Ну, прежде всего, неподалеку от Марьиной Горки (близ деревни Антоново) находится географический центр Республики Беларусь.
Но самая интересная околичность, касающаяся этого города, состоит в том, что он является центром... Пуховичского района. Кажется, граф Л.С. Маков, последний владелец усадьбы Марьина Горка, перемудрил, когда, занимая высокую должность во властных структурах Российской Империи, проявил настойчивость, хитрость и добился-таки, чтобы железнодорожную ветку, которая должна была пройти через тогдашний центр уезда Пуховичи, перенесли сюда, под окна его усадебного дома. Хитрость состояла в том, что станцию в Марьиной Горке назвали «Пуховичи». В конце концов, все раскрылось, и вельможа кончил ужасно. Что касается станции, то она сначала сделалась городом, а позже и центром всего района.
О происхождении названия этого города — Марьина Горка — обращаюсь к доктору филологических наук Александру Рогалеву. Его материал на эту тему опубликован в газете «Мінская праўда» 26 августа 2000 г.
Известно, утверждает ученый, что христианство не отменило полностью старую языческую веру и поклонение природным стихиям и явлениям, а впитало в себя и преобразовало уже в новом качестве прежние обряды и традиции. На месте языческих капищ и требищ возводились христианские православные храмы. Этот симбиоз язычества и христианства проявился и в конкретной сакральной горе над рекой Титовка.
В языческие времена на этой горе поклонялись богине Маре. Капище Мары было одним из главных мест культовых центров. Вокруг большого камня, установленного на вершине возвышенности, справлялись тризны, устраивались торжества с плясками и песнопением.
Таким образом, делает вывод ученый, в названии Марьина Горка есть подоснова. Это измененное, модифицированное имя языческого демона Мары (Марены, Мораны).
В различных славянских языках Мара — это двойственный по своей сущности женский языческий демон: это и богиня деторождения и даже богиня смерти. В некоторых диалектах слово это расшифровывается как наваждение. Древние пытались сконцентрировать в этом слове влияние, воздействие женщины на мужчину.
Итак, изначально на Марьиной Горке поклонялись женщине. Именно поэтому позже название этой горки трансформировалось в более приемлемое, христианское.
УСАДЬБА
А.А. Пранович в районной книге «Памяць» за 2003 г. сообщает, что в Марьиной Горке существовал и, даже, частично сохранился до наших дней садово-парковый ансамбль — проще говоря, бывшая усадьба. Автор статьи указывает, что первыми в списке владельцев имения упоминаются Бутинские. Позже им владели Ратынские, а затем Крупские.
В 1863 г. имение было конфисковано и передано в казну. И оттуда им завладел министр внутренних дел уже упоминавшийся нами граф Лев Саввич Маков. Именно тогда, во второй половине XIX в., и начала создаваться инфраструктура усадьбы — появились дом в эклектичных формах, пейзажный парк.
Парк был вытянут вдоль реки Титовка. Он размещался на береговой террасе. Небольшой, всего 7 га, он был насыщен интересными, неожиданными композиционными элементами. К примеру, его липовая аллея проходила прямо через плодовый сад. При этом выводила не к парадному партеру, а к громадному цветнику.
Основой планировки усадьбы являлись виды в сторону реки. Этим и было обусловлено размещение с южной стороны дома многоступенчатой каменной террасы. Последняя выводила к воде.
Усадебный дом (сохранился) был построен в 1870-76 гг. Одноэтажный, из красного кирпича, оштукатуренный серым мрамором, он стоял на высоком цоколе, который можно было считать нижним этажом. В плане дом состоял из трех объемов, которые отличались как шириной, так и высотой. Строение понижается и суживается по линии с запада на восток. Помещения цокольного этажа перекрыты полукруглыми сводами. Перекрытие верхнего этажа балочное.
Парадный двор со стороны сада был охвачен дубовой аллеей.
С запада парк тянулся до железной дороги и заканчивался большим древесным массивом. Эту часть парка пересекала аллея вязов, одна из парковых дорожек здесь проходила через мост-дамбу на канале.
С северной стороны парк заканчивался длинной хозяйственной постройкой. В настоящее время на ее месте возвели здание санатория.
Усадьбу окружал обводной канал, который, в свое время, заполнялся водами криничного происхождения. На канале была устроена купальня с деревянным дном. Был на нем и небольшой остров, куда можно было попасть по специальному мостику.
Наступило время вернуть этому усадебному дому его настоящий статус — статус памятника местной истории. Город должен иметь такой центр, если надеется привлечь туристов. Восстановив инфраструктуру старой усадьбы, можно получить не только новое качество последней, но и на порядок поднять культурную составляющую города.
АЗБУКА ИСТОРИИ ГОРОДА
(Из воспоминаний старожила города И.Л. Слободера)
В местной районной библиотеке мне посчастливилось найти воспоминания старожила. Казалось бы, всего несколько страничек, личные впечатления, события и факты забытых 20-х годов, то есть почти столетней давности. Между тем, как не хватает теперь таких сведений, какую ценность приобрели они. Так уж устроен человек, что он не считает интересным и нужным обращаться к прошлому. А зря. В прошлом сокрыта тайна человеческого существования. Во-первых, это окно в старое время, во-вторых, это опыт. Только знакомься и применяй! А все потому, что история имеет свойство повторяться. Подобные материалы, должен признать, встречаются в наших библиотеках крайне редко. Светлый ум рассказчиков-старожилов может сослужить молодым только добрую службу.
Оказывается, в начале 20-х годов XX в. дома в Марьиной Горке стояли по обеим сторонам вдоль железнодорожного полотна, а потому улиц было всего две, нынче они называются Октябрьская и Андреевская. Это был поселок. Жители работали, главным образом, на обслуживании железной дороги.
Напротив привокзальной площади на улице Октябрьской занимали место два больших, по тем временам, деревянных дома братьев Арокцеров, которые держали частные лавки.
Рядом, там, где сейчас магазин «Книга», располагалась почта. Два старых почтальона, Завадский и Кветко, каждое утро выходили из нее с полными сумками корреспонденции. Писем тогда писали много. Ведь телефонов и радио не было.
Рядом с тем местом, где нынче кинотеатр «Октябрь», стояло небольшое деревянное здание 4-х летней школы. В ней учились дети железнодорожников. Содержалась школа на средства железнодорожного ведомства. Директором был инвалид Гражданской войны Василий Данилович Жавнерчик, а учителями — Григорий Васильевич Андрюк и Остап Емпадистович Булавкин.
На привокзальной площади, где теперь памятник павшим в Великую Отечественную, по выходным и праздникам устраивались базары. Крестьяне привозили сельхозпродукты, ремесленники — изделия, кооператоры — промышленные товары.
Кирмаши проводились редко, три-четыре раза в год. Их организовывали возле существовавшей тогда Марьиногорской церкви. На них было многолюдно.
В годы НЭПа на площади, где сейчас райпромпищекомбинат, устраивались сельскохозяйственные выставки. Лучшие экспонаты премировались. День выставки обычно превращался в городской праздник.
На улице Советской, там, где сейчас кафе «Молодежное», располагались изба-читальня и библиотека. Там проводились молодежные собрания, читали вслух газеты, журналы, словом, обменивались информацией.
За избой-читальней на свободном пустыре молодежь соорудила футбольное поле, баскетбольную и волейбольную площадку.
Что касается гуляний, то их проводили на южной окраине поселка. Там была оборудована танцевальная площадка, по воскресеньям и праздникам играл духовой оркестр добровольной пожарной дружины.
На той же Советской, через дорогу от избы-читальни в деревянном доме киномеханик Михаил Данилов с помощью кинопередвижки устраивал демонстрацию кинофильмов. Кинопроектор ставил в помещение, а электроэнергию обеспечивала ручная динамо-машина, которую три парня попеременно крутили в течение сеанса.
В этом же помещении была оборудована сцена под самодеятельность.
На углу улиц Советской и Октябрьской, где сейчас комиссионный магазин, стоял пожарный сарай. В нем хранились телеги, на которых были установлены ручные насосы, бочки и другой пожарный инвентарь. В этом сарае иногда устраивали театрализованные представления. В частности, приезжал драматический коллектив местечка Пуховичи. В такие дни телеги выкатывали на улицу, а из заранее заготовленного материала устраивали сцену и лавки. Пожарка превращалась в... театр.
В городе действовала пионерская организация. Вожатым был Михаил Жеромский. Часто по Марьиногорским улицам с красным флагом, под звуки барабана и пионерского горна, проходила ватага школьников. Они шли и пели: «Взвейтесь кострами, синие ночи...»
В конце 1924 г. в местечке Пуховичи случился сильный пожар. После этого Марьина Горка стала интенсивно заселяться погорельцами. Так в поселке появились портные, столяры, кузнецы, пекари, фотографы, часовых дел мастера и прочие. У них существовала конкуренция, и это заставляло их выполнять заказы качественно и вовремя. О Марьиной Горке, точнее о ее специалистах, пошла слава. Словом, переселенцы внесли оживление в жизнь поселка.
Стали заселяться улицы восточной части города — Советская, Ленинская, Красноармейская, Комсомольская, начали нарезать участки на еще безымянных улицах перпендикулярно улице Андреевской.
Здание райисполкома было построено на углу улиц Советской и Ленинской, главным фасадом оно выходило на Советскую. Это было деревянное здание, перевезенное в Марьину Горку из усадьбы помещика Буглака.
С переездом райцентра в Марьину Горку началась работа но радиофикации. На углу Ленинской и Красноармейской построили здание радиоузла, смонтировали оборудование. Радиоточка заработала в 1928 г. Здесь потрудились Михаил Данилов и Александр Скипер.
На Советской улице, где сейчас узел связи, построили здание редакции и типографии газеты «За калгасы». Главным редактором ее тогда был Панкратов. Вначале печатную машину вращали вручную.
В Марьиной Горке в те годы существовали два заезжих дома (гостиницы). Их содержали частным порядком братья Соловейчики. Они же держали лошадей для развоза пассажиров, прибывающих на железнодорожную станцию.
На принципах частного производства в поселке стали появляться маслобойки, круподерки, волночески, предприятия по изготовлению валенок, столярных изделий, сельтерской воды, мороженого. Оборудование этих кустарей действовало на основе ветряных двигателей, посредством конной силы.
В тех же 20-х на реке Титовке была построена мельница, которая работала на гидротопливе. Там был установлен генератор, который вырабатывал электроэнергию для нужд промкомбината и для освещения некоторых учреждений.
Подробнее...