Волостное местечко в составе Российской империи

Панарама Крэва з захаду. Баляслаў Тамашэвіч, 1896

От Магдебургского права, которым пользовались жители Крево во времена Речи Посполитой, остались только воспоминания. Российские власти ввели новые формы самоуправления. И они мало напоминали прежние.

В ХІХ столетии Крево стало центром волости. Она входила в состав уезда и включала в себя сельские волости. Каждое сельское общество на своем собрании избирало старосту и нескольких уполномоченных. Они участвовали в выборах волостного правления и волостного суда. В волостном правлении самым важным лицом был волостной старшина. Он обладал серьезными полномочиями.

Волостной суд рассматривал мелкие гражданские и уголовные дела. Виновного могли приговорить к небольшому штрафу, аресту до 7 суток или битью розгами.

Существовала также и служба полиции. Сначала ее роль исполняли десятские и сотские. Их выбирали от определенного количества крестьянских дворов. В 1903 году власти создали новую структуру – уездную полицейскую стражу. На смену сотским и десятским пришли наемные стражники.

Волостное правление в то время было в первую очередь крестьянским сословным образованием. Для горожан и жителей местечек российское правительство ввело мещанское правление. Такое было и в Крево. Мещанское правление собирало налоги и следило за порядком.

Неприглядное местечко

На протяжении XIX века Крево жило спокойной и бедной на события жизнью. Но значительные социальные и политические потрясения все-таки задели местечко. Когда 1831 году вспыхнуло восстание против царских порядков, Крево не осталось в стороне. Перед местными жителями на Рыночной площади выступил ксендз Жилинский. Он принял присягу у пятидесяти добровольцев, которые отправились в Ошмяны поддержать повстанцев.

В 1863 году во время восстания Калиновского в Крево отличился Викентий Томашевич. Он знакомил односельчан с повстанческой литературой, за что его сослали в Астраханскую губернию.

Описания местечка в литературе ХІХ века не помнят его былой славе. Вот что пишет в краеведческом очерке о Крево Даметий Плавский: «Впрочем, город этот очень неприглядный. Немощеные улицы идут между горами, отчего наименьший дождь образует грязь… Дома у них почти все низенькие, курные, покрытые соломой… Дом и сени вмещают в себя человека семейного, его скотину и пожитки. Немногие имеют хлева для скота и хлеба, и насчитывается всего четверо или пятеро человек настоящих хозяев».

Похожее описание Крево находим у Чеслава Янковского: «Местечко неприглядное, небольшое и мертвое, оживает оно только четыре раза на год, когда проводятся мало посещаемые ярмарки».

Однако Крево все же считалось волостным местечком. Здесь были две православные церкви, до 1866 года действовал католический костел. Евреи молились в синагоге. В местечке работали врачебная комната и аптека,  несколько магазинов и трактир, почтовое отделение. В 1846 году открылось народное училище. В 1889 году при Александро-Невской церкви появилась церковно-приходская школа.

Как судили кревских активистов

В начале XX века в Российской империи уже начиналась борьба за экономические и политические права и свободы. А на окраинах империи население выступало против национального и религиозного угнетения. О волнениях в Крево говорят докладные записки ошмянского уездного исправника своему губернскому начальству. Он писал, что в конце июля 1905 года здесь произошла политическая демонстрация. А в декабре следующего года в суде все присутствующие стали свидетелями смелого публичного высказывания сморгонского судьи И. И. Машнера против самовольства полицейских. Его речь имела большой резонанс, ее обсуждало все местное население. Уездные власти боялись, что резкие высказывания судьи против полицейских многие воспримут как призыв к действию.

В рубрике «Судебная хроника» одного из номеров газеты Kurjer Litewski за 1907 год есть интересная заметка. В ней говорится о деле жителя местечка Крево Тадеуша Соболевского, которое рассматривал Виленский суд. Это был политический процесс. Соболевского обвиняли в том, что он подстрекал местных крестьян выступить против властей. Суд тогда разбирательство прекратил – не нашли свидетелей.

Троіцкая царква ў Крэве

Сплотились ради общей цели и кревские католики. В 1906 году им удалось возродить приход, который власти ликвидировали после восстания Калиновского. Они добились того, чтобы им выделили один из складов хлебного магазина. Там верующие проводили службы. Позже на месте этого склада был построен костел.

Больница, ярмарки и благоустройство

В начале века Крево ощутило подъем во многих сферах жизни. В это время численность населения местечка заметно увеличилась. В 1897 году в Крево насчитывался 2201 житель. Хотя еще сто лет назад здесь жили всего 693 человека.

В местечке стали чаще стали проводиться ярмарки. Не два или четыре раза в год, как раньше, а шесть раз в год. Торговлю в Крево развивали местные евреи. Они не только участвовали в ярмарках. В 1913 году евреям в местечке принадлежали 25 лавок. Среди них было 11 бакалейных и 5 мануфактурных. Евреи держали также аптеку и склад аптечных товаров.

Важным событием для Крево стало открытие больницы. Это было одно из трех медучреждений в Ошмянском уезде. Больницу помог открыть Николай Крачковский, владелец поместья Черкасы в двух верстах от Крево. Кроме врачебной практики он занимался личным хозяйством. Разводил лошадей, содержал водяную мельницу. Развивать местечко ему помогали личные связи среди уездного и губернского начальства.

Крево из «неприглядного» превращалось в благоустроенное местечко. Здесь начали ремонтировать дороги: подсыпать их в низких местах, укладывать камнем. Местные жители становились богаче. Вместо курных домов появились современные. Молодые люди учились в школах, получали образование. Казалось, жизнь пошла в правильном направлении. Однако история распорядилась иначе: впереди Крево ждали новые трудности и испытания.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter