История Столина

Первое письменное упоминание о местечке Столин найдено в Писцовой книге Пинского и Клецкого княжеств и датируется 1555 г. Однако, по мнению ряда археологов, город имеет более древние корни, на что указывает более ранний сохранившийся культурный слой на обрывистом берегу реки Горынь.

В XII – XIII вв. территория района входила в состав Турово-Пинского княжества, с середины XIV в. – в состав Великого княжества Литовского.

В XVI в. Столин - частнособственническое местечко, принадлежало магнатам Соломорецким, Вишневецким, Пацам, Солтанам, Скирмунтам, Стаховским.

В 1569 г. между Польшей и ВКЛ была заключена Люблинская уния, и территория современной Столинщины вошла в состав Речи Посполитой.

В XVII в. Столинщина стала ареной жестокой борьбы между украинскими казаками, к которым присоединились и местные православные жители, и войсками Речи Посполитой. Восстание 1648-1649 гг. было жестоко подавлено.

Военные действия во время войны 1654-1667 гг. между Россией и Речью Посполитой снова затронули Столинщину. В 1655 г. Столин был захвачен и сожжен в ходе рейда русского отряда под командованием князя Д. Волконского. В то время Столин являлся небольшим местечком с тремя-четырьмя десятками жилых домов, с населением в 300 человек.

После военных событий, произошедших в середине XVIII в., когда феодальная Речь Посполитая стояла на краю гибели и вела непрерывные войны - с Россией, Швецией, турками, татарами, Столин пришёл в упадок. Город стал пробуждаться и восстанавливать былую значимость в конце XVIII в.

В 1792-1793 гг. Столин становится центром Запинского повета Брестского воеводства. В 1792 г. он стал местом сеймиковых съездов, которые были перенесены из Мозыря, занятого Россией.

В 1793 г. после второго раздела Речи Посполитой Столинщина вошла в состав Российской империи. В 1795 г. Столин становится волостным центром Пинского уезда Минской губернии.

В 1886 г. в Столине насчитывался 121 двор, где проживало 815 человек, действовали церковь, синагога, еврейские молитвенные дома, часовня, волостное управление, земское народное училище, конная почтовая станция, винокуренный и чайный заводы, корчма, 20 лавок. Население занималось земледелием и животноводством, рыбной ловлей, лесозаготовками.

Согласно переписи 1897 г. в Столине было уже 250 дворов, количество жителей возросло до 3,3 тысяч. В начале XX в. в местечке на 471 двор насчитывалось 4,7 тыс. жителей.

Экономическому развитию региона поспособствовало строительство железнодорожной ветки Лунинец-Ровно, которая пересекла край с юга на север, что стало значительным событием в жизни Столинщины.

Большое влияние на развитие Столина оказывало также соседство с имением магнатов Радзивиллов, которое находилось в деревне Маньковичи неподалеку от городка. В 1885 г. в имении был заложен пейзажный парк. Несколько позже возведен великолепный дворец, разрушенный в годы Второй мировой войны. Последний владелец имения Кароль Николай Радзивилл управлял им вплоть до 1939 г.

В ноябре 1917 г. в Столине была установлена советская власть. С февраля 1918 по декабрь 1919 г. город оккупирован немецкими войсками. Согласно Рижскому мирному договору 1921 г. Столин вошел в состав Польской Республики. 6 декабря 1925 г. был образован Столинский повет в составе Полесского воеводства.

В сентябре 1939 г. Столинский район вошел в состав БССР. К 1941 г. в Столине проживало 12500 человек.

6 июля 1941 г. Столин был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. Фашистская оккупация продолжалась до 7 июля 1944г.

На территории Столинского района зафиксировано около 150 археологических памятников, которые представлены селищами, могильниками и отдельными находками.

В разное время исследования археологических памятников на территории Столинщины проводили В.С. Вергей, М.М. Кривольцевич, Ю.В. Кухаренко и И.П. Русанова.

На территории города Столина найдены следы древней стоянки эпохи неолита и бронзы, средневекового поселения, которые проникают и в восточную часть города, на берегу р. Горынь, от дороги на д. Струга до площади перед исполкомом. Найдены каменный сверленый топор, подвеска из гальки, кремневые изделия.

ЛЕГЕНДЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ НАЗВАНИЯ

Когда-то на месте города существовало большое озеро, в котором однажды выловили 100 линей.

По реке Горынь располагалось 7 городков, в которых княжило 12 братьев. Их место собрания, то есть стол, за которым собирались братья-княжичи находился на месте современного Столина.

Место древнего города находилось на левом берегу р. Копанец, в районе хлебозавода. В переводе с древнеиндийского языка это слово обозначает возвышение, земляную насыпь, а так как древний Столин располагался на высоком обрывистом берегу старицы р. Горынь, р. Копанец, то высокий речной берег мог обусловить и происхождение названия города.

Недалеко от аграрно-экономического колледжа в парке «Маньковичи» нашли обработанный кремень и лепную керамику зарубинецкой культуры.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

 Формирование планировки города связывают со столинским помещиком (предположительно Стаховским), у которого были крепостные рабочие. Они жили недалеко от поместья, их амбары стояли рядом и тем самым образовывали форму улицы. Со временем эту улицу её жители-белорусы стали называть ул. Столинской, она протянулась до улицы, прежде называемой Выгонной, в последнее время это улица Полесская.

Не будет преувеличением сказать, что Столин строили евреи, хотя они и не были первыми его жителями. Переселившись в Столин, они продолжили деревенскую улицу Столинка на запад, расселились вдоль реки с одной стороны и в противоположную сторону, к полям и окружили озеро. Чтобы его осушить или предотвратить наводнение, евреи вырыли канаву между озером и ручьём на границе с кладбищем. И действительно, озеро ушло, стало меньше и почти пересохло. Живущие рядом с озером стремились отвоевать у него территорию. Со временем еврейскими домами был окружён также и кладбищенский холм.

В конце ХІХ столетия крестьяне-белорусы предпочитали селиться на окраине городка, позади еврейских домов, и расселились на территории от берега реки до полей и вдоль еврейского кладбища (на ул. Домбровича (современная ул. Горынская), ул. Кривая (современная ул. Дзержинского) и заняли несколько переулков). Здесь они построили свои дома, устроили подворья и хлевы, и только их поля находились вне города.

К началу ХХ в. Столин как населенный пункт приобрел форму прямоугольника, расширяющегося к востоку. Улицы были прямые. Здания строились в большинстве своём из дерева, и постепенно стали возводиться дома из кирпича, но их количество было невелико. Под властью Польши (1920 - 1939 гг.) Столин продолжал развиваться и своим видом стал похож на большой красивый город с шоссе, тротуарами, красивыми зданиями, деревьями на улицах и т.д.

Таким образом, городок рос и по занимаемой площади, и по количеству населения. В течение многих лет еврейское кладбище служило границей местечка с западной стороны, пока не появилось какое-то количество крестьян, которые поселились и позади кладбища по дороге ведущей из Столина к железнодорожной станции Горынь.

ЭТНОГРАФИЯ

Для жителей Столинщины был характерен традиционный комплекс народного костюма Восточного Полесья. Этот костюм резко отличался среди остальных оригинальностью, усложненным силуэтом женского костюма, головными уборами замужних женщин. В изготовлении и украшении одежды горожане широко использовали мануфактурные ткани, драгоценные ювелирные украшения, искусно выделанную кожу и др.

Существенные декоративные элементы костюма – нагрудные ювелирные украшения. Женщины носили массивные чеканенные кресты из латуни местной работы, бусы из натуральных камней и металла, иконки на цепочке, а также кольца. Зажиточные горожане могли позволить себе дорогие украшения, которые заказывали у местных кузнецов. Расширение материальных и эстетических потребностей деревни вызвало не только увеличение ассортимента кузнечных изделий, но и улучшение их качества, усовершенствование технологии изготовления и оформления.

М. Романюк заметил схожесть форм и мотивов украшения каменных литых надмогильных крестов середины ХІХ в. с нагрудными. В своих трудах этнограф писал:

«Надгробие в форме крестов, отлитых из песчано-известняковой массы, - явление редкое и локально ограниченное территорией Столинского района… Фактически это единственный известный случай, когда композиция надгробного креста повторяет форму древнего, XVII-XVIII вв., нагрудного ювелирного креста».

Таким образом, по декору и художественным формам этих надгробий можно судить о возможных вариантах рисунка нагрудных крестиков. Узор на одном из литых крестов напоминает структуру соцветия цветка василька, типичного белорусского растения, а на горизонтальных перекладинах объёмно, как и фигура Христа, показаны головы ангелов с крыльями. Крестики были наиболее распространенной группой культовых подвесок в Беларуси во все времена. Известные со времен принятия христианства, они сохранились и в современном быту.

Среди жителей Столина были популярны занятия ремеслом и торговлей. Старожилы вспоминают, что в Столине славились своими работами столяры и портные, которые шили верхнюю одежду. Свою продукцию ремесленники реализовывали не только вдалеке от дома, но и на ярмарках в Столине и Давид-Городке, которые приурочивались к государственным и религиозным праздникам.

С давних времен традиционной формой торговли являлись ярмарки. В ведомости за 1837 г., направленной для отчёта минскому губернатору, отмечается, что ярмарки здесь проводились 13 марта, 23 апреля, 29 июля и 6 августа. На них было привезено товара на сумму 2028 руб., продано на 1881 руб., участников-торговцев было 350 человек. В 1893 г. проводилось 6 ярмарок в год.

