Заметной и достойной внимания страницей в истории города явились события 1905–1907 гг. В начале октября на собрании рабочих с участием представителей из Петербурга обсуждался вопрос о подготовке к вооруженной борьбе. Рабочие Барановичей вместе с пролетариатом России начали революционную борьбу. Железнодорожники приняли самое активное участие во Всероссийской Октябрьской политической стачке. Забастовка началась тут 12 октября, когда железнодорожники остановили работу.
Состоялся митинг рабочих и солдат расквартированной тут железнодорожной бригады, выбрали стачечный комитет железнодорожников и создали боевую дружину. Стачка продолжалась 14 дней. Власти наказали забастовщиков массовыми арестами. Осужденных заставляли составлять поезда на станции Барановичи-Полесские, что возмутило служащих станции, которые отправили в столицу телеграмму: «Мы, служащие станции Барановичи-Полесские, выражая нашим потерпевшим товарищам сочувствие, на сходке постановили сообщить об означенном возмутительном факте грубого противозаконного насилия Всероссийскому съезду железнодорожных делегатов для принципиального его разбора и ограждения в будущем наших гражданских прав».
Заметной и достойной внимания страницей в истории города явились события 1905–1907 гг. В начале октября на собрании рабочих с участием представителей из Петербурга обсуждался вопрос о подготовке к вооруженной борьбе. Рабочие Барановичей вместе с пролетариатом России начали революционную борьбу. Железнодорожники приняли самое активное участие во Всероссийской Октябрьской политической стачке. Забастовка началась тут 12 октября, когда железнодорожники остановили работу. Состоялся митинг рабочих и солдат расквартированной тут железнодорожной бригады, выбрали стачечный комитет железнодорожников и создали боевую дружину. Стачка продолжалась 14 дней. Власти наказали забастовщиков массовыми арестами. Осужденных заставляли составлять поезда на станции Барановичи-Полесские, что возмутило служащих станции, которые отправили в столицу телеграмму: «Мы, служащие станции Барановичи-Полесские, выражая нашим потерпевшим товарищам сочувствие, на сходке постановили сообщить об означенном возмутительном факте грубого противозаконного насилия Всероссийскому съезду железнодорожных делегатов для принципиального его разбора и ограждения в будущем наших гражданских прав».
До 16 декабря удалось возобновить железнодорожное движение, но, несмотря на военное положение, полного покоя в городе не было. Выступления рабочих и солдат продолжались. В истории Беларуси того времени город Барановичи упоминается неоднократно. В принятой солдатами и рабочими резолюции требовались свержение царизма, отмена смертной казни, роспуск регулярной армии, свобода и неприкосновенность личности, свобода собраний и шествий и т.д. Революция 1905–1907 гг. потерпела поражение.
В начале двадцатого века местечко стало крупной железнодорожной станцией. Главные предприятия того времени — железнодорожное депо, сухарный завод, казенный винный склад. Кроме административных учреждений, имелось окружное акцизное управление, почтово-телеграфная контора, четыре деревянные церкви, костел, общественное собрание, театр.
В 1907–1908 гг. в Барановичах появилась пожарная служба, и было построено пожарное депо Розвадовского вольного пожарного общества. В 1908 г. завершается строительство первого приходского православного храма и начинается строительство приходского костела.
Еще до начала XX века небольшие частные конторы, которые оказывали населению услуги по выдаче денежных ссуд под проценты, стали вытесняться крупными банковскими учреждениями более широкого функционального назначения. В начале 1909 г. основатель местечка граф Розвадовский поручил своему поверенному в делах Юльяну Рафаиловичу Мышковскому заняться оформлением документов, дающих право на открытие в местечке банкирской конторы, и направил заявление для рассмотрения в адрес губернатора. В заявлении говорилось: «Его Превосходительству Господину Минскому Губернатору от Графа Яна Розвадовского, постоянного жителя м. Барановичи Новогрудского уезда. Руководствуясь 134 ст. XI т. Свода Законов, имею честь заявить, что с 16-го февраля сего года открывается мною в м. Розвадово Новогрудского уезда в собственном доме банкирская контора под фирмой «Гр. Янъ Розвадовскій», в которой будут производиться следующие банкирские операции: учёт векселей, учет железнодорожных накладных, инкасса всякого рода торговых документов, прием вкладов на текущий счет, прием срочных вкладов, покупка и продажа процентных бумаг, выдача ссуд под товары и накладные, выдача переводов на другие города и пр...». 10 февраля 1909 г. канцелярия Минского губернатора выдала Ю. Мышковскому копию заявления об открытии конторы, на которой была поставлена следующая резолюция: «Завести дело». Так в феврале 1909 г. в Розвадово было открыто первое банковское учреждение, оказывавшее населению региона широкий спектр банковских услуг.
В 1909 г. в Барановичах жило более 9000 человек. В этом году на Мариинской улице был открыт первый барановичский кинотеатр (электротеатр) — «Эдем».
В 1910 г. в ремонтных мастерских и паровозном депо работало 176 человек. В том же 1910 г. начал действовать один из первых регулярных автобусных маршрутов в Беларуси: «Барановичи — Белосток».
1 августа 1911 г. начала действовать телефонная сеть общего пользования. Из хранящегося в архиве краеведческого музея телефонного справочника («Абонентная книжка Барановичской телефонной сети», издана местной типографией Швиранского в 1914 г.) можно узнать, что накануне Первой мировой войны в Барановичах телефоны использовались в одной государственной и двух частных аптеках, а также филиалах четырех банков, среди которых был филиал «Русско-Французского коммерческого банка». В 1914 г. телефонной связью были также оборудованы оба железнодорожных вокзала и две барановичские гостиницы — «Полесская» и «Славянская». По телефонам №№ 65, 64 и 30 можно было дозвониться в батальоны железнодорожной бригады, а по № 50 — в первый барановичский кинотеатр «Эдем». Есть в телефонном справочнике 1914 г. и номер графа И. А. Розвадовского. В 1914 г. количество жителей составляло более 31 000 человек, а «Абонентная книжка Барановичской телефонной сети» насчитывала всего 80 абонентов барановичской телефонной сети и 19 абонентов городищенской. Хотя, по другим данным, уже через год после открытия в Барановичах телефонной станции, т.е. в 1912 г., количество абонентов составляло 177. Вполне возможно, что не все номера абонентов нашли свое отражение в общедоступном телефонном справочнике.
В мае 1912 г. жители Барановичей стали свидетелями автомобильного пробега по маршруту Петербург — Вильна — Барановичи — Минск — Москва. Целью автопробега был выбор лучших автомобилей для русской армии. Барановичане увидели целых сорок пять автомашин двадцати разных фирм.
Революционное и стачечное движение в городе продолжалось и набирало политический оттенок. 10 сентября 1912 г. забастовали работницы женских портняжных мастерских, которые требовали девятичасового рабочего дня вместо одиннадцатичасового, увеличения заработной платы, компенсации за время забастовки и медицинской помощи за счет хозяев, а также вежливого обращения со стороны администрации.
По уровню промышленности местечко стало намного опережать уездный центр. Если в 1913 г. в Новогрудке существовало всего два небольших предприятия (кирпичный и гильзовый заводы), то в Барановичах их были десятки, в том числе 3 кирпичных завода (первый был открыт в 1890 г., второй — в 1908 г.), выпускавших в год более 4 000 000 кирпичей (красных строительных, облицовочных, печных и огнеупорных) вместе с гончарными изделиями, маслобойный и мыловаренный заводы, чугунолитейный, колесной мази, 2 лесопильных (первый начал работу в 1908 г.) и сухарный, 3 фабрики искусственных мельничных жерновов, 2 мельницы. Фабрика бетонно-цементных изделий производила черепицу, разноцветную плитку для пола, ступени для лестниц, цементные круги для колодцев, канализационные трубы, трубы для мостов. Металлоткацкая фабрика производила кровати и проволочные матрасы. Десятки крупных и малых магазинов, лавок, ярмарки свидетельствовали о том, что Барановичи уже тогда были крупным торговым центром. Потребности торговли, промышленности и транспорта в информации обеспечивала еженедельная информационно-справочная газета «Барановичскій листокъ объявленій», первый номер которого появился 3 октября 1912 г. Фактически местечко сделалось центром уездной экономической жизни, но юридически административные права далее оставались за Новогрудком. Попытки превратить Барановичи в уездный город не увенчались успехом. Многочисленные ходатайства отклонялись хозяйственным департаментом Министерства внутренних дел.
В 1912 г. население Барановичей перешагнуло за 30 000 человек без учета военных. До 1913 г. из 1156 усадебных и 1300 отдельных жилых домов 1198 были одноэтажными деревянными. Работали 4 православные церкви, 1 римско-католическая часовня, 10 еврейских домов молитвы. Из 35 улиц только одна была полностью вымощенной, а 5 — частично. Весь город был освещен всего 23 керосино-калильными фонарями. Несмотря на неблагоустроенность местечка, жизнь в нем была достаточно дорогой, о чем свидетельствует записка «О создании Барановичского уезда», которую составил земский начальник 8-го участка Новогрудского уезда, куда входили Барановичи, барон Ф. Э. фон Бер: «Дороговизна жизни в Барановичах дошла до такой степени, что в этом местечко может смело конкурировать с Минском». Очень дорогой была земля, продукты питания, а также товары первой необходимости — керосин и спички.
Из учебных заведений в Барановичах в 1911 г. имелось семь начальных школ разного типа: частные мужская и женская четырехклассные прогимназии, 3 железнодорожных училища (двухклассное Московско-Брестской железной дороги, двухклассное и одноклассное Полесской железной дороги), которые содержались на средства железнодорожного ведомства, мужское четырехклассное училище и двухклассное народное училище. Накануне войны число учебных заведений оставалось таким же. Хозяева железной дороги создали также передвижной вагон-церковь.
В августе 1913 г. состоялась забастовка барановичских приказчиков, в итоге которой удалось добиться сокращения рабочего дня до 12 часов. В это же время торговцы создали свой профсоюз.
В 1913 г., почти через десять лет после смерти своей жены, граф Иван Розвадовский переводит свою собственность на имя дочери Марии Гурской, которая фактически становится владелицей Барановичей. В 1913 г. в Барановичах было 128 торговых предприятий: магазинов, киосков, комисионных контор и др. Городские торговые предприятия делились на следующие категории: хлебные, бакалейные, торговля мануфактурными, галантерейными изделиями, колбасные лавки, магазины стеклянных изделий, склады готового платья, лесные склады и предприятия смешаной торговли. По состоянию на тот же 1913 г. население обслуживали 13 врачей разных специальностей, 6 зубных врачей и дантистов, 8 акушерок. Был также 1 ветеринар. Работали 2 аптеки и 8 аптекарских магазинов. Открытая на станции в 1889 г. больница на 20 коек, единственная на Полесской железной дороге, просуществовала до Первой мировой войны.
В 1914 г. население города составляло более 31000 человек. Из городов Минской губернии, кроме самого Минска, большее количество населения имели только Бобруйск и Пинск. Одних только железнодорожных служащих и ремонтных рабочих было более 2000 человек.
Источник - bartrans.net
Подробнее...