Мотоль - история селения. Часть 2

С середины XVII в. стал ярко проявляться характерное для городов разделение труда. Кроме крестьян, здесь жили ткачи, кузнецы, портные, печники и др. Их имения образовывали главную улицу Мотоля, но окраине селились те, кто жил на земле.

Как свидетельствуют архивные материалы, главную улицу в Мотоле занимали те, кто имел или большой прибыльный участок, или прибыльный цех. В Мотоле так повелось, что название имели не улицы, а части местечка, в которые их входило не одна, а несколько. Территориальное деление проводилось исходя из материального положения населения или других отличительных черт. Большинство названий ориентировало мотолян в своём то городе, то местечке, то деревне и ориентирует и сегодня. Лука, Корживка, Турубель, Моровьятныца, Выгон, Потыща, Калильская … - сейчас уже трудно понять значение некоторых слов, что живут и сейчас. Их дополняют названия улиц, которые появились в советское время.

Летом 1863 г. сильный пожар повредил чуть ли не половину местечка. Коморник, которого вызвали, планировал постройку новых зданий с учетом противопожарной безопасности. Улицы он сделал широкими, дом от дома поставил далеко, многие мотоляне получили участки земли совсем за околицей. Данное предусмотрительное решение выдержало проверку временем, почти все построенные в ту пору улицы в Мотоле существуют по сегодняшний день, пропуская через себя автомобили, тракторы и мотоциклы, потому что просторно.

АРХЕОЛОГИЯ

Первые поселения человека в районе Мотольского озера относятся к эпохе мезолита и датируются ІХ – V тысячелетиями до н.э.

На территории района выявлено и поселение раннего железного века, найдены предметы зарубинецкой культуры.

ЭТНОГРАФИЯ

Исследовательница Мария Сакович, приехав в Мотоль собирать песни, как настоящий ученый не могла не обратить внимание на условия и особенности жизни мотолян и свое исследование украсила сведениями о том, что сама видела и слышала. Согласно её описаниям конца 80-х годов ХІХ в.,

«Одежду мотолян составляла: у мужчин свитка из сукна, длинный и довольно широкий синий или красный шерстяной пояс, что несколько раз обвивает фигуру, чёрная каракулевая шапка с суконным четырехугольным верхом. А некоторые молодые парни носят шапки высокие, как в Малороссии, и сапоги обычно высокие. Одежда женщин состоит из белого полотняного платья, такого же фартука, юбки, которую они сами ткут из шерсти и красят её в синий или красный цвет. Замужние женщины на голове носят намитки, белое длинное покрывало, которое завязывается очень оригинально и держится на голове с помощью круглого валика, сделанного изо льна и обшитого полотном, на которое накладывается нитяная сетка, что зовется тканицею. Собираясь в церковь, намитку украшали цветами. Её нужно было уметь завязывать, потому что она была длинная – около 2, 5 м. Для твердости, чтоб «стояла» её крахмалили – крахмал добывали из картофеля или из пшеницы. Перестали носить намитки или на местном говоре «намэтки» в начале ХХ в.

… Обувью служили как женщинам, так и девушкам кожаные черевички со шнуровкой, при чем, деревянный каблук находится не на пятке, а почти посередине, из-за чего пятка сильно приподнята. У девушек костюм тот же, что и у женщин, с той лишь разницей, что на голову они одевают платки и то, только в церковь, а в остальное время ходят с открытыми головами. Прическа девушек состояла из двух сплетённых кос, обвязанных вокруг головы.

Женские свитки шьются из старого сукна, а в праздник рукава обшиваются красным или зеленым сукном, это украшение называется «закервашами». На свадьбе женщины, которые танцуют, одевают цветные безрукавки, обшитые кружевами, которые называются «гарсэтки». Из украшений носят в большом количестве бусы, которые называются «мысюры». Зимой мужчины и женщины носят тулупы (кожухи) из овчины.

Главным занятием мужчин было земледелие и сплав дерева, а женщины, кроме полевых работ и по хозяйству, занимаются ловлей рыбы в местном озере. Ловле рыбы мотолянки посвящали и воскресные дни после обеда. В праздничные дни крестьяне любили собираться на улице для беседы. Изредка в некоторых домах, где были образованные парни, организовывались чтения. С давних времен в Мотоле существовали школы.

Своим предкам мотоляне приписывают некоторые божественные дарования, например дар пророков. По их словам этим даром обладал давно умерший крестьянин Мотоля Никита Порыпа, который за многие годы до нынешних времен утверждал, что «буду строить каменные дороги» (шоссе), потом «возы сами бегать будут» (железная дорога), «одним узелком весь свет свяжут» (телеграф) и т.д.

В знахарей, ведьм и чары мотоляне не верят. В случаях заболевания обращаются к местным фельдшерам, а также большое значение придают молитвам.

Крестьяне Мотоля все без исключения были православными и глубоко религиозными. В праздник с первым звуком колокола в церковь приходило много народа, на обедни имели традицию приходить на площадь. Редкая женщина не знала порядок литургии. Любили ходить на богослужения в определенные места: Киев, Пачаев. А в соседние церкви, которые известны своими чудодейственными иконами – Черняково, Пружанского уезда, Лещь в Поречье Пинского уезда ходят в большом количестве каждый год на праздники в честь храма. Имеют привычку оставаться после вечерней молитвы и петь святые песни с Почаевского Богоголосника, для которых они сами сочиняли отдельные мотивы…

С давних времен у мотолян сохранились некоторые характерные обычаи и обряды в праздновании наиболее значимых праздников.

Перед святками крестьяне варят кутью. Это обычай здесь существует издревле. Каждая хозяйка стремится приготовить как можно больше постных блюд. На стол кладется сено (в знак того, что Иисус Христос лежал в яслях с сеном), накрывается скатертью, и вся семья с молитвой садится за стол. Первое блюдо – кутья – ячневая каша с маком, квас с грибами, рыба, блинчики, сушенные и сваренные груши и т.д. Сено со стола хранится до крещения (2 недели).

Пока жители были более зажиточными, то в это время делался «канун», который заключался в том, что члены церковного братства ездили в Пинск, покупали там пиво, мёд, мясо и налаживали продажу всего этого в доме одного из членов братства. После обедни приглашали музыканта. Деньги, полученные за эти три дня, шли в пользу церкви. В результате обеднения населения это обычай перестал существовать. Зато сохранился обычай колядования с песнями под аккомпанемент нескольких скрипок.

Что касается семейных событий, то они отмечаются очень просто, за исключением свадьбы, которая сопровождается определенными обрядами и организуется как большое торжество.

При рождении и крещении ребенка собирается вся родня. Готовится обед, во время которого новорожденного «дарят» - кладут в кашу копейки. Во время похорон, когда умирает отец или мать, дочки в знак горя расплетают косы, опилки, оставшиеся от гроба, выбрасывают за дом и на следующий день сжигают, чтоб умерший мог погреть ноги. Не принято некоторое время подметать пол в доме и выносить мусор, чтобы не вынести другого покойника вслед за первым. Под голову умершему кладут подушку, наполненную девятью венками или душистыми травами, которые освятили в церкви. Девушку одевают так, как под венец: распускают косы, навязывают ленты и кладут в головах намитку, на руки завязывают ручник. Опускают гроб в могилу также ручниками, а не веревками. После похорон все, кто провожал в последний путь, идут в дом и после кутьи расходятся.

Вступлению в совершеннолетие у мотолян придается большое значение. С этого дня парень имеет право «ходыты у парубки” и считается полностью взрослым. Тот, кто достиг этого возраста, жертвует один рубль на угощение молодым парням, которые принимают его в свое общество. Пока он не присоединятся к ним, то не имеет права искать невесту и свататься. День вступления в «парубство» отмечается гулянкой, хождением целой компании с песнями по всему местечку, и с этого дня парень уже начинает выбирать невесту, для чего ходит на «зборни”.

“Зборни” организуются на протяжении зимы каждый вечер. В доме собираются молодицы и девушки с соседями и в начале вечера занимаются своими делами, пока им не помешают парни. И когда начинают звучать песни, кудель откладывается в сторону. «Зборни» собираются и летом в праздничные вечера на завалинках домов или на берегу озера, где до глубокой ночи молодёжь поёт свои поэтические песни. За дом, который нанимался для «зборни», каждый платил хозяину рожью, салом. Многие, особенно пожилые, одинокие люди с этого порой и жили. Парни были обязаны привести музыкантов: гармониста и барабанщика. Танцевали, пели, веселились без всякого спиртного – с выпившим не только не танцевали, но и не считали его настоящим кавалером.

Свадьбы делались в основном осенью или зимой после Рождества. Весной свадеб почти не бывает – подходит горячая пора, веселиться нет времени, да и не одна девушка не отважиться в самое тяжелое время бросить свою семью и пойти работать в другую.

Жених посылает невесте своих сватов и, получив согласие, назначает день свадьбы. Накануне свадьбы в доме жениха и невесты пекут каравай. Испеченный каравай ставят на стол и украшают цветами калины, барвинком, овсом и бессмертником. Снимают каравай и несут его в камору и ставят рядом с невестиным. Сваты кладут на стол хлеб, ставят водку. Родные невесты ставят хлеб жениха в красный угол, а на стол ставят свой. Жених наливает рюмку водки, отпивает и передает невесте, которая пригубив, возвращают рюмку жениху. Это продолжается до третьего раза, после чего рюмка обходит всех присутствующих. Этот обряд называется «запоинами». После них невесту ведут в камору и наряжают к венцу. На руку завязывают ручник и она снова идёт в дом, где её братья или дружки расплетают ей косы, и в них повязывают множество ленточек. Невеста садится рядом с женихом за стол, то же самое делают и все присутствующие и сидят несколько минут молча. Затем встают, молятся, и родители благословляют невесту к венцу.

После венчания молодые идут в разные стороны в сопровождении друзей, приглашать на свадьбу, каждый – к своим родным и знакомым. Каждому встречному они низко кланяются три раза и целуются. Тоже самое делается и в доме, после поклонов говорят: “Просим на свадьбу”. Пригласив гостей, жених и невеста идут каждый в свой дом. Жениха его родня одаривает деньгами и после ужина все собираются в дорогу к невесте. Жених идет окруженный девушками, одетыми в намитки, у ворот невесты останавливаются, где его встречают свахи".

ПАМЯТНИКИ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ (только существующие объекты)

Спасо-Преображенская церковь является памятником ретроспективно-русского стиля. Храм возведен в 1888 году из кирпича. Проект церкви был разработан в 1867 году архитектором М. Бартошевским.

Борисоглебская часовня – построена 1986 г.

Дом Хаима Вейцмана, первого президента Израиля, где его семья проживала здесь до 1894 г.

МЕСТА ПАМЯТИ

еврейское кладбище, восстановленное в 2004 г.

памятник жителям деревни, погибшим во время ВОВ.

памятник неизвестному солдату (на кладбище).

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Деревня Мотоль является родиной ряда известных людей, которые реализовывали себя в разных сферах деятельности. Среди них:

Хаим Вейцман (27 ноября 1874 — 9 ноября 1952) – учёный-химик, политик, президент (1921—1931, 1935—1946) Всемирной сионистской организации, первый президент государства Израиль (был избран 16мая 1948, президент 1949—1952) и основатель исследовательского института, который теперь носит его имя.

После получения традиционного еврейского образования и окончания Пинского реального училища он изучал химию в Германии и Швейцарии. В 1897 г., когда ему было только 23 года, Вейцман получил степень доктора. Годом раньше он присоединился к сионистскому движению, а в 1897 г. уже участвовал в работе Всемирного сионистского конгресса. В 1920-1931 гг. и 1935-1946 гг. Вейцман избирался президентом Всемирной сионистской организации. Его занятие способствовало тому, что в конце второй мировой войны в составе британской армии была сформирована Еврейская бригада. В 1947 г. Вейцман в составе еврейской делегации принял активное участие в работе Генеральной Ассамблеи ООН, обсуждавшей проблему раздела Палестины на два независимых государства - еврейское и арабское. И как раз заслугой Вейцмана считается включение пространств Негева в территорию предложенного ОНН еврейского государства и обеспечение признания США провозглашенного Государства Израиль. Именно он заручился обещанием президента США финансировать начало экономического развития нового государства путем предоставления займа в $100 млн. на льготных условиях, а ещё определить дипломатические отношения с Государством Израиль после создания первого демократического правительства страны. Сначала Хаим Вейцман был избран президентом Временного государственного совета страны, а в феврале 1949 г. - первым президентом Государства Израиль.

Имя Вейцмана носит один из крупнейших научных центров страны - Научно-исследовательский институт в Реховоте, на территории которого (в саду своего дома) он был похоронен. Умер он 9 ноября 1952 г.

Вейцман завсегда верил, что, несмотря на враждебное арабское окружение, Израиль станет процветающим государством.

Анна Вейцман (1886, Мотоль — 17 февраля 1963, Реховот) — израильский химик.

Сестра Хаима Вейцмана. Училась в Цюрихе с 1905 по 1912 гг. Работала около года (1913—1914 гг.) в Манчестере в химической лаборатории университета, и жила в доме брата. После Первой мировой войны работала в Биохимическом институте в Москве под руководством профессора А. Н. Баха. Прибыв в Палестину в 1933 г. начала работать в институте Зив (позже переименованный в Институт Вейцмана) в Реховоте. С выходом на пенсию в 1959 г. была назначена почётным профессором института.

Гита Дуния-Вейцман (18 июля 1887, Мотоль — 1975, Израиль) — израильская пианистка, музыкальный педагог. Сестра Хаима Вейцмана, Моше Вейцмана, Анны Вейцман. Музыкальное образование получила в Варшаве и Киеве. В 1911 эмигрировала в Палестину. А в 1918 г. вышла замуж за инженера Тувию Дунья. Жила в Хайфе, преподавала музыку. В 1924 г. Гита была среди основателей музыкальной школы в Хайфе, которая позднее называлась «консерваторион Дунья-Вейцман". Помимо преподавания в этой музыкальной школе, была преподавателем Консерватории Шуламит в Тель-Авиве. Среди её учеников - Цви Цейтлин, Иври Гитлис и другие.

Моше Вейцман (1878, Мотоль — 24 июня 1957, Израиль) — израильский химик. Брат Хаима Вейцмана. Начал изучать сельское хозяйство в Высшей технической школе в Киеве в 1900 г., затем изучал химию в Университете Женевы. С 1918 г. был ассистентом в Московском университете. С 1924 г. поселился в Палестине, начал работать в Еврейском университете в Иерусалиме, сначала как ассистент Андора Фодора в Институте химии, а затем заведующим лаборатории органической химии. В 1927 ему было присвоено звание профессора. С 1935 г. преподаватель, а с 1947 г. профессор университета.

Давид Бартов (урождённый Давид Гутенский; 1924, Мотоль) — израильский юрист, дипломат и общественный деятель. Бывший глава «Натива» (израильского государственного учреждения, которое подчинено Канцелярии Главы правительства, созданное для связи с евреями Советского Союза и стран Восточной Европы для координации борьбы за их право на репатриацию и организации их выезда в Израиль).

Учился в городе Пинске, в гимназии Тарбут. В 1941 г. семья Гутенских сослана в Сибирь, а в 1946 г. он вернулся в Польшу.

Эмигрировал в Берлин в 1947 г., был одним из создателей ивритской школы для детей-беженцев, являясь одним из её преподавателей. Через два года Гутенский репатриируется в Государство Израиль, и получает место в Министерства главы правительства Израиля. В 1952 г. стал директором бюро президента Ицхак Бен-Цви. Поступил на юридический факультет Еврейского университета в Иерусалиме, работал юридическим советником президента Израиля (при Хаиме Вейцмане, Ицхаке Бен-Цви, Залмане Шазаре)

С 1964 г. работал в «Нативе», с того же года работал в Москве, вплоть до разрыва дипломатических отношений в 1967 г., когда Бартов вернулся в Израиль. Получил должность мирового судьи, затем окружного судьи, а затем заместителем председателя Иерусалимского Окружного суда.

Участвовал в организации Комиссии Аграната и комиссии Войны судного дня. Координировал работу комиссии по Сабре и Шатиле.

По выходу на пенсию с должности судьи (1985 г.), Бартов возглавил «Натив», который возглавлял по 1992 г. После чего был направлен в израильское посольство в Москве. С 1994 г. снова в Израиле.

Работал исполнительным директором института Яд Бен-Цви в 1997—2003 гг., а с 2004 г. является председателем общественного совета института.

Бартов был удостоен премии имени Давида Бен-Гуриона за вклад в дело репатриации евреев СССР (1991 г.).

Давид Блох-Блюменфельд — деятель сионистского движения, мэр Тель-Авива в 1925—1927 гг. Родился в Мотоле Гродненской губернии (ныне — Брестская область Беларуси), имя при рождении — Эфраим Блюменфельд. В молодости был членом партии Поалей-Цион, в 1912 г. эмигрировал в Палестину, где стал одним из основателей левых партий Ахдут ха-Авода и профсоюзного центра Гистадрут.

С 1923 г. Блох занимал должность заместителя мэра Тель-Авива. В декабре 1925 гг. после отставки М. Дизенгофа с поста мэра на его место был назначен Давид Блох-Блюменфельд. 26 января 1927 г. Блох-Блюменфельд участвовал в муниципальных выборах Тель-Авива в качестве кандидата от Гистадрута. В 1928 г. его сменил на посту мэра Меир Дизенгоф.

В 1960-х годах в честь Давида Блох-Блюменфельда был назван мошав (вид сельских населенных пунктов) Довев на севере Израиля, название которого является аббревиатурой его инициалов (DBB).

Шаул Либерман (1898, Мотоль — 22 марта 1983, США) — комментатор и исследователь талмудической литературы. Лауреат Государственной премии Израиля.

Родился в семье раввина Моше Либермана и Дины-Баданы — дочери раввина Кобрина Шауля Каценеленбогена. Учился в Слободской иешиве, в Киевском университете и Университете Нанси.

В 1927 г. эмигрировал в Эрец-Исраэль. Поселившись в Иерусалиме, продолжил своё обучение в Еврейском университете (с 1928 г.; получил первую ученую степень в 1931 г.), где затем преподавал Талмуд. В период с 1935 по 1940 гг. возглавлял Институт талмудических исследований имени Х. Фишела в Иерусалиме.

В 1940 г. получил должность в раввинской семинарии имени Шехтера в Нью-Йорке, где Либерман был назначен профессором, с 1949 г. — деканом, в 1958 г. — ректором. На протяжении многих лет был президентом Американской академии еврейских исследований, членом Национальной академии наук США, членом Израильской академии наук и почетным членом Академии языка иврит. В 1971 г. был удостоен Государственной премии Израиля в области иудаики, в этом же году был награждён премией Харви. Лауреат премии Бялика (1957 г.).

Основные труды — научное издание текста Тосефты и сочинение «Тосефта ки-фшута» («Тосефта в популярном изложении») — многотомное комментированное издание Тосефты.

Либерман скончался 22 марта 1983 г. во время перелёта из Нью-Йорка в Израиль.

Хаим Исраэли (Гутянский) (1927, Мотоль) — израильский военачальник, в 50-70-е гг. ХХ в. был помощником министра обороны Израиля. В 1998 г. был удостоен Государственной премии Израиля.

Леонард Чесс (1917, Мотоль — 1969) — в 1928 г. с родителями эмигрировал в Чикаго, США. Основатель лейбла Chess Records, который открывает двери афро-американским исполнителям для записи музыки, преимущественно в стиле блюз и рок.

Шмуэль Яновский (1890, Мотоль – 1935, Варшава) – журналист, писал на идише, автор Всемирной библиографии еврейских периодических изданий.

Этьен Вассерзуг (1860—1888) — французский биолог.

Ежегодно в августе в Мотоле проводится Международный кулинарный фестиваль «Мотольские прысмаки»

С разных регионов Беларуси и стран зарубежья приезжают мастера – кулинары и различные творческие коллективы для того, чтобы провести фестиваль.

Пинская еврейская община несколько лет подряд участвует в данном фестивале. В 2011 г. общиной были предоставлены различные экспонаты, и совместно с сотрудниками Музея Белорусского Полесья в доме Хаима Вейцмана организована экспозиция.

Были представлены бытовые вещи довоенного периода, ранее нигде не выставлявшиеся – это подсвечники, поднос, соусница, шкатулка, молитвенники, ступки с перстом, ящик сапожный с колодкой, приспособление для отжима белья, прибор чернильный. Кроме того, была выставлена картина художника Аркадия Шустермана (написана по итогам пленэра к 65-летию уничтожения евреев Беларуси), на которой изображен старейший еврей, уроженец Пинска, Хаим Красильский в облачении для молитвы, в талесе, кипе и с тфилином. Посмотреть, как эти предметы выглядят в реальной жизни, можно было рядом, возле портрета экспонировались тфилин, талес и кипа.

Предоставленные экспонаты были собраны для музея истории евреев Пинска, который планировалось открыть в 2012 году, к 70-летию уничтожения Пинского гетто.

В доме-музее Вейцмана побывали и осмотрели экспозицию почетные гости фестиваля: Временный Поверенный в Делах Государства Израиль в Республике Беларусь Цви Коэн-Литант, руководители Брестского облисполкома, заместитель премьер-министра Республики Беларусь Анатолий Афанасьевич Тозик.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter