Первыми поселенцами белорусских земель после таяния последнего Ледника (12–15 тысяч лет тому назад) были миролюбивые финно-угры. Об этом говорит большинство названий белорусских рек и поселений. Поэтому разгадка названия здешнего города не такая и сложная.
«Энциклопедический словарь» (1963) сообщает, что карелы — это финно-угорский народ, нация. Народ этот разговаривает на карельском языке, который относится к уральской группе языков. Думаю, представители этого народа и закрепили наименование за здешним возвышением. Они поселились на этой удлиненной гряде в те далекие времена, когда вокруг нее простирались необозримые воды растаявшего Ледника. Впоследствии, потесненные славянами, карелы проследовали на север и осели западнее Ладожского озера и в нынешней Тверской области. На сегодняшний день численность представителей этого народа, примерно, 170 тысяч человек.
Но часть карелов осталась. Их стали называть «кареличами». Это обозначение закрепилось и за названием здешнего поселения. Хочу, только, обратить внимание, что в данном названии после «к» по правилам орфографии должно стоять «а», а не утвердившееся в русском переводе «о».
Что касается князей, которые якобы переселяли разные группы своих людей, то эта версия слишком натянута. Князья жили относительно недавно, по крайней мере позже основания данного поселения.
В непосредственной близости от той гряды, на которой располагается город, протекает река Рута. Чтобы разгадать это название, следует вспомнить тенденцию древних присваивать имена рекам с учетом преимущества определенного вида растительности по берегам. Известно, что рута — название многолетнего травянистого растения, из листьев которого добывают эфирное масло. Произрастает это растение преимущественно на юге. Но мы не должны забывать, что до XIII в. климат в здешнем поясе был гораздо мягче, а реки полноводнее. Поэтому руты здесь было предостаточно. Прибыв на эти берега, древние не долго размышляли над тем, какое название присвоить реке.
И еще, здешняя река максимально приближает нас к главной и самой захватывающей загадке белорусской истории — истории жизни великого князя Миндовга, человека, которого считают основателем нашего государства. Узнав о существовании здешней реки, мы вспомним название его резиденции (личного владения) — Варута (приставка ва- или в- на старославянском обозначала «за»). Резиденция находилась недалеко от Новогрудка, за рекой Рута. В том месте, на берегу другой реки — Сервечь, князь построил себе замок. Он провел в этом замке последние годы своей жизни. Сюда, в Варуту, он привез молодую жену, которая родила ему двух мальчиков, там же был пронзен в грудь мечом Довмонта, получив от этого мгновенную, то есть щадящую смерть… Когда мы вспомним или узнаем об этом, в нас пробудится желание посетить здешние места, чтобы самим разыскать ту скрытую занавесью времен и в чем-то уже сказочную Варуту.
АЗБУКА ИСТОРИИ ГОРОДА
Ссылаясь на материалы Юрия Александровича Якимовича, разберем, что представлял собой здешний город, располагавшийся в непосредственной близости от реки Рута, в XVI–XVIII вв.
В XVI в. Кореличи — местечко Новогрудского повета. В прошлом это владение великих князей литовских. Потом город принадлежал Чарторыжским, а еще позже по очереди Радзивиллам Несвижским.
В 1646 г. местечко состояло из площади и 5 улиц: Поповской, Дворной, Кривой, Запольной и Вшивой. На площади располагались корчма, шинок и 20 дворов по периметру.
На улице Поповской размещались двор священника и 6 мещанских дворов, на Дворной — 10 дворов, на Кривой — 11 дворов, на улицах Запольной и Вшивой соответственно — 25 и 9 дворов.
В 1684 г. некоторые улицы поменяли название: Дворная стала Мостовой, а бывшая Вшивая — Виленской.
К середине XVIII в. город прирос только на одну улицу Рутинскую с 5 дворами.
К реке Рута вела улица Дворная (Мостовая). Здесь близ реки располагалась усадьба, включавшая княжеский двор, фольварочный двор, комплекс конюшен, гумнище, обору.
Княжеский двор делился на две зоны: парадную и служебную (ближе к реке). Он имел три въезда. Главная въездная брама располагалась со стороны местечка и представляла собой двухъярусное сооружение с обмазанными снаружи глиной деревянными стенами, покрытое гонтом. В нижнем ярусе размещалась тюрьма (по-видимому, в подвалах), а в верхнем располагалось жилье (сторожка) с сенями, избой и каморой. Со стороны местечка брама имела балкон, который по сути являлся дозорной площадкой.
Вторая брама — на дороге от подворья к конюшням — являлась дозорной вышкой. Она имела ворота на бегунах и смотровую площадку, огражденную балюстрадой и покрытую гонтом.
На третьем проезде (к реке) стояли обычные двухстворчатые ворота.
В парадной части усадьбы размещался княжеский дом из брусьев, обмазанный снаружи глиной и побеленный известью. Это было двухэтажное сооружение с сенями на торце.
В нижнем этаже размещалась большая столовая (5 четырехстворчатых окон, печь из пестрых изразцов). Второй этаж составляли княжеские апартаменты анфиладной планировки.
Напротив дома располагался сад с аптечным огородом. Перед садом стояла спижарня. Ее нижний этаж был открытым, а верхний служил складом. В саду находился погреб, а также двухэтажный свирн с галереей, окружавшей его с трех сторон.
Фольварочный двор занимали жилой дом (крытый соломой), бровар и сырница.Последняя представляла собой трехъярусное сооружение, покрытое драницами. Нижний ярус являлся складским помещением, в среднем сушили сыры, а на верху находилась голубятня.
В 1730 г. на месте разбитой усадьбы Радзивиллы приказывают построить усадебный комплекс, куда входил дворец в стиле барокко. С.А. Кожур в районной книге «Памяць» (2000) сообщает, что дворец Радзивиллов в Кореличах представлял собой двухэтажное деревянное здание, крытое гонтом. На его первом этаже располагалась прихожая, откуда на второй этаж уводила парадная лестница, и три жилых помещения. Помещения второго этажа были украшены шпалерами с изображением цветов и обставлены резной мебелью. Перед дворцом был разбит модный в то время «итальянский сад», в котором располагалась оранжерея.
Тот же С. А. Кожур сообщает, что в XVIII в. базарную площадь Корелич (ту самую, которая в настоящее время является центральной частью города) украшало здание ратуши. Это подтверждает инвентарь за 1757 г. Здание имело двое двойных ворот, обшитых досками. По обе стороны к нему были симметрично пристроены торговые лавки — по 12 с каждой стороны. Кроме того, ратуша имела купол, крытый гонтом и увенчанный на самом верху медным флюгером с пробивкой на нем герба Радзивиллов.
ГОБЕЛЕНОВАЯ МАНУФАКТУРА
Майя Яницкая в районной книге «Памяць» (2000) сообщает, что гетман Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька (1702-62) основал в Мире, Альбе и Кореличах ткацкие мануфактуры по изготовлению гобеленов. Последняя просуществовала дольше первых двух — с 1760 по 1792 гг. В то время местечко Кореличи, по сути, было центром ткацкого ремесла. Пряжу для изготовления гобеленов сюда поставляла суконная фабрика из Несвижа.
В 1752 г, еще до создания этой мануфактуры, князь Михаил Рыбонька отдал распоряжение своим придворным художникам во главе с Ксаверием Домиником Геским (старшим Геским) нарисовать историю рода Радзивиллов, то есть подготовить репродукции, по которым мастера должны были выткать гобелены. За дело взялись Юзеф Ксаверий Геский (младший Геский), Казимир и Константин Лютницкие, Скрицкий и Андрей (фамилия неизвестна). Гобелены предназначались для Несвижского замка.
Сохранилось пять кореличских гобеленов (их называют «Радзивилловскими»). Гобелен «Осмотр литовских войск под Заблудовым» находится сегодня в Национальном музее Кракова. Он имеет метку ткачихи «Анастазя Маркевичова». По сути, это портрет Михаила Радзивилла Рыбоньки. Князь представлен на вздыбленном коне, с гетманской булавой в руке. Его героическая фигура заслоняет главную тему — парад войск перед королем 24 сентября 1744 г. в Белостоцком повете.
Гобелен "Взятие в плен Станислава Михаила Кричевского под Лоевом" исполнен из двух отдельных частей, сшитых по вертикали. Сегодня он находится в том же музее, куда поступил в 1952 г из Музея ремесел в Кракове, а тому был подарен в 1884 г. Генрихом Березовским с Подолья. На нем проиллюстрированы события, связанные с победой гетмана Януша Радзивилла (1612-55) над отрядом Богдана Хмельницкого. Та битва состоялась 21 июля 1649 г. На поле боя нашли тяжело раненного Кричевского, которого привезли в лагерь гетмана.
Фрагмент гобелена «Битва под Славечной» представляет собой только правую его часть. Сюжетом к созданию гобелена послужил факт подавления крестьянского бунта в Мозырском повете. По приказу гетмана Михаила Казимира Рыбоньки в 1756 г. подавление этого бунта осуществил на реке Славечна поручик Юзеф Понятовский. В настоящее время фрагмент находится в Историческом музее города Львова.
Гобелен «Присвоение титула князя Святой Римской империи Миколаю Радзивиллу Чёрному Императором Карлом V в 1547 г.» создан по живописной картине художника Дель Бене, которая находилась в Несвижской коллекции. Картина выткана в стиле пышного барокко. Действие происходит в высоком светлом зале. На троне сидит Карл V, а перед ним на коленях стоит Миколай Чёрный. Торжественная церемония совершается в присутствии князей Великого княжества. В настоящее время гобелен находится в запасниках Национального музея в Варшаве.
Гобелен «Подтверждение княжеского титула Радзивиллов на сейме в Петркове» был сделан примерно в 1790 г.
Канцелярские книги Несвижа сохранили фамилии ткачих: Анастасия Маркевич (жена садовника из Альбы), Мария Кулаковская, Тереза Лютницкая из Мира (жена художника Казимира Лютницкого), Масюкевич, Антоновская, Боханович (жена Несвижского капельмейстера).
ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Кандидат исторических наук Анна Дулеба в районной газете «Полымя» за 18 октября 2006 г. сообщает, что каменная Петропавловская церковь в местечке Кореличи была построена на месте прежней деревянной в 1866 г. Казна выделила на это 16 тысяч рублей.
Иконостас церкви состоял из 12 икон, которые размещались в три ряда. В 1879 г. в церкви находилось 10 дорогих ряс, серебряная литургическая посуда и 3 богослужебных Евангелия. Кроме того, в ризнице хранилось Евангелие, написанное рукой священника кореличской церкви Иоанна Савко в 1647 г. Храм имел свой архив, где сохранялись метрические книги с 1750 г.
Отдельно от церкви тогда же (в середине XIX в.) возвели колокольню, которая имела 4 колокола весом от 2, 5 до 7 пудов.
Кореличский приход состоял из самих Корелич и 9 деревень, самая отдаленная из которых находилась в 5 верстах от центра прихода. В 1879 г. приход насчитывал следующее число верующих: 1850 душ мужского и 1818 душ женского полов. Почти все занимались земледелием. Умеющих читать и писать было только 5 %. Причт составляли настоятель и 2 псаломщика. Настоятелем церкви в том году был священник Андрей Черняковский, который закончил семинарию в 1864 г. Годовой доход храма составлял 250 рублей. Церковь имела 54 десятины земли, 2 дома, 2 гумна, 2 хлева и 1 амбар. При церкви действовали попечительство и школа.
Подробнее...