Название городка происходит от имени князя Волынского Давида Игоревича, который получил во владение Погорынье вместо отобранного у него Владимирского княжества. Не всегда город назывался именно так. Первоначально он назывался просто — "Городок" (может поэтому жители до сих пор зовут себя городчуками), позже уже в XV в. — Городок Давыдов, а с XVII в. и вовсе получил современное название — Давид-Городок.
ИСТОРИЯ
Давид-Городок был основан в 1100 г. князем Давидом, внуком Ярослава Мудрого. После смерти своего отца, волынского князя Игоря Ярославича, Давид не получил никакого наследства. Он одним из первых на Руси становится князем-изгоем, т.е. князем без княжества. В 1081 г. Давид захватил Тмутаракань (современный город Тамань Краснодарского края) и правил там три года, пока законный князь Олег Святославович не вернулся из византийского плена.
После этого Давид возвращается на Русь и начинает многолетнюю борьбу за свою вотчину, дарованную его отцу Ярославом Мудрым. Но в 1100 г. недалеко от Киева состоялся съезд князей, который навсегда лишил Давида его права на Волынское княжество. В это время Давид и основывает свой Городок. На протяжении трех столетий он носит имя Давид-Городок. Местоположение городка на реке Горынь определяло род занятий его жителей: торговля, связанная с речным портом, изготовление речных судов.
С середины XIV в. Давид-Городок входит в состав Великого княжества Литовского и обретает владельцев в лице литовских князей.
В конце XIV в. Ярославичи снова становятся владельцами города с согласия польского короля Казимира IV. Таким образом, он вновь перешёл во владение Рюриковичей.
После смерти Ярославичей их владения Пинск, Городок Давыдов, Клецк и Рогачев переходят к польской короне. Великий князь литовский и польский король Сигизмунд I передает эти богатые земли своей жене, польской королеве Боне Сфорца, представительнице могущественного рода Медичи. Королева Бона проводит ряд административных и хозяйственных реформ, которые способствуют развитию всего Полесского края.
Во время её правления татары не раз предпринимали грабительские набеги на Полесские земли. В 1527 г. князь Константин Острожский разбил татар в сорока километрах от Пинска на реке Припять, после чего королева Бона позволила поселить пленных татар в Давид-Городке и его окрестностях. Татарам было даровано право жениться на местных девушках при условии принятия православия. От них и пошли православные татары Давид-Городка.
Значение Городка в конце XVI в. стало возрастать, о чём свидетельствует тот факт, что он впервые обозначен на географических картах первого общеевропейского «Атласа», который был составлен крупнейшим голландским картографом Г. Меркатором (издан в 1595 г.).
В этот период была образована Давид-Городокская ординация (или майорат - владение, переходящее в порядке наследования к старшему из сыновей) князей Радзивиллов. Давид-Городокский замок играл роль резиденции князей до 1875 г., когда Давид-Городокскую ординацию присоединили к Несвижской, а в качестве своей резиденции князь Антоний Радзивилл (1834-1904 гг.) стал использовать Несвижский замок.
В то время, когда город находился во владении Радзивиллов (вторая половина XVI–начало XX вв.), он выполнял несколько функций: хозяйственную, административную и военную. Важная роль отводилась земледелию. По инвентарю 1653 г. насчитывалось 362 домовладельца, из них владельцев пахотных участков – 53. К земледельцам стоит относить только жителей, владевших участками, превышавшими полуволочный надел. Однако эту группу нельзя считать исключительной земледельческой, поскольку в описях очень часто отмечается, что такими участками владели купцы, ремесленники и т.д.
Наряду с земледелием развивалось и ремесленное производство. В инвентаре 1665 г. значатся 35 ремесленников, в конце XVII в. упоминаются уже 32 ремесленные специальности. Центр радзивилловских владений в Полесье – Давид-Городок – не был крупным ремесленным центром, но ремесленная деятельность в нём не угасала никогда. Металлообработкой и оружейным промыслом занимались замковые мастера, работавшие в основном на нужды магнатского двора. Позднее некоторые виды ремесел приобрели цеховую организацию. В инвентаре 1670 г. упоминается сапожный цехмистр, а в 1692 г. – рыбацкий цехмистр. Высокого уровня мастерства в то время достигли портные, плотники, колёсники, бондари, лодочники, печники.
Торговая деятельность в жизни Давид-Городка играла важную роль, поскольку он удобно располагается на водном транспортном пути. Уже в начале XVI в. город становится торговым центром Волыно-Подольского региона. Торговали в основном товарами продовольственного назначения – зерном, рыбой, медом, грибами, ягодами, дичью, домашней птицей, скотом, изделиями ремесленников. Среди торговцев были купцы, перекупщики и шинкари. Не случайно в документе 1760 г. записано, что лавки в Давид-Городке располагаются вплотную друг к другу посреди рыночной площади в форме квадрата, внутрь которого ведёт четверо ворот. Всего было 50 лавок, построенных магнатским управлением, продаваемых или сдаваемых в аренду горожанам. Более половины жителей города занимались торговлей. Это подтверждается инвентарем 1753 г., где записано: «Весь люд в этом городе занимается купечеством и торговлей и от поездки челнами наиболее доходы себе ищет».
Давид-Городок за свою многолетнюю историю не раз становился свидетелем драматических событий. В 1648 г. под влиянием призывов Богдана Хмельницкого началось местное восстание под руководством Ивана Богдашевича, которое было жестоко подавлено. Боевые действия в годы русско-польской войны 1654-1667 гг. также затронули жителей городка. В 1655 г. московский князь Волконский захватил Давид-Городок и сжёг местечко.
Известно, что Давид-Городок имел Магдебургское право, хотя документы, подтверждающие данный факт, не сохранились. О наличии у города права на самоуправление свидетельствует взаимодействие с магнатами, наличие сословия мещан, выборность руководящих органов власти, самостоятельность в экономической жизни. Предположительно Магдебургское право Городок получил в конце XVI в. от князя Альбрехта Радзивилла.
После второго раздела Речи Посполитой в 1793 г. Давид-Городок отошёл к России и стал центром уезда Минской губернии. В 1796 г. Давид-Городокский уезд был ликвидирован, город вошёл в состав Мозырского уезда. В том же году он переведён в разряд «заштатных», немного позже стал называться местечком. 22 января 1796 г. Давид-Городку был дан герб. Описание герба: на чёрном фоне изображена река с золотой пристанью, двумя воротами по сторонам и пристающим сюда золотым судном, нагруженным товаром, связанным в три тюка.
После административной реформы князь Радзивилл перевёл всех жителей городка (за исключением евреев) в разряд крепостных крестьян. На этой почве происходили серьёзные крестьянские волнения. Наконец, по решению Мозырского уездного суда (1836 г.) часть жителей Городка была освобождена от крепостной зависимости и приписана к сословию мещан. В инвентаре указывалось, что в Давид-Городке домов вольных людей насчитывалось 413 из 649 общего количества. Следовательно, 236 дворов по-прежнему оставались в крепостной зависимости от Радзивиллов.
В следующее десятилетие городецкие мещане внесли весомый вклад в развитие города. Это благодаря им он достиг в свое время значительного экономического и культурного уровня. В то время основными занятиями мещан были торговля, рыболовство и некоторые другие виды ремесел, такие как плотничество, судостроение, сапожничество, портняжное и кузнечное дело, ткачество. Занимались городчуки также сплавом леса. Местные мастера были хорошо известны искусной отделкой плетения бричек – полукошков. Отсюда, кстати, и пошла фамилия Полукошко.
С развитием промышленности в ХІХ в. начали создаваться и более крупные предприятия. Город постепенно расширял свои границы. Он перешагнул на левую сторону р. Горынь, где на староречье построили две водяные мельницы. Поэтому неслучайно левобережье города и поныне называют Мельниками, а урочище между улицами Красная и Северная – Гамарией: там и были мельницы. В городе открылись мастерские, в которых из листовой меди делали кастрюли, кувшины, посуду для винных заводов. В Городке был винокурный завод, на котором изготавливалась «пейсаховская» водка. Её ежегодно производили около 450 ведер. Завод закрыли в 1881 г., поскольку в Маньковичах построили новый спиртзавод. В отчете Минского губернатора за 1860 г. упоминается пивоваренный завод, выпускающий продукцию на 690 руб. в год, которая сбывалась на местном рынке.
В конце ХІХ в. крупными торговцами в Давид-Городке были Луцкий и Муравчик, а промышленниками – Моха (владелец судоверфи), Финкельштейн (кожевенный завод), Борухин (мельница и маслобойня).
Во второй половине ХІХ в. на высоком, холмистом и песчаном берегу Горыни в урочище Ухабище (Хабище) построен лесозавод, где была установлена паровая машина, которая приводила в движение пилораму, циркулярные и деревообрабатывающие станки. Завод в основном изготавливал детали для изготовления дубовых бочек и гонты для крыш. Изготовленная продукция отправлялась в Англию. В годы Первой мировой войны завод сгорел и больше не восстанавливался.
Важную роль в жизни города в конце XIX в. играли р. Горынь и местная пристань. Для сплава и судоходства река была удобна только в весеннее и осеннее время. Летом же этому препятствовали отмели, завалы, мельничные плотины. По Горыни и далее по Припяти и Днепру сплавляли лес, перевозили хлеб, сельскохозяйственные продукты, смолу, дёготь и другие товары из Волынской губернии в Киев, а через Огинскую водную систему – через Неман и дальше к Балтике. Поэтому провоз товаров находился под строгим контролем каморы (таможни), которая находилась при впадении Сежки в Горынь.
Известный путешественник П.П. Семёнов в книге «Живописная Россия» в 1882 г. писал о Давид-Городке: «Торговля довольно значительная, куда стекаются из дальних мест окрестные жители, чтобы продать или передать комиссионерам для развоза по другим городам свои домашние заготовки, как, например, ветчину, сушёную рыбу, дичь в разных видах, грибы, сушёные сливки и т.п., но главное чем славились сапожники Давид-Городка, - это высокие, с длинными голенищами сапоги. Всё это ежегодно привозится в Вильно, Варшаву и другие города. Местные жители также известны отличною отделкой плетёных бричек…».
Добавим ещё тот факт, что Давид-Городок вёл торговлю не только с российскими городами, но и с заграничными – Краковом, Кенигсбергом, Данцигом и другими.
В местечке регулярно проводились ярмарки. Основными их посетителями были жители Мозырского и соседних уездов, а главным предметом торгов оставались скот, хлеб, птица, деревянная посуда, кожи и др. В 1914 г. в Давид-Городке ярмарки проводились 6 августа, где было продано товаров на сумму 7,5 тыс. руб. и 26 сентября – на сумму 10 тыс. руб.
Советская власть в Давид-Городке была установлена в ноябре 1917 г. В 1918-1920 гг. Давид-Городок был оккупирован немецкими, а позднее польскими войсками. С 1921 по 1939 гг. входил в состав Польши.
В межвоенный период Давид-Городок продолжал оставаться важным торгово-экономическим центром Столинщины. Он входил в Хорскую гмину, но имел некоторые типично городские учреждения. Здесь находился суд, полицейский участок, частный банк, 2 школы, 5 библиотек, 5 гостиниц на несколько мест, 2 ресторана. Развитой промышленностью Давид-Городок не выделялся. Здесь действовал кирпичный завод (с 1905 г.) и кожевенный завод Финкельштейна. Многие жители работали на местной судоверфи. В межвоенный период в местечке работало несколько мельниц, которые обслуживали не только Давид-Городок, но и близлежащие деревни.
Давид-Городок вошёл в состав Белорусской ССР в 1939 г. C 1940 г. получил статус города, а с января 1940 г. Давид-Городок — центр района Пинской области Белорусской ССР.
7 июля 1941 г. Давид-Городок был оставлен Красной Армией и оккупирован немецко-фашистскими войсками. 9 июля 1944 г. был освобождён войсками 1-го Белорусского фронта в ходе Белорусской стратегической наступательной операции.
РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Простой народ в отличие от шляхты был приверженцем православной конфессии. Для защиты от давления католицизма открывались православные школы. Они имели 3-5 классов. Одна из таких школ была образована в Пинске в 1633 г. В Давид-Городке, который был вторым городом по величине в уезде, открылся филиал Пинской школы.
Католичество и униатство не закрепились на Столинщине. Одной из главных причин этого была относительная веротерпимость местных владельцев Радзивиллов, которые отдавали предпочтение протестантизму и не вмешивались в религиозные конфликты.
К началу XVII в. Давид-Городок стал важнейшим центром по изготовлению церковного убранства на юге Полесья. Местные мастера-иконописцы создавали своеобразные произведения белорусской иконописной школы с характерным типажом и насыщенным цветом. Этнограф И.А. Сербов (1871-1943 гг.) пришёл к выводу, что кресты и иконы XVI – XVIIІ вв., которые встречаются на Полесье, принадлежат к числу работ мастеров Давид-Городка.
По ревизии 1559 г. в Городке было 4 церкви: Дмитриевская, Воскресенская, Николаевская, Козьма-Демьяновская.
После присоединения белорусских земель к Российской империи православная церковь получила в Беларуси сильную поддержку от правительства. При церковных приходах открывались церковно-приходские школы двух типов – одноклассные (двухлетние) и двухклассные (четырехлетние). Обучение в таких школах носило религиозный верноподданнический характер. Половина всего учебного времени отводилась на религиозное обучение, остальное – на письмо, чтение и арифметику. В 90-е гг. ХІХ в. в Давид-Городке открылась церковно-приходская женская школа на более чем 50 учениц.
В 1906 г. на месте старого кладбища была возведена часовня в честь А. Невского, которая и ныне стоит возле Свято-Казанской церкви. Автором проекта и организатором сооружения часовни, а позже и церкви, был священник Тимофей Степанович Юхневич (1877-1920 гг.). Свято-Казанская церковь строилась в основном на средства прихожан. Строительство начали в июне 1910 г., а закончили и освятили 4 ноября 1912 г. С этого времени в Давид-Городке были три церкви: Воскресенская, Юрьевская и Свято-Казанская.
Иудейская часть населения посещала синагоги, количество которых из века в век увеличивалось, была и школа, где обучались дети. Мальчики посещали начальную еврейскую школу – хедер. Он не отрывал ребёнка от семьи и дома, а был их продолжением. Если мальчиков приводили в три года, то хедер заменял детский сад. Хедеры были платные и находились под контролем совета общины. Преподавание велось на идиш как на родном языке учащихся. Главным действующим лицом в хедере был меламед, который одновременно выступал в роли директора, учителя, воспитателя и заведующего учебной частью. Хедеры позволяли всем еврейским семьям, даже самым нуждающимся, исполнять религиозную обязанность – обучать сыновей Закону и молитвам.
Для того, чтобы выяснить количество хедеров и меламедов, 23 июля 1844 г. власти издали Положение “О частных учебных заведениях и домашних учителях” и потребовали обязательной их регистрации с указанием местонахождения хедера, его разряда (первостепенный и второстепенный), предоставление списков учеников и свидетельства родителей о том, насколько их удовлетворяет уровень обучения. Меламеды, отвечавшие всем требованиям, при уплате 50 копеек серебром (первостепенные) и одного рубля (второстепенные) получали свидетельство на право преподавания. Свидетельство являлось действительным в течение одного года, а потом обменивалось на новое. Легкость его получения побудила большинство меламедов заявить о себе. Так стало известно, что в Давид-Городке преподавали два меламеда.
СВЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Демократические реформы 1860-1870 гг. дали начало развитию сети учреждений образования светского направления. Появились народные училища, которые открывало Министерство народного образования, поскольку земств в Беларуси еще не было. Значительные перемены в развитии образования на Столинщине произошли в 1863 г., когда открылись сразу пять народных училищ, в том числе и в Давид-Городке. В 1888 г. здесь насчитывалось 107 учеников, в Столинском – 54 ученика.
После долгих ходатайств мещанской управы в Давид-Городке в 1908 г. открылось городское четырёхклассное училище с шестилетним периодом обучения. Для поступления в училище ребята держали экзамен, обучение было платным - 10 рублей в год. В первый год вступительный экзамен выдержал 51 мальчик. Первым руководителем училища был И.М. Чувардинский. Через два года в Давид-Городокском городском училище работало 7 учителей, в штате находились также врач, библиотекарь и делопроизводитель. Библиотека училища пользовалась известностью как крупнейшая в регионе – в ней насчитывалось более чем 2 тыс. книг. Условия работы в училище были не самые лучшие. Размещалось оно в тесных неуютных помещениях, арендованных у местных купцов Мордуха Рымара и Анны Лядецкой.
Накануне первой мировой войны в Давид-Городке начала работать женская ремесленная школа, где были отделения кройки и шитья, рукоделия и ткачества. В школе проводились занятия по общеобразовательным предметам, пению и рисованию. В ней два года обучались 29 девочек. Оплата составляла 8 рублей в год.
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ
Евреи стали активно заселять Давид-Городок и окрестности в период с 1521 по 1551 гг., когда местечко находилось во владении Боны Сфорцы. Правовое положение евреев было узаконено в Конституции 1588 г. Пользуясь значительными льготами в экономической сфере, евреи занимались ремеслом и торговлей.
В инвентаре 1724 г., дающем подробное описание Давид-Городка, указано, что в городке действовали еврейские школы. В 1782 г. в местечке была синагога, а в 1865 г. их количество увеличилось до трёх. В начале ХХ в. в Давид-Городке было 6 синагог, в том числе одна карлин-столинских хасидов.
Численность еврейского населения в Давид-Городке на протяжении всего времени постоянно менялась. В 1766 г. насчитывалось 408 евреев, в 1847 г. – 1572 еврея, в 1897 г. – 3087 евреев (39,5% от общего количество населения Давид-Городка).
В большинстве еврейских общин ритуальный убой скота и птицы и продажа кошерного мяса облагались коробочным сбором, который представлял собой внутриобщинный налог. С 1840 по 1843 гг. держателем коробочного сбора в Давид-Городке являлся мещанин Мордух Тектинер. Сумма коробочного сбора в 1859 г. равнялась 352 руб. при численности еврейской общины 4530 человек.
Несмотря на декларированную в 1839 г. отмену сбора с предметов культа, правительство в 1844 г. ввело для содержания казённых еврейских училищ особый свечной сбор (с субботних и праздничных свечей), который до 1839 г. входил в состав коробочного сбора. В 1861 г. свечной сбор с евреев Давид-Городка составил сумму в 163,81 руб. при численности общины 4460 человек. Податные составляли 103,97 руб.
В 1817 г. были проведены выборы раввинов и кагальных по Мозырскому уезду. В Давид-Городке раввином был избран Янкель Лейбович Швартеп 50 лет, кагальным – Гирш Абрамович Аврусин 45 лет. В 1852 г. раввином был Аарон Мовшевич Рабинович, позже – Йосеф Рейзин, в 1890-1924 гг. — Яков-Ишия Розенблюм, в 1890-1936 гг. — Довид Беркович (1849—? гг.), в 1924-1939 гг. — Шнеур-Залман Шапиро, в 1936-1941 гг. — сын Довида Берковича Йосеф (погиб в период Холокоста).
С середины XIX в. Давид-Городок становится центром хасидской династии, основателем которой был Зеэв-Вольф Гинзбург. После смерти Зеэва-Вольфа его место занял сын Давид. После смерти Давида династию возглавлял его сын Исроэль-Йосеф (?—1899 гг.). В 1899—1921 гг. во главе династии стоял сын Исроэля-Йосефа — Зеэв-Вольф (?—1921 гг.), в 1921-1941 гг. — Мойше-Иошуа (сын Зеэв-Вольфа).
В середине ХІХ в. в Давид-Городке насчитывались 4 молитвенных дома с 1234 прихожанами. В 1852 г. служителями еврейских молитвенных заведений являлись Аарон Мовшевич Рабинович (раввин), Берко Лейбович Ципорко (староста), Мендель Шимонов (казначей), Невах Янкелевич Китаберг (учёный).
Достижения научно-технического прогресса конца XIX – начала XX вв. привнесли изменения в жизнь местечка. Паровые машины стали широко использоваться на лесопилках, мельницах и на фабриках. Появились и первые владельцы грузовых и пассажирских пароходов. Речной транспорт имел большое значение для развития хозяйственной деятельности Давид-Городка. По Горыни курсировал небольшой грузопассажирский пароход «Леонтина». Это судно использовалось для доставки с Волыни сырья на кожевенный завод Финкельштейна, на котором в 1926 г. работало 20 человек.
Многие жители работали на местной судоверфи, которой владел еврей Моха.
Главная контора Русского Восточно-Азиатского Пароходства просила разрешения у губернатора Минской губернии назначить мещанина Мовшу Гиршева Эльперина агентом Пароходства по продаже пассажирских билетов в р-не Давид-Городка Мозырского уезда и местечках Лунинец и Столин Пинского уезда. Собранные сведения о личности Эльперина были благоприятными, однако, по мнению Пинского уездного исправника, агенты пароходства являются пособниками к тайной эмиграции крестьян за границу, и население уезда не нуждалось в подобных лицах. Продолжалась переписка, по итогам которой Русское Восточно-Азиатское Пароходство 2 июня 1913 г. сообщало Минскому губернатору, что Мовша Гиршевич Эльперин устранён от дел агентства в губернии.
В местечке действовали также типографии, лавки по продаже книг, пороха и др., которыми владели евреи.
В 1904 г. в Давид-Городке по улице Велимичской Шлёма Меерович Загородский в собственном доме открыл книжную лавку. Как отмечено в документе, Загородский родился и жил в местечке, ему было 45 лет, поведения и нравственных качеств был хороших, в нарушении устава о цензуре и печати не замечался, образование получил домашнее, был малограмотен.
В начале ХХ в. мещанин Давид-Городокского Общества Йосель Йовнов Рымар держал с отцом каменную лавку, под которой был каменный погреб с входом в него внутри лавки, где он совместно с отцом торговал железными товарами. Рымарь позже изъявил желание торговать ещё и порохом. На 1 марта 1914 г. торговая лавка находилась в местечке Давид-Городок по ул. Базарной, с 1 февраля 1915 г. – по ул. Мостовой.
В 1910 г. купец Соломон Бенцианов Козел из Мозыря открыл отделение своей типографии в м. Давид-Городок. В типографии была поставлена скоропечатная машина. Он занимался типографским делом уже 11 лет, характеризовался как грамотный и интеллигентный человек, образование получил домашнее, имел от роду 45 лет. В 1912 г. действовало еврейское ссудо-сберегательное товарищество.
Евреи приняли самое активное участие в развитии медицинской сферы услуг. Первоначально они могли беспрепятственно открывать аптеки, больницы, зубоврачебные кабинеты, получать высшее и среднее медицинское образование. Еврейские врачи практиковали в самых отдаленных уголках Северо-Западного края. Однако заметное возрастание их численности среди хозяев, провизоров и управляющих аптек, вольнопрактикующих врачей, дантистов и фельдшеров, медицинских сестер, ветеринаров и цирюльников заставил власти насторожиться. Конкуренция с евреями, по мнению чиновников, могла привести к монополии в области здравоохранения, и поэтому к началу ХХ в. права еврейских медиков были существенно ограничены.
В конце 80-х годов ХІХ в. в Мозырском уезде служило семь штатных врачей, в том числе Залман Мордухович Шерешевский из Давид-Городка. Некоторые обязанности лекаря (кровопускание, пиявки и др.) могли выполнять цирюльники. Парикмахерские услуги в местечке оказывали мещане Нисель и Шмерко Глинские.
В конце XIX в. в Давид-Городке активно развивалась общественно-политическая жизнь. Действовал кружок сторонников «Хибат Цион». В 1905 г. была организована ячейка Бунда. Группа социалистов-территориалистов создала в 1905 г. отряд самообороны.
В ноябре 1917 г. в Давид-Городке была установлена советская власть. В 1918–1920 гг. местечко было оккупировано немецкими, а позднее польскими войсками. В 1917-1920 гг. в местечке работала школа с преподаванием на иврите. С 1917 г. функционировало отделение «Поалей Цион». В 1918 г. с помощью «Джойнта» был открыт еврейский детский дом. С 1921 по 1939 гг. по Рижскому мирному договору Давид-Городок находился в составе Польской Республики. На 1921 г. население города составляло 9851 человек, численность евреев – 2832 человека, т.е. 29%. В 1924 г.- 2879 евреев (29,9%), в 1928 г. — 2986 (27,2%), в 1931 г. – около 3,5 тыс. евреев.
Следует отметить, что в межвоенный период Давид-Городок не отличался развитой промышленностью, как и весь Столинский повет, в составе которого он находился. Еврейское население городка было занято в сфере торговли, оно способствовало товарообмену между городом и деревней. Многочисленные ремесленники – портные и сапожники – обслуживали как еврейское, так и христианское население, включая крестьян окрестных деревень. Жестянщики и плотники главным образом были заняты в сфере строительства.
В 1929 г. в местечке по ул. Заречной, 18 действовала мельница, владельцем которой являлся Хаим Борухин. Мельница обслуживала Давид-Городок, Малые Орлы, Ремель. Владельцем ещё одной мельницы являлся Мордух Рымар. Евреи из Давид-Городка ездили летом продавать мороженое в Варшаву.
Как правило, евреи проживали в центральной части города. Это район современных улиц Горького, Толстого, Советской. Их дома можно узнать по такой характерной черте как многофункциональность. Еврейские дома часто сочетали в себе жилое помещение с лавкой, мастерской, складом, а дверь, в отличие от дверей домов соседей-христиан, выходила на улицу. На центральных улицах местечка проживал евреи Ронкин, который занимался в местечке выделкой кожи, делал сапоги (его дом сохранился по ул. Горького, 1). Муравчик держал мануфактуру (его дом находился в здании сегодняшней детской библиотеки), Калман – продавал муку, Луцкий – держал магазин по продаже тканей. Семья Борухиных владела мельницей (сейчас в этом здании находится горсовет). Завод по выделке кожи держал Филькинштейн. У Зеликов был большой сад, он находится на том месте, где сейчас расположена городская баня. Семья Калман владела также магазином, в котором торговали овощами. Аптеками в местечке владели Юдович и Каплинский. У Юдовича жена была фармацевтом и работала в аптеке, во время войны она передавала партизанам лекарства, за что была расстреляна по приказу гебитскомиссара.
С 1924 г. действовала школа «Тарбут», которую посещали 400 учеников. В 1934 г. директором был Авраам Ольшанский. С 1939 г. языком преподавания в бывшей школе «Тарбут» стал идиш.
В 1939 г. Давид-Городок вошёл в состав Белорусской ССР. C 1940 г. получил статус города и стал центром района Пинской области. До войны в городе проживало приблизительно 11,5 тыс. человек, из которых было 7 тыс. евреев.
7 июля 1941 г. Давид-Городок был оккупирован немецко-фашистскими войсками. 10 августа 1941 г. около 3000 мужчин-евреев Давид-Городка старше 14 лет были выведены за город в сторону д. Хиновск и Ольшаны и расстреляны в урочище Хиновск-Горки (около 2,5 км. на запад от д. Ольшаны).
После трагедии в урочище Хиновск всех евреев г. Давид-Городок погнали в г. Столин. Местному населению запретили выходить на улицу и смотреть на угоняемых. Евреев гнали пешком в гетто Столина, но оно уже было переполнено. Часть людей были определены в гетто, часть приютили родственники, знакомые. Немецкие власти обещали им всем работу. Остальных опять погнали обратно пешком в Давид-Городок, где было уже выделено гетто (начало 1942 г.). Оно находилось на правом берегу р. Сенежка, притока р. Горынь (на улицах Юхневича, Лермонтова, Горького). Сюда были согнаны евреи из д. Ольшаны (около 40 человек) и д. Семигостичи (около 10 человек). Всего в гетто было около 1,2 тыс. человек.
10 сентября 1942 г. гетто в Давид-Городке ликвидировали. Население гетто вывели на хутор Хабища (Ухабища), а оттуда доставляли на хутор Хиновск (Жабское), где и расстреляли. Старожилы вспоминают, что перед расстрелом евреев в урочище Хиновск, выступил с молитвой и речью раввин. Он утешал несчастных, говоря им: «Наши души будут на небе…». Около 100 евреям Давид-Городка удалось бежать, часть из них присоединилась к партизанам. Дома еврейские и синагоги разобрали, чтобы мостить дорогу Давид-Городок-Лaхва (путь отступления немцев).
Удалось остаться в живых еврею Гительману, которого во время войны прятал в сарае местный житель. Гительман заплатил ему золотом. Когда начались погромы и расстрелы, он ушёл в партизанский отряд в Мерлин. Там Гительман ухаживал за партизанскими лошадьми, летом пас коров. После войны он вступил в ряды коммунистов и был директором конторы заготзерна в Давид-Городке. Он женился на польке, которая работала в банке. У них был сын, который женился на местной девушке-городчанке и взял её фамилию Чех. Отец Гительман и один из сыновей потом уехали в Израиль, остальные же члены семьи (жена и дети) предпочли остаться жить в Бресте.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
Инвентарь 1724 г. дает подробное описание Городка Давыдова. Из него видно, что город фактически находился на островах, в нем было пять мостов. Кроме административных строений, в инвентаре перечислены православные и еврейские школы, госпиталь, фольварк с хлебопекарней, торговый ряд. Планировка улиц была плановой только в центре города. В своей основе она сохранилась доныне. Многие названия городских улиц того времени, такие как Радичи, Комора, Боково, употребляются и сегодня. Упоминаются в инвентаре фамилии местечковцев, которые встречаются в Давид-Городке до сих пор: Бесан, Стадник, Кулага, Казёлка, Гречиха, Цубер, Сыса и другие.
С развитием промышленности в ХІХ в. город постепенно расширял свои границы. Он перешагнул на левую сторону р. Горынь, где на староречье построили две водяные мельницы. Поэтому неслучайно левобережье города и поныне называют Мельниками, а урочище между улицами Красная и Северная – Гамарией: там и были мельницы.
ЭТНОГРАФИЯ
В пореформенный период кузнечное дело приобрело самостоятельность, отделилось от сельского хозяйства. В 1860-х гг. кузнец был в каждой деревне. Исследователь Евгений Сахуто в своих публикациях отмечал, что в Давид-Городке существовала самостоятельная кузнечная школа. В ХІХ в. здесь делали окованные металлом ящики с характерным местным народным декорам и языческой символикой.
Природные условия на Полесье заставляли его жителей заниматься изготовлением средств передвижения по рекам. Сначала они делали небольшие деревянные плоты, выдалбливали из дерева легкие челны, позже стали строить лодки. Лодка в период навигации для городчука была незаменимым средством в хозяйстве – она его кормила, поила, одевала и перемещала по рекам.
Занятия жителей Давид-Городка в начале ХХ в. в своей книге «Россия. Полное географическое описание» описывал русский географ В.П. Семёнов:
«Здешние мещане занимаются разведением овощей, ловят рыбу, служат лоцманами на судах, приготавливают ветчину и колбасы, которые возят в Варшаву и Вильно, скупают сыры на местной сыроварне и возят их даже в Бессарабию. Занимаются постройкой судов».
Популярным занятием среди местного населения была рыбная ловля. Не всегда она имела традиционную форму, в летнее время на берегах Припяти рыбаки устраивали временный лагерь (курень). В одном шалаше из лозы и хвороста размещалось от пяти до восьми человек. Сезон начинался весной, когда паводок спадал, и река возвращалась в привычное русло, продолжаясь до глубокой осени.
Основное время ловли приходилось на темное время суток. С восходом солнца рыбаки возвращались в курень, отдыхали, чистили рыбу и чинили снасти. В случае обильного улова они звали на помощь жителей близлежащих деревень. Послеобеденное время посвящалось отдыху до заката солнца, а затем производственный цикл повторялся. На курене имелось два-три ушата с соляным рассолом, куда складывалась очищенная рыба. Несколько суток спустя её развешивали на открытом воздухе, где солнце и ветер довершали дело. В зависимости от погоды этот процесс занимал от одной до трёх недель.
Издревле в местечке живут татары, и до сих пор в этих местах можно встретить носителей монголоидных черт и татарских фамилий. Тесный контакт с культурой «инородцев» отразился и на внешнем облике мещанок, до войны женщины Городка носили на голове огромный головной убор «головач», в котором удивительным образом сочетались восточный тюрбан и полесская намитка.
Давид-Городокско-Туровский народный костюм – это традиционный комплекс народного костюма Восточного Полесья. Он был распространен в среде мещан небольших городов (Турова, Давид-Городка, Столина), местечек и крупных деревень в ХІХ – начале ХХ вв. Этот костюм резко отличался своей оригинальностью, усложненными силуэтами женского костюма, головными уборами замужних женщин. В изготовлении и украшении одежды горожан широко использовали мануфактурные ткани, драгоценные ювелирные украшения, искусно выделанную кожу и др.
Существенные декоративные элементы костюма – нагрудные ювелирные украшения. Женщины носили массивные чеканенные из латуни кресты местной работы, бусы из натуральных камней и металла, иконки на цепочке, а также кольца. Зажиточные горожане могли позволить себе дорогие украшения, которые заказывали у местных кузнецов. Расширение материальных и эстетических потребностей деревни вызвало не только увеличение ассортимента кузнечных изделий, но и улучшение их качества, усовершенствование технологии изготовления и оформления.
М. Романюк заметил схожесть форм и мотивов украшения каменных литых надмогильных крестов середины ХІХ в. с нагрудными. В своих трудах этнограф писал: «Надгробие в форме крестов, отлитых из песчано-известняковой массы, - явление редкое и локально ограниченное территорией Столинского района… Фактически это единственный известный случай, когда композиция надгробного креста повторяет форму древнего, XVII-XVIII вв., нагрудного ювелирного креста».
Таким образом, по декору и художественным формам этих надгробий можно судить о возможных вариантах рисунка нагрудных крестиков. Узор на одном из литых крестов напоминает структуру соцветия цветка василька, типичного белорусского растения, а на горизонтальных перекладинах объёмно, как и фигура Христа, показаны головы ангелов с крыльями. Крестики были наиболее распространенной группой культовый подвесок в Беларуси во все времена. Известные со времен принятия христианства, они сохранились в современном быту.
Население Давид-Городка (городчуки) выделялось во всём Полесье не только по внешнему облику, одежде, но и по характеру, поведению. Они были в основном высокого роста, уверенные в своей силе, спокойные, с чрезвычайно развитым чувством независимости. Любили доказывать законность своих старинных привилегий и мещанские права.
Евреи занимались ремеслом и торговлей. Они держали в городе магазины, аптеки, пилорамы, парикмахерские, всевозможные мастерские, баню. Местные жители вспоминают их как людей трудолюбивых, очень хороших мастеров. Белорусы учились у евреев сапожному и парикмахерскому делу, потому что они работали аккуратнее и красивее. Еврейские сапожники были настолько искусны, что делали обувь для самого Юзефа Пилсудского.
Жители местечка разных вероисповеданий жили дружно, что позволяло рассчитывать на помощь соседа в сложных ситуациях. В субботу евреи звали белорусских детей, чтобы те зажгли свечу. За подобную помощь они старались угостить детвору чем-нибудь вкусным, например конфетами «Рачки».
Однако бытовали среди местного христианского населения различные суеверия в отношении евреев. Старожилы вспоминают, что когда шёл раввин, принято было хвататься за свою пуговицу. Однажды раввин увидел, как подобным образом на него отреагировала христианская девочка, и ответил ей: «За язык себе схватись!». Девочке стало очень стыдно за своё поведение.
Местные жители являются носителями оригинального диалекта с характерными словами, которые понятны только городчуку. Евреи общались с местным населением на этом городецком говоре. В межвоенное время поляки жили на одном берегу реки, и их соседи, Давид-Городокские белорусы, знали и понимали польский язык. Жители противоположного берега знали польский не так хорошо.
До войны еврейские дома можно было отличить от домов православных. Православные крыли свои дома соломой, а евреи – гонтом.
Многие дома в Давид-Городке украшены оконницами, которые изготавливали местные белорусские мастера.
АРХЕОЛОГИЯ
Давид-Городок исследовали археологи Р. Якимович в 1937-1939 гг. и П.Ф. Лысенко в 1967 г. Детинец, окруженный валами, расположен при впадении в Горынь р. Непрядвы. Культурный слой детинца имеет мощность до 3,5 м. Исследована уличная усадебная планировка застройки. Усадьбы огорожены частоколами, внутренние дворы вымощены дощатыми настилами. Открыто несколько уличных мостовых. Все постройки – наземные срубы площадью до 20 кв. м. В жилищах исследованы развалы глинобитных печей. Открыта срубная деревянная церковь.
В 1937—1938 гг. были произведены раскопки детинца Давид-Городка. Обнаружены остатки срубных жилых домов и хозяйственных построек — Зарубинецкое селище, бревенчатые уличные мостовые, деревянная часовня; множество фрагментов глиняных сосудов (некоторые имели клеймо мастера). Найдены были деревянные поделки, костяные шилья, спицы для плетения сетей, а также многочисленные поделки из железа и бронзы. Находки стеклянных браслетов и шиферных пряслиц подтверждают городской характер поселения Давид-Городка в XI—XII вв. Раскопками (Р. Якимовича в 1937—1938 гг. и П. Ф. Лысенко в 1967 г.) вскрыты остатки срубных жилищ, деревянной церкви и мостовых, несколько богатых погребений. Найдено много изделий из дерева, кости, железа, бронзы, стекла, а также обломки глиняных сосудов.
Бескурганный могильник находится в двух километрах к северо-востоку от города, на правом берегу р. Горынь в урочище Левановщина. Выявлен в 1979 г. на глубине 0,7 м. во время земляных работ. Обследовал его в 1980 г. Г.М. Залашко. Найдены 8 сосудов, лепная погребальная урна, 2 миски (1 чёрнолощёная), 4 горшка с ручками (1 чёрнолощёный с ободком), небольшой сосуд светло-жёлтого цвета. Могильник относится к зарубинецкой культуре. Материалы раскопок хранятся в Столинском краеведческом музее.
ПАМЯТНИКИ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ
(только существующие объекты)
Здание музея (бывшего городского училища) построено в 1908 г.
Георгиевская церковь - вторая половина XVII в. (? 1724 г.).
Трёхсрубный храм продольно-осевой композиции. Состоит из компактных в плане близких к квадрату основного и алтарного срубов и более вытянутого в плане объёма бабинца. Все срубы накрыты четырёхскатными шатрами с главками на восьмигранных шейках. Основной сруб имеет четвериковый второй ярус, который отделен от нижнего широким заломом. Объёмы ризницы с северной стороны апсиды и тамбура с западной стороны бабинца пристроены позднее. Стены ошалёваны горизонтально, укреплены в центре широкими лопатками и симметрично прорезаны прямоугольными оконными проёмами с трёхгранным завершением. Вершины шатров над бабинцем и апсидой слегка сдвинуты относительно геометрических центров их планов для создания симметричной трёхглавой композиции венчающих масс.
Деревянный резной четырёхрядный иконостас выполнен в 1751 г. в стиле барокко неизвестным мастером. Единство композиционного строения произведений и их цветового решения способствует созданию цельного образа, соответствующего архитектуре церкви. Иконостас богато расписан и украшен позолоченными резными накладками.
Церковь - памятник народного деревянного зодчества с выразительной объёмно-пространственной композицией, архитектурное решение органически сочетается с декоративным оформлением интерьера.
Колокольня (при церкви Святого Георгия) построена в ХІХ в.
Костёл был построен в 1935-1936 гг.
Церковь Казанской иконы Божией матери – каменная церковь, построена в 1913 г. в ретроспективно-русском стиле.
Памятник Давиду, скульптор Александр Дранец, 2000г.
Штаб польского пограничного батальона – дата строительства: между 1918 и 1931 гг.
МЕСТА ПАМЯТИ
В 1986 г. в урочище на месте убийства евреев Давид-Городка был установлен типовой обелиск, позже в 1996 г. его обновили.
В 2010 г. в урочище Хиновск, в семи километрах от Давид-Городка, на месте массового уничтожения немцами еврейского населения был открыт мемориал памяти жертв Холокоста. Его автор – архитектор Леонид Левин. За оградой находятся семь белых бетонных свечей, к которым ведут выложенные красной плиткой дорожки в виде меноры. На свечах надписи на русском языке и на иврите гласят: «В этой братской могиле похоронено 7000 евреев Давид-Городка и его окрестностей. Мужчины, женщины, дети, которые были хладнокровно убиты немцами во время двух акций в 1941-1942 годах. Да будет благословенна их память! Пусть души их покоятся в мире!»
В 2005 г. в центре городка на здании библиотеки была установлена памятная доска с надписью на трех языках - русском, английском и на иврите: «В память о евреях общины, трагически уничтоженных в 1941-1942 гг. Да благословенна будет память о них».
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
Давид-Городок является родиной ряда известных людей, которые реализовали себя в разных сферах деятельности. Среди них:
Александр Даркович – подполковник, живущий теперь в Москве, за спецоперацию в Чечне награждён званием Герой России.
Владимир Глушаков – писатель, лауреат Государственной премии, автор десяти книг прозы и публицистики, среди них «Насенне» (Семена), «Теплые листья тополей», «Цветение калины».
Григорий Марчук – писатель, лауреат Государственной премии Беларуси, номинированный в 2009 году на Нобелевскую премию, автор романов «Крик на хуторе», «Цветы провинции», «Без ангелов» и др.
Григорий Рычагов – доктор медицинских наук.
Леонид Дранько-Майсюк – белорусский поэт, член «Союза писателей СССР», лауреат премии «Золотой апостраф» (2005 г.).
Павел Андреевич Мисько (1931-2011 гг.) – белорусский писатель, автор книг прозы для детей, писатель-фантаст.
Подробнее...