На территории региона проживали представители разных национальностей и вероисповеданий, которые мирно жили по соседству. Они могли отличаться друг от друга по внешнему виду. Евреи-хасиды, которые в местном варианте называются «кітаёўцы», носили определённую форму одежды, которая порядком отличалась от одежды местных иудеев-миснагидов, не говоря уже об одежде христиан. По рассказам местных жителей хасиды носили чёрную одежду, очень напоминающую фраки, и круглые чёрные шапочки.

Живя рядом, невозможно было не замечать особенности в культурах и обрядах друг друга. Уроженка Столина Вера Яковлевна Цупа вспоминает:

«Отец мой много лет в синагоге тушил свечки. Был такой еврей Янкель, он его звал. Целую ночь они молились и нужно было целую ночь смотреть за свечками. Потом папа не захотел и пошёл другой человек на эту работу. А у них так: положат “аброк” и он должен всё время лежать. Перед Пасхой хорошее снимают, а плохое вынимают и сжигают. Пошёл другой человек и стал это воровать. Янкель сказал этому человеку: «Уходите!». Мой отец никогда не брал этого, он говорил: «Это люди кладут, это люди просят у Бога. Зачем это брать».

Столинские евреи соблюдали правила кашрута. Из воспоминаний местных жителей известно, что на кухне у них была одна лавка для приготовления мясных блюд, а одна – для молочных. Употреблять мясную и молочную пищу вместе запрещалось, если евреи ели молочное, то полоскали рот перед употреблением мясного. А если ели мясную пищу, то молочную только через шесть часов. Если тарелка лопнула, то она считалась трефной и из неё уже нельзя было употреблять пищу.

Не всегда совпадали праздничные дни у иудеев и христиан, но в любой ситуации можно было расчитывать на помощь соседей. Одним из таких дней была суббота, когда христиане работали, а евреи отдыхали. Они ставили и зажигали свечки, ужинали, а чтобы не совершать греха, тушить свечи звали белорусов.

Свадебный и похоронный обряды евреев существенно отличались от христианских, поэтому остались в памяти жителей Столина. Вере Яковлевне Цупа удалось эти обряды наблюдать. Она рассказывала: «Когда евреи женились, то они хупились. У Тыцина сын женился, было много народа, они поехали в бор, где ставили хупу1. А когда кто-либо из евреев умирал, то покойника заворачивали в саван, клали на землю, а вокруг ставили горящие свечи, потом несли на кладбище. Били новую посуду и накладывали на лицо, потому что не в гробу хоронили».

 МЕСТА ПАМЯТИ

В Столине находится могила раввина Столинской общины, ученика раби Шломо из Карлина, Мордехая Леховичера, умершего 13 швата 5570 (1810 г.).

Урочище «Борок» (д. Хотомель) – уничтожены 53 человека старше 14 лет; расстрелы проводились 10 августа 1941 г.

Урочище «Хиновск» возле г. Давид-Городка – уничтожены 685 человек от 14 лет и старше (по сведениям еврейской общины, около 3 тыс.). Расстрелы проводились 10 августа 1941 г.

Урочище «Подраличе» возле д. Городная в июле 1942 г. были убиты 200 женщин и стариков, остальные в 3х км. от деревни ещё 400 евреев.

Урочище «Стасино» в 4 км. от г. Столин, всего расстреляно 12,5 тыс. человек, из них 8,5 тыс. евреев; расстрелы проводились 11 сентября 1942 г.

В урочище Стасино в 1960 году на месте массового уничтожения 8500 евреев и 4000 человек нееврейской национальности был поставлен обелиск, который впоследствии был демонтирован. В октябре 1993 г. открыт мемориал, в котором один из памятников в виде раскрытой книги (одна сторона листа – текст на иврите, вторая на русском языке). Второй памятник жертвам Холокоста – скульптурная композиция женщины с ребенком.

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Столинщина является родиной известных людей.

Остапчук Надежда Николаевна (род. 28 октября 1980 года в д. Большие Орлы, Столинский район, Брестская область, Белорусская ССР) – белорусская толкательница ядра, бронзовый призёр Олимпийских игр 2008 года, чемпионка мира и Европы. Заслуженный мастер спорта Республики Беларусь (2005).

Матюшок Владимир Михайлович – доктор экономических наук, профессор, Почетный работник высшего образования РФ, вице-президент Международной ассоциации экономистов CEMAFI-international (г. Ницца, Франция), академик МАОН, заслуженный деятель науки Ингушской Республики.

Чечик Иехошуа (יהושע צ'צ'יק) (1895–1973) – израильский редактор

Кастелянец Двора (דבורה קסטלניץ) (1905–1986) – израильская театральная актриса.

 

У вас недостаточно прав для размещения комментарий


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter