Еврейская история Гомеля

Следует предполагать, что первые евреи появились в Гомеле ещё во времена Киевской Руси, а новый приток их наметился во времена правления Витовта. 

Авторы Краткой еврейской энциклопедии считают, что еврейское население в Гомеле появилось, по-видимому, в период между включением города в состав ВКЛ (1335) и переходом его под власть Речи Посполитой (1569). 

Гомельская большая хоральная синагога

Скорее всего, евреи появились в Гомеле в первой половине XVI в. Есть документ, который свидетельствует, что еврейская община Белицы (рядом с Гомелем) в 1637 числилась среди еврейских общин ВКЛ, имевших задолженность. В 40-е гг XVII в городе жило около 2000 евреев. 

Во время восстания Богдана Хмельницкого 1648 года в Гомеле сосредоточилось много беженцев с Украины. В 1648 казацкий отряд Головацкого из войск гетмана Богдана Хмельницкого овладел Гомелем и вырезал в нем всех евреев. В официальном донесении сообщалось, что в городе "было побито жидов с женами и детьми больше 2 тысяч". По другим данным, их было убито 1500 душ обоего пола, многих спасшихся насильно окрестили. По местным преданиям из всей еврейской общины спаслась только одна женщина — родоначальница семьи Бабушкиных. По возвращении польских властей через 17 лет, в 1665 году, еврейская община была восстановлена, и насильственно крещеным евреям было разрешено вернуться к иудаизму. 

К 1770-м годам еврейская община заметно выросла. Тогда ей принадлежали около 70-ти дворохозяйств (по другим данным – 60 дворов и 56 «бездворных» изб), а количество членов составляло 596 человек, т. е. около 32 % населения собственно города или около 24 % населения «Большого Гомеля». Документы тех лет называют Цолку Залменовича («уехал в Польшу для торгу»), вдову Мовшову из Лоева, Наусевича, Лейбовича, Абрамовича и других. Среди гомельских евреев были как крупные (которые держали наёмных работников), так и мелкие торговцы, ремесленники, малоимущие, бедняки, священнослужители.

В соответствии с законодательством Великого княжества Литовского евреи, жившие в белорусских городах, образовывали не только отдельную сословно-конфессиональную, но и одновременно податную группу населения, права которой охранял и представлял кагал (кегила). Кагал – это община, единица социальной организации еврейства, в рамках которой развивалась особая культура с языком идиш в качестве средства общения и ивритом как языком образования, делопроизводства, иудейской религии. Кагал занимался сбором налогов, решал все общественные и религиозные дела евреев. В 1770-х годах духовным главой гомельского кагала был раввин (раби) Давидович – высший служитель культа, судья по вопросам веры и семейной жизни евреев. 

С началом XIX века Гомель стал один из центров направления ХАБАД в хасидизме. Любимым учеником основателя ХАБАД – р. Шнеура-Залмана из Ляд и самым известным из его приверженцев в Гомеле был Айзик-Ицхак бен Мордехай Эпштейн (ок. 1780 – 1857), автор трудов по Каббале и проповедей. 

Во время 1-й мировой войны тысячи беженцев из прифронтовой полосы бежали в Гомель; туда же перебралось несколько иешив из Польши и Литвы. 

Иешива, которую в 1896 г. открыл в Новогрудке рав Йосеф-Юзл Горовиц (получивший в последующем прозвище Саба из Новогрудка), прошла все этапы этих несчастий. 

В 1915 г., когда в ходе Первой мировой войны линия фронта стала передвигаться на восток, р. Йосеф-Юзл перевел иешиву в Гомель. Своей синагоги не было, и ешиботники спали на лавках в городских синагогах, жили впроголодь, ходили в изношенной одежде. Но они исповедовали учение «мусар», которое в те годы было популярно в среде митнагдов (литовских ортодоксов), а идеологическим центром этого учения и была Новогрудская иешива, и как раз идеи аскетизма были для них особо притягательны. Лишения, которые испытывал весь народ в это время, привели к р. Йосефу-Юзлу множество последователей. Число учеников его иешивы достигло нескольких сотен. Они активно передвигались по территории России, не обращая внимания на то, какого «цвета» власть — «белые», «красные», «зеленые»... Во многих городах возникли новые иешивы, исповедующие мусар, число последователей достигло двух тысяч. 

В 1919 г. активность иешивы р. Йосефа-Юзла стала серьезно беспокоить гомельские власти, и тогда все 300 учеников во главе с рабби переселились в Киев. Но в Белоруссии остались центры мусара — в Могилеве, Бобруйске, Речице. Более того, когда туда приехали бежавшие от репрессий верующие из Харькова, Ростова, Нижнего Новгорода, они стали представлять из себя серьезную силу. Центральный филиал иешивы оставался в Гомеле. Его возглавлял зять рава Йосефа-Юзла — р. Авраам Яфен. 

Рав Йосеф-Юзл умер в Киеве от тифа в 1920 г., и его зять возглавил всю систему иешив, носящих имя «Новогрудок». В 1921 г. он был арестован и вместе с группой своих учеников оказался в следственной тюрьме ЧК. После освобождения р. Авраам Яфен принял решение об эмиграции. Покинув Гомель, около шестисот человек небольшими группами перешли границу (с помощью контрабандистов) в районе Барановичей. Оказавшись в Польше, они основали иешиву в Белостоке. (После Второй мировой войны р. Авраам Яфен воссоздал иешиву «Новогрудок» в Бруклине, одном из районов Нью-Йорка.) 

В это же время в Гомеле жил и активно работал самый авторитетный в литовском крае знаток кабалы- Бааль аЛешем- раби Шломо бар Хаим Эльяшив, к которому в свое время приезжали многие духовные лидеры поколения, среди которых были раби Исраэль-Меир Акоэн (Хафец Хаим) и раби Ицхак Блазер (раби Ицеле Петербургер), один из зачинателей этического движения Мусар. 

"В этом мире следует использовать каждую возможность находиться рядом с ним, - говорил Хафец Хаим", - ведь кто знает, сможем ли мы в мире истины даже приблизиться к тому уровню Небес, на котором будет обитать его душа". Хафец Хаим пояснял: "Мы все действуем в нижнем мире, рассчитывая оказать влияние на высшие миры, он же (раби Эльяшив) действует прямо в высших мирах, каждая тропинка в которых ему хорошо знакома" (Гдолей адорот). 

Внук Эльяшива, раввин Иосеф Шалом Эльяшив (родился в 1909 г.), — крупнейший современный галахический авторитет ашкеназского еврейства. Один из духовных лидеров партии Дегел ха-Тора. Издал некоторые труды своего деда. 

Вскоре после октябрьского переворота 1917 г. в Гомеле были закрыты все хедеры, а синагога и молитвенные дома постепенно превращены в клубы и кинотеатры. 

В 1926 г. евреи (37 475 человек) составляли около 44% населения Гомеля. Значительная их часть была занята в кооперированной кустарной промышленности. Существенно возросло число евреев в государственных учреждениях и учебных заведениях. На основанных в 1928–39 гг. фабриках и заводах евреи работали мастерами, инженерами, руководителями производства. В 1920–29 гг. функционировал еврейский педагогический техникум, вечерняя еврейская школа, еврейская партшкола. Вплоть до 2-й мировой войны действовали государственные школы, преподавание в которых велось на идише. Религиозная жизнь теплилась лишь в частных молитвенных собраниях, так называемых тайных миньянах. 

В 1939 г. еврейское население Гомеля составляло 37 100 человек.

Из воспоминаний хасида Авраам-Довбера из Бобруйска: «Когда мне было шесть лет, в 5592 (1832) году, прежде, чем отдал меня в хедер, взял меня отец в Любавич на праздник Шавуот. После Песаха (примерно за 40 дней до поездки) я узнал, что в этом году отец берет меня в Любавичи. После Лаг ба-Омер (за две с половиной недели) начались приготовления к этой поездке. В Лаг баОмер устраивали большую трапезу в одной из главных синагог в городе Гомель и гаон («гений», титул великого знатока Закона) р. Айзик Гомельский, раввин города, произносил хасидскую проповедь. И поскольку невозможно было одновременно найти место для всех хасидов и обывателей, праздновали три-четыре, а то и пять-шесть дней.» 

В 1891 году в гомеле родился раби Элияу-Элиэзер бар Реувен-Дов Деслер— выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров этического движения Мусар. Рав Деслер стал мудрецом поколения, возродившим еврейскую жизнь в Англии, основную свою задачу р. Деслер видел в том, чтобы восстановить разрушенное Катастрофой — возродить духовную жизнь еврейского народа. 

Около тысячи его статей и уроков, записанных учениками, были включены в сборник Михтав миЭлияу (Письмо от Элияу), впервые вышедший в свет через год после его смерти — в 5715 /1955/ году. Этот сборник многократно переиздавался и сегодня стал одной из самых изучаемых книг мусара. 

Владельцами первых крупных промышленных предприятий в Гомеле были евреи. В 1840 здесь возникает сально-свечной завод Школьникова, в 1853 — круподерный завод Любина, в 1864 — костопальный завод Ловьянова. В 1874 создается крупчатный завод Шендерова в Белице, в 1877 — медоваренный завод Шейнкмана, в 1879 — два дрожжевых завода Гамбурга и Итоновой.

В 1864 в Гомеле и Гомельском уезде насчитывалось 9730 евреев. Они принимали участие в городском самоуправлении. В начале 60-х гг. XIX в. ратманами городского магистрата г. Гомель были избраны Шевель Арьевич Айнбиндер и Цаля Лейбович Гезенцвей. Гласным городской думы был Мовша Аронович Утевский, старшинами: Лейба Гиршевич Бровенман, Борух Давидович Бобруйский, а городскими староствами — Абрам Перлин и Кива Фридкин. Одним из депутатов квартирной комиссии был мещанин Янкель Шмаевич Итенберг, а вольнопрактикующим врачом, лекарем — Марк Соломонович Каценелленбоген. 

Как свидетельствует "Памятная книжка Могилевской губ. на 1871 г.", гласным городской думы Гомеля был купец Цодик Лейбович Нехамкин, а членом квартирной комиссии города от мещан евреев — Михель Евсеевич Захарин. 

Раввином Гомеля с 1862 был Абрам Хаимович Эльяшов, с 1880-х – Зелик Зак, с 1893- Менахем Лейб Левин и Рафаэль-Мордехай Баришанский. 

В 1863 в Гомеле имелось 9 синагог, в 1897- 26 синагог. 

До начала 1890-х гг. Г. был мелким уездным городом. Значительную часть его населения составляли евреи. В 1893 в Гомеле жило евреев: 7164 мужчин и 7308 женщин (православных соответственно 6996 и 7295). 

По всероссийской переписи населения 1897 в Гомеле насчитывалось 20385 евреев, что составляло около 55% всего населения города, имелось 26 синагог, 25 молитвенных домов, еврейское училище первого разряда (200 учеников), еврейская мужская гимназия Ратнера (27 преподавателей и 255 учащихся, среди выпускников- Л.Г.Выготский) и женская прогимназия (90 девушек), еврейское начальное училище (193 учащихся), четырехклассное женское училище Сыркиной (403 учащихся), талмуд-тора Голомштока(152 мальчиков), сорок пять хедеров (662 учащихся), а также ряд благотворительных учреждений. 

Число евреев Гомеля значительно увеличилось после изгнания евреев из Москвы в 1897, когда они из центра стали селиться в "черте оседлости". Немалое количество евреев поселилось в Гомеле, где они быстро развили торговлю. Гомель стал расти большими темпами. Здесь появились большие модные магазины, которые имели значительные обороты. По степени развития торговли Гомель стал конкурировать чуть ли не с Киевом. Важное место в экономической жизни Гомеля занимала торговля лесом, льном и пенькой. Торговый оборот в конце 1870 — начале 1890 гг. составлял около 2 млн. рублей, а в начале 1890 гг. — около 5,5 млн. рублей. 

Волна еврейских погромов начала ХХ века в Российской Империи не прошла мимо Гомеля: 29 августа – 1 сентября 1903 г. в Гомеле произошел погром, во время которого десять евреев были убиты, многие ранены и много еврейского имущества было разграблено. При этом впервые в истории Российской Империи еврейская самооборона смогла дать достойный отпор погромщикам. После погрома состоялся знаменитый Гомельский судебный процесс (октябрь 1904 г. – январь 1905г.; ноябрь 1906 г.), на котором судили не только погромщиков, но и 36 евреев — участников самообороны. Несмотря на неблагоприятную атмосферу, царившую в суде, показания около тысячи свидетелей установили виновников погрома и роль царских властей, которые им покровительствовали. Часть евреев — участников самообороны — была оправдана, другие присуждены к тюремному заключению на несколько месяцев. Процесс имел огромный общественный резонанс в России и за границей. 

Гомельчане весной 1909 создали вооруженную организацию еврейской самообороны "Хашомер" ("Страж"). Ее руководителем стал Исроэль Шохат из Гомеля. Он "переезжал с места на место, убеждая поселенцев взять на себя тех земель, которые они возделывают... Если евреи способны возделывать землю, то неужели они не сумеют еще защитить?" — пишет историк Говард Сакер. "Хашомер" стал ядром, из которого впоследствии развилась Хагана — подпольная вооруженная организация в подмандатной Палестине, а гомельчане стали ее первыми бойцами.

Используя превосходство в силах, 19 августа 1941 немецко-фашистские войска ворвались в Гомель. Гитлеровцы установили в городе жестокий оккупационный режим. Расправившись сначала с партийно-советским активом и их семьями, фашисты и их пособники приступили к поголовному уничтожению еврейского населения города. По приказу Первого военного коменданта города обер-лейтенанта Шверха всех евреев заставили носить унизительные желтые латы. Затем запретили всякие связи и встречи с гомельчанами нееврейской национальности — с белорусами, русскими, украинцами. Под угрозой смерти евреям запретили появляться на улицах города. Чуть позже фашисты организовали в разных частях Гомеля 4 гетто: 1) по ул. Ново-Любенской, 2) по ул. Быховской, 3) в д. Монастырка, 4) в Ново-Белице. В эти гетто силой оружия было согнано более 4 тыс. граждан еврейской национальности: стариков, женщин, детей. 

Во всех гомельских гетто были созданы невыносимые условия жизни: голод, чрезмерная скученность людей, отсутствие элементарных санитарно-гигиенических условий, продукты питания не доставлялись. 

Впоследствии один из пособников и сообщников немецких преступников — Потапенко Е.В. на следствии показал: "В лагерях на Ново-Любенской, Быховской улице и Монастырке содержалось около 4 тысяч арестованных мирных граждан. У каждого на груди и спине были нашиты желтые квадраты и за черту лагеря, под угрозой расстрела им выходить запрещалось. За время содержания арестованных в лагерях им никаких продуктов не доставлялось. Целые группы арестованных умирали с голоду. Некоторых арестованных мужчин использовали на работе по очистке улиц, но относились к ним зверски: их избивали без каких-либо на это причин".

Узники гомельских гетто подвергались издевательствам не только со стороны немцев и полицейских, охранявших эти лагеря смерти. Очень часто немецкие солдаты группами и в одиночку врывались в гетто и грабили его обитателей. Одновременно с этим немцы и полицейские устроили настоящий погром всех городских квартир евреев. Все еврейское имущество подвергалось разграблению. 

Дни 3 — 4 ноября 1941 стали последними днями жизни узников гомельских гетто. Беззащитных женщин, стариков и детей гитлеровские палачи расстреливали в противотанковом рву около усадьбы машинно-тракторной мастерской (МТМ), в лесу у Д. Лещинец и на 9-м километре по шоссе Гомель—Чернигов. Всего было расстреляно около 4 тыс. человек. 

После войны школы на идиш не были восстановлены. Ходатайство верующих в 1945 г. о возвращении им здания синагоги было отклонено властями. В 1947 г. верующие евреи на собранные ими средства приобрели для синагоги частный дом, однако власти конфисковали его и запретили молитвенные собрания. В 1963 г. милиция напала на частное молитвенное собрание, разогнала молящихся и изъяла два свитка Торы и другие религиозные принадлежности. 

В 1959 г. в Гомеле проживало около двадцати пяти тысяч евреев, в 1979 г. — 26 416 евреев, в 1989 г. — 22 574 еврея. В конце 1980-х – начале 2000-х гг. большинство евреев Гомеля выехало в Израиль, США, Германию и другие страны мира. Так, только в 1980–91 гг. из Гомеля в Израиль выехало 13 370 человек. Согласно переписи населения в Беларуси в 1999 г., в Гомеле проживало 4029 евреев. По переписи 1979 г. из 38 433 евреев, жителей Гомельской области, лишь 4286 назвали идиш родным языком. Вблизи города воздвигнут памятник жертвам нацизма без указания их национальности....

 

У вас недостаточно прав для размещения комментарий


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter