Первое, что бросается в глаза на Гродненщине, это рассеченность местности: холмистые пространства сменяются обширными, на несколько километров, низинами — поймами. Некогда большие реки, заполнявшие эти поймы, превратились в крошечные ручейки или вовсе пересохли, а заболоченные земли, представлявшие собой настоящее препятствие для путников, распахиваются.
В названии города Мосты скрыта характеристика здешней местности. На заболоченных землях близ Немана и Зельвянки когда-то было устроено множество архаичных мостов. За разъяснением того, какие именно были эти древние мосты, обратимся к словарю Владимира Ивановича Даля.
Оказывается, старинное слово «мосты» расшифровывается как — «бревенчатая стлань», «мостовая по болоту». Издавна данное поселение — даже сеть поселений на здешних низинных землях — выделялось множеством мостовых по болоту. Дороги представляли собой сплошную настилку из бревен, брусьев для езды и для ходьбы. Для перехода или переезда через реки были оборудованы особые постройки — на сводах, сваях, козлах, а ближе к нашему времени еще и на лодках — для пропуска судов или плотов.
Мосты через такую большую реку, как Неман, в этих местах появились не так давно. Изменился вид их, изменились конструктивные особенности — осталось назначение. Сейчас в мире сотни конструкций больших мостов. И здешний город, кстати, может похвастать некоторым разнообразием их. То есть, можно говорить, что преемственность в отношении своего названия город сохраняет.
АЗБУКА ИСТОРИИ ГОРОДА
Сухая статистика дат, цифр не дает настоящего представления о городе, потому что не возбуждает живого интереса к истории. Все-таки, краеведческая литература должна представлять город как нечто живое, меняющееся с течением времени. И начинать надо с улиц. Это азбука истории.
Юрий Александрович Якимович в своей книге «Зодчество Белоруссии» сообщает, что в XVI в. Мосты являлись центром староства. В инвентаре 1561 г. указано, что поселение располагалось по обеим берегам Немана.
В старой части Мостов располагался рынок площадью 0, 1 морга (710 кв. м). От рынка брали начало три улицы: Виленская, Гродненская и Костельная.Виленская улица включала 51 двор. В одну сторону она вела к выгону, а в другую — к Неману. Улица Гродненская имела 6 дворов, Костельная — 23 двора. В это же время (XVI в.) в городе образовалась еще одна улица — Водная. Она шла от Костельной к Неману и имела всего 2 двора.
Заречное, или новая часть местечка, представляло собой автономное поселение со своей торговой площадью, от которой расходились 5 улиц: Понемунская, Минская, Деречинская, Песковская и Волпинская. Квадратный в плане рынок занимал 0, 3 морга (2130 кв. м).
Королевский двор располагался рядом с местечком. По сведениям за 1673 г. он включал господский дом, дом управляющего и свирн с каменным погребом под ним. Господский дом вмещал сени, 2 избы (комнаты с отдельным печным отоплением), алькеж, 2 каморы, спижарню. За двором располагались гумно, спихлер, 2 конюшни, бровар с солодильней.
Через реку Неман в 1673 г. мостов не было, действовал паром. Кроме того, на берегу действовала водяная мельница.
БУРЛАКИ
(По материалам М. М. Сачок, опубликованным в районной книге «Памяць» в 2002 г.)
В дополнение к моим публикациям о реке Неман — «Пристань» (раздел Столбцы) и «Плотогоны» (раздел Узда) — в данном разделе расскажу о неманских бурлаках.
В Мостах действовала пристань. Например, по сведениям за апрель 1838 г. на ней грузилось 9 витин (речное судно для перевозки зерна), 1 барка и 2 судна с деревом. Купеческие суда и барки перевозили по Неману в сторону Гродно и дальше в Пруссию рожь, пшеницу, ячмень, овес, горох, льняное и конопляное семя, ржаную муку, из лесных товаров — сосновый лес, брусья, доски, жерди, драницу, гонт. Перемещались они под воздействием течения реки. Из Пруссии вверх по реке эти же суда перевозили руду, стекло, фарфоровую посуду, вина, сельдь, жернова для мельниц, соль, точильные камни, медную проволоку, оборудование для промышленных предприятий. И тянули эти суда бурлаки.
Бурлаки — это люди, которые, перемещаясь вдоль берега реки, тянули с помощью каната судно против течения реки, при этом каждый из этих людей был запряжен в специальную бурлацкую лямку. Шли по тропе, которая называлась бичевником (от слова бич, плеть) и которую обязаны были расчищать владельцы земель. Настоящей бедой для бурлаков были низины, затопленные водой.
Основную массу бурлаков составляли крепостные. Правительство разрешало помещикам сдавать в наем крестьян в возрасте 20–48 лет. Отказываться от бурлачества никто не имел права. Купцы выплачивали за этот тяжкий труд помещикам, крепостных же только кормили. Ежедневный паек для них составлял три фунта ржаного хлеба с солью и похлебка, состоящая из каши и щей. По существу, это была эксплуатация рабов.
18 октября 1838 г. царские власти официально утвердили специальные «правила», по которым помещики могли отдавать своих крепостных по найму для сплава товаров по Неману. О каких-то выгодных заработках бурлаков в этих «правилах» не было и речи.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ
А.И. Новик в районной газете «Зара над Нёманам» за 30 декабря 2006 г. сообщает, что в музее истории Барановичского отделения Белорусской железной дороги сохранилась телеграмма за номером 10 от 3 января 1907 г. в адрес начальника управления по строительству железной дороги: «Сегодня 1 января линия Полоцк — Волковыск и ветви Мосты — Гродно переданы в управление Николаевской дороги и по ним открыто правильное движение. Тимофеев». Николаевская дорога первоначально называлась Петербург — Московской. Была открыта 1 октября 1851 г., а в 1855 г. переименована в Николаевскую. С 1907 г. она стала включать еще линию Бологое — Полоцк — Седлец и ветку Мосты — Гродно.
Со 2 декабря 1939 г. железнодорожная станция Мосты стала относиться к Лидскому отделению движения Белостоцкой железной дороги.
1 августа 1944 г. на должность начальника здешней станции был назначен Алексей Ильич Гребнев. Именно при нем здание ж/д вокзала было отремонтировано и перестроено (появился второй этаж, где поселились железнодорожники со своими семьями).
А вот сведения из архива Белорусской железной дороги.
Из приказа начальника Лидского отделения: «1. 12. 45 г. поезд № 326, при отправлении с 8-го пути ст. Мосты столкнулся с платформой, стоящей за пределами контрольного столбика. Виновных за данный случай старшего стрелочника Ковалевич и мл. стрелочника Шамбер передать следственным органам для привлечения к судебной ответственности». Дежурный по станции Павленко был подвергнут аресту на 5 суток, а начальник станции (Алексей Ильич Гребнев) был снят с занимаемой должности. Так начальником станции Мосты был назначен заместитель начальника станции Лида Шарков.
С течением времени должность начальника станции Мосты занимали Артамонов, Жильцов, Разумов, Сотников, Корольчук, Богдан, Кардаш, Богданец.
Благодаря железнодорожной станции получил свое развитие и сам город. Были проложены железнодорожные пути к его 7-ми предприятиям.
Подробнее...