После взрыва на четвертом блоке Чернобыльской атомной станции нелегкую службу в загрязненных радионуклидами регионах Гомельской области несли сотрудники Хойникского, Наровлянского и Брагинского РОВД. В конце апреля, первых числах мая 1986 года в этих местах началась массовая эвакуация жителей деревень, располагавшихся вблизи АЭС. И в этом непростом деле сотрудники милиции были в числе первых. Нужно было помочь людям занять места в автотранспорте, разместить рядом вещи и продукты, необходимые на время выезда.
Из-за многочасовой работы милиционеров в экстремальных условиях с каждым днем накапливалась усталость. Многие не имели возможности даже хорошо выспаться. Сказывались не только психологические или физические нагрузки, но и воздействие на организм вредных факторов.
Остро встал вопрос о необходимости посылать в эти районы свежее кадровое пополнение. Прибывшие не только должны были заменить убывших на отдых, но и быстро приступать к решению возникающих задач. Необходимо было в кратчайшие сроки организовать охрану так называемой территории отчуждения. В связи с этим было принято решение направлять в зону бедствия специалистов из УВД других областей.
Из Гродно в числе самых первых с 7 по 18 мая 1986 года в Хойники была направлена группа инспекторов из отдельной роты дорожно-патрульной службы ГАИ. В зону бедствия выбыли в командировку лейтенанты Л.Б. Воронович, И.Ц. Попович, А.И. Шанчук и старшина Н.Р. Левончук. Выехали они на двух патрульных машинах очень рано и уже в полдень были в райотделе милиции в Хойниках. Им сразу же определили места для проживания в общежитии. Только успели вынести из машин свои вещи, как поступил приказ прибыть к месту сбора для выполнения задания. Вот как вспоминает о событиях тех дней майор милиции запаса Леонид Брониславович Воронович:
– Как нам пояснили в райотделе, уже до 6 мая были вывезены жители 50 деревень из 30-километровой загрязненной зоны. Нам же пришлось оказывать помощь местным милиционерам в решении вопросов по эвакуации из Хойников в первую очередь пожилых людей и женщин с детьми. Мне никогда не приходилось позднее видеть в одном месте такого количества эвакуируемых граждан и предназначенных для этого автобусов. Картина в центре Хойников была удручающая: посадка проходила при сильной жаре и большом скоплении издерганных людей. Вокруг слышалась ругань, причитания, женский и детский плач. Нужно было помочь рассадить всех по автобусам, салоны которых тоже были разогреты солнцем. Постепенно колонны автобусов численностью 70-80 машин отправлялись в назначенные пункты. Мне и моему напарнику Ивану Цезаровичу Поповичу пришлось сопровождать на служебной машине колонну на протяжении двух сотен километров. По маршруту движения по несколько автобусов убывали из колонны. Женщин с детьми расселяли в пионерские оздоровительные лагеря, в санатории.
Вернулись в Хойники экипажи ГАИ только поздно ночью. Короткий отдых в общежитии – и вновь выполнение задач по сопровождению автоколонн. К концу второго дня им приказали переодеться в военную униформу. Эта одежда из хлопчатобумажной ткани была сменной, ее можно было часто мыть, что было важно в загрязненной среде. К ней пришивались милицейские погоны, прикреплялся металлический знак госавтоинспектора. Внешний вид формы дополнялся портупеей белого цвета, которую в то время носили сотрудники ДПС. Еще при выезде из Гродно все получили противогазы и костюмы противохимической защиты. Но применять это снаряжение при сильной жаре было невозможно.
– Сотрудники ГАИ из Витебска были снабжены не противогазами, а респираторами, – вспоминает майор милиции запаса Александр Иосифович Шанчук. – Но от этого им не было безопасней или удобней. Респиратором можно пользоваться некоторое время, затем его нужно менять на новый. А эти вопросы никем не отслеживались. Мы пробыли в командировке более десяти дней. Питание было очень скудным. Несколько столовых райпотребсоюза не могли обеспечить всех желающих. В магазинах не хватало даже консервированных продуктов, так как на них был большой спрос. Ведь населению запрещалось кушать еду из своего подворья. В этих условиях государство обязано было заполнить магазины продуктами в банках и другой плотной упаковке.
– Но поставки были нечастыми, люди быстро разбирали прибывавшие небольшие партии товаров, – продолжает свой рассказ А.И.Шанчук. – Мы прожили там небольшой промежуток времени. Наверно, в дальнейшем ситуация с питанием наладилась. Но во время нашей командировки с едой были проблемы. В достаточном количестве завозилась только минеральная вода в бутылках. На жаре пили только эту воду, так как местную употреблять было запрещено. В отделе милиции нам выдавали нужное количество воды. От пребывания в загрязненной атмосфере чувствовалось постоянное першение и пересыхание в носоглотке, голос становился осипшим. Поэтому вода была нужна постоянно.
Короткими майскими ночами отведенное для отдыха время пролетало быстро. А утром вновь начиналось напряженное дежурство. Смена длилась десять, а то и двенадцать часов. Инструктаж в начале дня они получали в Хойникском отделе. Рации работали также на их радиоволне. Но направляли инспекторов гродненской ГАИ не только в этот район, приходилось дежурить и на дорогах Наровлянского и Брагинского. Транспорта там было много. Стремились попасть в эти места и люди с нечистой совестью – любители нажиться на оставленном в деревнях имуществе.
Чаще стали выявляться на дорогах пьяные водители, так как из-за сложной обстановки они плохо контролировались по месту работы. В течение дня госавтоинспекторам не только приходилось дежурить на трассе, выезжая на места аварий. Нужно было посетить несколько колхозов для проверки технического состояния транспорта и контроля за механизаторами. Нередкими были в эти жаркие дни и погони за нарушителями закона. Иногда по 5-7 нетрезвых водителей выявляли милиционеры за день. Кроме составления протокола, инспектору нужно было самому доставить транспорт по месту работы водителя, а затем с напарником вернуться на трассу.
О ликвидации последствий чернобыльской катастрофы седые ветераны вспоминают с содроганием в голосе. Непросто, например, даже рассказывать об этом. А ведь им приходилось быть там, в момент, когда бульдозеры зарывали в огромные котлованы то, что было создано нелегким трудом многих людей. Всё это скрывалось в «могильниках» под слоем земли, так как представляло опасность для окружающей среды. Делалось это для благих целей. Нужно было в короткие сроки нейтрализовать возникшую опасность, защитив местное население от происшедшей техногенной аварии.
Статья опубликована в газете УВД Гродненского облисполкома «Милицейский вестник» № 17 за 2013 год
Подробнее...