Л. Ламсадзе в журнале «Белорусская думка» в №№ 11–12 за. 2002 г. и С. Зверович в газете «Зара над Нёманам» за 12 февраля 2008 г. сообщают, что братья Игнатий и Вацлав Конопацкие учились в Америке. В 20-е гг. XX в. они купили в Швейцарии патент на выпуск фанеры, которая не боялась воды и была легкой.
В 1927 г. Конопацкие появились в Мостах. Они были уже не новичками в организации работы лесоперерабатывающих предприятий, являлись владельцами нескольких из них, в частности в Пинске. Получив разрешение на строительство фанерного завода на правом берегу Немана, они весной 1927 г. привели сюда строителей и начали доставлять на место нового предприятия оборудование. А осенью того же года завод уже выдавал первую продукцию — сыроклеенную фанеру.
К концу 1928 г. предприятие братьев Конопацких продавало до 50 вагонов фанеры в месяц. К этому времени на нем в две смены работало около 300 человек. Фанера изготавливалась из ольхи и клеилась в мокром виде. После приобретения швейцарского патента для склеивания фанеры насухо, завод стал производить фанеру из березы, которая была более качественной и использовалась для строительства самолетов и вагонов. Так, предприятие братьев Конопацких успешно продавало авиационную фанеру в Бельгию, Англию, Индию, Индо-Китай, Малайзию, Аргентину, Сингапур и на остров Цейлон.
Кроме того, на заводе изготавливалась резаная фанера из экзотической древесины. Также завод выполнял заказы Министерства обороны Польши, поставлял для нужд армии приклады, деревянные элементы для кавалерийских седел, а из отходов производились катушки для ниток.
По мере функционирования завода стали появляться административные и жилые строения. Среди леса вырос целый поселок, который поздней получил название Мосты фабричные. Здесь действовали бесплатная школа, аптека, больница, телефонный узел. Электричеством обеспечивал электромобиль. Братья Конопацкие посадили невдалеке от предприятия сад. Они мечтали построить большой мост через Неман.
В апреле 1937 г. на заводе случился пожар, и завистники тут же обвинили в этом хозяев. Последние же, вместо оправданий, восстановили завод. В 1938 г. предприятие возобновило свою деятельность. В 1939 г. на нем работало 700 человек.
С октября 1939 г. предприятие стало именоваться Государственным фанерным заводом № 9.
1 января 1959 г. оно вошло в объединение Мостовский фанерно-деревообрабатывающий комбинат.
В январе 1971 г. это уже филиал еще более крупного объединения, куда, кроме Мостов, входили предприятия из городов Гродно и Слонима, а позже Сморгоньский лесозавод и Бакштанский лесопункт.
В настоящее время объединение производит фанеру, ДСП, пиломатериалы, синтетические смолы и товары народного потребления.
Что касается судьбы основателей местного завода — братьев Конопацких, то об этом в статье С. Зверовича газеты «Зара над Нёманам» за 18 сентября 1999 г.
С приходом Советской власти Игнатий Конопацкий (1893–1957) сначала выехал в Вильнюс, а оттуда подался в Белогонь (около Кельца). После войны жил во Вроцлаве, работал на заводе, изготовлявшем железнодорожные вагоны. Потом переехал в Познань, работал на фабрике. В 1943 г. был арестован по обвинению в том, что до войны экспортировал фанеру для Германии. Однако настоящая причина ареста была иной, ибо Германия никогда не закупала продукцию Мостовского фанерного завода. В 1953 г. был реабилитирован и работал на деревоперерабатывающем предприятии в Мшане Дольной. Умер в 1957 г. в Кракове, где и похоронен.
Вацлав Конопацкий (1895–1950) был арестован в 1939 г. Новая власть, забрав его предприятие, сочла необходимым оставить Конопацкого работать на заводе. Дело в том, что никто не знал настоящего секрета склейки фанеры, которая тогда использовалась в авиационной промышленности. По сути, материал, который тогда выпускался на заводе, являлся стратегическим и применялся на военном производстве. Пан Вацлав пытался бежать, но был задержан и сослан в лагерь на Волгу. Оттуда он убежал сначала в Иран, а затем в Австралию. Умер в 1950 г в Сиднее, где и похоронен.
Думаю, нынешнему поколению белорусов следует знать, что фанерный завод в Мостах на реке Неман в свое время считался лучшим не только в стране, но и на всем европейском континенте.
Подробнее...