Тураў. Назва паводле легендаў і паданняў

Гэта ўсё здарылася надзвычай даўно. Там, дзе цяпер стаіць наш пасёлак і бліжэйшыя да яго вёскі, раней раслі дрымучыя лясы, а побач цякла-круцілася велічная Прыпяць і гарэза Струмень, які паслужліва ўліваў свае воды ў больш магутную сястру-раку. Сцвярджаюць і такое, што найперш быў адзін Струмень, а Прыпяці тады не існавала. Яшчэ адна рэчанька, пра якую зараз памятаюць толькі старыя людзі, — Язда, таксама была вялікай, а цяпер ад яе засталася ручаінка, ды і тая забруджаная, засмечаная.

Деятельность Туровского комсомольско-молодежного подполья в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны белорусскому народу пришлось пе­режить все ужасы нацистской оккупации. Идеологические установки гитлеров­ского национал-социализма носили явно античеловеческий и антиславянский характер. Согласно плану «Ост», разработанному немецкими правительствен­ными кругами, большая часть населения БССР подлежала выселению и уни­чтожению, а незначительная часть — онемечиванию. На оккупированной терри­тории республики стала постепенно развертываться всенародная борьба против оккупационного «нового порядка». В ней участвовали мужчины, женщины, старики и дети, которые являлись представителями различных национальностей и религиозных конфессий. Одним из направлений всенародной борьбы яв­лялось советское антифашистское подполье.

Евреи в Турове. История местечка Мозырского Полесья

Местечко… Это не просто населенный пункт в польской, украинской или белорусской глубинке, не просто провинция, дающая повод для снисходительных усмешек и упреков в недалекости, ограниченности, наивности. Да, здесь жили «люди невеликие»: кузнецы, столяры, сапожники, рыбаки, возчики, лесорубы, землепашцы-арендаторы, мелкие торговцы, шинкари, аптекари… Впрочем, разве перечислишь все занятия обитателей местечек! Добывали хлеб насущный, как умели, но собственным трудом, демонстрируя недюжинную предприимчивость. Отсюда в «большую жизнь» выходили будущие знаменитости – политические деятели, ученые, музыканты, художники, поэты, писатели …Местечко – это целый мир еврейской истории, самобытный и неповторимый. Об этом мире, его истории и культуре, его людях, драматических реалиях и написана эта книга – плод многолетнего кропотливого исследования.

Синагоги и раввины в Турове до 1917 г. Часть 3

Поиски кандидатуры на должность казенного раввина, как доверенного лица Правительства, были предметом постоянной заботы чиновников. 29 июля 1889 г. Минский губернатор подал докладную записку на имя Министра МВД: «Об общественных раввинах и их помощниках». В документе говорилось, что общественные (казенные) раввины пренебрегали талмудической стороной дела, не поощряли «фанатизм» верующих и поэтому не пользовались доверием среди еврейского населения.

Синагоги и раввины в Турове до 1917 г. Часть 2

Главой еврейской общины в местечке считался раввин. «Положение о евреях» 1804 г. сохранило право верующих иметь своего раввина, которого утверждала губернская власть, и поэтому они именовались казенными или общественными. Раввинов избирали на три года и, поскольку эта должность считалась почетной, а не доходной, они не в праве были требовать вознаграждение за совершение обрядов, кроме жалования от общины. С 1812 г. раввином могли стать только люди, которые знали одну из трех грамот – русскую, польскую или немецкую.