Суд и погром: как в Гомеле русских и евреев за национальную рознь судили

115 лет назад, в конце 1906 года, завершился Гомельский процесс, придавший нашему городу всероссийскую известность. Этот суд был посвящен событиям, также прозвучавшим по всей Российской империи — гомельскому погрому 1903 года…

Погромом против погрома?

В начале XX века более 60 процентов населения Гомеля, входившего в «черту оседлости», составляли евреи. Ортодоксальные иудеи всегда были покорны власти. Но по мере того, как и на еврейской улице появились свои студенты и пролетарии, они стали играть активную роль в разворачивающемся революционном движении. В ответ весной 1903 года в Кишиневе разразился страшный погром. В Гомеле он произвел настолько сильное впечатление, что несколько человек сошло с ума в ожидании подобной резни. 

Гомель у часы Вялікага княства Літоўскага і Рэчы Паспалітай

На думку А. Макушнікава ў 1239 г. Гомель быў зьнішчаны мангола-татарскай навалай, як і іншыя чарнігаўскія гарады. Аб трагедыі сьведчаць і археалягічныя матэрыялы. На доўгія дзесяцігодзьдзі Гомель зьнікае са старонак летапісаў.

З сярэдзіны XIV ст. пачынаецца новы этап у жыцьці старажытнага беларускага горада, зьвязаны з уваходжаньнем у склад беларуска-літоўскай дзяржавы. У часы Альгерда Гомій (гістарычная назва горада амаль да XVII ст.) уваходзіць у склад Вялікага Княства Літоўскага, дзе ён знаходзіўся да 1772 г.

Под властью беглецов из Московии

В 1446 году город на непродолжительное время попадает под власть серпуховско-боровского князя Василия Ярославича, бежавшего из московских пределов.

С 20–30-х годов XV столетия этот князь, который находился в близком родстве с великим князем московским Василием II Васильевичем и входил в его окружение, владел Серпуховом, Боровском и Радонежем. Свою политическую карьеру Василий Ярославич связал с Василием II и всегда оставался его верным союзником. Не один раз он участвовал в крупных сражениях русских с татарами и военных операциях против Литвы. Когда мятежники Дмитрий Шемяка и Иван Можайский совершили в феврале 1446 года дворцовый переворот в Москве и лишили власти великого князя, Василий Ярославич не пошёл с ними на переговоры. Он предпочёл бежать в литовские земли.

Блеск и нищета гомельских евреев

Первые евреи появились в Гомеле в XVI веке. Как правило, это были переселенцы из Германии и других западноевропейских стран, бежавшие в Речь Посполитую от «чумных» погромов. Еврейское население, принесшее с собой из Западной Европы высокие навыки ремесла и торговли, а также сплоченное в религиозные общины-кагалы, быстро заполнило белорусские города.

Начало нового этапа

В середине XIII века полнокровная жизнь Гомия – богатого средневекового города – резко оборва­лась. Пристальное исследование археологических находок, следов сильного пожара в крепости-де­тинце и окольном граде, брошенных в домах и мастерских ценных предметов (за которыми так и не смогли вернуться их владельцы) свидетельствует, что в истории Гомия произошли трагические события. Материалы раскопок не оставляют сомнений, что город подвергся нападению монголо-татарских завоевателей. Гомияне защищались, однако крепость была взята штурмом, город разграблен, а большая часть его жителей перебита или уведена в плен.