Город на Случи. История

В давние времена в центре города на той самой знаменитой «горке», которая не раз меняла своё название – «Копец», «Замковая», «Соборная», «Безбожная», «Большая», возвышался старинный замок с высокими башнями под шатровыми крышами, когда-то создававшими неповторимый силуэт Слуцка. Прежней сохранилась лишь исторически-патриархальная аура, заставляющая нас вдруг притихнуть из уважения к сединам этого холмаи взглянуть на него сквозь призму Вечности.

Имя городу дала река Случь. Возможно, в названии прячется несколько смыслов: соединение (по-белорусски «злук», «злучына») и изгиб («лука»).

По одной из легенд город основал купец. Тем временем река Случь была судоходной. По ней купцы перевозили свой товар: мёд, меха, ткани и т.д. И вот однажды жарким днём остановился караван богатого купца в чудесных местах. И открылась перед ним красивейшая панорама: сливаются две реки, а на возвышении между ними – могучие дубы как бы приглашают отдохнуть в своей тени. Купец приказал причалить к берегу. В мягкой душистой траве приятно утопали ноги. Не заметил купец, как наступил на змею. А та отомстила за нарушенный сон – укусила путешественника. С каждой минутой всё хуже становилось ему. Почувствовав, что умирает, приказал купец в память о нём на этом месте построить город, завещал на эти цели всё своё богатство и просил назвать Случеском. Воля купца была выполнена.

Легенда остаётся легендой, а вот историческая наука говорит о том, что в XII веке на месте слияния реки Случь и реки Бычок славянским племенем дреговичами был основан детинец Случеска.

Впервые Слуцк (летописный Случеск) упоминается в 1116 году в «Повести временных лет» как один из городов Туровской земли. Центр удельного Слуцкого княжества, которое выделилось в 1160 году, когда слуцким князем стал Владимир Мстиславович, внук Владимира Мономаха. Окончательно оформилось в 1190-е годы, и в 20-30-х годах XIV столетия вошло в состав Великого княжества Литовского. В 1395 году его владельцем становится сын великого князя литовского Ольгерда – Владимир, а затем его наследники князья Олельковичи. Некоторые из этого рода сидели на киевском престоле и захоронены в Киево-Печерской лавре, которую опекали и помогали ей материально, другие были князьями Новгорода Великого. С Московской державой Слуцкие князья поддерживали не только династические (Семён I Александрович и Михаил Александрович Олельковичи – двоюродные братья московского князя Ивана III), но и политические связи. В 1446-1447 годах на помощь московскому князю Василию II против князя Дмитрия Шемяки, захватившего московский трон, было направлено войско во главе с Олелько.

Когда в 1430 году умер великий князь литовский Витовт, среди тех, кого хотели видеть его преемником на государственной должности, называли Олелько Владимировича Слуцкого. Его знали не только как заботливого хозяина своей земли, но и как талантливого военачальника, вдумчивого дипломата. Вместе со своим полком он принимал участие в битве народов на Грюнвальдском поле, где объединённые войска победили ранее непобедимых крестоносцев. Это его подпись стоит на мирном Мельнском договоре с Тевтонским орденом, в результате чего крестоносцы вынуждены были навсегда прекратить набеги на наши земли. Но великим князем литовским он всё-таки не стал.

Слуцк был одним из политических центровВеликого княжества Литовского в XV веке, и в очередной раз стал центром антиправительственного заговора. Целью ставился государственный переворот с убийством великого князя Казимира Ягеллончика и получением великокняжеского престола Михаилом Олельковичем, ибо он был потомком великого князя Ольгерда от одного из старших сыновей. Кроме Олельковича заговорщиками руководили князья Иван Гольшанский и Фёдор Бельский. Однако заговор раскрыли, Михаила Слуцкого и Ивана Гольшанского схватили. Фёдору Бельскому удалось бежать в Москву. Мятежных князей приговорили к смерти – в августе 1481 года на одной из площадей Вильно в присутствии великокняжеской рады им отрубили головы.

Олельковичи по-прежнему остаются богатейшими магнатами, но уже прав на трон не предъявляют. Для них стало очевидным, что Слуцк не временное место остановки, а родной дом. Они сконцентрировали свою энергию на благоустройство своей вотчины и процветании края.

В XV веке Слуцк считается значительным для того времени городом. В грамоте 1441 года великий князь Казимир Ягеллончик перечислил 15 наиболее крупных городов Великого Княжества Литовского, семь из которых находились на территории Беларуси (Полоцк, Витебск, Слуцк, Минск, Новогрудок, Брест и Гродно). Самым крупным из них был Полоцк, но Слуцк занимал одно из первых мест. Экономическое значение Слуцка позволило его населению добиться городского самоуправления по магдебургскому праву в 1441 году. Слуцк был третьим белорусским городом(после Бреста и Гродно), который получил самоуправление! Делами города, ремеслом и торговлей управляли сами горожане, на которых распространялось действие городского права. Развитие города тормозили опустошительные пожары, а особенно сильное разорение несли войны.

С 1502 по 1521 год город накрыла лавина набегов крымских татар. Летом 1506 года, после смерти мужа, князя Семёна Михайловича, оборону Слуцка возглавила княгиня Анастасия. Четырнадцатитысячное войско крымского хана Бити-Гирея осадило город, татары сожгли посады, сделали десятки подкопов, но замок взять так и не смогли. В августе того же 1506 года татары были наголову разбиты под Клецком Михалом Глинским, который, будучи восхищён красотой и отвагой Анастасии, позже сватался к ней, но получил решительный отказ. Почувствовав себя оскорблённым, Глинский решил отомстить строптивой княгине и взять Слуцк силой. Но неприступная для татар крепость не сдалась на милость их победителя. Чем не белорусская Жанна Д Арк?

А княгиня Анастасия и далее обороняла Слуцк от непрошенных гостей, восстанавливая и ремонтируя стены и башни, которые вытерпели многочисленные осады. Она возводила храмы, как благодарность богу за спасение края от татар и в память о погибших слуцких воинах, изменила планировку города, перенеся торговую площадь на новое место – на запад от детинца, за Бычок. Оставила сыну Юрию богатое наследство. Позже она выдала замуж дочь Александру за князя Константина Острожского, выдающегося полководца, гетмана ВКЛ, порадовалась их счастью и отошла в мир иной, оставив о себе такую память, которая не гаснет и по сегодняшний день.

Сохранились сведения, что до начала ХХ века в церкви Троицкого монастыря висели созданные в иконописной манере портреты князей Семёна и Анастасии. В народе их почитали как небесных покровителей края, хотя официально они не были канонизированы.

Одним из богатейших магнатов Беларуси XVI века был князь Юрий II Юрьевич Олелькович (1531-1578), известный меценат, полководец. Владея большим богатством, Олелькович давал деньги в долг самому великому князю Сигизмунду Августу, за что получал крупные земельные владения (например, в 1559 году Пинское княжество). Как меценат, Юрий Юрьевич Олелькович заботился о Слуцке как средоточию белорусской культуры: при его дворе существовала богатейшая библиотека с трудами античных и средневековых авторов, фондами которой пользовались многие историки, литераторы. В 1578-1579 годах при дворе Олельковича над крупнейшим произведением «Хронiка польская, лiтоуская, жамойцкая i усяе Русi» работал Матей Стрийковский, польский историк, хронист и поэт.

Древний род Олельковичей всегда придерживался православного вероисповедания, следовательно, и слуцкое княжество на протяжении многих веков было надёжной опорой православия, центр которого находился в Свято-Троицком монастыре. В монастыре существовал скрипторий, где монахи переписывали конфессиональные книги. О поддержке православия свидетельствует и тот факт, что в 50-ых годах XVI века при дворе князя жил общественный деятель и публицист, представитель религиозного свободомыслия Артемий, изгнанный из Московского государства. Писатель-полемист считал единой «Божьей церковью» только Православную Церковь. В 1570-х годах пристанище на Слутчине нашёл Марк Сарыгозин, ученик Артемия.

Продолжал заложенныепредками традиции православия на Слутчине Юрий III Юрьевич Олелькович(1559-1586). Он собственноручно переписал Слуцкое Евангелие 1582 года, теперь это одна из национальных православных святынь Беларуси. Его работа в качестве переписчика книги – исключительное явление в истории, так как переписыванием книг в основном занимались люди духовного звания, а здесь - князь. У Слуцкого Евангелия – непростая судьба: в годы Великой Отечественной войны оно было утеряно. И только в 2003 году опять заняло своё почётное место среди духовных святынь белорусского народа.

Слуцкая земля прославилась не только воинами, меценатами, государственными деятелями. Она воспитала свою святую. Это София Слуцкая, которая входит в Собор белорусских святых. Княгиня София, последняя из рода Олельковичей, - идеал благочестия и огромной духовной щедрости.

Родилась она весной 1585 года в княжеской семье. На современный взгляд, судьба девочки из магнатской семьи во времена минувшие была печальна. Ей предписывалось стать инструментом чьих-то политических либо экономических интересов. А уж если она оставалась сиротой – тут могла разыграться настоящая трагедия. Так произошло и с юной Софией, когда её опекун Иероним Ходкевич и Криштоф Радзивилл по прозвищу Перун, отец её жениха Януша, не могли поделить приданое невесты. И чуть не начали междоусобную войну. Известие о противостоянии двух магнатских родов дошло до короля Сигизмунда III, он отправил в Вильно четырёх влиятельных послов. Сама София также не хотела, чтоб из-за неё пролилась кровь. Она проводила всё время в молитвах, а во всех слуцких церквях шли богослужения.

И молитвы были услышаны, состоялось примирение. Радзивиллы отказались от своих судебных претензий, а Ходкевичи согласились на свадьбу княжны Софии с князем Янушем. Удалось решить и религиозные разногласия, так как будущий муж исповедовал кальвинизм, а невеста – православие. Папа римский дал разрешение, и 1 октября 1600 года в Бресте молодые повенчались, София и после брака осталась православной.

Её жизнь была посвящена беззаветному служению православию, при участии княгини был основан Преображенский монастырь в Слуцке. София Слуцкая опекала монастыри и церкви, щедро жертвовала дорогие, шитые золотом и серебром облачения для священников, осуществляла паломничества в дальние церкви.

Земная жизнь слуцкой княгини закончилась в 1612 году, она была похороненав Слуцком Свято-Троицком монастыре. В начале ХХ века, по воспоминаниям современников, её саркофаг был покрыт покрывалом из красного сукна, к которому крепился нарисованный на жести герб князей Олельковичей, вокруг которого цитата из Библии: «Блаженнии алчущии, ибо тии утешатся…» Ещё в давние времена на родине Софию почитали как святую, считалось, что особенно она помогает женщинам. Ныне нетленные мощи Софии хранятся в Свято-Духовом кафедральном соборе в Минске, напоминая нам о святом подвиге слуцкой княгини.

Сохраняется память о Софии и на её родине – в Слуцке. Поклонитьсяиконе с частицей её мощей идут верующие в Михайловскую церковь. В 2000 году в центре города был открыт памятник Софии Слуцкой (скульптор М.Иньков, архитектор Н.Лукьянчик). В скульптурном портрете – та же преданность своей вере, служение ей.

После смерти Софии все её владения перешли к мужу. Януш Радзивилл получил Слуцкое княжество с городами Слуцк и Копыль, местечками Романов (теперь Ленино), Старобин, Любань, Песочное и Ленин (на Случи, теперь в Житковичском районе), 32 панскими фольварками. Род Радзивиллов стал самым богатым в Литве и Беларуси.

Источник: slutsk-gorod.by 

Фото : nasledie-sluck.by

 

У вас недостаточно прав для размещения комментарий


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter