Мотоль - история селения. Часть 1

Мотоль расположен в центре Полесья, в северной части равнины Загородье. Рельеф местности – ровный, слабо понижающийся к пойме Ясельды. Высшая точка находится на юге деревни — Жадова гора. По северной окраине Мотоля протекает река Ясельда, которая впадает в Мотольское озеро, которое, в свою очередь, соединено с Заозерским озером.

Ландшафты вокруг агрогородка в основном антропогенные — сельскохозяйственные угодья. Довольно много лесных насаждений, в основном сосновые леса. Встречаются небольшие пруды, крупнейший из них — Видменец. Через Мотоль протекают два ручья — Струга и Пилина.

Административно Мотоль разделён на 10 участков, однако исторически в агрогородке существует деление на районы — Лука, Корживка, Турубель, Моровьятница, Выгон, Потыще, Калильская, а также Заозерье, Дедовичи и Панцевичи, которые ранее являлись отдельными деревнями, но после войны 1941-1945 гг. были включены в состав Мотоля.

ЛЕГЕНДЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ НАЗВАНИЯ

Во времена существования торгового пути из Галицкой Руси в Великое княжество Литовское, на дороге из Пинска в местечко Бездеж построил предприимчивый человек по фамилии Мотыль (или по имени Мотл) трактир и постоялый двор для отдыха людей и лошадей. К Мотылю (или Мотлу) из-за выгодного места расположения постепенно присоединялись другие люди — так и возникло поселение. «Паедзем да Матыля», — говорили тогда, укрепляя, таким образом, название новой деревни.

Легенда о столетнем мудром еврее Мотле, который предложил односельчанам спуститься к реке Голодок и заселить один из островов, чтобы спастись от частых набегов шведов.

В этом месте на лугах около реки, в море разнообразных растений и ароматных цветов, прекрасно чувствовали себя мотыльки. Их большое количество так поразило первых жителей, что они и название своему поселению дали соответствующее — Мотыль.

ИСТОРИЯ

Первые поселения человека в районе Мотольского озера относятся к эпохе мезолита и датируются ІХ – V тысячелетиями до н.э.

В письменных источниках (в актах Литовской метрики) Мотоль впервые упоминается в 1422 г. как частное владение, которое входило в состав Пинского княжества. В 1520 г. принадлежал пинскому князю Фёдору Ивановичу Ярославичу, который передает эти земли Успенской Лещинской церкви. Есть и соответствующий документ об этом — «жалованная» грамота: «...Я, князь Федор Иванович Ярославич, чиним знакомито сим нашим листом, кому будет потреба их видети, или чути, слышати нынешним и напотом будучим. Придали есмо на церковь Божью Пречистое Богоматери в Лещи пять озер: одно озеро в селе нашем в Мотоли, на имя Мотоль, а второе озеро в Мотольской же земли на имя Жидень, а в Тышковичах две озере, на имя Мылне и Скупое, а пятое озеро в Порецкой земли, на имя Гоще...

А писал есми я, князь Федор Иванович Ярославич, сесь мой лист сим своею рукою. Писал в Пинску...».

После смерти князя Мотоль переходит к польскому королю Сигизмунду I Старому, который затем передаёт его своей жене Боне Сфорца.

В середине XVI в. Мотоль стал одним из центров ремесла и торговли, тут начали проводиться большие ярмарки, на которые приезжали из всех окрестностей.

В 1555 г. Мотоль получает магдебургское право, а жители - соответствующие привилегии. В 1706 г. в деревню вошёл отряд шведов, которые сожгли местечко и убили большинство населения. 28 ноября 1746 г. польский король Август III подтвердил привилегии местечка.

В XVII – XVIII вв. Мотоль являлся центром староства в Брестском воеводстве. Известно, что с 1766 г. местечком владели Михаил Казимир Огинский и Мартин Волунский.

В 1795 г. деревня входит в состав Слонимской, затем Литовской, а с 1801 г. Гроденской губерний Российской империи.

В 1812 г. местечко было опустошено французскими войсками.

Летом 1864 г. пожаром было уничтожено половина местечка, властями были выделены деньги на восстановление, но пошли они на строительство Спасо-Преображенской церкви.

В 1905 г. происходили волнения в деревне, был причинён вред собственности помещиков Юргенсона и Колодного.

В сентябрь 1915 г. Мотоль был занят немецкими войсками. В феврале 1919 г. в деревню приходят польские войска, но в июле 1920 г. Красная Армия освобождает её и устанавливает советскую власть, формируется Мотольский волостной Совет крестьянских депутатов.

В марте 1921 г. по условиям Рижского договора Мотоль опять оказывается в составе Польши, входит в Дрогичинский повет Полесского воеводства.

В 1921 г. в Мотоле насчитывалось 764 строения (преимущественно деревянные) и 4390 жителей, среди которых было 1363 поляка, 2531 человек признали себя полешуками (русинами), 640 – евреями. По конфессиональному составу матоляне были православными (3241 человек, 73,8 %) и иудеями (1140 человек, 25,9%).

Значительность Мотолю как административного центра придавало то, что здесь в межвоенное время размещалось здание гминной управы, полиции, довольно большая по штату пожарная охрана. Несмотря на то, что отдельного здания больницы не было, медицинскую помощь населению в 30-е гг. ХХ в. оказывал врач Шейла Фельдман. Также работал фельдшерский пункт, где лечебной практикой занимался фельдшер Схаудер. С 1922 г. в местечке действовала частная аптека и два аптечных склада, которые принадлежали местным евреям.

Часть жителей Мотоля занимались земледелием. Популярным занятием была рыбная ловля. Источники свидетельствуют, что в местечке существовала частное рыболовецкое предприятие, которое приносило немалый доход своему владельцу. Ремесленничество из дополнительного занятия в Мотоле переросло в основное занятие жителей местечка, которое было ориентировано на рынок. Про это свидетельствует большое количество профессиональных ремесленников с собственными мастерскими. В 1928 г. в Мотоле насчитывалось 68 мастерских, 14 видов ремесленнических специальностей: плотники – 6, сапожников – 7, маляр – 1, каменщик – 1, столяры – 4, портной – 4, кожевники – 9, фурманы – 2, кузнецы – 6, резники – 8, парикмехер – 1, ткачи – 11, скорняки – 6. Эти сведения неполные, поскольку многие ремесленники работали нелегально, без ремесленных карт. Некоторые жители местечка были мастерами сразу в нескольких специальностях, а ремесленную карту имели только по одной из них.

Восемь раз в год по большим католическим и православным праздникам в местечке проходили ярмарки, а раз в неделю – торги. Большим товарооборотом и количеством участников отмечался Мотольская ярмарка, которая проводилась на Десятуху (Праздник Божьего Тела).

Рыночная площадь была усыпана большим количеством еврейских магазинов, где можно было приобрести любые вещи. Архивные источники фиксируют в местечке около 85 магазинов, как общих, так и специализированных: колбасных, мясных, табачных, вино-водочных, магазинов техники, мебели, обуви, одежды и т.д.

Особенно стабильный доход приносили питейные заведения. В Мотоле их было 16: 4 вино-водочных магазина, 2 кофейни, 4 трактира, 1 ресторан, 2 столовые-трактира, 1 бар, 2 буфета. Большинство упомянутых торговых точек принадлежали евреям. Однако для продажи спиртных напитков на вынос необходима была концессия, которая выдавалась преимущественно полякам. Местные евреи арендовали такие концессии у поляков, что позволяло им открывать свои магазины. Изготовление спирта и водки, а также торговля этим товаром были под строгим контролем государства. Контроль этот осуществлялся службой акциза или полицией. В Государственном архиве Брестской области встречаются достаточно интересные документы по организации продажи спиртных напитков в местечке. Так, 1 июля 1928 г. во время ревизии по причине подделки водки был закрыт вино-водочный магазин, который принадлежал Шац Хане. В 1929 г. жители Мотоля обратились к местной администрации с просьбой продлить время работы вино-водочного магазина, который работал только до 19.00, однако просьба эта не была удовлетворена.

Производство спиртных напитков относится к наиболее прибыльным отраслям промышленности. В местечке действовали три спиртзавода и две пивоварни. Обслуживали эти предприятия преимущественно свой внутренний рынок.

В Мотоле было два уличных торговца, которые занимались разносно-развозной торговлей в местечке: на торгах и ярмарках скупали разную мелочь, а потом перепродавали свой товар в окружающих деревнях и в местечке. Уличные торговцы не создавали никакой конкуренции стационарной торговле, потому что цены на товар у них были выше.

Несмотря на специализацию Полесского воеводства на развитие лесной и химической отраслей промышленности, в Мотоле более активно развивалась пищевая и кожевенная промышленность. В 1923 г. в местечке действовал кооперативный молочный завод, на котором обслуживались 1569 коров. В 1927 г. в Мотоле было 6 резней, 4 из них были еврейскими. Кожевенный завод Я. Владавского был небольшим ремесленническим предприятием, на котором работали 2 наёмных рабочих.

Важную роль в экономической жизни жителей местечка занимала мукомольное производство, об это свидетельствует большое количество мельниц. В среднем на одно полесское местечко приходилось от 2 до 4 мельниц, в Мотоле их было 8: 2 паровые и 6 ветряных. Основными продуктами мельниц являлись ржаная мука, пшеничная мука, ячменная и гречневая крупы, пшеничные отруби.

18 сентября 1939 г. в Мотоле происходит выступление против польских властей, и 21 сентября в деревню входят части Красной Армии. Устанавливается советская власть, формируется поселковый Совет.

26 июня 1941 г. в Мотоль вошли немецкие солдаты, установлена фашистская власть. Местные жители формируют партизанские отряды. 1 августа 1941 г. в деревне появляются эссесовцы. Они уничтожают всё еврейское население, всех коммунистов и сжигают часть Мотоля. 20 июня 1943 г. эссесовцы вновь появляются в деревне с целью вывоза жителей на работы в Германию, но сильные партизанские отряды вновь очищают район. С 28 марта по 4 апреля 1944 г. в окрестностях Мотоля происходят бои между немецкими частями и отрядами партизан, которые закончились поражением партизан. 6 апреля деревню занимают фашисты, они уничтожают почти всё оставшееся население и сжигают Мотоль. 16 июля 1944 г. деревня освобождена.

Демографические сведения

Согласно инвентарному списку 1798 г. в Мотоле проживало 267 душ мужского пола и 307 женского. Евреев было 18 душ мужских и 25 женских. Всего – 617 душ. Шляхетских дворов было 3, дворов еврейских – 11, дворов мещанских – 113, дворов холопских – 13. Были две водяные мельницы на реке Ясельде.

По ревизии 1806 г. евреев в местечке было 152 души (64 мужчины и 88 женщин), по ревизии 1811 г. мотольское еврейское общество составляло 222 душ.

Согласно данным церковной книги 1871 г. в Мотоле было 274 двора, проживало 2249 человек. Активно развивалась торговля, работало более 10 магазинов, которыми владели евреи.

В 1885 г. из 2194 жителей – 404 были евреями.

По переписи населенния 1897 г. общее число жителей было 4297 человек, из них 1354 еврея.

В 1921 году численность еврейского населения составляло 1140 человек (26%).

По состоянию на 1 января 2009 г. в агрогородке проживало 4079 чел. Среди них, представители более чем 10 национальностей (белорусы, украинцы, русские, поляки, евреи и др.). Конфессиональный состав: православные, католики, баптисты, иудеи.

История еврейской общины

Первое письменное сообщение, которое связывает евреев Мотоля относится к 1562 г. В этот год «жид господарский мытник Кобринский Фавиш Ескович», который арендовал у старосты Пинского и Кобринского Станислава Андреевича Давойны право собирать пошлину с товаров, жаловался на Савостьяна Есифовича Дружиловицкого за то, что он не разрешил Есковичу собирать пошлину «в местечке своем Мотоль и во всех селах». Судя по документу, жители Мотоля были знакомы с евреями-сборщиками пошлин и неизвестно, проживали ли в Мотоле евреи постоянно. Зато документы XVII в. уже прямо указывают на постоянное проживание в местечке евреев. В земской книге Пинска записаны два документа от 13 августа 1652 г. В первом священник мотольской церкви Николай Баранович жаловался на мотольских евреев-арендаторов Лейбу Гиршевича и его зятя за нанесение ему ран и побоев. Конфликт произошёл, когда евреи в воскресенье (нерабочий день у христиан) строили дом в Мотоле. Второй документ подтверждает правдивость слов Барановича.

В долговой записи, данной пинским кагалом 16 января 1679 г. иезуитам, указаны все поселения, евреи, которых относили к пинскому кагалу: Ляховичи, Клецк, Хомск, Янов, Дрогичин, Мотоль, Туров, Давыд-Городок, Кажан-Городок, Лахва, Столин, Высоцк, Любашев и Дубровица.

Ещё несколько документов второй половины XVII в. называют фамилии мотольских арендаторов – Мовшу Яцковича, Гиршу Зельмановича, Юдку Богушевского, Евзю и Лейбу Мовшовичей.

В ХІХ в. еврейское население составляло значительную часть Мотоля. Так, по ревизии 1806 г. евреев в местечке было 152 души (64 мужчины и 88 женщин), по ревизии 1811 г. мотольское еврейское общество составляло 222 души. В 1885 г. из 2194 жителей – 404 были евреями. В 1896 г. в Мотоле насчитывалось 654 жилых дома. В местечке имелись каменная церковь, деревянная часовня, две еврейские молитвенные школы, народное училище, волостное правление, мещанское правление, два хлебозапасных сельских магазина. Промышленность была представлена двумя свечными мастерскими, сукновальней, тремя кузницами и конной мельницей. Работало одно трактирное заведение и 16 торговых лавок. По переписи населенния 1897 г. общее число жителей было 4297 человек. Из них 1354 – евреи.

В 1811 шохетом в Мотоле был Мовша-Шлома Лейбович Чемеринский.

В 1841 должность раввина занимал Велвел Арелиович.

В 1882–1900 мещанским старостой был Сроль Мовшович Чемеринский.

В середине ХІХ в. раввином был Мордхе-Меир Зильберман, в конце ХІХ в. – Акива Бергман, с 1910 – Меир-Хаим Долинко.

С конца ХІХ в. в Мотоле действовали палестинофильские кружки «Хибат Цион» и «Сафа брура».

В 1895 г. в Мотоле была молитвенная еврейская шокла на Пинской улице, которая размещалась в доме Юделя Портного. В 1898 г. было избрано молитвенное правление школы, в состав которого вошли в должности ученого Шмерко Евнович Кривицкий, в должности старосты Борух Фраимович Либерман, в должности казначея Юдель Шмуйлович Пулик. В последствии, Либерман не был утвержден в должности по причине того, что 4 раза находился под судом.

В начале ХХ в. в Мотоле было 2 синагоги. В 1913 г. единственным врачом и единственным зубным врачом были евреи, единственная акушерка – еврейка. Евреям принадлежали единственный склад аптечных товаров, 3 бакалейные и единственная галантерейная лавки.

Еврейские лавочки и корчмы окружали рыночную площадь. Синагога и церковь стояли напротив друг друга.

В Мотоле в 1874 г. родился первый президент Государства Израиль Хаим Вейцман. Его родителями были Эзер Вейцман (1850-1939 гг.) и Рохель-Лея Чемеринская. Он приехал сюда к родственникам, изучал Тору в синагоге и неизвестно, каким образом познакомился с дочерью изветного мотольского арендатора Михаэля Чемеринского Рахелью-Леей, на которой и женился. Случилось это в 1866 г., когда Эзеру было 16, а Рахели – 14 лет. Хаим был третьим ребенком в семье Вейцманов (всего было 15 детей). Начальное образование Хаим получил в семье. Его учителем в Мотоле были Блюменфельд и Хонон Соколовский. В 11 лет Хаима отправили на учебу в гимназию в Пинск, где он учился с 1885 г. по 1892 г. В год, когда Хаим закончил гимназию, в Пинск переехала вся его семья.

В отличие от Вейцманов Чемеринские имели в Мотоле давние корни. Согласно документам ХІХ – начала ХХ вв. Чемеринских в местечке было несколько семей и проживали они тут как минимум со второй половины XVIII в. Следует сказать, что за длительный срок проживания этот род оставил значительный след в еврейской истории Мотоля.

В ревизских сказках Кобринского уезда за 1806 г. указываются три семьи Чемеринских, проживавшие непосредственно в Мотоле. Самая большая семья Вавеля Абелевича Чемеринского (54 года). Она состояла из жены Бейлы (45 лет), двух сыновей 20 и 30 лет – Гитлы и Ицки, двух малолетних дочек Фрумы и Одлы и матери Вавеля – Одлы (75 лет). В графе «Примечания» указано, что прибыли они из Каролина Пинского уезда. Две другие семьи были прямыми родственниками: семидесятилетний вдовец Шмуйла Меерович Чемеринский с дочкой и его сын Абрам Шмуйлович Чемеринский с женой, сыном и тремя дочерями. Возможно, что вторым сыном был Гирш Шмуйлович Чемеринский, который был владельцем шинка (корчмы) в деревне Молодово и приписан к мотольскому кагалу. К кагалу также относился и Вигдор Михелиович Чемеринский с семьей – арендатор в деревне Тышкевичи.

Следующая ревизская перепись 1811 г. кроме пяти вышеназванных семейств добавляет ещё две: резника Мовши-Шолома Лейбовича Чемеринского (36 лет) и Давида Гиршевича Чемеринского (55 лет).

Семейство Чемеринских на протяжении второй половины XIX века занимало различные должности в управленческой системе еврейского общества местечка. Так, 22 января 1844 г. были произведены «выборы членов еврейского общества на будущее трёхлетие, с 1 января 1841 по 1 января 1844 гг.». На руководящие должности по мотольскому кагалу были выбраны: в кагальные – Лейзер Ицкович Чемеринский, ученым раввином – Вевель Арелиович, а старостой (гебе) и казначеем (нейманом) стал один человек – Вигдор Михелиович Чемеринский. В графе «какую имеют оседлость и в чем оная заключается и знают ли российскую грамоту» напротив фамилии Лейзера Чемеринского указано, что он имеет дом стоимостью до 300 руб. серебром, грамоту знает по-еврейски, «ибо в целом местечке по-русски не знают». Остальные имели дома до 100 рублей серебром.

В 80-х годах долгое время содержал коробочный сбор в Мотоле Нохман Евнович Чемеринский. В удостоверении на право участвовать в торгах указано, что он хорошего поведения, зажиточного состояния и имеет собственную недвижимость. Правда, в 1885 г. Нохман был отстранен от содержания коробочного сбора, но после уплаты им недостающих 70 рублей, опять стал содержателем.

В конце ХІХ в. на протяжении почти двадцати лет должность мещанского старосты занимал Сроль Мовшович Чемеринский, возможно дядя Хаима Вейцмана по материнской линии. Эта должность досталась ему в соперничестве с представителями ещё одного влиятельного мотольского семейства – Пинскими. Получилось так, что власть в Мотоле оказалась поделенной между партиями Чемеринских и Пинских. Первые заседали в мещанской управе местечка, вторые – в молитвенном правлении общества. Установлено, что помощником мещанского старосты и даже непродолжительное время старостой был отец первого президента Израиля Этэр Вейцман.

В конце 1881 г. Кобринское уездное полицейское управление сообщало, что мотольские евреи отказываются от избрания нового помощника раввина, поскольку Абрам Пинский «как хорошо знающий русскую грамоту и пробывший в этой должности более 12 лет вполне соответствует этому назначению». Однако закон есть закон и 1 марта 1882 г. были проведены выборы помощника раввина Мотольского еврейского общества. В баллотировочный лист были внесены три кандидатуры: Сроль Мовшович Чемеринский, Абрам Мордухович Пинский и Берко Сролевич Пулик. В «Список лиц, производивших выборы помощника раввина по м. Мотоль» была внесена 71 фамилия, среди которых значатся следующие Чемеринские: Беньямин, Довид-Бер, Аирик, Нохман, Берко, Сроль, Ицко, Хаим-Лейб, Хемья, Мовша и ещё один Сроль. В этот список под номером 31 внесен Евзор (так в оригинале документа) Вейцман. Закон требовал, чтобы принявшие участие в выборах подписывали клятвенное обещание, что и было сделано. При чем оказалось, что Хемья, Сроль Хемьявич, Мовша и Хаим-Лейб Чемернские неграмотные. Большинством голосов (58 – за, 13 – против) помощником раввина был избран Берко Пулик. Все списки подписаны мещанским старостой – Иоделем (Юделем) Пуликом, а на некоторых стоит подпись помощника – Е. Вейцмана. Дальнейшие события в Мотоле разворачиваются следующим образом.

27 августа 1882 г. были проведены выборы новых членов Мотольского молитвенного правления. Ими стали: Гелер Шахат – староста, Берко Аронович Пинский – казначей, Шмерх Мовшович Пясецкий – ученый. Несмотря на то, что в молитвенное правление был избран родственник, не смирился со своим поражением на выборах помощника раввина Абрам Пинский. Он пишет жалобу в Гродненское губернское правление, в котором сообщает, что мотольский мещанский староста Пулик включил в избирательный бюллетень своего родственника, который неграмотный. Жалоба имела положительный для Пинского результат – Берко Пулик был призван не способным к исполнению должности и были назначены новые выборы. В акте от 5 октября 1882 г. «Мотольское мещанское управление во исполнение предписаний Гродненского Губернского Правления и пристава 5 стана постановило выборы на помощника раввина (поскольку Пулик оказался не способным к исполнению обязанностей) назначить на 5 октября, но не прибыл уездный раввин Шаерат, поэтому выборы перенести на 20 октября». Неизвестно, что произошло за месяц с небольшим с Иоделем Пуликом, но акт от 5 октября подписан мотольским мещанским старостой Е. Вейцманом и помощником – С. Чемеринским

Повторные выборы помощника раввина по м. Мотоль были произведены в соответствии с принятым решением – 20 октября 1882 г. На этот раз в баллотировочном бюллетене была только одна фамилия – Абрам Мордкович Пинский. Он и был избран большинством голосов: 44 – «за», 5 – «против». Обращает внимание тот факт, что из всех вышеперечисленных Чемеринских на этот раз в выборах участвовал лишь один Хемья, а список принявших участие подписан «и.д. мотольского мещанского старосты С. Чемеринский». По-видимому, Чемеринские не желали избрание Абрама Пинского и проигнорировали выборы. Не добившись успеха на выборах помощника раввина, они взяли власть в свои руки в мотольском мещанском Управлении. В этом же году Сроль Мовшович Чемеринский стал законным старостой Управления и пробыл на этой должности до 1900г.

Зато Чемеринские приняли активное участие в другой акции. В феврале 1883 г. сорок мотольских евреев, среди которых были почти все Чемеринские - Беньямин, Хаим-Лейб, Гиршка и др., сообщали Гродненскому губернатору, что «29 января сего года Абрам Пинский явился в молитвенную школу в пьяном виде во время богослужения, учинил шуму, крики, объявил обществу, что он будет платить за похороны, бракосочетания и обрезания и общество должно вернуть ему деньги». Подписанты жалобы просили назначить вместо Пинского Шмуйлу Рубинштейна.

В своем объяснении Абрам Пинский отмел все обвинения и пояснил, что он призывал единоверцев молиться за Государя Императора и его семью. Однако на этом борьба против Пинского не прекратилась. В июне 1883 г. недовольство помещиком раввина высказал староста молитвенного дома м. Мотоль Гилер Шахат. В прошении на имя гродненского губернатора он указал, что в Мотоле устроены молельни в разных частных домах без надлежащего рассмотрения губернским начальником. А это наносит «материальный вред молитвенному дому». Помощник раввина Абрам Пинский никак не отреагировал на предложения Шахата. Посему он, Шахат, просит «Его Превосходительство разобраться».

Неизвестно, производились ли дознания по поводу всех заявлений против Пинского. Но даже если это и имело местно, то, по-видимому, Абрам Пинский или действительно был не виновен в предъявляемых обвинениях, либо просто умел выкручиваться из неприятных ситуаций. В документах начала 90-х годов он значится на той же должности помощника казенного раввина. В октябре 1891 г. помощник казенного раввина по Мотолю Абрам Пинский заявлял, что состоящий в должности старосты молитвенного правления в школе м. Мотоль при базарной площади Шмерко Пясецкий умер 5 февраля, вследствие чего необходимо произвести выборы». Выборы производил мещанский староста Янкель Довид-Гирш Пясецкий, казначей Берко Аронович Пинский и ученый Берко Меерович Пружанский.

Следующий 1892 г. стал годом потери 71-летним Абрамом Пинским влиятельной должности. Правда, случилось это не из-за его преклонного возраста, а по причине предания его суду. В рапорте мотольского мещанского управления (староста – Сроль Мовшович Чемеринский) от 21 февраля сообщалось «Абрам Мордкович Пинский хоть и был избран на должность помощника раввина большинством шаров, но по распоряжению Губернского правления предан суду за неправильное ведение метрических книг». Далее следует просьба утвердить в должности помощника Берко Иоселевича Готлиба, который получил 38 шаров, но грамотен по-русски, поведения хорошего, под судом и следствием не состоял, политически благонадежен. К рапорту прикладывались список мещан, принявших участие в выборах (73 человека, среди которых есть Чемеринские – Абрам-Лейб, Хемья, Лейб, Хаим-Лейб, Меер, Сроль Хемионович), баллотировочное производство с кандидатами и количеством голосов, поданных «за» и «против» (Абрам Пинский, Шмерко Кривицкий, Борух Либерман, Берко Готлиб, Ошер Айзенберг). Однако А. Пинский сдаваться не собирался. Он подал заявление, в котором указал, что «выборы проходили неправильно, так как участвовало менее 2/3 общества. В Мотоле 180 еврейских домов, а участие приняли только 73, не участвовали первостатейные домохозяева и пятидворные депутаты. А Берко Готлиб принадлежит пинскому еврейскому обществу и малограмотен».

Своим заявлением Пинский добился назначения новых выборов. Они состоялись 20 июля 1892 г. Поскольку сам Абрам находился под судом, выставить опять свою кандидатуру он не мог. Дело отца продолжил сын – Ицка Абрамович Пинский. В баллотировочный список были внесены две кандидатуры, и подавляющим большинством голосов был избран сын Абрама Пинского 32-летний Ицка. Но тут почему-то выступила с заявлением в адрес губернского начальства молитвенное правление мотольского мещанского общества: «Ицка Пинский состоит в должности помощника мещанского старосты, а совместительство двух должностей недопустимо. Абрам Пинский по суду оправдан и 24 года прослужил обществу. Покорнейше просим учинить распоряжение о недопущении сына Абрама Ицки Пинского в раввинской должности, а изволить утвердить Абрама Пинского по преимуществу согласно первого выбора, который был произведен в феврале 1892 г. 18 сентября 1892 г.» Однако это заявление не отразилось на судьбе Ицки Абрамовича Пинского (если не считать, что должность помощника мещанского старосты он оставил). Ему удалось завоевать авторитет у своих земляков, поскольку уже в январе 1894 г. мещане Мотоля приговорили «назначить помощнику казенного раввина по м. Мотоль Ицке Абрамовичу Пинскому жалование в 40 рублей на все время его служения. Деньги собирать с мещан. Староста Сроль Чемеринский».

Пока не удалось установить «все время служения» Ицки Пинского помощником раввина. На выборах в 1895 г. он был избран без проблем. А вот в 1908 г. И. Пинский вытупает кандидатом на выборах должностных лиц в мотольское мещанское управление, причем вместе с сыном Сролем Ицковичем Пинским. В своем рапорте губернатору кобринский уездный исправник доносил: «Избранные по мотольскому мещанскому обществу мещане местечка Мотоля Шмуйло Шмерков Писецкий (44 года), Ицко Абрамов Пинский (50 лет), Лейзер Янкелев Гутенский (35 лет) и Сроль Ицков Пинский (30 лет) поведения, образа жизни и нравственных качеств хороших, под судом, следствием и надзором полиции не состояли и не состоят, ни в чём предосудительном не замечены. К сему докладываю, что избранный кандидатом мещанского старосты Ицко Пинский есть родной отец Сроля Пинского, избранного в кандидаты помощника старосты, а так как таковое совместительство должностей противоречит ст. 117 Город. Полож. Т. 11 изд. 1892 г., то я полагал бы которого либо из них не утвердить в избранной должности. 6 октября 1908 г.».

В завязавшейся переписке мотольский мещанский староста Шмуйло Писецкий сообщал, сто «произвести выборов относительно Пинских, избранных в общественные должности до сих пор не представлялось возможным потому, что невозможно было собрать мещанский сход, так как большое число евреев м. Мотоль находятся на заработках на стороне и выборы же эти будут произведены в скорости, т.е. тогда, когда местные жители все будут налицо и свободны от своих занятий». На этом документе рукой пристава 5 стана приписано: «Доношу, что мещане м. Мотоль на сторону в заработки в большом количестве никогда не отлучаются. Сход по упомянутому делу назначен на 1 мая 1909 г. Выборы действительно состоялись 1 мая 1909 г. В них приняло участие 70 мотольских евреев, среди которых четверо Чемеринских – Меер, Хаим-Лейб, Лейб и Гиршка. Сроль Ицков Пинский был оставлен в должности».

Как было отмечено выше, Сроль Мовшович Чемеринский был оставлен в должности мещанского старосты до 1900 г. Пока не известны причины, по которым он оставил свою должность. В 1901 г. была произведена ревизия денежных книг мотольского мещанского управления за 1900 г. В приговоре общества отмечается «находя действия б. мещанского старосты Сроля Чемеринского и и.д. его Абрама Ицки Мотолянского по ведению означенных книг правильно и верно. Наше общество не имеет претензий как к бывшему старосте Сролю Чемеринскому, так и исполняющему его должность Абраму Мотолянскому». Таким образом, Сроль Чемеринский завершил довольно продолжительную служебную карьеру, не запятнав своего имени. Вполне вероятно, что далее занимать должность старосты он не мог из-за возраста, а может и по причине смерти. Умер он (или переехал в другое место) до 1912 г., потому что в списках избирателей Гродненской губернии по выборам в 4 Государственную Думу его нет. Чемеринских здесь указано шестеро: Хаим-Лейб Беньяминов, Сроль Мееров, Рубин-Меер Шаевич, Меер Мовшович.

К 1915 г. в Мотоле остались трое Чемеринских. По крайней мере, столько значится в «Списке плательщиков государственного налога с недвижимых имуществ м. Мотоль. 1913-1915гг.». Это Чемеринские Меер Мовшович, проживающий на Базарной площади и Рубин-Меер Шаевич на Красной улице. Тут же большое количество фамилий земляков Чемеринских – мотольских христиан и евреев, плативших в государственную казну значительные суммы налога: Готлибы, Пулики, Чижи, Грушевские, Фишман, Эпштейн, Гольцман, Ступка, Хонон Исерович Соколовский (возможно, домашний учитель Хаима Вейцмана), Минц, Белицкий и многие другие.

В годы Великой Отечественной войны мотольская еврейская община разделила трагическую судьбу сотен других общин Беларуси. В начале августа 1941 г. фашистские каратели окружили деревню и согнали еврейское население на базарную площадь. Взрослых мужчин сразу же отделили от стариков, женщин и детей. Все мужчины были расстреляны на восточной окраине деревни Осовницы в предварительно выкопанных ямах, в 2 км. на запад от Мотоля. Стариков, женщин и детей погнали в сторону деревни Калилы, и в урочище Гай (в 0,5 км. от Мотоля), где также заранее были выкопаны ямы, они были зверски уничтожены. Всего погибло около 3 тысяч человек. Так перестала существовать община, которая дала еврейскому народу великого сына – создателя и руководителя Государства Израиль – Хаима Вейцмана.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter