Евреи в Мире

Евреи впервые поселились в Мире в начале XVII в. Еврейская община Мира в начале своего существования находилась под юрисдикцией общины Несвижа, но уже через несколько лет из-за быстрого увеличения численности получила собственную юрисдикцию, членство в Литовском Вааде, съезды которого проходили в Мире в 1697 г., 1702 г. и 1751 г. В 1685 г. магнаты Радзивиллы передали общине ведение всех судебных дел между евреями.

По инвентарю Мира 1710 г. одним из самых больших усадебных участков владел арендатор еврей Г.Герцович – его усадьба на рыночной площади занимала целый пляц, а дом был каменный. На улице Церковной упоминаются еврейская “школа” и баня. В Минском предместье была еврейская больницаx.

Численность еврейского населения Мира особенно возросла в первые десятилетия XVIII в., когда благодаря деятельности купцов-евреев Мир превратился в крупный центр торговли с Лейпцигом, получавшим из Мира меха, и портами Балтики – Кенигсбергом, Мемелем (Клайпедой) и Либавой (Лиепаей). Проводившиеся в Мире регулярно два раза в год ярмарки привлекали еврейских купцов со всей Речи Посполитой. В 1765 г. в Мире и его окрестностях проживало 607 евреев-налогоплательщиков. Со второй половины XVIII в. торговое значение Мира упало.

В составе Российской империи евреи Мира, как и всего белорусско-литовского края, столкнулись с ограничительной политикой властей. Однако в период франко-российской войны 1812 г., антироссийских восстаний 1794, 1830 – 1831, 1863 – 1864 годов большинство евреев, как правило, придерживалось нейтралитета. Однако были исключения. Так, во время войны 1812 г. некоторые из мирских евреев оказывали помощь российской армии. Об этом свидетельствует прошение купца Боруха Евновича Чорнаго о представлении его к награде за хорошую службу, поданное гродненскому губернатору в 1814 г.: “в июне 1812 г., когда по случаю нашествия в пределы наши неприятельских войск был я употреблён графом Платовым в разные экспедиции для узнания положения неприятеля и прочих надобностей, что исполнил, подвергая жизнь свою опасности, за что граф Платов объявил мне, что за усердие моё к отечеству представит Государю императору для вознаграждения, но сделал ли граф Платов какое представление, по случаю быстрой ретирады войск наших я остался без всякого письменного вида. Неприятель в м.Мир, где я живу, разграбил всё моё имущество и дом и грозил даже об отбирании живота»xv. Каким был результат рассмотрения данного прошения – неизвестно.

В 1806 г. в Мире проживало 807 евреев (из них 30 были купцами, 106 портными), в 1833 г. – 1583 (75,5 % всего населения местечка)xvi, в 1847 г. – 2273 еврея, в 1897 г. – 3319 евреев (около 62 % всего населения). Большинство евреев – ремесленники и торговцы, некоторые из них – состоятельные купцы. О широких торговых связях богатых еврейских купцов свидетельствуют, в частности, акты лейпцигской ярмарки за 1832 г., где названы несколько мирян.

Сохранились сведения об оборотах лавочной торговли мирских евреев. Так, в 1822 г. Мир выделялся на общем фоне незначительного капитала лавочной торговли в местечках Гродненской губернии относительно высокими показателями: 18 лавочников Мира имели оборот от 100 до 900 руб., (в среднем 323 руб. на одну лавку).

Мирские купцы занимались и промышленным предпринимательством. Так, в 1839 г. на суконной фабрике купца 3 гильдии Меера Лейбовича Чорнаго (5 станов), выработано 3 200 штук сукна на 2 400 руб.xx В аренде у этого купца была и суконная фабрика князя Витгенштейна.

Арендаторство являлось широко распространенным занятием среди еврейского населения. Так, почтовые станции в м. Мир и м.Кореличах в 1833 – 1836 гг. находились в арендном содержании еврея Жуховецкого.

Еврейские ремесленники, не входя в ремесленные цеха, были серьезными конкурентами для цеховых ремесленников-христиан. Это иногда приводило к конфликтам. В Мире еще с 1686 г. существовал христианский ткацкий цех. В 1824 г. еврей Мовша Ицкович Шмухлер начал заниматься ткачеством, и в скором времени к этому занятию присоединились еще 40 еврейских семей. Доходы ремесленников-христиан стали падать. В 1825 г. евреи-ткачи жаловались: "ткацкий цех начал воспрещать нам заниматься ткацким ремеслом и покупать на торгах только под сим предлогом, что будто бы евреям не позволено заниматься никакими промыслами, забрал у нас публично самовольным и насильственным образом материалы...”. В 1827 г. цехмастер Трушинский обратился к Радзивилловской комиссии, созданной в Вильно, “домогаясь удаления евреев от ткаческого промысла в м. Мире”. Комиссия выполнила эту просьбу. Гродненский губернатор в 1830 г. в рапорте министру внутренних дел отметил: “... судя по положению здешнего края, нельзя признать выгодным воспрещение в м. Мире евреям заниматься ткацким ремеслом по недостаточному количеству ремесленников и малому усовершенствованию их изделий, но так как местечко вотчинное, то надо предоставить собственному усмотрению князей Радзивилов все хозяйственные распоряжения...”.

Обратим внимание на то, что ремесленные занятия, в отличие от торговли, не считались престижными в еврейском обществе, к ним относились пренебрежительно. Правда здесь нужно подходить дифференцированно: ремесла, которыми занимались евреи, можно разделить на 3 разряда: 1) художественные ремесла (мастера часовых, золотых, серебряных дел, резчики печатей и др.) – пользовались уважением в еврейском обществе; 2) ремесла в узком значении (портные, шапочники, красильщики, столяры, кузнецы и др.), ими занимались люди с более низкой степенью образования; 3) промыслы (печники, плотники, мостовщики, возчики и др.) – не пользовались уважением в еврейском обществе. В еврейских общинах существовало также "святое" ремесло, связанное с исполнением религиозных предписаний. Такими профессиями считались шойхерт (резник), сойфер (переписчик Торы), моэль (обрезатель), хазан (или кантор, певец в синагоге, ведущий синагогальное богослужения). В 1834 г. в общинах Гродненской губернии насчитывалось 83 хазанов (как правило, по 1 в местечке, но в крупных больше – в Мире было 4 хазана), 107 резников (как правило, 1-2 в каждом местечке, в Мире – 3), 195 обрезателей (как правило, по 1-2 в каждом местечке, в Мире – 6).

Большое значение в хозяйственной жизни еврейских семей имели занятия, связанные с производством и продажей алкогольных напитков. В этой сфере существовала жесткая конкуренция между помещиками, евреями и государством. Так, евреи Мира в 1696 г. добились от князей Радзивиллов привилегии на продажу «горячих» напитков. Такое же право сохранялось за ними и по Инструктарю 1779 г., а также решению Радзивилловской комиссии 1838 г. За право свободной продажи алкоголя евреи платили владельцам по 5 ½ коп. сер. с каждого гарнца. В 1843 г. такого права евреев лишило Гродненское губернское правление. Однако это не значит, что данный запрет означал его безукоризненное выполнение.

Начиная с XVIII в. Мир – важный духовный центр еврейства Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Среди выдающихся раввинов, живших в Мире, — галахист и проповедник М. Эйзенштадт (1670?-1744), талмудист Ш. З. Миркиш (Миркес, 18 в.), И. Д. Айзенштадт (1776–1826), галахист А. Ц. Х. Эйзенштадт (1813–68), талмудист Э. Д. Рабинович-Теомим (1842/43–1905).

В начале XIХ в. в Мире значительное влияние приобрел хасидизм (религиозно-мистическое направление в иудаизме), а именно хасидское движение Хабад (любавичский хасидизм). В середине XIХ в. в Мире было 80 хасидов обоего пола, в целом евреев в местечке 2273, т.е. доля хасидов 3.5% еврейского населения Мира. По сведениям губернских чиновников, в 1852 г. в м. Мире было «24 душ мужского пола китаёвцев, более еврейских сект не имеется (…) молятся Богу в особой школе.

Согласно тому же источнику в 1853 г. в Мире были общественная деревянная синагога, молитвенная школа (бес-медраш), каменная, прихожан 1520; 4 деревянные молитвенные школы.

В 1815 г. талмудист и крупный торговец Ш. бен Х. Тиктинский (умер в 1835 г.) основал в Мире известную иешиву. Мировая слава пришла к иешиве «Мир» в начале ХХ в., когда ее возглавил знаменитый талмудист реб Элиезер Иегуда Финкель, который сумел собрать под одной крышей крупнейших еврейских религиозных авторитетов своего времени. В период расцвета Мирской иешивы в ней училось около 300 человек из разных стран мира: из Америки, Германии, Англии, Австрии, Бельгии, Франции, Ирландии, Канады, Швеции, Дании и др.

Иешива являлась центром духовной жизни штетла. На занятия могли приходить не только ученики иешивы, но и жители города или местечка. После уроков организовывались дискуссии. Учащиеся иешивы, которые "столовались" у состоятельных жителей местечек, обязаны были вести ученые беседы. Как показал Шауль Штампфер, успехи в изучении Торы могли обеспечить юноше из бедной семьи быстрый "путь наверх" через женитьбу на дочери богача, и это было дополнительным стимулом к обучению. Среди богатых, но необразованных торговцев считалось престижным получить илуя (способного ученика) в качестве зятя.

Необходимо обратить внимание на значительную роль иешивы в экономике тех местечек, которым посчастливилось их иметь. Ешиботники образовывали основную клиентуру маленьких магазинчиков и ремесленных лавок, позволяли местечковцам зарабатывать на самых разных видах услуг (предоставление жилья, питания, стирка одежды, поднос воды и т.д.)

Начальное религиозное образование давали хедеры. Количество хедеров зависело от количества еврейского населения. Многие меламеды (частные учителя начальной школы) занимались обучением еврейских детей по частным домам. Так, в 1850 г. в Мире таких меламедов было 6.

Российские власти вели борьбу с религиозной системой образования евреев. В Литовском государственном историческом архиве сохранилось «Дело о еврейском ешиботе, устроенном без дозволения начальства в м.Мире Новогрудского уезда». В нем содержится донос жителей м. Мир «Моисеева закона» следующего содержания:

«Мы, наряду с прочими верноподданными, желаем познать отечественный русский язык, (…) но преградой тому есть то, что в Мире фанатиками евреями учрежден Ешибот, начальством не утвержденный, который ежедневно посещают до 200 молодых евреев, коим самые закорененные евреи фанатики преподают один лишь Талмуд… Найстрого внушается им под клятвою, чтобы не решился никто обучаться русскому и немецкому языкам… Хотя имеется тут уездное и народное училище, но евреи их не посещают. Главные деятели в содержании тайным образом ешибота есть: сборщик Мирского еврейского общества Давид Жуховицкий (во всех отношениях вредный для правительства), равно Хаим Лейб Тактинский. Цель содержания Ешибота – поддерживать между евреями фанатизм, а также обогащение, ибо главные деятели Ешибота рассылают своих миссионеров почти по целой империи, где евреи жительствуют, собирают значительные деньги, которые деятели обращают в свою пользу». Сообщалось, что ешибот устроен на школьном дворе в здании напротив уездного училища; что в местечке находятся частные училища в еврейских домах (как отделения ешибота) количеством до 20, в них обучаются до 200 мальчиков от 7 до 15 лет. Новогрудский уездный исправник в своем рапорте, стремясь оправдаться, писал о том, что около уездного училища устроена «молельня, где собираются около 70-ти еврейских мальчиков для молитвы, дирижирует молениями еврей Тактинский».

Отрицая наличие в Мире множества приезжих студентов иешивы, исправник писал:

«Что же касается вопроса, что будто бы в Мир приезжают молодые мальчики из Курляндии, Жмуди, Волыни и Царства Польского, то это преувеличено. Есть некоторые евреи неместные, которые женаты на мирских еврейках и живут при родителях невесты, занимаются продажею вина или другой торговлей, дети которых пользуются наравне с прочими местными мальчиками Мирским просвещением. Что же касается обширной переписки Тактинского, то это не подтвердилось. Но действительно некоторые евреи переписываются по коммерческим делам с евреями Риги».

Далее в полицейском рапорте шла речь о хедерах:

«В м.Мире у некоторых евреев обучается до 100 еврейских мальчиков от 7 до 9 лет первоначальным молитвам под присмотром меламедов, которые законом допускаются. Меламеды-фанатики задерживают развитие и обрусение евреев. (...) Евреи Тактинский, Мовша и Лейба Перцовичи и Ицка Черный направления фанатического – в постоянных молениях. Сборщик Жуховицкий как еврей более развитый и занят делами общественными, по делам религии на общество мало влияет. Более всего влияет раввин, которого существование (а равно и меламедов) имеет свой смысл только при поддержке фанатизма».

Подобная негативная характеристика традиционной системы еврейского образования встречается и в других документах. В частности, в анонимной записке, включенной в состав архивного дела “О главных мерах, предпринятых для устройства евреев. 1857 г.”, где сказано:

«…Следовало бы найстрожайше запретить ешиботы, потому что из них выходят ежегодно сотни фанатичных раввинов, проповедников и меламедов… Эти ешиботы (например, в м.Мир) состоят под надзором училищного начальства, от которого получают свои программы, но это сущая ложь и обман, так, например, в м.Воложин и Мир, где существуют важнейшие ешиботы, нет ни одного училищного чиновника. … Доколе будут существовать эти рассадники ядовитой растительности, до тех пор будут они заглушать в зародыше несколько лекарственных капель, вытекающих из казенных раввинских училищ».

Сохранились документы о борьбе евреев Мира против высокого налогового бремени и повинностей в пользу владельцев местечка. Так, в 1832 г. евреи жаловались на отягощение их обязанностью починки трех мостов при мельнице, а также на взимание дворовым управлением в свою пользу платежей со всех привозимых жителями товаров, как для продажи, так и для домашнего употребления.

“Дело по просьбе евреев м.Мир о прекращении противозаконных сборов по этому местечку в пользу его владельцев” показывает переписку по данному вопросу между чиновниками в период с 1843 по 1963 гг.xxxvi. Из этого архивного документа узнаем следующее. После перехода Новогрудского уезда в состав Минской губернии в 1843 г. евреи вновь жаловались губернскому начальству на обременение их владельцем незаконными сборами, с том числе сборами с пива.

Новогрудским судом в 1845 г. было установлено, что доход от местечка, отданный в аренду крестьянину Плебанскому и дворянам Ивановским не соответствует инструктарю 1835 г., так как с жителей местечка взыскивались дополнительные налоги, например с привоза муки и дров и др. Уездный суд предписал уничтожить незаконные налоги.

В 1847 г. евреи Мира в Новогрудском уездном суде оспаривали взимание с них пропинационного сбора, представляя при этом привилегию Радзивиллов, данную им в 1734 г., в которой сказано, что евреи м.Мир “от всех повинностей церковных, сгонов и других обязанностей освобождаются, с тем, что б все прочие повинности, какие до сих пор исполняли, обязаны исполнять и впредь”. Дворовое управление князя Витгенштейна основывалось на Инструктаре 1799 г.

В июле 1863 г. Зелик Брук, Израиль Зингер и другие (всего 16 человек) жаловались руководителю губернии, что “кроме коробочного сбора от рези скота на кошер дворовое управление взимает еще для себя при убое вола 45 копеек, теленка 5 коп., овцы 5 коп., отчего фунт мяса обходится вдвойне дороже по сравнению с губернским Гродно”.

Сохранилось прошение от 12 декабря 1863 г. с подписями евреев-просителей на идиш об обременительных сборах со всех припасов, товаров и продуктов. Евреи просили истребовать копии всех привилегий, хранящихся в Новогрудском суде. “Тем более, что христиане от уплаты этих сборов отказались, и к тому не принуждаются”.

Евреи боролись не только против произвола дворового управления владельцев местечка, но и против злоупотреблений кагального руководства. Так, Вольф Юда Шлёмович в 1834 г. жаловался на то, что в 1828 г. мирский кагал отдал в военную службу сына его Гецеля Айзика Вольфовича под чужим именем Носеля Вольфовичаx.

Рядовые члены еврейской общины Мира пытались оспаривать результаты выборов кагальных. В 1838 г. «евреи Меер Шимелиович Гинзбург, Иосель Вольфович Хасин и прочие числом 11 человек, а также еврейка Сора Хасимова представили в губернское правление прошение, показав, что кагальный м. Мира Бениамин Зиселевич Исколдский был избран через извороты его в сию должность в минувшем трехлетии, отягощал общество разными неправильными налогами, пользуется общественными суммами и находится всегда в нетрезвом виде, стращая жителей причинением побоев, при нынешних выборах старается опять остаться в должности, почему просили распоряжения о недопущении его (…) еврейка Сора Хасимова доносила на Исколдского о причинении побоев её мужу, от которых он подвергся болезни, и хотя по поручению Новогрудского земского суда было произведено расследование, но жители местечка Мира, опасаясь преследований кагального, нарочито избегали дачи показаний». Хотя Бениамин Исколдский на выборах получил большинство голосов, но в должности кагального утвержден не был.

Частым бедствием были для жителей Мира пожары. Так, в результате пожара 9 августа 1892 г.: «…уничтожено имущество почти всех жителей м. Мира, и в настоящее время более 1000 семейств лишены не только крова, но и насущного пропитания…». Деньги на помощь погорельцам собирали по всей черте оседлости. Например, евреи Белостока приняли решение выделить 1000 руб. из местного коробочного сбора для пострадавших от пожара евреев Мира. Пожары в Мире были также в 1894, 1898, 1910 г. О последнем из них сообщала первая белорусская газета “Наша Ніва”: “Выгорела большая часть местечка в самом центре, пожар начался с гончарной фабрики”.

На рубеже XIХ – ХХ вв. влиянием в Мире пользовались Бунд и Поалей Цион. В 1904–1905 гг. в Мире действовала еврейская самооборона (под этим термином понимается деятельность еврейского населения по предотвращению и пресечению насильственных акций, направленных против евреев, а также название организаций, занимающихся этой деятельностью). В 1914 г. была основана организация сионистов. В 1913 г. работали еврейские библиотека, больница «Бикур хойлим» с единственным врачом-евреем. Евреям принадлежали единственные аптека и склад аптечных товаров, 23 лавки (в. т. ч. все 8 мануфактурных, 2 галантерейные).

В 1920 г. в Мире жили 2100 евреев (55,4% населения), в 1921 г. – 2074 еврея (около 55%). В 1939 г. в Мире насчитывалось 5500 жителей, 3300 из которых являлись евреями. Улицы Высокая (ныне Кирова), Подольная (Пионерская) и Татарская (Танкистов) на 90% населяли евреи. В 1930-х гг. раввином М. был Авром-Цви Камай (?–1941).

В Мире действовали еврейские школы организаций Тарбут, Явне и Бет-Я‘аков. Информация полиции об общественно-политическом движении в Мире свидетельствует о влиянии на еврейское население Мира идей сионизма и Бунда. Например, в 1934 г. в полицейских отчетах отмечалось: «Под влиянием сионистов находятся: отделение Центральной организации защиты еврейских детей: 32 члена, сионисты оказывают влияние на 90% членов организации; действует партия сионистов, которая держит под своим влиянием культурно-просветительское общество Тарбут, у которого в Мире 38 членов, сионисты оказывают влияние на 100% членов организации; действует благотворительная организация «Гемилус хесед» – 239 членов, сионисты оказывают влияние на 45% членов организации; спортивная организация «Ха-халуц пионер» [скауты-сионисты], в Мире 28 членов, сионисты оказывают влияние на 100% членов организации. Под влиянием Бунда находятся: Объединение еврейских школ: в Мире 12 членов, Бунд влияние оказывает на 100% членов организации».

В 1921 г. в Мир вернулась переехавшая в годы Первой мировой войны в Полтаву знаменитая иешива. В межвоенный период в ней было до 500 учащихся из многих стран Европы. После включения Мира в состав СССР (1939) деятельность некоммунистических еврейских организаций была запрещена. Иешива Мира переместилась в Вильнюс, после оккупации Литвы советской армией учащиеся иешивы во главе с раввином Е. Финкелем получив транзитные визы у японского консула Симпы Сугихары в Ковно, уехали в Шанхай, а после окончания Второй мировой войны – в Нью-Йорк и Иерусалим, где создали иешивы, носящие название «Мир». О Мирской иешиве существует огромное количество литературы (мемуарной и научной), созданы документальные фильмы (в частности, фильм в рамках проекта ОНТ «Обратный отсчет» под названием «Из Мира в Мир»).

Воспоминания нынешних жителей Мира о довоенном местечке свидетельствуют об активной предпринимательской деятельности евреев, особенно в торговле. О том, что торговля в городах была сосредоточена почти исключительно в руках евреев, свидетельствует принадлежность им почти всех торговых учреждений (магазинов, трактиров, питейных и постоялых домов, ресторанов и др.). Жители Мира сегодня вспоминают, что до войны было 100 – 150 магазинов, и почти все были еврейские, только один польский и два белорусских. Евреям принадлежали постоялые дворы, гостиницы. Среди их владельцев сегодняшние старожилы Мира вспоминают Богатина, Рабиновича, Труса, Гольдина. Евреи были также парикмахерами, врачами (из воспоминаний мирян известны фамилии врачей: Миллер, Слепак, гинеколог Ботвинский, дантистка Судинова), аптекарями (в местечке было 4 еврейские аптеки: Лилии Хаймович, Шварца Чорнаго, Разовского и Перника; аптека Хаймовичей работала круглосуточно).

Богатой и разнообразной была религиозная и культурная жизнь местечка. Здесь отмечались католические, православные, иудейские и мусульманские праздники. По воспоминаниям мирян, в местечке работали еврейские и татарская начальные школы, польская семилетка, а также иудейские и мусульманские религиозные школы. Здесь имелись польские и еврейские молодежные организации; были духовой оркестр и драмкружок, проводились вечеринки и танцы. В Мир приезжали артисты и силачи, здесь проходили смотры и соревнования пожарных команд.

27 июля 1941 г. Мир захвачен немцами. 9 ноября 1941 г. были расстреляны 1500 евреев, 850 заключены в гетто, с мая 1942 г. переведенного на территорию Мирского замка. В гетто действовала группа еврейского сопротивления из 80 человек. Получив в начале августа 1942 г. от Шмуэля (Освальда) Руфайзена, работавшего переводчиком в местной комендатуре полиции, сведения о готовящейся немцами акции по ликвидации гетто, группа организовала 9 августа побег 167 (по другим сведениям – 150, около 200, 300) евреев в леса. Там они столкнулись с антисемитизмом в среде советских партизан, что привело к гибели многих бежавших; лишь часть из них смогла вступить в партизанские отряды. Ко времени освобождения Гродненской области в июле 1944 г. из этой группы остались в живых около 40 человек. Евреи, оставшиеся в гетто, были уничтожены 13 августа 1942 г. В 1966 – 1967 гг. на братских могилах (по ул. Танкистов, ул. Октябрьской, в урочище Яблоновщина) были установлены обелиски.

В архиве Яд-Вашем хранятся несколько воспоминаний о судьбе мирских евреев в годы Второй мировой войны, среди них:

- Хаим Шмулевич: о пребывании в иешиве и ее эвакуации через Японию;

- Шмуель Цеслер/Cesler (родился в Мире в 1920 г.): жизнь до войны, семейные традиции, хедер, иешива, советская власть в 1939 г., начало войны, первая акция уничтожения в ноябре 1941 г., побег из гетто 150 евреев при помощи Шмуеля (Освальда) Руфайзена;

- Ицхак Позняк (родился в Мире в 1902 г.): мирское гетто, побег, партизаны, возвращение в Мир после войны;

- Шлома Хачес/Charchas: мирское гетто, участие в движении Сопротивления (60 членов), Шмуель (Освальд) Руфайзен, планы побега, его осуществление 9 августа 1942 г.;

- Зелда Шломит/Shlomit, Гордон/Gordon (родилась в Несвиже в 1927 г.): жизнь до войны, мирское гетто, побег к партизанам;

- Симха Ицкович/Simcha Itzkovitz (родился в Мире в 1927 г.): мирское гетто, акция 9 ноября 1941 г., побег в лес к партизанам, помощь Освальда Руфайзена, жизнь в лесу, переход в отряд Бельского;

- Эстер Сверженьская (родилась в Мире в 1923 г.): мирское гетто, расстрел 9 ноября 1941 г. 800 евреев, побег из гетто с помощью Освальда Руфайзена;

- воспоминания Освальда Руфайзенаxlvii.

После освобождения Мира в городе было лишь 40 евреев.

В память погибших евреев Мира Еврейский национальный фонд совместно с общиной Иерусалима создали лесной массив на севере Иерусалима и назвали его "Лес Мир". Первые 100 деревьев были посажены в начале 80 - х гг. ХХ в. за средства Розы Цвик в память ее мужа, переписчика священных текстов Израиля Цвика, вместе с которым они спаслись благодаря партизанам.

Сегодня в Мире евреев нет. По переписи 2009 г. ни одного еврея нет во всем Кореличском районе.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter