятельность аж до 24 марта следующего года. Многие евреи слонимские бегут перед «поветрием» в Жировицы, где хлопоты о них принял на себя их «приятель», державца имения Я. Солтан. Евреи те, странствуя по окраинным селам и скупая скот, коз, баранов, кур и мёд «заповетрили» их, в результате чего вымерло множество жителей. На этот счет Я. Солтан 24 марта 1605 года внесет на евреев слонимских «протестацию» в суд в замке гродском . Возможно, вследствие этих жалобы и скарг в более поздних привилеях данных Жировицам Яном Казимиром (21.VI.1652) и Яном Собеским (11.III.1684), между прочим запрещается евреям проживать в Жировицах и вынуждает их в случае прохода около святынь жировицких, снимать шапки и даже обувь .

Из прошлого Слонима и земли Слонимской (Внутренняя организация города и городская жизнь)

До XVI века Слоним был только зародышем города. Был это небольшой деревянный городок, о котором Александр Гвагнин, летописец, оставил такое упоминание под 1581 годом:

«Słonim civitas ac munitio lignea, olim secundo genitorum Magnorum Ducum Lithuaniae erat, ac pro Ducatu cum suo territorio computabatur, postea in provinciam redacta est. Vexillo rubeo unicorni stemmate Magni Ducatus insignito provincialis nobilitas utitur», что в старом польском переводе звучит так: «Слоним город и ограда деревянные, некогда было литовских князей уделом и княжеством со своими поместьями считался, потом в провинцию обратился. Красные хоругви В. Кн. Лит. одного рода использует».

Из прошлого Слонима и земли Слонимской (Политическая обстановка) Часть 3

Не меньше Слонима пострадали в XVII веке Жировицы (отдаленные в 10 километрах), история которых тесно связана с историей Слонима. Известности своей благодарят Жировицы чудесной иконе Божией Матери, которая, как говорит легенда, около 1480 года была найдена пастухом на груше. Уже в XV веке Александр Солтан строит здесь деревянный костел. Около 1560 года Ян Солтан начинает строить каменную церковь. С момента приглашения Яном Мелешкой, кастеляном смоленским (1613) отцов Базилиан Жировицы значительно оживают.

Культ чудотворной иконы растет. Набожный вид начальника Базилианин, Йозефата Кунцевича также способствует привлечению пилигримов из далеких краев. Сами Жировицы становятся целью поездок польских королей, которые их посещают, чтобы почтить чудотворную икону самой Святейшей Панны. Когда бедствия и опустошение коснутся этого местечка, тотчас сейм примет решение, что «замечательное место Жировицы,