История евреев м. Бешенковичи в 1917–1941 гг.

Бешенковичи первой трети ХХ в. с полным правом можно называть одним из многочисленных еврейских местечек Беларуси, так как представители данной национальности составляли здесь большую часть населения.

Официальные статистические данные свидетельствуют о том, что в 1923 г. в Бешенковичах проживало 2163 человека, из которых 1158 были евреями, а к 1926 г. их численность увеличилась до 1487, что составляло 55,3 % населения местечка. В начале 1927 г. в Бешенковичах насчитывалось 2 683 жителей, и 1 614 из них являлись евреями. В связи с этим 8 февраля 1927 г. президиум Бешенковичского райисполкома решил ходатайствовать перед Витебским окрисполкомом об образовании Бешенковичского национального еврейского Совета, который вскоре и был создан.

К концу 1927 г. в результате естественного прироста еврейское население местечка увеличилось ещё на 49 человек, кроме того сюда вернулось 4 семьи бывших погорельцев (покинувших Бешенковичи после пожара 1923 г.). Вместе с тем за 1926–1927 гг. из местечка в поисках заработков выехало 24 еврейские семьи (направились в Витебск, Москву, Ленинград, Баку, Днепропетровск). По состоянию на 1 января 1928 г. население Бешенковичей возросло до 2870 человек, из которых 1740 (61 %) были евреями.

В октябре 1934 г. в еврейском национальном Совете насчитывалось 38 лиц, лишенных избирательных прав.

Пожар

Начало 1920-х гг. ознаменовалось для местечка страшным событием: в ночь на 13 сентября 1922 г. в Бешенковичах случился пожар, в результате которого за несколько часов сгорело почти все местечко. Бешенковичская добровольная пожарная дружина, состоявшая примерно из 20 человек, не только не смогла потушить пожар, но и сама пострадала: сгорело три пожарные машины и весь инвентарь. В результате пожара тем или иным образом оказались потерпевшими около 900 семей, полностью уничтожены огнем были 520 жилых домов (по другим подсчетам – 745), множество хозяйственных построек, общественные здания, все мосты, уцелело же только 53 двора.

Для ликвидации последствий пожара был создан специальный комитет по оказанию помощи погорельцам, при содействии которого 16 сентября была образована Витебская губернская чрезвычайная комиссия по борьбе с пожарами. Основной заботой данных институтов стало распределение хлеба, муки, тёплых вещей среди жителей местечка. Совместно с евобщесткомом при детском доме был организован пункт по питанию, который ежедневно принимал около 150 детей. Часть жителей местечка была переселена в Витебск (в частности, 17–18 сентября 1922 г. в Витебск было отправлено 220 человек).

В Витебске была организована целая кампания по сбору средств для нужд бешенковичских погорельцев: в течение нескольких дней по городу в сопровождении оркестра разъезжали пожарные линейки с соответствующими плакатами, была увеличена стоимость проезда в трамвае, на воду, убой скота, торговлю были введены дополнительные пошлины.

Уже к октябрю 1922 г. была разработана новая планировка местечка, к этому же времени в Бешенковичи был доставлен материал для восстановления 70 домов.

Благоустройство местечка

Несмотря на то, что постепенно Бешенковичи оправились от последствий пожара, внешний вид населённого пункта был достаточно далёк от совершенства. Даже в начале 1930-х гг. не везде были оборудованы тротуары, посажены деревья, не во всех частных домах трубы были почищены от сажи. С целью наведения порядка в 1934 г. местечковый национальный Совет практиковал наказание жителей, которые своевременно не произвели очистку улицы возле своих домов. Заплатить штрафы вынуждены были Вульф Зискович Абезгауз, Залман Шмуйлович Ашельрод, Яков Хаимович Абольский, Менахем Берлин, Хаим Меерович Гутман, Лейба Шоломович Ерухимов, Шлёма Лабковский, Юда Абрамович Лабок, Мордух Шепшелевич Ривкин, Абрам Фогельсон.

В 1935 г. в парке началось оборудование велодорожки, вдоль которой были поставлены скамьи, площадки для тенниса, волейбола и баскетбола, развернулось строительство парашютной вышки, в Виленском переулке началось обустройство футбольной площадки, на пристани возле реки Западная Двина появилась водная станция с местом для купания и восемью лодками.

Вместе с тем некоторые кварталы местечка на протяжении всех 1930-х гг. оставались неухоженными, не везде были оборудованы тротуары и поставлены заборы.

Развитие промышленности и сельского хозяйства

В 1917–1941 гг. промышленность Бешенковичей была представлена в основном кустарными артелями и мастерскими, а также небольшими предприятиями. Одним из них являлась мельница, принадлежавшая Залману Пайкину, она располагалась в каменном здании по ул. Набережной. Мельница была оснащена паровым двигателем, здесь имелись крупорушка, вальцовочное отделение и сукновалка. В 1919 г. предприятие было национализировано, и З. Пайкин считался на нем лишь рабочим, кроме него здесь работало ещё 8 человек. Примерно в 1921 г. мельница была возвращена прежнему хозяину.

В середине 1930-х гг. при мельнице функционировала электростанция, которая поставляла электроэнергию предприятиям и жителям местечка. Те из них, у кого было три и более лампочек, с октября 1934 г. должны были устанавливать электросчетчики.

В 1920 г. в местечке было создано несколько предприятий. Так, примерно в августе была организована военно-обмундировочная мастерская (в 1921 г. в ней насчитывалось 123 рабочих, в том числе 99 евреев). С сентября 1920 г. в Бешенковичах действовала 1-я государственная сапожная мастерская, в которой в 1921 г. было 126 рабочих (из них 64 являлись евреями). Правда, согласно официальным данным, по состоянию на 1921 г. в местечке действовало единственное зарегистрированное «мелкопромышленное предприятие» – мыловарня, на которой работал Залман Файнберг.

Кроме того, в Бешенковичах действовало 2 кожевенных завода (№3 и №4), управляющими на которых были соответственно Нохим Залманович Футерман и Рафаил Лейзерович Гутман. Оба завода находились на ул. Логовой. В сентябре 1921 г. они были сданы в аренду Витебскому губернскому союзу кооперативов сроком на 3 года.

В апреле 1922 г. на заводе № 3 насчитывалось 5 рабочих, из которых двое являлись евреями: Н.З. Футерман и Эта Зунделевна Футерман. Н.З. Футерман родился в 1873 г. в м. Камень, Э.З. Футерман – в 1880 г. в Бешенковичах, оба работали на заводе с 8 декабря 1921 г. С июня 1922 г. на завод устроился работать Шевель Финкер.

Завод занимался обработкой кож лошадей, коров и овец. Например, в апреле 1922 г. было обработано 137 кож, в июне – 160, в июле – 166, в августе – 130.

На заводе № 4 также выделывали кожи лошадей, коров, овец, а изредка – даже верблюдов. Так, в декабре 1921 г. было обработано 167 кож, в январе 1922 г. – 184, в июле 1922 г. – 109, в августе 1922 г. – 231.

В 1922 г. на заводе насчитывалось 6 работников, из которых трое были евреями. В частности, заведующим являлся Р.Л. Гутман (родился в 1874 г. в Бешенковичах, получил домашнее образование, на заводе работал с 8 декабря 1921 г.), счетоводом – Злата Львовна Левинсон (родилась в 1899 г. в Бешенковичах, окончила 6 классов гимназии, на заводе – с 25 декабря 1921 г.), рабочим был Гирша Рафаилович Гутман (родился в 1901 г. в Бешенковичах, окончил начальное училище, на заводе – с 8 декабря 1921 г.).

12 мая 1924 г. в Бешенковичах прошло общее собрание кустарей местечка, на котором присутствовало 30 человек. В результате было решено создать совет кустарей, в его руководящий орган (комитет) избрали 3 человека (председателем стал Соскин, членами – Хейфец и Шапиро). Спустя некоторое время председателем стал Авербух, членами – Соскин и Шапиро. В конце июня 1924 г. в составе совета насчитывалось 34 кустаря, из которых все, кроме одного, являлись евреями: Соломон Авербух, Ицка Ашельрод, Лейба Барвинский, Мовша Беленький, Бейнус Бляхман, Рувим Галбрайх, Абрам Гуревич, Берка Гутман, Гирша Гутман, Рафаил Гутман, Хацкель Гутман, Рувим Зельцер, Янкель Иофе, Хаим Либинсон, Лейзер Лурье, Мовша Нейман, Мендель Поляков, Абрам Соловей, Мендель Соловей, Хаим Соловей, Нехамья Соломон, Беньямин Тёмкин, Лейба Тёмкин, Нохим Футерман, Вульф Хейфец, Ехиэль Хейфец, Х.-Я. Хейфец, Эфроим Хейфец, Гирш Шапиро, Мордух Шволб, Хаим Эбер, Пейсах Элькин и Мендель Юдовин. Задачами совета являлись борьба с безработицей среди населения, забота о выдаче денежных ссуд его членам и оказании бесплатной медицинской помощи, ликвидация неграмотности.

Количество членов совета постепенно увеличивалось: в частности, 20 августа 1924 г. в него вступило ещё 14 кустарей (среди них – 13 евреев: Меер Боярер, Нохим Ганз, Гуревич, Залман Гуткович, Нохим Зельцер, Борис Каберман, Шолом Мельников, Евель Поляк, Нафтолий Поляк, Израиль Свердлов, Ицка Тёмкин, Абрам Ханин и Меер Ханин. К марту 1925 г. в совете насчитывалось 54 члена (или 18 % общего количество кустарей района). К концу 1925 г. их количество возросло до 78, по профессиональному признаку они распределились следующим образом: 18 были сапожниками, 10 – мясниками, 8 – портными, по 5 – заготовщиками и кузнецами, по 4 – посадчиками и кожевниками, по 3 – шапочниками и парикмахерами, по 2 – жестянщиками, слесарями, мыловарами, красильщиками, чесальщиками шерсти и смолокурами, по 1 – часовым мастером, известщиком, переплётчиком, верёвочником, столяром и чулочником. В 1925 г. средний заработок большинства кустарей составлял 20–30 рублей в месяц.

В 1928 г. в Бешенковичах насчитывалось 257 кустарей, из которых евреями были 133 человека. Они представляли следующие специальности: 47 – сапожники, 22 – чулочники, 11 – пекари, по 7 – кузнецы и чесальщики шерсти, 6 – столяры, по 5 – посадчики и заготовщики, по 4 – портные и кожевники, 3 – шапочники, по 2 – известщики, красильщики, колбасники и мыловары, по 1 – слесарь, смолокур, гончар и верёвочник. Средний заработок кустаря в 1928 г. составлял около 50 рублей, наибольшим спросом пользовалась продукция гончаров, портных и кожевников.

Часть ремесленников местечка объединялась в различные артели. К примеру, в августе 1928 г. в Бешенковичах были организованы следующие артели: сапожно-заготовочная (36 членов), чулочная (38), хлебобулочная (23), портняжно-шапочная (20), смолокуренно-скипидарная (10), артель жестянщиков (5) и по выделке овчин (8 членов). 11 июня 1930 г. была зарегистрирована артель по изготовлению ботинок, учредителями которой являлись Залка Ашельрод и Хаим Леплер, всего она насчитывала 6 рабочих. В 1935 г. в Бешенковичах действовали следующие артели: ватинная «Красный Ватинник» (её председателем являлся Иофе, бухгалтером – Галбрайх, одним из работников – Элья Хаимович Лейтман), смолокурная «Красный Смолокур» (заведующим был Каган), по ремонту обуви имени М. Горького.

Что касается промышленных предприятий, то в Бешенковичах действовал лесопильный завод. В марте 1927 г. он был сдан в аренду Менахему Дуброву.

В 1934 г. в местечке действовали такие предприятия, как мельница с электростанцией, слесарно-кузнечная мастерская. Кирпичный завод, построенный в 1929–1930 гг., в июне 1934 г. был объединен с известковым заводом в единое предприятие.

В 1920-е – 1930-е гг. сельским хозяйством занималась незначительная часть еврейского населения Бешенковичей. В частности, в 1928 г. приусадебные участки обрабатывали 47 еврейских семей (около 11 % от общего количества евреев местечка). В это же время вблизи Бешенковичей была организована еврейская сельскохозяйственная артель, членами которой являлись 5 семей.

Торговля

Кроме ремесленнической деятельности в довоенный период евреи активно занимались торговлей. 25 июля 1924 г. Бешенковичский волисполкомом установил арендную плату за содержание торговых ларьков, которая составляла от 1,5 до 2 рублей в месяц за каждую квадратную сажень. За лавки, располагавшиеся на видных местах, плата составляла 5 рублей.

Летом – осенью 1924 г. в местечке начали функционировать ларьки Лейзера Копелевича Хайкина (его магазин находился на Базарной площади, здесь продавался хлеб), Иды Гуткович и Залмана Абрамовича Шафрова.

Некоторые евреи торговали с нарушением правил: так, в августе 1924 г. у Менделя Свердлова была обнаружена неклеймёная гиря, вес которой якобы равнялся 4 фунтам (на самом деле она была легче). К тому же он торговал после 7 часов вечера, что было запрещено.

На протяжении 1927 г. в Бешенковичах появилось ещё несколько торговых объектов, принадлежавших евреям. Так, в феврале 1927 г. Б. Соскиной был сдан в аренду буфет в театре «Крестьянин». Лейба Вульфсон отдельного помещения не имел, а «торговал со столика». Поскольку доход от торговли был мизерным, то с февраля 1927 г. ему даже не нужно было платить первоначально установленный налог в 50 копеек ежемесячно. Гите Юдовиной 19 марта 1927 г. в порядке исключения было разрешено торговать продуктами питания с 7 часов утра до 10 часов вечера. Кстати, только ей, а ещё Авсею Акселю было разрешено торговать во время праздника 1 Мая (в их ларьках можно было приобрести продукты питания и сельтерскую воду соответственно). В то же время Эльке-Фруме Галбрайх 21 августа 1927 г. было отказано в аренде помещения для торговли пивом, так как напиток был не достаточно качественным. Позже разрешение на продажу пива в розлив всё-таки было выдано (сроком до 1 октября 1927 г.).

В 1928 г. в местечке насчитывалось 82 торговых заведений: 4 государственных, 12 кооперативных и 66 частных. Почти все частные торговые объекты (63) принадлежали евреям.

В 1930 г. торговлей занимались Либа Хейфец, Ицка Гладштейн, Э.Ф. Гольбрайх (содержал пивной ларек), Ася Свердлова, Авсей Капелюш, Шолом Левит (торговал полотном) и другие жители местечка.

С течением времени некоторые ларьки закрывались: например, в 1933 г. свернули торговлю Берка Ицкович Годгильф, Симон Завелевич Фрадкин, Залман Хацкелевич Галбрайх, Хася Янкелевна Гильман.

Кредитные учреждения

В первые послереволюционные годы в м. Бешенковичи некоторое время продолжало действовать Общество взаимного кредита, организационно оформившееся 15 ноября 1911 г., и членами которого были преимущественно евреи.

В русле политики национализации всех финансовых учреждений 10 октября 1918 г. Народным комиссариатом финансов РСФСР был издан циркуляр «О ликвидации обществ взаимного кредита», который стал причиной завершения деятельности Бешенковичского общества. 7 февраля 1919 г. состоялось общее чрезвычайное собрание его членов под председательством Ицки Хейфеца. Единственным вопросом, рассмотренным на собрании, стало избрание ликвидационной комиссии, в состав которой вошли упомянутый выше И. Хейфец, а также Рафаил Гутман, М. Свердель, Борух Юдовин и И. Кац. Кандидатами в члены данной комиссии стали Я. Финкель и Мендель Бляхман. На следующий день – 8 февраля 1919 г. – состоялось очередное чрезвычайное собрание вкладчиков, на котором был утвержден новый состав ликвидационной комиссии (в неё вошли Х. Кисельгоф, М.А. Сапиро, Геня Сафро, Ш. Финкер и М.И. Майзель). Кандидатами в члены в этот раз были избраны И. Гутман и М. Круглый.

Через несколько лет в Бешенковичах было создано ссудо-сберегательное товарищество: его устав был зарегистрирован финансовым отделом Витебского окрисполкома 24 сентября 1924 г. Учредителями товарищества являлись Мейлах Абелевич Сапиро, Гирша Нохимович Шапиро и Менахем Беркович Зак. Товарищество действовало на основании типового устава, согласно которому его целями являлись предоставление своим членам денежных и натуральных кредитов, содействие облегчению расчётов между частными лицами и организациями, приобретение необходимого инвентаря, материалов и т.д.

Первое общее собрание членов товарищества, на котором присутствовало 63 человека, состоялось 23 ноября 1925 г. в Бешенковичском клубе кустарей. На этом собрании были установлены следующие правила деятельности: новые члены принимались с согласия правления и совета товарищества, максимальная ссуда была определена в размере 150 рублей в год, погашать её разрешалось постепенно (ежемесячно), для гарантии возвращения ссуды устанавливалось поручительство. Также товарищество могло заключать с государственными банками договоры на получение кредитов в размере 5000 рублей.

На этом же собрании сроком на один год были избраны правление и совет товарищества. В состав правления вошли 5 членов (Мейлах Абелевич Сапиро, Самуил Иоффе, Е. Айзик Аронович Хейфец, Израиль Рыжик, Гирш Гутман) и 2 кандидата (Хаим Эбер, Рувин Гальбрайх). Членами совета стали Шолом Шмуйлович Ашельрод, Гирша Нохимович Шапиро, Меер Симонович Боярер, Меер Носонович Гальбрайх и Мордух Ицкович Юдовин, а кандидатами – Хацкель Гутман и Беньямин Тёмкин.

Первоначально капитал товарищества составлял всего 700 рублей, поэтому желающим выдавались только небольшие краткосрочные ссуды (от 15 до 30 рублей не более чем на 3 месяца). К июню 1926 г. в распоряжении Бешенковичского ссудо-сберегательного товарищества находилось 983 рубля, в это время ссуды выдавались сроком на 4–6 месяцев под 30 % годовых.

К 1 июля 1927 г. количество членов товарищества увеличилось до 222 (из них 161 являлись кустарями, 20 – земледельцами, 17 – служащими, по 8 – тряпичниками и мясниками, 6 – рабочими и 2 – лицами свободных профессий). В свою очередь в 1927 г. в Бешенковичах 64 % кустарей являлись евреями. Уже через несколько месяцев ссудо-сберегательное товарищество распалось.

В скором времени – 30 декабря 1927 г. – с инициативой создания промыслового кредитного товарищества «Кустарь» выступили 5 жителей Бешенковичей. Четверо из них были евреями: Шолом-Меер Шмуйлович Ашельрод, Ехиель Аронович Хейфец, Израиль Хаимович Рыжик и Шмуйла Михелевич Иоффе. Следует отметить, что все они ранее являлись руководителями ссудо-сберегательного товарищества. 2 января 1928 г. устав нового объединения был зарегистрирован финансовым отделом Витебского окрисполкома, и оно начало свою деятельность. В октябре 1927 г. в товариществе насчитывалось 236 членов, в январе 1928 г. – 255, в апреле 1928 г. – 305.

В январе 1937 г. в Бешенковичском отделении Госбанка был создан специальный кредитный счёт для коммунальных предприятий района, распорядителями кредита были назначены Моисей Иосифович Рискин и Зина Лазаревна Иоффе.

Система образования и культуры

Дошкольное образование в Бешенковичах было представлено двумя детскими садами (русским и еврейским). В еврейском саду с 1919 г. работали Анна Иосифовна Юдовина и Фрума Герцовна Гликман. В марте 1920 г. здесь насчитывалось 60 воспитанников в возрасте от 5 до 8 лет. В октябре 1923 г. в саду также было две сотрудницы, а количество детей сократилось до 40 (23 мальчика и 17 девочек).

Кроме того в первые послереволюционные годы в местечке насчитывалось 6 школ: 5 – первой и 1 – второй ступени. Школа № 5 была еврейской, правда, собственного помещения она не имела. В январе 1919 г. здесь было 2 комплекта учащихся и только 1 школьный работник – Абрам Наффаилович Пуринсон (одновременно он исполнял обязанности заведующего школой). А.Н. Пуринсон родился 5 марта 1867 г. в г. Сураже Витебской губернии, в 1889 г. окончил Виленский еврейский учительский институт, занимался преподавательской деятельностью с 1892 г., в Бешенковичах – с 1906 г.

В июле 1920 г. в школе насчитывалось около 200 учащихся. Только в конце этого года ей было разрешено занять несколько кабинетов в школе № 2, поэтому занятия начались 1 декабря. С этого времени здесь, кроме заведующего, работало ещё 2 учителя: Е.В. Пайкин и Фридман. В 1920–1921 учебном году в школе обучалось 3 группы (в I – 18 мальчиков и 17 девочек, во II – 2 мальчика и 4 девочки, в III – 10 мальчиков и 6 девочек).

В списке учебных заведений Бочейковского уезда на 1 октября 1923 г. еврейская школа в Бешенковичах не упоминается, а причины прекращения её деятельности остаются неизвестными.

Осенью 1924 г. работа школы была возобновлена, она располагалась в собственном здании, здесь работали Белла Исаковна Роз (заведующая) и Лия Мироновна Долгопольская.

Многие евреи, хотели, чтобы образование их детей не ограничивалось 4-мя классами еврейской школы 1-й ступени, поэтому сразу отдавали их учиться в семилетнюю школу. Всего в Бешенковичской семилетней школе в конце 1924 г. насчитывалось 370 учащихся, из которых евреи составляли 53 %. Здесь имелся физический кабинет со специальным оборудованием и библиотека объёмом 1500 книг, с 1 января 1925 г. была организована слесарно-столярная мастерская. Ученики могли посещать сельскохозяйственный, физико-математический, хоровой (драматический) и обществоведческий кружки.

В июне 1925 г. из числа 32 выпускников 7-го класса 11 были евреями: Черня Абрамовна Бляхман, Песя Залмановна Глазман, Песя Хаимовна Гуткович, Цивья Рувимовна Зельцер, Берка Шмуйлович Иоффе, Либа Лейзеровна Иоффе, Сима Абрамовна Лившиц, Хаим Вульфович Майзель, Лея Менделевна Свердель, Соня Янкелевна Финкель и Рахиль Иосифовна Юдовина.

В ноябре 1925 г. в 3-м классе обучалось 55 детей (в том числе евреи: Хима Абрамович Голбрайх, Хана Шлемовна Дуброва, Рива Зеликовна Нехамкина, Бейля Ицковна Юдовина и Татьяна Шаевна Юдовина). Тогда же в 4-м классе было 37 учеников (среди них – евреи: Стера Гиршевна Голбрайх, Израиль Абрамович Иоффе, Зуся Шмуйлович Каган, Рая Залмановна Левина, Абрам Меерович Финкер, Рива Осиповна Фишкина, Мордух Ицкович Юдовин, Брайна Берковна Юдовина, Рива Менделевна Юдовина).

Необходимо отметить, что в семилетней школе евреев было больше, чем в национальной. В частности, в 1925–1926 учебном году в еврейской школе насчитывалось 87 учеников. Что касается семилетней школы, то весной 1926 г. в учреждении обучалось 408 учеников, из которых 196 были евреями (90 мальчиков и 106 девочек). К тому же в 1926 г. среди 21 выпускника семилетней школы почти половина (а именно – 10 человек) были евреями.

По причине того, что первая и четвёртая группы (т.е. классы) еврейской школы были не доукомплектованы, а в семилетней школе наоборот наблюдался избыток учеников, 11 сентября 1926 г. Бешенковичский райисполком постановил перевести всех детей-евреев в национальную школу. В итоге количество учащихся в еврейской школе по сравнению с предыдущим учебным годом несколько увеличилось. В октябре 1926 г. здесь обучалось 119 человек (67 мальчиков и 52 девочки). Заведующей являлась Матля Моисеевна Вайсман, учителями – Нахман Самуйлович Литвер и Либа Нахмановна Шапиро. Последняя с 9 февраля 1927 г. ушла в отпуск по болезни, и вместо неё на работу была принята Геня Рабинер.

В 1926–1927 учебном году был произведен ремонт еврейской школы, закуплена новая мебель. Если в школьной библиотеке имелось достаточное количество учебных пособий на идише, то не хватало учебников на белорусском и русском языках, географических карт, оборудования для работы на уроках естествознания.

29 января 1927 г. в Бешенковичах прошло общее собрание еврейского населения местечка, на котором было решено ходатайствовать перед Бешенковичским райисполкомом и отделом народного образования Витебского окрисполкома об открытии Бешенковичской семилетней еврейской школы. В то время в местечке насчитывалось около тысячи еврейских детей школьного возраста, а здание еврейской школы I ступени было ветхим и не вмещало всех желающих. При этом евреи предлагали переоборудовать под школу один из корпусов имения Бутенёвых-Хрептовичей и высказали готовность собрать с каждого двора по пять рублей.

Примерно в начале 1927 г. помещение еврейской школы вовсе было уничтожено пожаром, и 20 мая 1927 г. Бешенковичский райисполком постановил отремонтировать здание имения и переместиться туда, а своё здание отдать школе.

С учётом сложившихся обстоятельств часть детей-евреев продолжала обучаться в Бешенковичской семилетней школе. В конце мая 1927 г. в данном учебном заведении во 2-й класс было переведено 39 учеников (из них – 1 еврей), переведено в 3-й класс 43 ученика (18 евреев), на второй год во 2-м классе оставлено 6 учеников (4 еврея), в 4-й класс переведено 87 учеников (30 евреев), на второй год в 3-м классе было оставлено 3 ученика (2 еврея), переведено в 5-й класс 96 учеников (30 евреев), на второй год в 4-м классе оставлено 15 учеников (4 еврея), переведено в 6-й класс 59 учеников (21 еврей), оставлено на второй год в 5-м классе 16 учеников (1 еврей), переведено в 7-й класс 32 ученика (19 евреев), оставлено на второй года в 6-м классе 6 учеников (3 еврея).

Вопрос о восстановлении еврейской школы после пожара решался достаточно долго. Если в начале июля 1927 г. для учебного заведения предполагалось отремонтировать здание бывшего Народного дома, то в конце августа 1927 г. его было решено отдать райисполкому, так как нардом находился рядом с Базарной площадью, а «близость к базару может вредно отражаться на занятиях и детях», к тому же здесь не имелось никакого земельного участка. В итоге школу решили разместить в здании райисполкома на окраине местечка.

С сентября 1934 г. директором Бешенковичской еврейской неполной средней школы был назначен Быховский. Национальное учебное заведение действовало до 1937 г.

Специфическим учреждением, имевшимся в Бешенковичах, являлся «Дом детей Поволжья». В августе 1921 г. в распоряжение районного комитета по оказанию помощи голодающим было выделено здание бывшей лечебницы, находившейся на территории имения Бутенёвых-Хрептовичей. С октября здесь расположилось учреждение для детей, вывезенных из губерний, охваченных голодом. В акте осмотра дома от 22 апреля 1922 г. отмечалось, что он «во всех отношениях производит наилучшее впечатление. Видно, что административно-воспитательный состав прикладывает максимум знаний и энергии».

Из 97 воспитанников детдома трое были евреями. В частности, Лея Ильинична Сапова (8 лет) прибыла из Самары 25 марта 1922 г., затем она была отдана на воспитание к жителю местечка Брегеру. Мендель Лейзерович Еврейсон (8 лет), ранее также проживавший в Самаре, находился в детдоме с 17 мая 1922 г., а позже поселился у Хейфеца. С 25 марта 1922 г. по неизвестным причинам в детском доме находился Абрам Иудович Горесс (12 лет) из Витебска, который в скором времени вернулся домой к матери.

Среди других образовательных и просветительных учреждений местечка следует упомянуть три клуба, библиотеку, детский дом. В сентябре 1921 г. в библиотеке насчитывалось 300 экземпляров книг, что для двухтысячного населения Бешенковичей, естественно, было совсем немного.

В сентябре 1923 г. в Бешенковичском детском доме воспитывалось 99 детей (в том числе 18 евреев: Рахиль Беленькая, Люся и Марьяся Гольбрайх, Израиль и Элья Гольман, Доба, Лева и Малка Зельцер, Роза и Хая Иоффе, Бася Каган, Хая Паташова, Злата Сегалова, Арон Угорец, Ида и Исак Хейфец, Зяма Цэгнус, Моисей Юдовин).

Также в местечке был собственный журналист – Абрам Гилимович Хайкин. Он родился 1 июля 1902 г. в Бешенковичах, проживал на Полевой ул., первоначально работал в Лепельском упродкоме, а с декабря 1923 г. – в Бешенковичском волисполкоме.

Во второй половине 1920-х гг. в местечке появились такие национальные заведения, как пункт по ликвидации неграмотности еврейского населения для 80 человек (создан в 1926 г.) и еврейская детская площадка (была открыта 15 июня 1927 г.).

В декабре 1934 г. в Бешенковичах было завершено строительство кинотеатра, в котором в скором времени начали демонстрировать звуковое кино. Фильмы сюда привозили из Витебской прокатной кинобазы.

Деятельность иудейских общин

Все синагоги Бешенковичей были деревянными и сгорели во время пожара осенью 1922 г. В декабре 1922 г. верующим местечка было разрешено восстановить одну из них, для чего была выделена площадка на Школьном дворе.

К 1923 г. в местечке были отстроены три синагоги: Новорыночная, Нью-Йоркская (которая также называлась Стрелковской) и Хабадская, все они, как и раньше, были построены из дерева.

К этому времени в распоряжении верующих находилось только богослужебное имущество. Архивы метрических книг были переданы в Бешенковичский волисполком, а в августе 1924 г. – в Бешенковичский райисполком. Это был не слишком богатый архив, который состоял из 11 книг о родившихся за 1896–1899, 1902–1903, 1905–1906, 1909–1910, 1916 гг., 11 книг о браках за 1896, 1899, 1901, 1903–1909, 1915 гг., 3 книги об умерших за 1898, 1901–1902 гг. Записи за более ранний период, вероятно, были утрачены во время пожара.

1920-е гг. являлись периодом государственной антирелигиозной пропаганды, целью которой было уничтожение религиозных традиций. Получить общее представление об этом явлении позволяет «План проведения антирелигиозной кампании в связи с еврейскими религиозными праздниками» 1924 г. в Витебском уезде, на территории которого тогда находились Бешенковичи. Данный документ предусматривал разработку буффонады (т.е. театрализованного юмористического мероприятия), рассылку материалов для проведения докладов о происхождении еврейских религиозных праздников, проведение собраний еврейского населения местечка в течение недели до праздников. Непосредственно в день Рош-hа-Шана планировалось устроить спектакль с буффонадой, устной газетой, декламациями и различными играми. В день Иом-Кипур предполагалось устроить субботник в пользу школы и клубов.

Наверное, в 1924 г. этот план так и не был осуществлен, так как в «Отчёте о евработе по Бешенковичскому району с октября 1925 г. по 1 мая 1926 г.» было отмечено: «За отчётный период проведены две антирелигиозные кампании Рош-hа-Шана, Иом-Кипур и Пасхи, которые имели некоторый успех, но необходимо отметить, что эта работа удается с трудом, ибо масса религиозна и темна, и кроме этого такая работа у нас проводится впервые».

С конца 1920-х гг. местные власти перешли от антирелигиозной пропаганды к более решительным действиям – закрытию синагог. Первая бешенковичская синагога была изъята у верующих примерно в конце 1920-х – начале 1930-х гг. Решением от 21 февраля 1934 г. была закрыта синагога, находившаяся на улице Слобода. Официальной причиной закрытия стало то, что здание «верующими не используется, не ремонтируется и потому подвергается разрушению…». Районные же власти предполагали использовать синагогу для культурных целей.

По аналогичному сценарию прошло закрытие последней бешенковичской синагоги в декабре 1936 г. За ликвидацию культового здания высказалось 367 человек из числа 570, имевших право голоса.

В конце 1930-х гг. верующие-евреи не раз пытались вернуть себе синагоги. К примеру, в начале 1937 г. к председателю Бешенковичского райисполкома обращались двое верующих местечка, которые, «ссылаясь на статью 124-ю Конституции, требовали освобождения синагоги от хлеба, заявляя: «Нам Сталин разрешил молиться богу!» В апреле 1937 г. бешенковичская иудейская община ходатайствовала об открытии синагог перед Центральной комиссией по делам культов при ЦИК БССР, но молитвенные здания верующим возвращены не были.

В 1920-е гг. раввином Бешенковичей являлся Лейб Блюмкин. В 1928 г. в местечке был только один служитель иудейского культа – резник Янкель-Лейба Донович Раяк. В январе 1936 г. Хаим Беркович Брайнин (бывший служитель культа) ходатайствовал о восстановлении избирательных прав, но ему было отказано.

В Бешенковичах имелось еврейское кладбище. В сентябре 1927 г., в результате ходатайства еврейского погребального общества, для него был выделен дополнительный участок, площадью 0,5 га. Тогда же еврейское кладбище было значительно повреждено из-за вырубки деревьев, которая производилась на его территории и была инициирована Бешенковичским райисполкомом. Всего было срезано около 40 деревьев, в результате чего были повреждены памятники. Власти объясняли свои действия стремлением освободить место для новых захоронений. Еврейская община местечка пожаловалась прокурору БССР, который в свою очередь 15 сентября 1927 г. указал райисполкому на необходимость остановить вырубку деревьев до выяснения всех обстоятельств дела. Окончательное решение по данному вопросу было принято 18 ноября 1927 г.: действия местных властей были признаны законными, но поскольку они «вызывали негативное настроение среди верующих», санитарную рубку было указано прекратить.

Заключение

К 1939 г. еврейское население Бешенковичей насчитывало 1119 человек, что составляло 26 % от общего числа населения местечка. В годы немецко-фашистской оккупации в Бешенковичах на протяжении 1941–1942 гг. было уничтожено около 2900 евреев (местных, а также беженцев из Западной Беларуси и Польши). Наиболее массовый расстрел был осуществлён нацистами 11 февраля 1942 г.: тогда было убито 1068 человек.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter