Происхождение названия Каролин

По происхождению Ельска – Каролина – Николаева – Каролина – Ельска существует множество версий, и притом разные авторы, опираясь на свои исторические исследования и предположения отстаивают разные точки зрения. Я же, уважаемые земляки на основании собранных исторических сведений и материалов, предлагаю наиболее реальную версию происхождения названия Каролин.

Для того чтобы были более понятными события многовековой давности, происходившие на территории района, вернемся назад в историю Великого Княжества Литовского.

Еще в 1396 году начиная с короля Ягайло, польское католическое духовенство, активно поддерживаемое королями, стремилось обратить в католическую веру население нынешней Беларуси. Главным авангардом насаждения католицизма являлись иезуиты, орден, который был образован в первой половине 16 века испанским дворянином Игнасио Лойола. Сторонники иезуитов обосновались в западной Европе. При полном покровительстве польского короля и польского кардинала Гоозия, они появились в Польше после принятия Люблинской Унии в 1569 году, а вскоре и в Вильно. Открывались многочисленные школы и коллегиумы, где обучались сыновья мелкой шляхты и простого бедного городского сословия. На 1586 год на латинском языке уже обучалось более 700 учеников. Последователи иезуитов, поддерживаемые светской и духовной властью, активно проповедующие учение католицизма вскоре распространились на всю территорию Беларуси и Украины.

Православное и местное население не хотело принимать римско-католической веры, но с ними особо не церемонились: отбирались православные церкви и монастыри, церковное имущество, имения у мелкопоместных князей, а православных крестьян насильно загоняли за ограды костелов. Многие из православных епископов не выдержав постоянного давления и насилия согласились на соединение с Римским Костелом.

2 декабря 1594 года в Бресте было подписано следующее обращение: «Мы умыслили с Божьей помощью, соединиться, как и было прежде, с братией нашею римлянами под одним видимым верховным пастырем и даем себе перед Богом обет, что мы всем сердцем и со всей ревностью будем стараться, каждый порознь, к приведении и прочаго нашего духовенства и всего нашего народа к тому же соединению. А для большаго возбуждения возбуждения к тому мы составили между собой настоящий письменный акт, которым и свидетельствуем нашу полную и неизменную волю на соединение с Римским Костелом». (Архиепископ Афанасий Мартос. Буэнос-Айрес, 1966 и «Беларусь в исторической государственной и церковной жизни». Белорусский Экзархат Русской Православной Церкви. Минск, 1990). Акт был подписан волынскими епископами Ипатием Потеем и престарелым Кириллом Терлецким. Вскоре акт подписали митрополит Литовский Михаил Рагоза, архиепископ Полоцкий и Витебский Григорий Загорский, епископ Пинский и Туровский Леонтий Пельчинский, епископ Холмский и Белзский Дионисий Збруйский, архимандрит Кобринский Иона Гоголя, епископ Львовский Гедеон Балабан и Перемышльский – Михаил Копыстерски.

Нынешняя территория Ельского района относилась к Туровскому епископству. Таким образом открылся широкий доступ иезуитам на эти территории. При поддержке католических управителей и помещиков они стали активно насаждать римскую католическую веру, чуждую для местного населения. В короткий исторический отрезок времени православные церкви стали полностью униатскими, а священники и их семьи практически полностью оказались ополяченными. На конец 16 века в Мозырском уезде собственность на земли выглядела следующим образом: государственная (королевская) собственность – 43 (сел, деревень и имений); шляхты – 52; католической церкви – 8 (в подавляющем большинстве в окрестностей Лельчиц). И православной церкви – только два селения: Иванишевичи – на севере повета и Корповичи – на юго-востоке. Полностью иезуитскими стали имения Ремезы – Стоцких, Кочищи и отдельно – имение Махновичи. На территории нынешнего Мозырского района под владениями иезуитов оказались следующие имения: Букча. Глиницы, имение Кеневича (активный участник восстания 1931-1833 годов, которое прокатилось по территории Ельского района), Мойсеевичи, Осовец, Острожаны, Остерово, Рычев, часть Турова и другие.

В поветовом (уездном) городе Мозыре были построены католические храмы: 30.08.1645 – Бернардинский монастырь, 2.05.1701 года - Францисканский монастырь и 12.03.1713 – мужской Цистерианский монастырь, которому принадлежало 7 дворов деревни Юхново, а так же – женский римско-католический монастырь, которому принадлежала часть села Кимборовка. (Минский Национальный исторический архив, фонд 1728, оп. 1.).

Свои сильные позиции униатские сторонники удерживали до 1773 года, т.е. до второго раздела Речи Посполитой. Вероятно, под нажимом России с 1773 года униатские владения отошли к польской короне и затем к новым владельцам: Бискупу Виленскому Игнатию Массальскому, стольнику Виленскому Станиславу Антонову Потоцкому, стольнику Иосифу Доминикина Любочевскому, Мартину Казимирова Калинскому и другим католическим помещикам.

К тому времени в местечке Скородное уже давно имелась православная церковь Святого Димитрия, которая к тому времени тоже стала униатской. Упоминания Ельска (или Каролина) в архивных документах на конец 16 и начало 17 веков а архивных документах не обнаружено. Имелись населенные места: Скородно, Медведно, Валавск, Кузьмичи, Богутичи, Кочицы (Котчицы), Ремезы, Шарин; Вишенки и вполне вероятно Высокое т.к. на 1773 год это имение также стало принадлежало четырем католическим владельцам.

Дорога из Мозыря на Овруч проходила через Мелешковичи – Шарин – Кочищи – Кузьмичи – Скородное, а впоследствии и через Михалки – Богутичи. Была дорога из Овруча через Скородное – Кочищи – Ремезы – Махновичи – Скрыгалово и далее в северные территории.

В 1773 году стал продавать свои имения и маршал Мозырского уезда Кузьма Антонов Оскерко, который владел землями от Мозыря, включая земли в окрестностях Ельска. Как свидетельствуют архивные документы, Слободская Михайловская церковь построена в 1775 году помещиком Оскерко. С 1887 года она стала называться Скрыгалово – Слободская. В 1880 году по плану Минского Губернского Церковного строительного присутствия перестроена на средства прихожан… и стала называться «Успенская церковь села Слобода». (МНИА, ф. 849, оп. 1)

Ельская Троицкая церковь так же была униатской церковью. И по этой церкви мною в Национальном историческом архиве обнаружены очень ценные записи (1907-1913) священника Ельской Троицкой церкви Андрея Максимовича Перепечина, который был одним из старейших и уважаемых священников Минской Духовной Консистории. В Ельской Троицкой церкви он служил с 1866 года.

Вот что свидетельствуют эти записи дословно: «Вся земля при церкви – даренная помещиками Казимиром и Каролиной Стоцкою Оскеркам в 18 столетии. Фундушные церковные земли отторгнуты в настоящем столетии помещиком Горватом, а в каком году неизвестно (от автора: надо полагать – подаренная земля) и в настоящее время эти земли церковно-фундушные участки земли находятся в обрубном владении крестьян.

Особо рьяными сторонниками униатства и впоследствии католицизма остались священники Лельчицкого греко-униатского храма во имя Святой Троицы. Впоследствии в 1909 году в Лельчицах графом Феликсом Иосифовичем Тышкевичем был построен католический костел, в том числе и в его имении Высокое (Новое Высокое), рядом со стоящей нынче водонапорной башней, со стороны дороги. Разрушен костел в 1938 году и кирпичи от него пошли на строительство склада. В это же время была разрушена и православная церковь во имя Святого Димитрия Мироточивого в селе Старое Высокое и на ее месте из этих строительных материалов был построен деревянный клуб.

Насильно навязанная католическая вера местному населению в окрестностях Лельчиц открыла в эту местность дорогу переселенцам из Польши и долго удерживала свои позиции. Даже в начале 20 века «… лельчицкий ксендз Довгялович открыто порицал православную веру, венчал и крестил по католическим обычаям православных христиан…», за что в отношении его властями дважды возбуждались уголовные дела за грубые нарушения по отправлению им своих духовных обязанностей. (МНИА, ф. 183, оп. 2).

Мою версию происхождения названия Ельска и его заселения Вы, уважаемые земляки и читатели, узнаете несколько позже. 

Свои отзывы и пожелания можете отправлять на мой электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или на сайт:www.miksiuk.narod.ru Степан Миксюк.

 

У вас недостаточно прав для размещения комментарий


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter