Из истории евреев Шарковщины

Анна Лазаревна (Хая Лейзеровна) Мацкевич (девичья фамилия Мушкат), родилась в 1921 году в местечке Бильдюки нынешнего Шарковщинского района.

– Отец был с Бильдюков, мама – из Вильнюса. Женились они в 1919 году. Жили в Витебске. Приехали в гости в Бильдюки. В это время местечко отошло к Польше, и они остались жить в этой стране. Я окончила 5 классов польской школы, 6 и 7 класс оканчивала в местечке Новый Погост. Потом с отцом шили – зарабатывали деньги.

После сентября 1939 года, когда западные области были присоединены к Советскому Союзу, я работала в Шарковщинском райкоме комсомола, потом – в райфинотделе.

Когда немцы напали, я пришла из Бильдюков, где гостила у родителей, в Шарковщину в райфинотдел, на свою работу. Никого уже не было. Я тоже решила уходить на восток и пошла в сторону Глубокого на Полоцк.

Мы посчастливилось, я смогла выбраться из Белоруссии и уйти от наступающих немцев. Добралась до Тамбова.

Во время войны доходили слухи о том, что творили гитлеровцы на оккупированных территориях, но всего мы не знали. В августе 1944 года, когда освободили мои места, я вернулась в Шарковщину, приехала в Бильдюки. Узнала, что всех евреев местечка отправили в Шарковщинское гетто и расстреляли. Очевидцы рассказывали мне, что на каждую подводу сажали по две семьи. Вывезли в Шарковщинское гетто 50 семей. В каждой семье человек 5 не меньше. Командовали транспортировкой евреев в гетто полицаи. Они приказывали крестьянам доставить подводы.

Расстреляли евреев в Шарковщине в феврале 1942 года за маслозаводом на улице Набережной. Труппы падали в глубокую канаву. Рядом река Дисна, весной там все заливает, много воды.

Памятника погибшим евреям не было. Я пошла к председателю райисполкома, он ответил, что-то вроде: «Причем тут я. Ставьте сами. Это ваши родственники. У нас денег нет». Я отправилась в райсовет, там Антонов работал – мой земляк, я знаю его отца. Разговорились. Он сказал: «Чему могу – помогу».

Антонов чуть выше того места бетонную ограду поставил, чтобы вода не заливала. Взяла я Столпера, Лейзера Пейсаховича Шнейваса (он в Глубоком был управляющим Стройбанком), Мильнера (в Шарковщине жил – бывший председатель колхоза). Мы скинулись деньгами, и Мильнер в 1992 году поставил памятник. Вскоре после этого он уехал в США.

Сейчас в Шарковщине нет евреев.

Последние евреи в Бильдюках жили в 1948 году – Мушкат Цодик, его жена Соня, Пивцова Ася с сыном и дочерью.

Мне рассказывали о нескольких случаях, которые произошли в гетто Шарковщины. Там оказалась Орлик Сора из Бильдюков. Один мужчина – Богович, белорус или поляк, влюбился в нее. Узников гоняли на работу, и они там виделись. Однажды Богович унес Сору к себе домой в корзине большой, в которой носили сену или солому для скота. Посадил в корзину и принес к себе в сарай, где конь стоял. Жена и дети знали об этом, кормили ее. Соседи видели, что у Боговича в сарае кто-то прячется. Стали разные слухи ходить. Богович, конечно боялся, что его расстреляют, но Сору не выгнал, а прятал ее все время в новых местах. Так она сама мне рассказывала. В 1944 году, когда немцев прогнали, Сора вышла замуж за Боговича. Переехали они в Вильнюс. Родственники Боговича сейчас в Бильдюках живут.

И вторая история из моего родного местечка на тему любви.

В Бильдюках жила еврейская женщина Минка и ее муж русский Павел Сардыко, приехавший из деревни Красное. Минка была портниха. Она умерла молодой еще до войны. Павел съездил в Вильнюс, сделал себе обрезание. Ходил в синагогу. Соблюдал все еврейские законы. У них был сын Велвл.

Павел опять женился на еврейке, на дочери того, кто делал ему в Вильнюсе обрезание. Когда началась война он и его сын ушли в партизаны. Вторую жену убили немцы. В 1955 году Павел женился третий раз на русской женщине в своей деревне.

В Билюдюках была деревянная синагога. Потом там был клуб. В конце 80-х годов я приезжала, синагога разобранная лежит. Спрашиваю, в чем дело. Говорят, перевозят ее в Миоры. Привезли бревна, и православную церковь из них поставили – рядом с автобусной станцией. Встретилась я с православным священником, спрашивая у него, как это теперь будет. А он отвечает: «Бог один. Он не обидится». Раввин был до войны в Новом Погосте – молодой мужчина. В Бильдюках был меламед Довид-Шлойме Букин. В доме Букина был хедер, учились дети.

В гетто оказалась моя мама и четыре моих сестры. Два брата были в армии.

Погибли:

отец Мушкат Лейзер Исорович, 1890 г.р.

мать Мушкат Раиса Львовна, 1895 г.р.

сестры Мушкат Цыпа Лейзеровна, 1925 г.р.

Мушкат Малка Лейзеровна, 1929 г.р.

Мушкат Соня Лейзеровна, 1931 г.р.

Мушкат Бася Лейзеровна 1934 г.р.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter