История Дрогичинской земли

Дрогичинщина – живописный уголок в юго-западном Полесье, богатый историей, самобытной культурой и традициями. По данным археологии древнейшие поселения каменного века возникли в  северной части Дрогичинщины в 11-9 тысячелетиях нашей эры. Наиболее известные стоянки были открыты в окрестностях деревни Кокорица и в урочище «Герады», в 4 км от Хомска. В эпоху бронзы, на рубеже 3-2 тысячелетий до н.э., земледельческие племена заняли речные долины, приозерные низменности, и постепенно освоили все пространство современной Дрогичинщины.

В начале железного века, 1 тысячелетия до н.э., на южные рубежи Полесья пришли племена индоевропейцев, которые в процессе переселения народов смешивались с другими народностями, образуя Зарубинецкую культуру. Однако  уже в начале нашей эры многочисленные племена славян заняли пространства Восточной Европы. В данный период земли Дрогичинщины находились в пределах исторической прародины славян-области,  где славяне окончательно сформировались, как этническая общность. В те далекие века Ясельда служила важным рубежом, к северу от которого проживали враждебные ятвяги. По южному берегу Ясельды славяне возвели укрепления «Загородь».  С тех пор за  нашим краем закрепилось старинное название «Загородье».

С возникновением государственности у восточных славян Загородье вошло в состав Туровской земли, а позднее Киевского княжества.

Самым древним летописным поселением нашего края является город Здитов на Ясельде, впервые упомянутый в 1005 году волостей, принявших крещение.

В 13 веке, с началом раздробленности Руси Дрогичинщина вошла в состав Галицко-Волынской земли. Одновременно Загородье стало предметом спора между галицкими и литовскими князьями. Спор разрешило монгольское нашествие 1240 года: южнорусские земли были разорены и ослаблены, в результате чего Загородье вошло в состав Великого Княжества Литовского.

В конце 14 века земли Дрогичинщины были впервые обозначены на географических картах. Среди отмеченных поселений был «Радостув», современное Радостово в южной части района.

В 1409 году в письменных источниках впервые упомянуто селение «Бездеж», которое великий князь Витовт передал костелу.

В писцовых грамотах 1452 года впервые упомянуты села Довечоровичи (с 17 века – Дрогичин), Вавуличи и Симоновичи.

В 1519 году Довечоровичи перешли во владение королеве Боне Сфорца, которая стремилась превратить юго-западное Полесье в образцовое хозяйство. С  этой целью в 1552-1556 годах в полесских владениях королевы была проведена волочная помера, ставшая налом первой аграрной реформы на белорусских землях.

В 1623 году село Довечоровичи получило статут местечка.

В 1648 году земли Дрогичинщины были разорены в ходе казацко-крестьянской войны 1648-1652 годов.

Последовавшая война между Россией и Речью Посполитой окончательно опустошила край.

Во время Северной войны 1700-1721 годов наши земли стали ареной борьбы между конфедерациями, польско-шведскими и российскими войсками. В мае 1706 шведская армия по приказу Карла 12 осадила и захватила замок-крепость Жабер на реке Ясельде. Впоследствии весь Дрогичинский край вновь был сожжен и разграблен.

Дальнейшая история 18 века на Дрогичинщине стала временем культурного возрождения. В 1710 году были заложены первые камни Тороканьского монастыря, который в середине века стал главным центром Литовской провинции ордена Базилиан. Возводились деревянные церкви во всех селах.

В 1771 году возле местечка Бездеж произошло столкновение между конфедератами, противниками сближения с Россией и русскими силами. Войско гетмана ВКЛ Михаила Огинского одержало победу.

Политика спасения Речи Посполитой от анархии безвластия ознаменовалась рядом реформ. По проекту реформы образования в 1775 году в Антополе была открыта первая в крае общая школа.

В 1778 году, по административной реформе, местечки Дрогичин и Хомск получили статус городов, и на землях края были образованы Дрогичинское и Хомское графства.

В результате последнего раздела Речи Посполитой в 1795 году Дрогичинщина вошла в состав Российской империи.

В 1798 году в Хомске была построена первая  на белорусских землях фабрика.

В начале Отечественной войны 1812 года наш край  был занят саксонскими войсками генерала Ренье. Однако, в июле 1812 года силы 3-ей русской армии генерала Тормасова нанесли поражение саксонцам под Хомскам, Дрогичином и Антополем, но вынуждены были отойти на Украину в виду многократного превосходства противника.

Во время восстания 1830-1831 годов на Дрогичинщине действовал многочисленный отряд повстанцев Тита Бусловского.

После отмены крепостного права в 1861 году Кобринский уезд охватило массовое выступление крестьян, на подавление которого были брошены силы армии и полиции. Однако, уже в 1863 году восстание охватило все Загородье. Силы повстанцев на Дрогичинщине возглавил Рамуальд Траугут. В сражении под деревней Белин он был ранен и тайно переправлен в Польшу, где возглавил Народное Правительство.

В 1860 годах для усиления православия на Дрогичищине строились церкви, открывались школы,  и в местечках – народные училища.

Значительную роль в хозяйственном развитии региона сыграло строительство Полесской железной дороги. Участок в Дрогичине был завершен в 1882 году.

В начале 20 века в крае развивалось мелкое предпринимательство, действовали десятки небольших предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, мелкие кирпичные, меловые заводы, лесопилки и кузницы.

В годы революции 1905-1907 годов волнения крестьян и рабочих охватили деревни и местечка Загородья. Активную деятельность среди рабочих развернула партия Бунд. Более двадцати человек ремесленников из Дрогичина  и железнодорожников были арестованы.

Во время первой Мировой войны наш край вновь подвергся опустошению: в 1915 году население было принудительно выселено и отправлено в беженцы. Десятки деревень были сожжены.

В 1919 году Дрогичинские земли были заняты поляками. Однако, наступление 16-й Советской армии принудило их покинуть пределы Беларуси.

Неудачные для Красной Армии бои под Варшавой позволили полякам перейти в контрнаступление и  вновь занять юго-западное Полесье. В ноябре 1920 года был образован Дрогичинский повет Полесского воеводства. В повете действовали два подпольных райкома КПЗБ «Лесной» и «Имени Красина».

Загородье находилось в составе Польши до сентября 1939 года. 22 сентября 1939 года Дрогичинщина была освобождена от поляков.

Тогда, в далеком 1940-м году, Дрогичинский район делал только первые шаги. Исчезали хутора, создавались сельские Советы. Было много разных событий – и будничных, и героических, и трагических.

Первоначально на территории нынешнего района было образовано два района – Антопольский и Дрогичинский. В состав Дрогичинского вошли Хомская, Дрогичинская и части Брашевичской, Воловельской, Осовецкой, Бездежской волостей.  Административно район делился на 10 сельских Советов, численность которых в последующие годы выросло до 23. Действовало 4 кирпичных и 4 бетонных завода, 2 сыроварки, винокуренный завод.

В районе насчитывалось 36 тысяч гектаров пахотной земли. 10 июля 1940 года в районе были образованы первые колхозы в деревнях Гурка и Осовцы.

Безусловно самыми тяжелыми и трагическими для жителей района стали годы войны. Только за один день в августе 1941 года каратели уничтожили в деревне Хомск около 2-х тысяч мирных жителей.

15 ноября 1942 года немцы провели масовый расстрел еврейского населения в Антополе. И таких жестоких примеров к сожалению очень много. В обстановке ненависти к кровавому оккупационному режиму росло стремление людей к борьбе с ним. С Дрогичинской землей связаны имена партизан-героев Алексея Черткова, Евгения Макаревича, Дмитрия Карповича Удовикова. В дань уважения героям в новых микрорайонах города скоро появятся улицы, названные в честь Героя Советского союза Павла Алексеевича Белова, командующего 61-й армией полки которой освобождали Дрогичин 17 июля 1944 года, Анатолия Ильича Зосика, полного кавалера ордена Славы.

Выстояв в кровопролитной и жестокой войне, унесшей тысячи жизней, оставившей покалеченные судьбы людей, пепел сожженных деревень, Дрогичинская земля возродилась для новой жизни.

Героизм, проявленный на фронтах войны, возымел продолжение в трудовых свершениях периода мирного строительства. Возобновление разрушенного народного хозяйства требовало огромного напряжения людских и материальных ресурсов. Но вместе с тем это было время перемен. Несли эти перемены люди – простые труженики, специалисты, руководители.

Проводилась огромная работа по восстановлению объектов народно-хозяйственного назначения, налаживалась промышленность. В мае 1945 года военно-строительные отряды начали восстановление Днепро-Бугского канала. В том же году дал свою первую продукцию Закозельский спиртзавод, выпустил первую партию кирпича  кирпичный завод в деревне Гошево, возобновил работу известковый завод в Бездеже.

К середине 50-х годов в районе было построено более 4 тысяч зданий и сооружений, включая жилые дома и производственные помещения.

Одна за другой открывались школы, учреждения медицины и культуры. Еще в годы войны возобновила свою работу газета «Красная заря», редактором которой был Павел Петрович Пчелка.

В 1953 году в Дрогичине вступила в строй хлебопекарня, в 1955 г.- новый маслосырзавод.

История сельского хозяйства начинается в первые послевоенные годы. Нелегкие задачи стояли перед сельскими тружениками района. Урожайность первых послевоенных лет составляла 5-7 центнеров с гектара зерновых, 50-70 центнеров картофеля. В апреле 1945 года крестьяне деревни Дубровки организовали первый после войны в районе колхоз. Но уже к концу 49-го года в районе насчитывалось 84 колхоза.

В 1951 году произошло укрупнение колхозов. Это дало возможность обеспечить их квалифицированными кадрами. На полях и фермах начала применяться механизация, более быстрыми темпами возводились производственные и социально-бытовые помещения.

Не смотря на трудности послевоенных лет, в районе строились школы. К началу 50-х годов работали 1 средняя, 8 неполных средних, 57 начальных школ. Первые послевоенные учителя порой не имели соответствующего образования, но их энтузиазму и трудолюбию в то время можно было позавидовать.

В 1950-м году в Дрогичине начала работать школа механизации сельского хозяйства, которая выросла до современного лицея.

Развивалась и система здравоохранения района. Если в 1945 году в районе работало только 2 врача и 9 средних медицинских работников, то в 1954 году здоровье района оберегало уже 100 квалифицированных медицинских работников.

Конец 50-х, первая половина 60-х годов стали временем самого значимого индустриального подъема в истории Дрогичинского района. К 1963 году была полностью завершена электрофикация района. Вступили в строй Дрогичинксий трактороремонтный  и масло-сыр заводы, автопарк, строительные организации, мелиоративная организация ПМК-3. Через территорию района были проложены линии ЛЭП и участок нефтепровода «Дружба». В 1967 году Дрогичин получил статус города.

В клубах и Домах культуры готовились первые концерты художественной самодеятельности.

Благодаря усилиям тружеников района развивались основные отрасли народного хозяйства.

В 1967 году оформился современный облик района, а городской поселок Дрогичин был преобразован в город районного подчинения.

В 1984 году было завершено строительство автомагистрали Гомель-Брест, ставшей важной транспортной артерией на территории Дрогичинщины.

Безусловно, последующие десятилетия тоже были богаты на события. Поступательно внедрялись в разные сферы деятельности научно-технические достижения, совершенствовались механизмы и методы управления, развивались действующие предприятия.

В 80-е годы начали выпускать продукцию комбикормовый завод, Антопольская ватно-прядильная фабрика и другие предприятия. Огромный рывок сделал строительный комплекс. К середине 90-х годов строительными организациями района было построено около 500 объектов различного социального значения, более 350 километров дорог.

 

У вас недостаточно прав для размещения комментарий


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter