Под властью Российской империи

Как известно, во второй половине XVIII века польское государство стало слабеть, что привело к его разделу между Россией, Австрией и Пруссией. Это произошло в 1772, 1793 и 1795 годах.

В результате уже первого раздела Россия получила обширные территории площадью 92 тыс. кв. км. К Российской империи были присоединены Витебская и Могилёвская губернии, включая и Горки.

После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году российская императрица Екатерина II обещала, что “…еврейские общества, жительствующие в присоединённых к Империи Российской городах и землях, будут оставлены и сохранены при всех тех свободах, коими они ныне в рассуждении закона и имуществ своих пользуются…” Однако, на самом деле, эта декларация не была выполнена.

Хотя после присоединения к России евреи Восточной Беларуси получили российское гражданство, право исповедовать свою веру и владеть своим имуществом, но пользоваться данными им правами, в отличие от белорусов, – селиться и приезжать в Россию – им не разрешалось.

После присоединения к России в истории Горецкой еврейской общины, в прочем как и всех еврейских общин Беларуси, начался новый период.

После раздела Речи Посполитой город Горки и земли вокруг него вошли в Оршанскую провинцию, а с 1777 года – в Оршанский, а затем – Копысский уезд Белорусской губернии. С 1796 года – в состав Могилевской губернии.

Как отмечал П. Марек, в это время положение членов еврейской общины было таким тяжёлым, что в 1778 году владельцу Горецкого имения пришлось “…выдать вспомоществование всем местным домохозяевам на ведение их торговых дел”.

12 июня 1799 года Горки посещает поэт г.Р. Державин. Здесь он гостил у своего знакомого И.А. Сологуба, владельца Горецкого имения. В Горки он попал из Шклова, где разбирал жалобу шкловских евреев на С.Г. Зорича, бывшего фаворита Екатерины II. На второй день он переезжает в местечко Горы. По дороге он встречает девушку – еврейку, которая предложила ему купить несколько застреленных бекасов. Державин узнал в переодетой девушке дочку И.А. Сологуба – Екатерину. Этот случай он отразил в стихотворении “Горы”. В Горках он написал также стихи “Мельник”, “Виша”, где воспевал красоту белорусской природы.

С именем Г.Р. Державина связаны многие реформы еврейской жизни. Занимаясь в свое время расследованием жалобы евреев г. Шклова, он обратил внимание императора на “эксплуататорский” характер еврейской нации по отношению к неевреям.

Попав во второй раз в Беларусь для изучения вопроса о положении белорусских крестьян, которые в результате неурожая находились на грани голода, Державин обнаружил, что помещики не только не поддерживали крестьян, но и подчас отбирали последнее. Однако они, выгораживая себя, ссылались на евреев, которые де обирают крестьян в кабаках, спаивают их и прочее.

Углубившись в еврейский вопрос, он увидел большое противоречие. “Трудно без прегрешения и по справедливости кого-либо обвинять, – писал он генерал-прокурору Обольянинову, – крестьяне пропивают хлеб и оттого терпят нужду, помещики не могут препятствовать пьянству, т.к. они от продажи вина (водки) весь доход имеют; а и жидов в полной мере обвинять также не можно, что они для пропитания своего извлекают последний от крестьян корм”.

Результатом трех-четырех месячного пребывания Державина в Беларуси явился его отчет под названием “Мнение об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных промыслов евреев, об их преобразовании и о прочем”.

Как известно, для взыскания податей и других повинностей необходим был учет и организация всего податного населения. Поэтому после присоединения к России земель Восточной Беларуси в результате первого раздела Польши Екатерина II распоряжением от 13 сентября 1772 года предписала белорусскому генерал-губернатору Чернышеву организовать поголовную перепись еврейского населения, расписать его по кагалам и установить для евреев подушную подать в размере одного рубля с головы (в двойном размере против христиан).

Горецкому кагалу пришлось в 1796 году назначить двух специальных старост для сбора этой подати и 12 лиц, перед которыми эти сборщики должны были отчитаться.

Перепись еврейского населения и приписка его к кагалам была возложена на последних, и для обеспечения своевременного и бездоимочного поступления подушной подати была установлена круговая порука кагала за всех членов еврейской общины.

К этому времени российские евреи стали получать фамилии. Как считают некоторые историки, в России первым предложил обязать евреев принимать фамилии упомянутый нами поэт и царский сановник Г.Р. Державин. При этом он считал, что они должны звучать “на малороссийский лад”, отражая особенности характера и оценку их властями.

Для трудолюбивых и порядочных – “Промышленный”, для спорых в деле – “Швыдкий”, для скрытных – “Замысловатый” и т.д.

Процесс присвоения фамилий завершился к 80-м годам XIX века. По сравнению с фамилиями других народов у евреев высок процент фамилий от названия населенных пунктов. Практически все города, городки, поселки, местечки и села бывшей черты оседлости оказались фамилиями. Бершадь: Бершадский, Бершадер; Варшава: Варшавский, Варшавер; Кричев: Кричевский и т.д.

Другие – от имен отцов: Абрамзон, Абрамович, Абрахамович, Абрамов. Очень велико количество фамилий от имен матерей. Тут сказалась, очевидно, большая социальная активность женщин: Ривин, Ривкин, Ривес, Ривас, Ривлин, Рыбкин; Малкин, Малкес; Гитин, Гутин, Гитлик и т.д.

Человек, переселявшийся из Австрии, мог получить фамилию Ойстрах – на идиш «Австрия»; из Литвы – Литвак, Литвин, Литвинов.

Особенно же много фамилий, связанных с профессиями: Шнайдер, Шнайдерман, Портной, Портнов, Хайят – все от слова “портной” на разных языках; Шустер, Швец, Сапожник, Сапожников, Сандлер – “сапожник”. Отдельно следует отметить только еврейские профессии: Меламед – религиозный учитель, Шойхет – резник, Шадхан, Шадхен – сват.

Еврейские фамилии, их происхождение – тема особого исследования. Здесь мы назовем и расшифруем некоторые фамилии, которые получили горецкие евреи. Так, по данным Википедии – свободной энциклопедии, Альтшуллер – фамилия еврейского происхождения и происходит от названия “Altschul” – Старая Синагога. Так называлась синагога в пражском еврейском квартале Йозефов, построенная во второй половине XII века и снесенная в 1860 г. Первые носители этой фамилии, очевидно, были видными прихожанами или “спонсорами” этой синагоги. Фамилия Лившиц образована от немецкого названия населенного пункта Liebeschitz на территории современной Чехии (по-чешски этот городок называется Либешице).

 

В Горках в то время евреи имели следующие фамилии: Мидлин, Двоскин, Велькович, Муравин, Альтшуллер, Гендман, Наймарк, Гольдберг, Афроимов, Кегелис, Цирульников, Штрамблер, Хаит, Шпеер, Лурье, Пейсахович, Гинзбург, Липкинд, Лившиц, Окунь, Файкин, Иоффе, Цейтин, Хасман, Малер, Портной, Гольдберг, Лапицкий, Амнуэль, Мендель, Трайнин, Лозинский, Брешт, Пакт, Стернин, Эрдман, Гиндоман, Минухин, Переплетчиков, Робцер, Иткин, Цофнас, Фрейдин, Фейгин, Цыпин, Вильнер, Даменшкин, Гуревич, Зайцев, Кудрявицкий, Черноморд Раскинд, Шевелев, Хасин, Аронов и многие другие [7].

Важно отметить, что после присоединения к России была сохранена кагальная организация общин, существовавшая в Речи Посполитой. Кагальные управления отвечали за сбор налогов, следили за выполнением обрядов религии и осуществляли надзор за еврейским населением, т.е. выполняли почти те же функции, что и до присоединения к России, описанные ранее.

С 1780 года все евреи, в том числе и жившие в деревнях, были приписаны к городам – в сословия мещан и купцов, а с 1783 года они могли участвовать в выборах органов городского самоуправления.

Известно, что около Горок евреи жили в местечках Горы и Романово, деревнях Рудковщина и Маслаки.

В декабре 1791 года указом Екатерины было положено начало "черты оседлости" для евреев. При этом им было дано право гражданства и мещанства только в Беларуси, Екатеринославском наместничестве и Таврической области. В дальнейшем при следующих разделах Речи Посполитой границы черты оседлости значительно расширились.

Как уже отмечалось, при переходе в российское гражданство евреи не становились равноправными гражданами, как христианское население присоединяемых земель. Права их были сильно ограничены, и для них местными властями по различным вопросам принимались отдельные постановления. Еврейское население состояло из разных социальных групп. Небольшую, но богатую группу составляли купцы – оптовики, откупщики, а также банкиры.

Большинство еврейского населения составляли ремесленники и мелкие торговцы. В помещичьих деревнях и местечках по договоренности с помещиками на их землях жили евреи – арендаторы шинков, постоялых дворов, мельниц, а также ремесленники и торговцы. Все евреи, включая живших на землях помещиков, вошли в сословия мещан или купцов, но власть помещиков над евреями, жившими на их землях, фактически сохранилась.

Как известно, приобретать землю евреям запрещалось, но аренда для личного труда разрешалась. Поэтому иногда евреи становились арендаторами помещичьих имений, но таких арендаторов было мало.

Как раз в это время в Горки приехали царские чиновники для составления “Ревизских сказок”, т.е. была сделана перепись еврейского населения. Этот документ, составленный 25 ноября 1772 года на польском языке, находится в Национальном историческом архиве Республики Беларусь.

Из него можно узнать, кто и на каких улицах жил в Горках. Так, евреи жили на Ратушной и Синагогальной площадях, улицах Пробойной, Рыночной, Замковой и Пилатовой. Записывали жителей по имени хозяина. Номеров на домах четной и нечётной стороны не было. Поэтому в “сказках” писали жителей, которые жили по левую и правую руку.

Полностью “Ревизские сказки” еврейских жителей Горок помещены в приложении к этой книге. Отметим только, что в “сказках” было указано занятие жителя, его возраст, какое он имеет отношение к хозяину дома, его семейное положение. Так, на первой странице этого документа сказано, что “в местечке Горках жиды (так в то время называли евреев, но уже в последние годы правления Екатерины II наименование "жиды" исчезло и появилось новое – евреи) живут по левой руке Пробойной улицы”. В доме замковом живёт барышник Арон Изевич, 50 лет, его жена Гинда, 45 лет, дочери Хая, Песя, Гута – 18, 15, 10 лет, сыновья Зелик и Арон, 12 и 8 лет. Про разведенных женщин написано – “через мужа покинута”. Про некоторых сказано, что они вдовы или бобыли. Если речь идёт о купцах, то указано, каким товаром он торгует.

Читая “Ревизские сказки” видно, что среди евреев были цирюльники (парикмахеры), барышники (те, кто занимался перепродажей ради барыша, перекупщики, мелкие торговцы), шинкари (те, кто содержал шинок, придорожное питейное заведение), злотники (мастера ювелирного дела).

В "Ревизских сказках" некоторые обозначены как "бобыли" (т.е. они не имели собственных домов).

Всего жителей в Горках переписчики насчитали 2818 человек (1458 мужчин и 1360 женщин). Евреев было 855 человек (398 мужчин и 457 женщин).

Еврейское население жило не только в центре местечка, но также в двух форштатах (предместьях) – Казимировском (ныне район Слободы) и Замесницком (ныне район Заречья).

В те годы жизнь местных общин очень часто зависела от отношений между ними и владельцами имений. Как мы уже отмечали, в Горках они не всегда были добрососедскими.

Так, в 1806 году граф Л.И. Сологуб передал христианам еврейские арендные участки, а в 1810 г. выгнал евреев из лавок, запретил им заниматься торговлей и приказал за один день покинуть Горки.

П. Марек в вышеназванной статье отмечает, что приказ о выселении не был выполнен, но многим евреям пришлось город покинуть. Почему это произошло, точно не известно. Можно только предположить, что они не договорились насчёт арендной платы.

Горецкие евреи, правда, надеялись, что со временем графский гнев пройдёт. Поэтому они приняли постановление: “…Великий господин граф Сологуб Лев Иванович разгневался и выгнал из лавок и амбаров…

С сегодняшнего дня постановляем: с согласия раввината и старших кагала отметить каждому его право «хазоку», чтобы помнить, что, когда бог помилует и это постановление отменит господин, – каждый вернётся на своё место, чтобы чужой не вмешался и не имел права завладеть лавкой, никакие претенденты не могут, каждый обязан остаться при своём давнем праве “хазоки” навечно, даже и его наследники (в пинкосе имеется план лавок и амбаров – В.Л.). Все вышеуказанные лавки записаны всем раввинатом нашего кагала с участием самого раввина и председателя кагала, и поэтому никто не имеет права изменить ничто из помеченного. Никто: ни мужчина, ни женщина – не могут захватить чужое “масыг гвул”, никто не может купить никакой лавки ни от казны, ни от мещанина, а кто не выполнит, пусть на него обратятся все проклятия торы, кто выполнит, будет благословлен. В закреплении этого подписываемся мы, раввинат и председатель кагала. Четверг, 21 июня 5570-1810 год, г. Горки”. Все вышеизложенное принято с общего согласия совета общины в воскресенье 18 ияра 5582 (1822) года, в Горках. Свидетельствует Менаше, сын р. Даниэля, и свидетельствует Дов-Бер, сын р. Исраэля, и свидетельствует Шломо, сын р. Шломо, и свидетельствует Иехезкель, сын р. Мордехая, и свидетельствует Меир, сын р. Мендла-Авраама, и свидетельствует Элия, сын р. Переца Гинзбурга, и свидетельствует Мешулам, сын р.(...), резник общины".

Далее в пинкосе приводится список магазинов: "Магазин, стоящий на северо-восточной стороне, ворота которой выходят на городскую улицу, – принадлежит р. Иосефу, сыну р. Исера, на веки вечные, и его наследникам и домочадцам после него. Второй магазин, стоящий рядом с ним, западнее, – принадлежит р. Арье, сыну р. Исраэля, на веки вечные, и его наследникам и домочадцам после него. Третий магазин, стоящий рядом с ним, – принадлежит наследникам покойного р. Якова, сына р. Шмуэля Каца, на веки вечные, и их наследникам и домочадцам после них. Четвертый магазин, стоящий рядом с ним, – принадлежит р. Аарону, сыну Менахема Сегала, на веки вечные, и его наследникам и домочадцам после него".

Отечественная война 1812 года обожгла Горецкую землю. Уже 14 июля 1812 года французские войска захватили Горки. Французы отбирали у населения одежду, обувь, продовольственные запасы, лошадей. Попытки привести население Горок к присяге на верность императору Наполеону закончились неудачей.

Во время оккупации французы разграбили Горецкий замок, местечки Горки и Горы, фольварки Наталин, Сеньково, Сова, Рудковщина, Анигоф и другие. Особенно пострадало много винокурен и питейных заведений, часть из которых принадлежала евреям.

Кроме того, с июля по ноябрь 1812 года в Горках находился французский военный магазин для сбора продовольствия и фуража. Понятно, как делался этот “сбор”.

В ходе войны евреи проявили себя как настоящие патриоты России. Когда началась война, еврейские общины полностью встали на сторону России, хотя они и были информированы о либеральных еврейских реформах Бонапарта. Кагалы жертвовали крупные денежные суммы, в синагогах воздавались молитвы во славу русского оружия.

Известны случаи, когда евреи были разведчиками в русских передовых частях, где проявляли большое мужество и самоотверженность.

В начале ноября 1812 года Горки были освобождены русскими войсками. “Пустые дома крестьян, умерших от голода, бледные высохшие лица еще живущих наполняют душу страхом”, – так описывал современник Горки после изгнания французов.

Наполеоновское нашествие нанесло значительный урон Горкам. Его население сократилось. Известно, что 2070 человек было убито и погибло от побоев. Французские оккупанты разграбили и уничтожили ремесленные предприятия, которые были в Горках, сожгли оранжерею с ценными растениями в имении графа. Общий урон составил более трех миллионов рублей.

Потребовалось несколько лет, чтобы город зажил нормальной жизнью, восстановив свое хозяйство после французской оккупации.

Прошло десять послевоенных лет. В 1822 году владелец Горецкого имения граф Л.И. Сологуб решил отменить своё решение относительно евреев и вновь заключил с ними договор на аренду. Об этом узнали евреи окрестных местечек и стали приезжать в Горки. Видя такое положение, Горецкий кагал принял решение, о котором читаем в пинкосе, что вот уже 13 лет как еврейское общество терпит от господина, наконец, господин “смилостивился и предоставляет нам аренду”. Это привлекает евреев из соседних местечек, и поэтому руководство кагала запрещает под угрозой проклятий въезд им в город, постановляет не давать приезжим квартир, а если новопоселенцы поселятся не у евреев, то не допускать их в синагоги молиться и запретить “шойхету” резать их животных.

Далее в постановлении было сказано: “…мы ему заплатили большую сумму, чтобы он к нам хорошо отнёсся, и для этого потратили большую сумму по аренде «коробки» (имеется в виду коробочный налог). После этого, когда мы снова собрались и положили фундамент города, лежа на постели, пришла мысль нам в голову, что теперь кто-нибудь из нашего кагала или из другого города, который не принимал участия в организации и строительстве города, могут заарендовать главную аренду себе, а мы останемся ни с чем, поэтому мы постановили записать в пинкосе, что обязанность каждого нашего гражданина судить его по законам нашей торы и отнять у него главную аренду.

Все вышеизложенное принято с общего согласия совета общины, в воскресенье, 18 мая 5582 (1822) года, в Горках. Свидетельствует Менаше, сын р. Даниэля, и свидетельствует Дов-Бер, сын р. Исраэля, и свидетельствует Шломо, сын р. Шломо, и свидетельствует Иехезкель, сын р. Мордехая, и свидетельствует Меир, сын р. Мендла-Авраама, и свидетельствует Элия, сын р. Переца Гинзбурга, и свидетельствует Мешулам, сын р.(...), резник общины".

Прошло несколько лет. Однако владелец Горецкого имения не сумел справиться с экономическими трудностями. Известно, что последний владелец Горы-Горецкого имения для покрытия больших долгов ещё в 1812 году заключил контракт с правительством на поставку провианта царской армии и получил аванс.

К тому же, как отмечают исторические источники, вёл разгульную жизнь – в балах и маскарадах. Для этого имел собственный театр. Из “Истории белорусского театра” известно, что только музыкантов в его театре было 29 человек.

А крестьяне имения бедствовали. Из 850 крестьянских семей имения 32 вообще не имели домов, а 280 жили в домах, не пригодных для жизни.

В 1813 году имение было заложено в банке за два миллиона рублей. Через несколько лет долг возрос до 4,5 миллиона рублей.

В августе 1829 году царское правительство приняло решение конфисковать Горы-Горецкое имение (оно включало 15 фольварков, 2770 крестьян и 1760 десятин земли).

Как раз в этот период в правящих кругах России возник план “исправления” евреев путём призыва их на воинскую службу. Как известно, во время своего пребывания в составе Великом княжестве Литовском, а затем Речи Посполитой евреи воинской повинности не несли. Правда, они платили особый налог, освобождавший их от службы в армии России, комплектование которой осуществлялось путём рекрутской повинности.

26 августа 1827 года именным указом императора Николая I для евреев были введены правила об отбывании рекрутской повинности, причём норма набора евреев была почти в три раза больше, чем христиан (русское население давало в год семь рекрутов с тысячи душ, а с тысячи душ евреев брали дважды в год по десять рекрутов).

Документов о службе горецких еврейских детей в архивах нами обнаружено не было. Однако известно, что дед писателя Льва Разгона, книгу которого “Позавчера и сегодня” мы часто будем цитировать, и историка Израиля Разгона, был кантонистом.

В 1836 году царское правительство приняло решение: в бывшем графском имении открыть земледельческую школу. В истории Горок и еврейской общины начался новый период.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter