Из истории Жодино

Как хорош Жодино ранним утром, когда первые лучи солнца касаются высотных зданий, окрашивая стены в нежно-розовые и золотистые тона! Он радует в знойный полдень, даря свежесть и прохладу тенистых аллей. А как приятно гулять по вечерним улицам, когда в окнах домов зажигаются первые огни и улицы вспыхивают многоцветием неоновых вывесок и фонарей. Это мой город, и я верю, что год от года он будет становиться еще краше и уютнее.

Проходя по старым улочкам, люблю беседовать с ними и знаю, что они отвечают мне – шумом листвы, шелестом трав, дуновением легкого ветерка.

Улица Московская, ты помнишь год 1643-й? Помнишь, как на лесной вырубке вдоль речки Жодинки возводились первые строения местечка Богуслав Поле, из которого впоследствии вырос город Жодино. С какой верой и надеждой на счастливую жизнь ехали сюда новоселы! Двадцать пять лет «слободы» даровал им «добродей» князь Богуслав Радзивилл, основатель и владелец нового местечка. Неслыханная льгота. И взялись переселенцы за дело. В 1665 году в местечке уже насчитывалось 97 домов, рынок, три улицы, две мельницы и церковь. Два года спустя через Богуслав Поле пролег почтовый тракт Вильня – Москва, соединивший Западную Европу с Московским государством, что значительно оживило жизнь новопостроенного местечка. Вскоре на почтовом тракте появились корчма, кузница, пивоварня.

Мастерили, сеяли, торговали. Небольшой городок пережил и казацко-крестьянское восстание, и войну Речи Посполитой с Московским государством. Однако в декабре 1669 года неожиданно умер владелец местечка Богуслав Радзивилл. Малолетняя наследница владений дочь князя Людвика Каролина управлять имениями самостоятельно не могла, и Богуслав Поле было отдано под управление арендаторам. Шли годы. Местечко не раз подвергалось разорению, особенно в годы Северной войны. В 1793 году, после второго раздела Речи Посполитой, Смолевиччина вошла в состав Российской империи. Жодин из местечка стал селом Смолевичской волости Борисовского повета. В 1795 году по распоряжению российского правительства здесь была создана почтовая станция.

Многое могла бы рассказать Московская улица, где проходил старый почтовый тракт. Помнит она, как в 1812 году хозяйничали здесь солдаты Наполеона, отбирая у населения хлеб и фураж, как горели крестьянские избы, как пришли русские войска и освободили село, как обрушились на население голод и болезни, которые унесли почти половину его обитателей. Помнит и «ласку» нового хозяина – Льва Петровича Витгенштейна, получившего Смолевичское имение в качестве приданого своей жены Стефании Радзивилл.

Во второй половине Х1Х века в истории Жодино произошло событие, значение которого трудно переоценить и сегодня. 16(28) ноября 1871 года вступила в строй Московско-Брестская железная дорога, которая пролегла прямо через центр села. В Жодино была открыта станция.

Железная дорога оказала большое положительное влияние на развитие населенного пункта. Активизировалась торговля, в том числе пристанционная. В Жодино завезли и начали выращивать картофель, который вскоре занял важнейшее место в агрокультуре региона. Люди стали лучше питаться, повысился уровень материального благосостояния. Снизилась детская смертность. В результате к концу ХIХ века население увеличилось почти вдвое. В 1897 году в Жодино было 97 дворов и 697 жителей.

Тяжким бременем легла на плечи жодинцев первая мировая война. Население села страдало от роста цен, нехватки продуктов, военных реквизиций. Жодинцы воевали на фронтах, многие погибли. В октябре 1917 года в России победила социалистическая революция. В ноябре-декабре советская власть установилась на Смолевиччине. Начались революционные преобразования во всех сферах жизни общества. В Борисовском уезде проводилась национализация фабрик и заводов. Земли помещиков передавались комитетам бедноты.

Однако мирная передышка оказалась недолгой. В конце февраля 1919 года на территорию Литвы и Беларуси ввели войска польские интервенты. В начале августа 4-я польская армия оккупировала Смолевиччину.

На оккупированной территории начались реквизиции продовольствия и скота на нужды польской армии. Восстанавливалось помещичье землевладение, частная собственность. Государственным языком объявлялся польский. В Смолевичах был создан крупный лагерь пленных красноармейцев. Польские солдаты врывались в дома, забирали кур, телят, уводили коров, а тех, кто пробовал перечить, безжалостно наказывали плетьми и шомполами.

В июле 1920 года интервенты были изгнаны с территории Беларуси. При отходе польских легионов из Жодино во время перестрелки возник пожар, солдаты подожгли здание станции и взорвали железнодорожный мост. «Наше село Жодино, – писал в своих воспоминаниях Петр Курсевич, – как и вся оккупированная Беларусь, было сожжено и разграблено».

Социально-экономическое положение села в послевоенный период характеризовалось разрухой, значительным  сокращением поголовья скота и низкой урожайностью зерновых и картофеля. В октябре 1921 года в Жодинском сельсовете на 204 двора из сельскохозяйственной техники числилось всего 15 веялок. С целью скорейшего преодоления экономической разрухи при сельсовете был создан комитет крестьянской взаимопомощи, а в деревнях организовывались посевкомы.

В условиях НЭПа крестьяне за несколько лет преодолели военную разруху и по экономическим показателям вышли на уровень 1914 года. Осенью 1929 года был создан колхоз «Красное Жодино», в котором объединились крестьяне-бедняки и середняки нескольких населенных пунктов: села Жодино, деревень Касье, Мосток, Углы и Крушинник. Колхоз специализировался на молочно-животноводческом направлении.

В середине 1930-х годов начало развиваться движение ударников социалистического труда, в которое активно включались комсомольцы и энтузиасты, верившие в счастливое колхозное будущее. Не жалея своего здоровья, они трудились на колхозных полях и других рабочих местах.

Наиболее динамично в 1930-х годах в Жодино развивалось промышленное производство. Наряду с традиционными отраслями, такими как мукомольная и деревообрабатывающая, получили развитие перерабатывающая и строительная отрасли, что было связано с наличием определенной сырьевой и производственной базы. Как свидетельствует статистический справочник «Список промышленных предприятий БССР» за 1935 год, в Жодино работали две мельницы, электростанция, маслозавод, столярная мастерская, лесопильня и кузница.

Важным объектом союзного значения в этот период становится строительство автомагистрали Москва – Минск. Для обеспечения строительных работ необходимыми материалами, в частности, лесом и камнем, в 1931 году от станции Жодино была проложена узкоколейная ветка железной дороги до местечка Плещеницы. На станции рядом с лесопильней был построен камнедробильный завод.

Автомагистраль Москва – Минск вступила в строй в 1935 году. Первоначально она представляла собой гравийную дорогу, асфальтовое покрытие появилось лишь в 1939 году.

«За 20 лет Советской власти неузнаваемой стала деревня Жодино, – писала в 1938 году районная газета «Трыбуна калгасніка». – Лампочка Ильича освещает дома колхозников. Освещает она и колхозный родильный дом, амбулаторию, школу, в которой обучаются 590 детей рабочих, колхозников и советской интеллигенции. 22 учителя, из них 4 с высшим образованием, обучают детвору. Во многих домах имеется радио».

В 1940 году правительство Беларуси приняло решение начать в Жодино строительство ГРЭС, однако осуществиться смогли эти планы лишь пять лет спустя. 22 июня 1941 года мирная жизнь для жодинцев кончилась. Началась Великая Отечественная война. Бомбежки, оккупация, расстрелы. Смерть пришла в каждый дом. Повсюду беженцы. По автомагистрали фашисты гонят на запад колонны военнопленных. Таким было Жодино в конце лета 1941 года.

Улицы города помнят все до мельчайших подробностей. Помнят, как в 41-м расстреливали прямо в центре села попавших в окружение советских офицеров, как везли на расстрел коммунистов и местных евреев, как на месте школы возводили оккупанты немецкий гарнизон, обтягивая забор колючей проволокой. А разве можно забыть плач и крики девушек, захваченных оккупантами для угона в Германию?!

2 июля 1944 года войсками 3-го Белорусского фронта Жодино было освобождено от немецко-фашистских захватчиков. Мужчины, способные носить оружие, ушли в армию, чтобы гнать фашистов дальше, до полного разгрома фашистской Германии.

286 жодинцев приняли участие в Великой Отечественной войне, 81 житель совхоза «Заречье», 17 человек из Дымковки, 14 из Крушинника, 16 из Сухой Гряди, 233 жителя Судобовки, а всего 647 человек. Многие из них погибли. Уроженец села Жодино Петр Куприянов повторил подвиг Александра Матросова и был представлен посмертно к званию Героя Советского Союза.

Закончилась война, и жодинцы приступили к восстановлению разрушенного хозяйства. Возобновили работу железная дорога, мельница, камнедробилка, лесопильня, почта, аптека, амбулатория. Отстраивались заново сожженные оккупантами дома, открывались магазины. 1 сентября начались занятия в школе. Правда, саму школу сожгли оккупанты, и первое время дети занимались в приспособленных помещениях.

Люди трудились с энтузиазмом, быстро преодолевая последствия войны. Возобновились работы по строительству электростанции, и уже в ноябре 1951 года Смолевичская ГРЭС, ныне Жодинская ТЭЦ, дала ток. Рядом с электростанцией возводился благоустроенный поселок энергетиков. А на месте деревни Крушинник началось строительство завода по выпуску торфяного оборудования. В мае 1951 года предприятие выпустило первую продукцию. Но время ставило новые задачи, и «Торфмаш» был преобразован в завод дорожных машин, который, в свою очередь, в 1958 году был перепрофилирован на выпуск автосамосвалов большой грузоподъемности. Так появился Белорусский автомобильный завод или коротко –      БелАЗ.

Именно БелАЗ является сегодня визитной карточкой города. Благодаря ему произошло второе рождение Жодино. В январе 1951 года поселки энергетиков и автомобилестроителей были объединены с селом Жодино в единый городской поселок Жодино, а 7 марта 1963 года Жодино получил статус города областного подчинения.

С тех пор и повелось отмечать праздник города. С праздником, дорогие земляки! Счастья вам, здоровья, долгих лет жизни!

 

Похожие материалы


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter