Истории еврейского квартала

Примерно десять веков живут евреи в Гродно. С тех самых пор, когда начались преследования их в Чехии, Венгрии, потом Владимир Мономах изгнал евреев из своего государства. На наших землях князь Витовт даровал им привилегии. Но потом великий князь Литовский Александр Ягеллон, запутавшись в долгах и не желая их платить, решил избавиться от своих еврейских кредиторов и выгнал их из ВКЛ. Став польским королем, Ягеллон захотел вновь пополнить свою казну и разрешил гродненским евреям вернуться на обжитые места. Со временем королева Бона подтвердила права евреев на их имущество и обложила общину немалым налогом. Стефан Баторий позволил евреям шире заниматься ремеслами.

Издревле евреи селились в районе между улицами Замковой (некогда Жидовской), Большой Троицкой, Виленской, Советской и речкой Городничанкой. Здесь были их дома, лавки и мастерские. Еврейская беднота жила на окраине, в так называемом занеманском форштадте (нынешние улицы Дарвина, Мира). Со временем границы еврейского квартала раздвинулись, зажиточные семьи выбирали себе место жительства в центре города, обживали незастроенный пригород. По переписи населения 1897 года из 129 купцов 103 были евреями.

К началу прошлого века еврейское население в Гродно составляло 60 процентов.

Недалеко от Нового моста через Неман сохранилось занеманское еврейское кладбище, на памятниках – надписи XVIII века. Здесь похоронен раввин Александр Зискинд, умерший в 1794 году. Рассказывают, что перед смертью он завещал на расстоянии 100 метров от своей могилы не хоронить никого, кроме праведников. Место так и оставалось пустым. По этому признаку и найдена была могила раввина.

Трагически сложилась судьба большинства гродненских евреев в годы Великой Отечественной войны. Десятки тысяч погибли в гетто, многие стали жертвами крематориев Треблинки и Освенцима.

Интереснейшей ветвью их экскурсии станет большая городская хоральная синагога, построенная по проекту известного итальянского архитектора Санти Гуччи и сильно пострадавшая от пожаров (от первой постройки кое-что сохранилось). Здесь, где при чтении священной Торы раввин стоит на изображении звезды Азазеля и возносит ввысь, к звезде Давида, слова о торжестве добра над злом, во всем чувствуется дыхание истории. Синагога считается памятником архитектуры и уникальнейшим сооружением не только на территории Беларуси, но и Европы.
    
    Как обманули Курта Визе
    Легенда-быль, рассказанная Борисом Квятковским, председателем совета иудейской религиозной общины.
    
 Известный в войну душитель евреев в гродненском гетто Курт Визе услышал, что у кого-то из евреев есть спрятанный редкостный бухарский ковер необыкновенной красоты. Взяв под арест 15 заложников из самых уважаемых евреев, поставил условие: если в течение двух дней ковер ему не отдадут, эти люди будут расстреляны. Евреи, посовещавшись, пришли к выводу, что у их соплеменников бухарского ковра нет, но есть такой у католического священника. Собрали, что смогли из драгоценностей, и пошли с просьбой к ксендзу продать им ковер, чтобы спасти от неминуемой смерти уважаемых евреев. Ксендз для благого дела пожертвовал ковер, ни взяв от евреев ни гроша. Курт Визе забрал дорогой подарок и выпустил арестованных. Не на волю, конечно. Все они погибли в огне холокоста. А память о благородном поступке гродненского ксендза передается из уст в уста до сегодняшнего дня.

    

 

У вас недостаточно прав для размещения комментарий


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter