Журналист в погонах, который пишет историю гродненской милиции

Из истории милиции. Гродненский горотдел МВД. 1960-е годы

Основанием для подготовки этого материала является статья «Журналист в погонах», напечатанная в газете Гродненского УВД «Милицейский вестник» № 9 от 6 марта 2016 года.

В жизни Гребёнкина Николая Николаевича было два дела, о которых он мечтал с юности. Забегая вперёд, скажу, что у него это получилось. Милиция и журналистика смогли гармонично соединится в одно призвание, которому он отдал 40 лет трудового стажа. Помимо этого Николая Гребёнкина всегда привлекали архивные материалы, их изучение и написание исторических очерков. Цикл его работ нашёл своё место в двух изданиях книги «Милиция Гродненщины. Страницы истории». Сейчас в УВД готовится книга к предстоящему 100-летнему юбилею белорусской милиции. Её историческая часть также написана Николаем Николаевичем.

Несмотря на то, что майор милиции в запасе Гребёнкин на днях празднует 60-летний юбилей, об отдыхе он пока не думает. Впереди много творческих планов. О них мы тоже расскажем, но всё это по порядку. Сейчас он трудится старшим хранителем фондов музейной комнаты Центра воспитательной работы УВД Гродненского облисполкома. Проводит экскурсии для молодых сотрудников милиции и делегаций правоохранительных органов, школьников и студентов. И до этого его жизнь была насыщена не менее интересной работой, хорошими людьми и запоминающимися событиями.

Родился Николай в городке Микашевичи на белорусском Полесье, где его отец Николай Иванович был директором детского дома для послевоенных сирот. Младший сын Николая Ивановича Гребёнкина, бывшего белорусского партизана, – Николай журналистский талант унаследовал именно от отца. Ветеран войны внештатно сотрудничал с газетами и журналами, выступал на радио и телевидении с воспоминаниями военной тематики.

- Большое влияние на меня имел авторитет папы. Он был не только директором, а затем завучем, но и преподавал школьникам историю СССР. Отец написал серию очерков о партизанском движении на Новогрудчине и был активным организатором патриотического воспитания молодёжи. При его участии в 1970-е годы проводились встречи бывших партизан, собиравшихся в Новогрудке со всех республик и областей Советского Союза. Именно отец привил мне любовь к истории и направил юношеские стремления в русло журналистского творчества, - рассказывает мой собеседник.

Из истории милиции.   Оперативная группа Ленинского РОВД г. Гродно. 1980-е годы

Выбор был сделан – поступить на факультет журналистики Белгосуниверситета. Николай Гребёнкин вспоминает, что пять лет учёбы пролетели незаметно, а к окончанию вуза он уже обзавёлся семьёй, которая жила в Гродно. В 1978 году супруга Людмила Михайловна родила первенца – дочурку Елену. Счастливый отец тогда ещё не представлял, как со временем пополнится их семья дочками Лидой и Юлией. Сегодня у него шестеро внуков, среди которых есть даже двойняшки. Прибавились к этому и три хороших зятя.

- Николай Николаевич, а как складывалась Ваша журналистская карьера после окончания университета?

- После учёбы практической школой для меня стала должность корреспондента многотиражной газеты «Высота». Следующая ступень – работа в отделе промышленности, строительства и транспорта областной газеты «Гродненская правда». Благодарен за доверие и поддержку, которую оказывал главный редактор этой газеты Богуш Александр Владимирович. Всегда находил взаимопонимание со старшим редакционным коллегой Кучинским Александром Васильевичем, впоследствии руководившим газетой «Вечерний Гродно».

Гребёнкин Николай Николаевич

Хорошо зарекомендовав себя как журналист, Николай пожелал реализоваться на службе в милиции. В УВД Гродненского облисполкома ему предложили должность инструктора отдела политико-воспитательной работы по связям со средствами массовой информации. Ещё в 1977 году Гребёнкин окончил учёбу на Военной кафедре БГУ, и ему было присвоено звание лейтенанта запаса Вооружённых Сил СССР. На момент перехода на должность в милицию ему присваивается звание старшего лейтенанта, но уже как офицеру милиции.

С его участием создавалась пресс-служба областной милиции. Он вместе с коллегами готовил сценарии телевизионных и радио передач, тексты выступлений начальников УВД Н.А.Судиловского и В.А.Данько в областных и республиканских изданиях. А также публиковал свои статьи правовой и профилактической направленности. Журналист подчёркивает, что за 20 лет службы в УВД остались самые хорошие воспоминания о работе и в целом о сотрудниках управления, как о людях отзывчивых, готовых оказать поддержку и помощь.

Идеалом руководителей стали для Николая полковник милиции Ясько Александр Фёдорович и генерал-лейтенант внутренней службы Данько Владимир Антонович. Они были чуткими учителями, делившимися знаниями добрых человеческих взаимоотношений и богатым жизненным опытом. В целом, как подчёркивает Гребёнкин, коллектив УВД был для него большой семьёй, которая была ему дорога.

Однако с выходом в запас у Николая появилось больше возможностей уделять время своей родне: жене, детям и внукам. Как говорит мой собеседник: «Дружная многодетная семья – это начало начал и надёжный жизненный причал». Внукам он тоже старается привить интерес к истории. Много занимается с ними, рекомендует книги для чтения, рассказывает об историческом наследии Гродненщины.

Были в журналистской практике Гребёнкина встречи с известными в СССР людьми. В основном пришлось встречаться и беседовать с киноактёрами наиболее популярных фильмов советского кино. Это были Олег Стриженов, Николай Рыбников, Василий Лановой, Алексей Смирнов.

Рысков на киносъёмке задерживает бандита. Гродно, 1983 г.

В 1983 году в Гродно проводились съёмки художественного фильма «Приступить к ликвидации». В город прибыла творческая группа Московской киностудии под руководством режиссера Бориса Григорьева. Началась экранизация романа «Четвёртый эшелон» писателя Эдуарда Хруцкого, издавшего серию произведений о начальнике отдела по борьбе с бандитизмом Московского уголовного розыска (МУР) полковнике милиции Данилове и его подчинённых. Роль полковника Данилова сыграл артист Олег Стриженов.

В этой драматической киноленте рассказывается о событиях, происходивших в 1945 году в Москве и Гродненской области. Тогда советская милиция вела ожесточённую борьбу с проявлениями массового бандитизма. В сюжете повествуется об одной из операций МУРа по ликвидации банды уголовников, возглавляемой бывшим пособником гитлеровцев Болеславом Круком.
Началась работа кинематографистов в апреле 1983 года, а ещё она продолжалась в летний период. Сцены из фильма проигрывались в старых кварталах Гродно, на мосту реки Лососянки около деревни Лососно, на хуторе вблизи посёлка Сопоцкин, в железнодорожном депо Волковыска, а также в деревне Лунно.

Эпизоды с участием артиста Василия Ланового снимались в здании № 7 (и на его крыльце) по улице Академической, которое и ныне расположено напротив входа в центральный корпус УВД Гродненского облисполкома. Из числа известных артистов на съёмки фильма «Приступить к ликвидации» в Гродно приезжали Виктор Шульгин, Михаил Жигалов, Владимир Гусев. Много эпизодов было снято в Гродно и Волковыске с участием Александра Филиппенко, сыгравшего «вора в законе» по кличке Копчёный.

Автограф актёра Олега Стриженова в гостевой книге музея Гродненского УВД

25 апреля 1983 года в актовом зале Гродненского УВД состоялась встреча сотрудников милиции с артистом советского кино Олегом Стриженовым. Он сообщил о своем творческом пути в кинематографе и его предыдущих съемках в фильме «Сорок первый», где им была сыграна одна из главных ролей. Рассказ Стриженова сопровождался проекцией на экран наиболее впечатляющих эпизодов этого фильма.

- Мне пришлось, вспоминает Гребёнкин, координировать участие сотрудников гродненской милиции в процессе съемок, так как необходимо было заснять действия милиционера-кинолога Рыскова В.И. с овчаркой по кличке «Демон». Съёмки этих эпизодов фильма проходили в Гродно в промежутке между улицами Урицкого и Калючинской. На улице Урицкого висела на доме вывеска «Пивная». Там снимались сцены попытки задержания уголовников, их побега и дальнейшего преследования.

Затем последовала поездка на 4 дня в Волковыск, где проходили съемки погони за рецидивистом Копчёным, разыгранной на стоянке паровозов и старых вагонов. В этих эпизодах участвовали актёры Олег Стриженов и Михаил Жигалов. Были при съёмках сложные моменты, когда приходилось напрягать силы, проявлять физическую выносливость на уровне каскадёрских трюков не только актерам, но и нашему кинологу Рыскову. В результате была подготовлена статья, которая публиковалась в газете МВД БССР «На страже».

Космонавт Климук в родной деревне дарит книгу с автографом. 1970-годы.

Не думал, не гадал журналист Гребёнкин, что придётся ему беседовать, и в дальнейшем написать статью о советском космонавте, дважды Герое Советского Союза, уроженце Брестской области Петре Ильиче Климуке. Это было в Гродно, когда Климук в 1979 году приезжал на встречу с рабочими производственного объединения «Азот». На память об этом у Николая Гребёнкина хранится книга, опубликованная космонавтом на белорусском языке под названием «Зоркі побач» с автографом Климука. Интервью с лётчиком-космонавтом, к тому времени уже трижды побывавшим в космосе, было напечатано в газете «Гродненская правда».

- Ещё одна моя встреча, - продолжает журналист, - была с киноактером Алексеем Смирновым. Он известен зрителям как хулиган Федя в фильме «Операция Ы и другие приключения Шурика». Произошло знакомство в доме-музее поэта Адама Мицкевича в 1971 году. Здесь Смирнов, приехавший в Новогрудок на съёмки детского музыкального фильма, в выходной день решил изучить историю города. Его узнавали все посетители музея, а он весело балагурил с группой солдат и согласился на групповое фото с ними.

В фильме «Весенняя сказка», съёмки которого проходили на Новогрудчине, Смирнов играл роль «Бобыля». Вдоль дороги на Любчу на живописных холмах были созданы декорации сказочной деревни. Сценарий фильма по пьесе Островского «Снегурочка» был экранизирован киностудией Беларусьфильм. В ходе нашей беседы с актёром, я предложил ему ознакомиться с историческим прошлым города и провёл для него краткую экскурсию по Новогрудку.

Николай Николаевич уверен, что заниматься творчеством никогда не поздно, нужно только искать и находить в себе вдохновение. Сегодня же, благодаря инициативе Николая Гребёнкина музейная комната УВД продолжает пополняться историческими экспонатами, которые он сам находит. С его участием создаются экспозиции, стенды, рассказывающие о милиции Гродненской области. Одним словом, его руками пишется и сохраняется история белорусской милиции.

 

У вас недостаточно прав для размещения комментарий


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter