Структуры власти и местного самоуправления в Польше в 1919-39 годах на примере Новогрудского воеводства.

Крестьяне из сельской общины (грамады)

После окончания войны между Советской Россией и Республикой Польша было подписано в 1921 году Рижское мирное соглашение и установлена восточная граница Польши. По этому договору из числа этнических белорусских земель к Польше отошли все уезды (белор.: паветы) Гродненской губернии, восточные уезды Виленской (Ошмянский, Лидский, Вилейский, Дисенский) и западные уезды Минской губернии (Новогрудский, Пинский, часть Слуцкого, Мозырского, Минского). Кроме того, Польша заняла Вильно и западные уезды Виленской губернии (Виленский, Свенцянский, Трокский), которые были захвачены войсками польского генерала Л. Желиговского. Все эти территории в советской исторической литературе получили позже название "Западная Белоруссия".

В 1920 годы крестьянские семьи были многодетными

На перечисленных территориях были созданы 4 воеводства, вошедшие в состав Польши. Это были Белостокское, Виленское, Новогрудское и Полесское воеводства (области). Воевода назначался, переводился и увольнялся только Начальником государства, или президентом. С 1924 года вводится должность вице-воеводы. На должности воевод назначались только выходцы из коренных районов Польши. Воевода являлся шефом общей администрации. Свои функции он выполнял через Воеводское управление, в котором действовали следующие отделы: президыальный, административный, самоуправления, продовольственного обеспечения, общественного здоровья, промышленности, сельского хозяйства и ветеринарии.

Сельское самоуправление.

Воеводства состояли из уездов, уезды из гмин (русск.: волостей), гмины из общин (белор.: грамад). Были образованы и местные органы государственного управления и самоуправления. Община – низшая единица в системе сельского самоуправления. Она состояла из жителей отдельных деревень, хуторов, небольших фольварков или поместий. Однако эти поселения могли быть объединены и совместно образовывать сельскую общину. Община была хозяйствующим субъектом и обладала имущественными правами. Круг действий общины включал руководство имуществом, а также доходы от него.

Членами общины могли быть все лица, постоянно проживавшие на ее территории. Органами власти в общине являлся солтыс, а также грамадская рада (русск.:общинный совет) или общинное собрание. Избранных собранием лиц на кандидатуру солтыса должен был утвердить уездный староста. Если община уклонялась от выборов, или после повторных выборов кандидат снова не был утвержден, то уездный староста мог сам назначить солтыса и его заместителя.

По закону от 1933 года солтыс и его заместитель выбирались на 3 года. Выбирал солтыса общинный совет, а если он отсутствовал, то общинное собрание. Солтыс подчинялся непосредственно войту, стоявшему во главе гмины, в состав которой входила община. Солтыс представлял общину в гминном правлении, а также в государственных органах. Он приносил присягу на верность Польше. Были тексты присяг для православных и для католиков. Иногда солтысами становились польские военные поселенцы-колонисты, которые назначались административными властями. (Новогрудский воевода М. Жагота-Янушайтис в 1924 году говорил, что в воеводстве было поселено около 1200 человек осадников.)

Историческая справка. На заселенных белорусами землях Новогрудского воеводства Республики Польша военное осадничество основывалось на законе Сейма от 1922 года об отчуждении польским государством целого ряда имений, принадлежавших ранее казне Российской империи. Земельными участками из состава этих имений наделялись заслуженные солдаты польской армии, бывшие военные добровольцы, а также волонтеры, получившие ранения на фронтах. Для этого создавались передаточные комитеты, и организовался фонд пособий. Из него военные осадники получали деньги для обустройства хозяйства на своих участках – осадах. Им выделялось 21 га земельных угодий и 800 злотых безвозвратно и 2400 злотых беспроцентного займа.

Здание магистрата в Пинске в 1930-е годы

Больше всего осадников прибыло в Новогрудское воеводство в 1923 году, а самое минимальное количество заселилось в 1932 году. Они обживались здесь по большей части колониями и оказывали содействие друг другу в возделывании земли, обустройстве хозяйств. В большинстве это были солдаты, которые раньше служили в одном батальоне или полку Войска Польского. Расположенные неподалеку воинские части поддерживали связь со своими колонистами, оказывали помощь бывшим солдатам.

Модные женщины из Бреста в 1930-е годы

Осадничество внедрялось вблизи линии польско-советской границы с тем расчетом, что взрослые члены семей осадников будут присоединяться к защитным функциям и следить за поведением белорусского населения на приграничных землях. Соседние хозяйства осадников назывались военными колониями. В случаях тревожных событий колонисты могли обращаться в ближайшую воинскую часть за помощью. Таким образом, польским правительством проводилась политика применения в восточных воеводствах в широких масштабах именно военной колонизации. В 1933 году в Новогрудском воеводстве было зарегистрировано до двух тысяч осад. Было подсчитано, что на одну осадническую семью приходится средне статистическая цифра в 5,2 человека. Общее число членов семей военных осадников по этому воеводству исчислялось приблизительно в 9700 человек.

Официальные круги II Речи Посполитой не считали земли восточных воеводств исконно польскими и понимали всю сложность решения вопроса их колонизации. Несмотря на принимаемые правительством меры, население польской национальности на территориях восточных воеводств не являлось доминирующим. В 1939 году количество поляков в этих воеводствах достигло 1,5 млн. человек, что составляло более 30% от численности всего местного населения (конец справки).

Новогрудский вице-воевода Франтишек Годлевский и его жена Алина в 1937 г.

Как государственный служащий солтыс выполнял приказы государственных органов, гминных советов в деле поддержания порядка и хозяйственной деятельности на территории общины. Ежемесячно он получал зарплату из гминных денежных средств. Солтысам, а также и войтам, бесплатно выдавалось разрешение на право ношения оружия.

Общинная рада (русск.: совет) являлась постановляющим органом власти громады. Выбиралась рада на 5 лет. Общинные заседатели исполняли обязанности на общественных началах (то есть без зарплат). В состав совета входили солтыс, заместитель солтыса и радные (советники). Численность радных зависела от численности населения. До 500 жителей – 12, от 500 до 1000 – 16, 1500 – 20, от 2000 – 20 радных. В соответствующем количестве выбирались и заместители радных. Приблизительно территория общины должна была иметь не более 1000 десятин земли с населением не более 500 жителей.

Общинные советы выбирали гминных радных. Они должны были способствовать повышению хозяйственного и культурного положения села, улучшению состояния здоровья населения. Это достигалось развитием земледелия и скотоводства, благодаря тесному сотрудничеству с земледельческими кружками, объединениями женщин и молодежи в области создания опытных полей, приобретения новых орудий труда. В сфере животноводства много делалось по организации ветеринарных аптек, а также защитного от болезней прививания скота. Руководство общины было занято строительством и содержанием школ, общинных дорог, мостов, улиц. Занималось также организацией и содержанием ночной стражи, поддержкой пожарной службы на территории общины.

Следующим звеном в цепи органов сельского самоуправления был гминный совет (белор.: рада), действовавший на территории сельской гмины. Рада была руководящим органом в гмине. Членами рады являлись радные и члены гминного правления, которые созывались не менее 1 раза в квартал. Войт (староста) руководил гминной администрацией. Войт был и органом государственной администрации и органом самоуправления, он председательствовал в раде. Исполнительным органом сельской гмины было гминное правление, состоявшее из войта, его заместителя и одного лавника (заседателя).

У здания администрации Полеского воеводства в Бресте 21.9. 1939 г. Смотр германских и советских войск

В гминах до 3000 тысяч жителей была должность писаря и помощника, больше жителей – писарь, помощник и практикант, еще больше – писарь, 2 помощника, практикант. В 1934 году было издано распоряжение, которое определяло квалификацию гминного секретаря. На должность гминного секретаря назначалось лицо, имевшее соответствующее образование, прошедшее практику и сдавшее экзамены по специальности. Войт и его заместитель выбирались на 3 года и также они приносили присягу на верность Польше. Как правило, на должность войта назначались деятели, внесшие вклад в дело возрождения польской независимости. Например, таким был владелец имения “Масоляны” барон Ян Камил Биспинг, который на протяжении ряда лет исполнял обязанности гминного войта в Гродненском уезде.

Городское самоуправление.

После занятия в 1919 году польскими войсками Западно-белорусских земель, они были подчинены Гражданскому управлению восточных территорий. Создание органов городского самоуправления происходило на основе распоряжения Генерального комиссара восточных земель о выборах во временные городские советы от 25 июня 1919 года.

Органом самоуправления была городская гмина. Органами власти в городской гмине являлись городской совет и магистрат. Городской совет был представительным органом власти. В решении дел, относящихся к кругу действия гмины, рада была органом утверждающим и контролирующим. В компетенцию городского совета входили следующие дела: гминное имущество, использование, приобретение и продажа недвижимого имущества; заем и размещение капиталов, городской бюджет, налоги в пользу гмины; введение городских служебных должностей, штат членов магистрата, планы строительства, определение количества членов магистрата, а также контроль над деятельностью городского магистрата, выборы членов магистрата.

Магистрат являлся руководящим и исполнительным органом власти в городской гмине. Членами магистрата в Вильнюсе, Гродно и Бресте-Литовском были президент города, вице-президент города, а также лавники (русск.: заседатели). В других городах членами магистрата были бурмистр, его заместитель и лавники. Президента города мог освободить от занимаемой должности только президент Республики Польша. В 1938 году существовали следующие магистраты в городах и местечках: Белостокское воеводство – Волковыск, Свислочь, Гродно, Друскининкай, Индура, Крынки, Скидель; Виленское воеводство – Браслав, Глубокое, Дисна, Докшицы, Молодечно, Радошковичи, Раков, Ошмяны, Сморгонь, Поставы; Новогрудское воеводство – Барановичи, Ляховичи, Воложин, Лида, Клецк, Несвиж, Новогрудок, Дятлово, Слоним, Столбцы, Щучин; Полесское воеводство – Брест, Высоко-Литовск, Каменец, Дрогичин, Кобрин, Коссово, Ружаны, Лунинец, Пинск, Береза-Картузская, Пружаны, Столин. Небольшие города с населением менее 2 тысяч человек были отнесены к сельским гминам как общины, а в остальных были образованы магистраты. Город Вильно составлял особый городской уезд, во главе которого стоял городской староста.

Уездные органы самоуправления.

Уездная (т.е. повятовая) администрация называлась староством. Во главе его стоял староста, являвшийся вышестоящим государственным лицом для руководства гмин и местечек. Уездный и городской староста относились к власти общей администрации. Ему подчинялись органы государственной уездной полиции в области организации гражданской безопасности. Руководство ими осуществлялось через уездного коменданта полиции. Уездный староста был главнее бурмистра города. Уездный староста утверждал бурмистра на его посту.

Города с населением свыше 75000 жителей, а также города с меньшим количеством, но определенные постановлением Совета министров Польши, образовывали городские уезды. Во главе городского уезда стоял городской староста, назначенный министром внутренних дел Польши. Уездный совет был органом уездного коммунального Союза. Рада и радные выбирались на 5 лет. В Республике Польша в состав обязанностей руководства уездов входили все локальные вопросы, выходившие за пределы гмины. В том числе, охрана общественного порядка и общая безопасность, противопожарная безопасность и охрана от наводнений, предотвращение стихийных бедствий и ликвидация их последствий, содержание общественных больниц, борьба с безработицей, строительство и содержание дорог.

Уездам могли передаваться права воеводств по тем вопросам, которые могут быть решены на месте. Гмина и уезд решали все административные вопросы их жителей. Таким образом, граждане были избавлены от необходимости ехать в воеводский центр для решения административных проблем. Уезд имел отдельный бюджет, а его доходы не зависели от доходов гмин. Уезд не осуществлял надзор за деятельностью гмин, не имел права вмешиваться в их финансовое управление. Финансово автономный уезд мог проводить собственную бюджетную политику.

Осенью 1939 года, в ходе оборонительной войны, Польское государство утратило свою независимость. Его территория была занята войсками двух сопредельных государств – Германии и Советского Союза. Властные структуры Польши прекратили свои функции, правительство республики оказалось в эмиграции. Земли Западной Белоруссии вошли в состав Белорусской ССР и стали составной частью Советского Союза. На занятых Германией территориях западной части Польши немцы образовали Варшавское генерал-губернаторство.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter