Новогрудок - история города

В начале ХІХ в. окрестности Новогрудка описал российский академик Василий Севергин: “Из Новины в Новогрудок лес продолжается, и еще более предыдущего смешан, ибо здесь встречал я березу, осину, ольху, ясень, вербу, орешник, калинник, рябинник, смородинник и малинник, а ближе к Новогрудку целый лес высоких искривленных дубов”.

Новогрудчина славится своими озерами, особенно самым большим и легендарным озером района – Свитязью. Наибольшая глубина  Свитязи составляет 15 м. Длина озера - 1,7 км, а ширина - 1,6 км. В озере встречаются такие реликтовые растения, как гидрилла кольчиковая, наяда гибкая, а также водоросль тетрадиниум яванский, который встречается лишь в озере Ява и  некоторых водоёмах Польши. В озере найдены моллюск планоргис  стельматикус, реликтовые виды в зоопланктоне, характерные для озер Скандинавии. В районе также имеются озера Водопад, Литовка, Черешля и др.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

Новогрудок наряду с Полоцком – колыбель белорусской государственности. Один из древнейших городов на белорусской земле. Являлся важнейшим политическим, экономическим и культурным центром. По археологическим данным поселение возникло в Х в. Первое вероятное упоминание в письменных источниках относится к 1044 году и связано с походом Ярослава Мудрого на Литву. В Ипатьевской летописи Новогрудок впервые упоминается в 1116 г. Он был центром удельного княжества. Под 1235 г. упоминается новогрудский князь Изяслав. Во второй половине XIII в. Новогрудок – столица Великого княжества Литовского. Именно здесь князь Миндовг в 1252 г. был коронован и получил титул короля.

В конце XIV – начале XV в. Витовт поселил в Новогрудке и его окрестностях татар. С XV – XVI в. началась история еврейской общины Новогрудка.

На город неоднократно нападали крестоносцы (1314, 1321, 1341, 1391, 1394 годы), татары (1255, 1274, 1278, 1503 – 1506 годы), дружины галицко-волынских князей (в 1250-е гг., 1274, 1276, 1277 г.). Город сильно потерпел в годы войны России и Речи Посполитой 1654 – 1667 гг., Северной войны 1700 – 1721 гг. Войны, а также пожары и эпидемии привели город к политическому и экономическому упадку.

В ВКЛ Новогрудок был центром религиозной жизни. В 1316 г. он стал резиденцией литовского митрополита. В 1415 г. в Новогрудке созван церковный собор, на котором был избран независимый от Московского митрополит Великого княжества Литовского Григорий Цамблак. В XVI в. Новогрудок – один из центров Реформации.

В 1511 г. Новогрудок получил магдебургское право и герб, подтвержденный в 1595 г. (на красном поле изображение архангела Михаила, который держит в правой руке меч, в левой – весы).

С 1581 г. до 1775 г. Новогрудок являлся местом проведения сессий Главного Литовского трибунала, высшего апелляционного суда Великого княжества Литовского.

В составе Речи Посполитой Новогрудок был центром воеводства в 1569–1795 гг.

В начале ХІХ в. Новогрудок был местом крещения и детства известного поэта Адама Мицкевича.

В составе Российской империи Новогрудок получил лишь статус уездного города. В межвоенной Речи Посполитой Новогрудок был центром воеводства и повета. С 1940 г. центр района (сначала в составе Барановичской, с 1954 г. – Гродненской области).

В годы Второй мировой войны Новогрудок с 4 июля 1941 г. до 8 июля 1944 г. находился под немецкой оккупацией. За годы войны в Новогрудке и районе погибло свыше 45 тысяч человек.

Неотъемлемой частью новогрудского социума, начиная с XV – XVI вв. и до Холокоста являлась еврейская община. Евреи активно участвовали в социально-экономической и духовной жизни Новогрудка и придавали неповторимый колорит повседневной жизни города.

ИСТОРИЯ

В конце Х – первой половине XI вв. были заселены три возвышенности в северной части современного города: Малый Замок, Замковая гора и местность возле Борисоглебской церкви. В XII–XIII вв. новогрудский детинец на Замковой горе, первоначально укреплённый валом, превращается в мощную крепость. На посаде (Малый Замок) жили ремесленники, среди которых выделялась прослойка богатых ювелиров. Археологические исследования показали, что в те годы жители Новогрудка установили широкие торговые контакты с балтийскими и скандинавскими княжествами, европейскими странами, Византией и Ближним Востокомiii. 

В Ипатьевской летописи Новогрудок впервые упоминается в 1116 г. Он был центром удельного княжества и одним из пограничных укреплений Киевской Руси на границе с балтскими племенами, а затем находился в вассальных отношениях с Галицко-Волынским княжеством. В середине XIII в. Новогрудок стал крупным торгово-ремесленным центром. Внешние угрозы (опасность со стороны крестоносцев и монголо-татар) привели к консолидации Новогрудка с соседней Литвой в единое государство – Великое княжество Литовское.

Во второй половине XIII–XIV вв. Новогрудок неоднократно подвергался нападениям галицко-волынских князей и крестоносцев, что привело к сокращению территории города, ослаблению торговых контактов, спаду ремесленной активности. В ВКЛ Новогрудок был центром удельного княжества сыновей Гедимина и Ольгерда и их потомков, а с 1392 г. был превращён Витовтом в наместничество (первый наместник Пётр Монгирдович).

Во второй половине XV в. в Новогрудке появляются татары, в первой половине XVI в. – евреи.

В 1511 г. Новогрудок получил магдебургское право, которое было подтверждено привилегиями 1562 г. и 1776 г.vii В 2011 г. в честь 500-летия получения столицей ВКЛ магдебургского права в центре города как память об истории и былом величии древнего города установлен памятный знак.

С 1581 г. Новогрудок стал местом проведения сессий Главного Литовского трибунала, высшего апелляционного суда Великого княжества Литовского (с 1775 г. сессии перенесены в Гродно).

На развитие Новогрудка во второй половине XVII – XVIII вв. отрицательное влияние оказали нападения крымских татар в начале XVI в., война Речи Посполитой с Московским царством 1654–1667 гг., Северная война 1700–1721 гг., эпидемии (самая тяжёлая – чума 1630 г. и 1708 г., унёсшая около половины жителей города)viii. Во время Северной войны взорваны остатки Новогрудского замка.

В составе Речи Посполитой Новогрудок был центром воеводства в 1569–1795 гг. В конце XVIII в. этот статус за ним сохранялся преимущественно из-за древности города и уважения к его былому величию, так как значение города как торгово-ремесленного центра упало. В составе Российской империи Новогрудок был уездным городом.

По итогам третьего раздела Речи Посполитой в 1795 г. Новогрудок вошёл в состав Российской империи. Был центром уезда в Слонимской (1796–1797 гг.), Литовской (1797–1801 гг.), Слонимской (1801–1802 гг.), Гродненской (1802–1842 гг.), Минской (1843–1915 гг.) губерний.

В 1812 г. Новогрудок занят войсками «Великой армии» Напалеона (польские части и вестфальский корпус Жерома Бонапарта), с местных жителей сформировался 19-ый уланский полк литовских войск. В те тревожные, полные опасностей времена среди населения Новогрудка были отмечены проявления ксенофобии, среди которых распространение слухов о том, что поляки собираются устроить антирусскую и антиеврейскую резню. Новогрудские исправники рапортовали, что волнения начались после того, как из Гродно дошли слухи о том, что за каждую голову русского солдата будут платить по 10 злотых, еврея – по 6 злотых. Много положили сил местные власти, чтобы успокоить население и выяснить причину. В результате ее сформулировали так: "... разговор сей происходит от людей простых, упражняющихся в пьянстве и имеющих какую-нибудь злобу на евреев".

Шляхта и некоторые представители мещанства Новогрудка принимали активное участие в антироссийских восстаниях. Во время восстания 1830 – 1831 гг. 22 июля 1831 г. в Новогрудок вошел повстанческий отряд Юзефа Кашица и Николая Межеевского. За причастность к событиям восстания проходило по следствию 63 жителя Новогрудка. Их имущество подлежало конфискации. Ю. Кашица судебная комиссия отнесла к 1-й категории политических преступников с полным секвестром имений. Но ему, как и Н. Межеевскому, удалось эмигрировать. Ряд ограничений, наложенных на римско-католическую церковь, проявился в Новогрудке в ликвидации монастыря и перестройке костела францисканцев в православный собор.

В период восстания 1863–1864 гг. в Новогрудке сформировалась повстанческая организация во главе с вольнопрактикующим врачом Владиславом Борзобогатым, которая была раскрыта царскими властями в июле 1863 г. Первая публичная казнь повстанца произошла в Новогрудке еще 26 июня 1863 г. – расстреляли помещика Адама Пусловского. Следствие по делу повстанческой организации Новогрудка длилось почти год. В 1-ю категорию преступников с приговором смертной казни входили В. Борзобогатый, К. Кашиц, В. Миладовский, С. Алендский, С. Новодворский, М. Дубичинский. Перечисленным лицам удалось спастись. В. Борзобогатый сбежал за границу. Другие получили помилование от М. Муравьева в виде ссылки и каторжного труда на 8–12 лет. 25 человек привлекли к ответственности за непосредственное содействие организации. За участие в событиях 1863–1864 гг. 90 лиц из Новогрудчины понесли наказание в виде секвестра и конфискации имений. 15 из этих лиц проживали непосредственно в городе Новогрудке.

Полиэтничность и поликонфессиональность Новогрудка демонстрируют статистические данные. В 1817 г. в городе проживало 1571 чел., из них 726 евреев, 319 татар. По первой всероссийской переписи населения Российской империи 1897 г. в Новогрудке насчитывалось 7887 жителей, из них родным языком считали: еврейский – 4992, белорусский – 1676, татарский – 475, польский – 401, русский – 319, украинский – 16, немецкий – 5 чел. По вероисповеданию новогрудчане распределялись следующим образом: 5015 иудеев, 1573 православных, 790 католиков, 494 магометан, 14 протестантов.

В 1915–1921 гг. Новогрудок неоднократно переходил из рук в руки. С 22 сентября 1915 г. до конца 1918 г. был оккупирован немецкими войсками, тут размещался штаб 10-й армии, были построены электростанция, проведена телефонизация, проложена узкоколейная железная дорога. Новогрудок входил в провозглашенную в марте 1918 г. Белорусскую Народную Республику. 27 декабря 1918 г. город был занят войсками Красной армии, в апреле 1919 г. – польскими войсками, летом 1920 г. город перешёл в руки большевиков, а в октябре 1920 г. вновь занят польскими войсками.

В составе межвоенной Речи Посполитой Новогрудок стал центром одного из четырёх воеводств, образованных на территории Западной Беларуси. В 1931 г. в городе 9567 жителей, 1055 жилых зданий, 2 костела, 2 церкви, 3 синагоги, мечеть, польская и белорусская гимназии, 2 больницы, 4 ярмарки, 7 гостиниц, 2 типографии. В 1920-1930-е гг. выходило более 10-ти наименований периодических изданий. В 1924–1931 гг. насыпан курган в честь А.Мицкевича, 11 сентября 1938 г. открыт его дом-музей.

18 сентября 1939 г. в Новогрудок вошли части Красной Армии. По новому административному делению в начале 1940 г. Новогрудок стал районным центром в составе Барановичской области. В городе установилась советская власть. Начались репрессии в отношении лиц, работавших в польской администрации или лесном хозяйстве, помещиков, владельцев фабрик, заводов. Мужчин арестовывали, а женщин, детей и стариков ссылали в Казахстан и Сибирь. Графиня О.А. Хрептович-Бутенева, также подвергшаяся репрессиям в тот период, тепло вспоминает еврея-булочника, который помогал ей и её семье в то время, когда они ждали депортации в Новогрудке, и даже прислал ей посылку в Казахстан.

В начале июля 1941 г. Новогрудок был оккупирован немецкими войсками. Одним из трагических событий начала войны явилось окружение частей Красной Армии в т.н. «Новогрудском котле». Новогрудок вошёл в состав Генеральной округи «Беларусь» и стал центром одного из 10 гебитов. В Новогрудке создана администрация из местных уроженцев, но всё контролировали немецкие чиныx. С сентября 1941 г. до 20 сентября 1943 г. во главе гебитскоммиссариата находился штурмбанфюрер СС Вильгельм Трауб, затем Фриц Бушман и д-р Альфред Гилле. Были открыты отделения Белорусской Краёвой обороны, Союза белорусской молодёжи, работала учительская белорусская семинария. На Новогрудчине действовали как советские партизанские формирования, так и отряды Армии Краёвой. Отношения между ними варьировались от сотрудничества до вооружённых конфликтов. 8 июля 1944 г. город освобождён Советской армией. Значительная часть центра города была разрушена в результате немецких бомбардировок в первые дни войны, в частности пострадала улица Советская (бывшая Еврейская).

В послевоенные годы Новогрудок стал районным центром Гродненской области.

АРХЕОЛОГИЯ

Археологические памятники Новогрудка представлены частично сохранившимися детинцем на Замковой горе, окольным городом на возвышенности Малый Замок, посадом около исторического центра древнего города и городским некрополем – курганным могильником около д. Братянка. На восточной окраине современного города есть возвышенность, именуемая «Гора Миндовга».

Детинец древнего Новогрудка размещен на Замковой горе на северной окраине современного города, имеет трапецевидную форму, размеры 75 м 100 м. Он окружен валом высотой 6 м, шириной около основания 25–27 м, на гребне 4–5 м, и рвом глубиной 10 м, шириной 10–12 м. В 1924 г. во время земляных работ было снято около 2 м верхней части культурного слоя, изучались и консервировались руины замка, найдены монеты XIV – XVII вв., ядра разных размеров, профильный кирпич. Экспедицией Ленинградского отделения Института истории АН СССР под руководством Ф. Гуревич в 1957 – 1977 гг. вскрыто около 1000 м кв.lxxvii

Археологическое изучение Новогрудка было продолжено М. Ткачёвым, М.Малевской-Малевич, Т. Бубенько, А. Кравцевичем, А. Трусовым и др. Наиболее исследован первый этап существования дединца – XI–XIII вв.

Окольный город размещается на запад от детинца на возвышенности Малый замок, занимает площадь около 2,5 га. Здесь выявлен христианский могильник XI в. Вокруг исторического центра и около подножия Замковой горы размещался посад.

В результате раскопок установлено, что первое неукрепленное славянское поселение на Малом замке возникло в конце Х в. Замковая гора была заселена на рубеже Х – ХI вв. или в начале ХІ в. Не позднее ХІI в. заселяется возвышенность, примыкающая к Малому замку с юго-запада (тут была построена церковь Бориса и Глеба). В ХІI – XIII вв. Новогрудок – развитый и благоустроенный город с богатой и оригинальной культурой. В середине XIII в. был резиденцией князя Миндовга. В XIII – XIV вв. – центр удельного княжества.

Во время археологических раскопок на Малом Замке в Новогрудке, проводившихся Ленинградским отделением Института Археологии АН СССР, был найден артефакт, названный «стеклянный резной стакан», относящийся к группе стеклянных резных бокалов, известных в медиевистике под общим названием «HEDWIG GLASS». На найденном в Новогрудке «Кубке Святой Ядвиги» (под таким названием сосуд числится в коллекции Эрмитажа), вырезаны изображения Льва, Грифона и стилизованного Древа Жизни в виде двух Змей, обвивающих Чашу Жизни. По версии Британского музея, сосуды данной группы входят в первую сотню выдающихся произведений материальной культуры общечеловеческой цивилизации. 

РЕЛИГИЯ

В середине – второй половине XII в. в Новогрудке был построен каменный храм – предшественник Борисоглебской церкви XVI в. В XIV в. при храме существовал мужской православный монастырь; с 1624 – женский, с 1628 – мужской монастырь базилиан; с 1839 г. – православная церковь.

В XIV – XVI вв. на территории детинца существовала замковая церковь. В XVII в. церковь перестроена под костел в стиле барокко. Именно в этом костеле до 1775 г. происходили заседания Трибунала ВКЛ. Здание храма существовало до 1850 г.

В 1395 г. при Витовте был основан фарный костел. Готический храм существовал до 1712 г. На его месте возведен новый – барочный.

В 1624 г. основан Михайловский костел и монастырь доминиканцев. При нем с 1794 по 1834 г. действовала доминиканская школа. В 1853 г. монастырь был закрыт, а костел стал приходским.

В 1780 г. был возведен костел и монастырь францисканцев. В 1831 г. монастырь упразднен, барочный костел св. Антония в 1846 г. перестроен в византийском стиле в православный собор св. Николая.

В период Великого княжества Литовского Новогрудок был центром религиозной жизни. В 1316 г. он стал резиденцией литовского митрополита. Литовская митрополия фактически охватывала все «русинские» земли ВКЛ (Новогрудскую, Полоцкую и Туровскую епархии). С 1415 г. резиденция литовского митрополита переместилась в Вильню. В 1568 г. В Новогрудке насчитывалось 10 церквей.

Во второй половине XVI в. Новогрудок стал центром развития кальвинизма в Беларуси. Кальвинистами были в основном шляхта и мещане. Новогрудчина выделялась тем, что здесь распространение получило такое направление как арианство – радикальное течение Реформации, представители которого выступали за социальное равенство и признавали за Иисусом только человеческую сущность. В 1617 г. при содействии иезуитов арианская община в Новогрудке была ликвидирована.

В начале XVII в. Новогрудок стал одним из центров развития униатской церкви. Этому способствовал тот факт, что одним из активных деятелей новой церкви стал уроженец имения Рутка из-под Новогрудка Иосиф Вельямин Рутский. В Новогрудке Борисоглебская церковь была преобразована в униатский храм, при котором были основаны мужской и женский базилианские монастыри.

В первой половине XVII в. в Новогрудке, как и в целом в ВКЛ, активно разворачивались процессы Контрреформации. Здесь были открыты иезуитская миссия (1626 – 1631), позднее преобразованная в резиденцию (1631 – 1714), при ней была создана школа грамматики, поэтики, риторики. С 1714 по 1773 г. действовал иезуитский коллегиум. При поддержке К. Сапеги появился орден бонифратров.

В Новогрудке в XVII – ХIХ вв. действовал единственный в Беларуси женский монастырь ордена доминиканцев (основан в 1654 г., упразднен в 1864 г.).

В конце XVIII в. в Новогрудке было 3 униатские церкви, 5 костелов, 6 монастырей, синагога, мечеть.

В 1825 г. по имперским статистическим данным в Новогрудке насчитывалось 6 церквей, 6 монастырей, 7 богаделен.

В 1831 г. губернская администрация подавала следующую статистику по храмам и духовенству Новогрудка: «каменных монастырей с церквями: римско-католических 4; греко-униатских 2; магометанская мечеть: 1 реформаторская кирха: 1; белого духовенства: 1; черного: 52; иноверческого: 23».

В 1929 г. в Новогрудке был основан монастырь назаретянок. С 1931 г. при нем действовала школа. В 1940 г. здания монастыря национализированы, школа преобразована в светскую.

Новогрудская мечеть возведена в 1855 г. на месте ранее существовавшей (с 1796 г.) мечети. Снова действует с 1997 г.

Евреи владели собственными учреждениями культа. В 1861 г. в городе были 1 каменная синагога, 4 деревянных и 6 каменных еврейских молитвенных домов. Развивалась система традиционного религиозного образования. Существовали начальные религиозные школы – хедеры. Так, в 1905 г. в городе действовало 38 хедеров, где обучалось 729 человек. В 1896 г. рабби Иосеф-Йоэль Горовиц (1846–1920) основал иешиву, высшее религиозное учебное заведение иудеев, ставшую одним из духовных центров Восточно-европейского еврейства. Она действовала в Новогрудке до начала Второй Мировой войны.

Согласно переписному листу 1897 г. в Новогрудке действовали 2 православные церкви (1 соборная), 1 костел, 1 часовня, мечеть, синагога и 12 еврейских молитвенных школ.

В настоящее время в городе действующими храмами являются две церкви, два костела и мечеть. 

СВЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Учреждения образования и культуры, благотворительные и общественно-политические организации

В 1794 –1834 гг. в Новогрудке действовала доминиканская школа. С 1834 г. она была преобразована в 5-классное уездное училище, затем в 1858 г. в 7-классную гимназию. Гимназия была закрыта после восстания 1863–1864 гг. Во второй половине ХІХ в. в городе действовали городское и приходское училища для средних и низших слоёв населения. В 1894 г. в трехклассном городском училище насчитывалось 212 учеников: 88 католиков, 83 православных, 26 иудеев, 15 магометан.

Евреи предпочитали обучать своих детей в традиционных религиозных школах – хедерах. Царское правительство одним из средств ассимиляции евреев видело в организации государственных школ для евреев. В русле этой политике в Новогрудке в 1854–1873 гг. действовало мужское казённое училище первого разряда (2-классное), почетным блюстителем которого был купец Гершон Моисеевич Гаркави. В 1891 г. открылось частное одноклассное мужское училище Якова Часовщика.

Еврейские девушки в начале ХХ в. учились в частной четырёхклассной гимназии Е.В. Кудрявцевой-Меле. В белорусской газете "Наша Ніва" от 17 марта 1910 г. сообщалась, что «там вучацца палова жыдоўскіх дзяўчат, а палова – беларусак вясковых».

В 1870-х гг. была основана еврейская больница с бесплатной амбулаторией. Действовали многочисленные еврейские благотворительные организации. С конца ХІХ в. в Новогрудке основываются сионистские организации. В начале ХХ в. в городе появляются филиалы Бунда и Социалистической сионистской партии.

В 1914 г. создан «Союз еврейских ремесленников», работала еврейская богадельня. В 1917 г. основаны спортивный клуб «Маккаби», детский дом. В 1919 в Новогрудке функционировали отделения Евсекции (около 25 чел.), Бунда и «Поалей Цион». В 1919 г. основана школа сети «Тарбут», позднее – школа с преподаванием на идише, религиозная частная школа, ставшая впоследствии частью сети «Тошия».

В межвоенный период в городе действовали государственная польская гимназия им. А. Мицкевича, частная белорусская гимназия (1921–1934 гг.), 7-классная еврейская школа. В 1921–1929 гг. существовало отделение Товарищества белорусской школы. Общественность города активно действовала по увековечиванию памяти А. Мицкевича. В 1924 г. создан Мицкевичский комитет – добровольное научное общество. В 1924–1931 гг. в честь А. Мицкевича насыпан Курган Бессмертия. В 1938 г. был открыт дом-музей знаменитого поэта. В 1920–30-х гг. работал театр на идише. В Новогрудке действовали отделения различных еврейских партий и организаций.

В настоящее время в Новогрудке работают 6 средних школ; 2 гимназии; 1 лицей; 2 спортшколы; музыкальная школа; 2 колледжа: Новогрудский государственный торгово-экономический колледж, Новогрудский государственный аграрный колледж; дом культуры; историко-краеведческий музей, музей еврейского сопротивления, дом-музей Адама Мицкевича; 4 библиотеки; больница, 4 поликлиники; 2 кинотеатра.

Торговые и промышленные учреждения

В 1799 г. в Новогрудке были утверждены две ярмарки, так называемые "контракты": 19–23 марта и на десятой неделе после Пасхи (десятуха). Торговля осуществлялась и на еженедельных торгах. В 1825 г. в Новогрудке по статистическим имперским показателям насчитывалось 77 лавок, 2 трактира, 36 питейных домов, 5 садов. В 1833 г. в городе насчитывалось 96 лавок, 1 трактир, 55 питейных домов.

В 1860 г. был основан кафельный завод мещанина Г. Лейтнекера, в 1889 г. – табачная фабрика купца М. Мышковского, в 1893 г. – гильзовая фабрика З.Г. Шлёмовича. В конце XIX в. в Новогрудке работали мыловаренный, кирпичный, гончарный, два гончарно-кафельных завода и гильзовая фабрика.

В 1913 г. евреям принадлежали аптека, оба склада аптечных товаров, 3 гостиницы, ресторан, 41 лавка (в т. ч. все 8 мануфактурных, 8 бакалейных, все 6 кожевенных).

Промышленность современного Новогрудка представлена 11 основными предприятиями: ОАО «Новогрудский завод газовой аппаратуры», ОАО «Белкредо», ОАО «Новогрудский маслодельный комбинат», ОАО «Новогрудский винзавод», ЧУП «Эфатон» ОО БелТИЗ, КУП «Новогрудский завод металлоизделий», СП «Леор Пластик», ООО «Новогрудская фабрика спецодежды»,ООО «Провит», ОУПП «Новогрудский комбинат бытового обслуживания населения».

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

Новогрудок размещен на холмистом рельефе. Его застройка имеет свои особенности. Природные условия и рельеф оказали большое влияние на планировочную структуру и трассировку городских улиц. По этой причине до конца XVIII в. в Новогрудке сложилась неправильная радиально-кольцевая сеть улиц со сложными трассами. Центром города являлась многофункциональная торговая площадь: здесь находились городская ратуша (сейчас на этом месте универмаг), культовые сооружения, торговые ряды, дома богатых горожан. К торговой площади веером сходились восемь улиц. Согласно планам 1809 и 1810. это: Францисканская, Базилианская, Замковая, Кавальская, Старатраецкая, Валевская, Еврейская, Слонимская. Указан на этих планах и Доминиканский переулок. На протяжении XIX в. названия улиц неоднократно менялись, и лишь некоторым из них удалось сохранить своё бывшее название. По данным на 1912 г., от торговой площади отходили: Гродненская, Церковная, Замковая, Семёновская, Минская, Ивановская, Ярославская и Михайловская улицы.

Переименования улиц происходили не только в период Российской империи, но и межвоенной Речи Посполитой, а также в период немецкой оккупации в 1941–1944; при установлении Советской власти в 1939 и 1944 г. Так, улица Ковальская переименована при Российской империи в Семёновскую, в межвоенный период она стала улицей 3-го Мая (день принятия Конституции в 1791 г.), в советское время и до сих пор – 1-го Мая.

Новогрудок неоднократно горел и перестраивался. Большинство зданий города были деревянными. Так, в 1825 г. в Новогрудке 15 каменных и 399 деревянных домов. Каменными были культовые здания (костёлы, монастыри, церкви, синагога). Лучшим жилым домом в Новогрудке, по воспоминаниям Игната Домейко, был родной дом Адама Мицкевича. Он возведен в 1807 г. в центре города после того как предыдущий, деревянный, сгорел. В 1881 г. и этот дом был сильно поврежден пожаром, но в 1887 г. восстановлен. Правда, в это время дом уже давно не принадлежал семье Мицкевичей. После восстания 1830 - 1831 гг. он перешел в казну и был продан с торгов.

Большинство владельцев жилых домов города составляли евреи. Согласно «Ведомостям о домовладельцах города Новогрудка польского происхождения и евреях», датированным 1866 г., евреи были собственниками 452 домов, римо-католики – 99. Еврейское население концентрировалось на следующих улицах: Ивановской – 74 дома, Троицкой – 59, Еврейской – 45, Загородном переулке – 35, Виленской – 32, Гродненской – 29, Минской – 18. Состоятельные евреи жили главным образом на Торговой площади. Самыми богатыми зданиями, принадлежавшими евреям, названы: дом купца 2-й гильдии Хаима Бейлина и его жены (оценивался в 8000 руб.), Мовши Гаркави (6000 руб.), два дома купца Мейера Пикера (6350 и 3750 руб.). Вместе с тем количество еврейских домов, стоимость которых превысила 1 тыс. руб., составляла лишь 6% (28 домов) от их общего количества. Абсолютное же большинство – 358 домов (около 80%) – были отнесены к бедным. В связи с этим новогрудский уездный исправник в рапорте минскому губернатору отмечал, что «евреи, которые имеют дома, оцененные от 75 до 400 руб., находятся в совершенной бедности, в чем я лично убедился».

В период Российской империи велись работы по перепланировке белорусских городов и новой застройке их центров. В 1809 и 1872 годах были составлены проекты перепланировки Новогрудка (осуществлены частично). В 1812 г. в Новогрудке построены деревянные торговые ряды, в 1830-х перестроенные в каменные. В 1861 г. в Новогрудке 38 каменных из 519 жилых зданий. Кроме 1 каменной синагоги в городе возвышались 4 деревянных и 6 каменных еврейских молитвенных домов. За ХІХ в. были разрушены иезуитский костёл, костёл доминиканок, перестроены Борисоглебская церковь и ставший с 1846 г. церковью францисканский костёл.

В начале ХХ в. в Новогрудке зафиксировано 956 жилых зданий, из которых 70 были каменными, 41 с железными крышами. Протяженность 13 улиц составляла 19 верст, из них мощеных – 3,5. Дощатые тротуары составляли 6 верст. В 1907 г. появился первый городской газовый фонарь.

В 1921 г. – 699 построек; в 1931 г. – 1055 жилых зданий, 2 костела, 2 церкви, 3 синагоги, мечеть, польская и белорусская гимназии, 2 больницы, 4 ярмарки, 7 гостиниц, 2 типографии. В 1930–е гг. возведено здание воеводского управления.

В современном Новогрудке в центральной части сохранилась историческая радиально-кольцевая планировка. Архитектурно-планировочный центр – площадь Ленина (в прошлом рыночная площадь). В районе старой площади или неподалеку от нее сосредоточены все памятники зодчества, которые вместе с малоэтажной рядовой застройкой прошлых веков придают городскому центру особый художественный колорит. Историческую планировку города демонстрируют сохранившиеся карты города конца XVIII – первой трети ХХ ст.

ЭТНОГРАФИЯ

Несмотря на фрагментарность материалов по этнографии, связанных с новогрудской еврейской общиной, они свидетельствуют о том, что штетл Новогрудка был органичной частью традиционного мира восточно-европейского еврейства.

Материалы по этнографии еврейского населения Новогрудка содержатся в мемуарах. Ян Булгак поделился воспоминаниями об основных занятиях евреев в Новогрудке, в частности о мелкой торговле: «Если какой-то из виду состоятельный человек останавливался в городе, особенно в "базарный день", его окружал толпа торговцев и торговок, которые настойчиво и даже навязчиво рекламировали свой товар». Я. Булгак рассказал историю об одном молодом помещике, который решил пошутить над еврейскими торговками, остановившись посреди площади города и набрав различного товара, приказал кучеру скорее ехать, не заплатив. На площади поднялся страшный переполох, за ним бежало "полгорода", а он, как будто ничего не случилось, приказал кучеру остановиться и объяснил, что подумал о товаре, который ему всучили, как про подарки от местных жителей.

Один из студентов знаменитой Новогрудской иешивы Дэвид Загер в книге «Бочки» описал атмосферу учебы в ней, а также бытовые особенности (систему питания ешиботников по домам новогрудских евреев – так называемые «дни»).

Раввин Ави Шафран, чей отец был среди высланных советскими властями в Сибирь студентов новогрудской иешивы, издал компакт-диск, на котором воспроизведены записи песен на идиш в исполнении учащихся иешивы, сделанные еще до Второй мировой войны. Реб Ави Шафран вспоминает:

«Юношей, слушая в записи, как поют студенты Новардокской иешивы, и, зная по рассказам отца, насколько суровой была к ним судьба, я всякий раз поражался жизнеутверждающей силе их песен. И не мог понять, откуда эти молодые люди черпали столь безмятежную одухотворенность, ту радость жизни, которыми наполнялся каждый воспроизведенный ими звук. (…) Ощущения, которые они передавали своим пением, исходили из их сердец и не были «иллюзией», воссозданной хорошей «актерской игрой вокалистов». Найти ответ на этот вопрос я сумел лишь через много лет. (…) Духовная сила учащихся Новардокской иешивы росла и крепла на их нерушимой вере во Всевышнего. Их не пугала бренность человеческого бытия. Жизненные тяготы, преследования и гонения были для них проверкой на прочность в стремлении выполнить Волю Творца, нести в мир свет Его Торы. Поэтому в их пении так явно звучит искреннее, вдохновенное волнение и радость от того, что наша жизнь наполнена великим смыслом. Радость и гордость от того, что Всевышний доверил нашему народу выполнение очень важной миссии в мире…»

Воспоминания выживших узников Новогрудского гетто, хранящиеся в Яд-Вашеме в Иерусалиме, Еврейском историческом институте в Варшаве, а также интервью со свидетелями Холокоста нееврейской национальности, снятые для мемориального музея Холокоста в США (например, Мирии-Юзефы Каравайской, 1928 года рождения, Юлии Липай, 1932 года рождения, Григория Рахманько, 1924 года рождения) часто содержат не только описание трагедии Холокоста, но и воспоминания о довоенной жизни еврейской общины города, в том числе подробности еврейских будней и праздников. Воспоминания жительницы Новогрудка татарской национальности Марии Яковлевны Масловской, 1923 года рождения, показали, что респондентка хорошо помнит еврейские праздники «кучки», «песах» (ее мама помогала печь мацу).

Мир новогрудского штетла и его обитателей помогает представить и понять также фильм «Новогрудок.1931 г.», снятый Варшавской студией «Зенит» в честь приезда в Новогрудок Александра Гаркави из США, а также старые фотографии.

ПАМЯТНИКИ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

Фарный костел. Построен в 1719-23 гг. в стиле барокко на месте предыдущего храма, основанного в конце ХІV в. великим князем Витовтом. В этом храме польский король Ягайло в 1422 г. венчался с Софьей Гольшанской, а в 1799 г. здесь был крещен Адам Мицкевич. Костел действующий. Ул. 1 мая, 26.

Костел св. Михаила. Основан в 1624 г., как костел ордена доминиканцев. Перестроен в 1724 г. и после пожара 1751 г. в стиле барокко с элементами классицизма. При монастыре, который не сохранился, находилась доминиканская школа, в которой учились Адам Мицкевич и Ян Чечот. Костел действующий. Ул. Советская 2.

Борисоглебская церковь. Построена в 1517-1519 гг. в стиле поздней готики на месте церкви первой половины ХІІ в. Долгое время церковь была кафедральным собором православных митрополитов Великого княжества Литовского. Позднее принадлежала униатам базилианского ордена. Церковь действующая. Ул. Почтовая, 6.

Николаевская церковь. Построена в 1780 г. как костел ордена францисканцев. В 1846 г. преобразован в православную церковь. Памятник архитектуры позднего барокко с элементами псевдовизантийского стиля. После восстановления в 1991 г. Новогрудской епархии является соборной церковью. Рядом в каменном здании раньше располагался монастырь францисканцев. Действующая. Ул. Гродненская 4.

Мечеть. Современное здание мечети построено на месте предыдущего в 1855 г. После Второй мировой войны была закрыта. Возобновила деятельность в 1997 г. Ул. Ленина, 18.

Руины замка — памятник оборонительного зодчества XI – XVI вв. Расположены на Замковой горе. Замок строился в четыре этапа с середины ХІІІ до начала ХVІ в. После коронации в 1253 г. князя Миндовга в качестве "короля Литвы" являлся резиденцией великих князей литовских. Имел 7 башен, соединенных стеной, считался мощнейшим на современных белорусских землях. Был сильно поврежден в войне 1654-1667 гг. Окончательно уничтожен в 1706 г. во время Северной войны. Сохранились руины трех башен, земляные валы и глубокий ров. Ул. Малый Замок.

Бывшие торговые ряды. Построены в 1833 г. Ул. Минская, 3.

Бывший дом воеводы, построен в конце 1920-х гг. Теперь – здание райисполкома. Построенный в конце 1920-х годов. Ул. Мицкевича, 9.

Здание бывшего железнодорожного вокзала. Построено в конце 1920-х гг. Теперь – здание автовокзала. Ул. Мицкевича,19.

Жилые дома, памятники архитектуры ХІХ – начала ХХ ст. (ул. Замковая № 3, 7, 9, 13, 15; пл. Ленина № 4, 5, 9).

Торговые ряды, памятник архитектуры классицизма, возведены в 1812 г., перестроены в 1953 г. (изменена планировка, главный фасад облицован керамической плиткой).

Монастырь назаретянок, 1930-е гг.

Здание банка, 1920-1930-е гг.

Гора Миндовга, согласно местному преданию здесь похоронен князь Миндовг - основатель Великого княжества Литовского. В XVIII – начале ХХ в. на этом месте находилось христианское кладбище. В 1993 г. у подножия горы установлен памятный знак.

Курган Адама Мицкевича, насыпан в 1924-1931 гг. Тут находится земля, привезенная из всех мест, где жил А. Мицкевич. У подножия кургана в 1998 г. установлен памятный знак.

 
Утраченное наследие:

Новогрудская замковая церковь (церковь св. Богородицы), существовала на территории детинца в XIV – XVI вв.

Новогрудский «дом боярина», существовал в XII в. на территории окольного города.

Новогрудская ратуша, впервые упоминается в 1652 г., здание неоднократно перестраивалось, разрушено в период Второй мировой войны.

Новогрудская синагога, XVIII в.

МЕСТА ПАМЯТИ

Новогрудская синагога (не существует)

Упоминания о синагоге в Новогрудке относятся к XVII в. Очевидно, сначала была построена деревянная синагога, затем на её месте возвели каменную. Евреи начали селиться вдоль улицы, идущей от синагоги, и она получила названия Жидовской. Перед синагогой, фасадом к торговой площади был построен Доминиканский костёл. Синагога действовала до Второй мировой войны. После войны в ней был устроен магазин, а затем в начале 1960-х гг. в рамках борьбы с религией здание синагоги разрушено. Архитектура и интерьер Новогрудской синагоги описаны А. Локоткой. Сохранились фотографии, которые показывают её экстерьер и интерьер.

Еврейское кладбище в Новогрудке

Еврейское кладбище размещается на возвышенности в конце современных улиц Садовой и Высокой. Месторасположение выбрано неслучайно, оно было удобно для использования как жителями улиц Валевской и Еврейской, так и Кореличской и Троицкой. Самый старый памятник относится к XVIII в., но есть сведения, что оно функционировало и ранее. С конца ХІХ – начала ХХ в. тут стояли металлические ворота в виде арки, которая опиралась на высокие бетонные столбы. На воротах размещались таблички с надписями.

С основанием в середине 1950-х годов нового общегородского кладбища, еврейское кладбище было закрыто. Вскоре были разрушены входные ворота, а одна из частей пригорка использована под гаражную застройку. На сегодняшний день кладбище занимает территорию около 1,5 га. На еврейском кладбище сохранилось около 700 надгробных памятников. Тексты на их написаны, за небольшим исключением, на еврейском языке. По фильму 1931 г., снятому в честь приезда в Новогрудок Александра Гаркави из США, можно увидеть, как выглядело новогрудское еврейское кладбище в 1930-е гг. Оно было окружено оградой, а над воротами размещался кованый семисвечник (менора).

Новогрудское еврейское кладбище в отличие от многих других не было снесено и застроено, а сохранилось до наших дней. В 1997 г. вокруг него установлена ограда, а на самом холме — памятник в честь захороненных здесь евреев, а также евреев Новогрудчины, которые умерли или погибли вдали от родных мест. Ограждение еврейского кладбища и установка памятника были профинансированы по согласованию с Новогрудским горисполкомом Комитетом новогрудчан в Израиле.

Обелиски жертвам фашистских расстрелов

В 1990-х гг. в местах массовых расстрелов еврейского населения по инициативе и на средства Джека Кагана установлены памятники с указанием национальности погибших. Один из них находится недалеко от деревни Скрыдлево (юго-запад от города, 1995 г.), другой – в 2 км от города в направлении Ивья, около дороги Новогрудок-Вселюб, не доезжая деревни Литовка (1993 г.), третий – в конце ул. Минской, слева от заправки (1993 г.) на месте последнего расстрела 7 мая 1943 г. На всех памятниках - текст на белорусском, английском и иврите.

На территории ГПТВ-193 (ул. Минская, 64–66), где в годы войны находилось гетто, в здании бывшего барака открылся Музей еврейского сопротивления. На территории училища установлен памятный знак, сохранились здания, в которых во время войны находились мастерские для узников гетто, колодец.

Еврейские дома.

Площадь Ленина, № 5 – Дом Лейпунера.

Площадь Ленина, №7 – Дом Израэлиты и Клубка.

Площадь Ленина, № 10 – Дом Делятицкого.

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ И САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА

В самом городе Новогрудке сохранился парк 1930 г. – памятник садово-паркового искусства.

На территории Новогрудского района расположены ландшафтные заказники республиканского значения Новогрудский, Свитязянский, Налибокский (частично). Имеются заказники местного значения: Вселюбский, Извенский, Графская пуща (частично). Памятниками  природы республиканского значения являются: Вселюбский парк, дуб-тройник на территории  Свитязянского лесничества, а также Пуцевичская гора (д. Пуцевичи), Запольские конгломераты (д. Заполье), Большой камень Плисский (Вселюбское лесничество), Большой камень Литовский со знаками (д. Литовка), Святой камень Сенежицкий (д. Сенежицы), Запольский валун (д. Заполье). Памятниками природы местного значения являются  гора Каплица, Рутковский пригорок, два валуна Лукинские, Большой камень Гирдовский.

ДВИЖИМЫЕ ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Памятники Адаму Мицкевичу, Якубу Колосу, Владимиру Высоцкому, неизвестному солдату, землякам, погибшим в Афганистане.

Памятные знаки около горы Миндовга, на Замковой горе; памятный знак магдебургскому праву (установлен в 2011 г. в честь 500-летия получения Новогрудком магдебургского права).

НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

С Новогрудчиной связаны имена многих выдающихся деятелей культуры: канцлера ВКЛ Иохима Хрептовича, великого польско-белорусского поэта Адама Мицкевича, поэтов Яна Чечота, Винцента Коротынского, первого белорусского мемуариста Фёдора Евлашевского, первого белорусского фольклориста Соломона Рысинского, художника Язепа Дроздовича, фотографа Яна Булгака, всемирно известного ученого в области астронавтики Бориса Кита и многих других государственных, научных и культурных деятелей.

Интересно отметить симпатии Адама Мицкевича к еврейскому народу.

МИЦКЕ́ВИЧ Адам (1798, Заосье, близ Новогрудка – 1855, Стамбул) – польско-белорусский поэт, публицист, просветитель и общественный деятель. Патриот Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, борец за освобождение своего народа. Родился в семье адвоката, обедневшего шляхтича; мать происходила из принявшей христианство семьи франкистов Маевских. Некоторые историки предполагают, что и жена Мицкевича, Целина Воловска, была правнучкой одного из франкистских лидеров Шломо бен Элиши Шора из Рогатина. Мицкевич выступал против антисемитизма и проявлял симпатии к евреям и в художественном творчестве, и в общественной деятельности. В поэме «Пан Тадеуш» (1834) один из персонажей — корчмарь Янкель, одаренный музыкант-цимбалист и благородный человек, хранит верность еврейской духовной традиции и в то же время участвует в польском освободительном движении. Мицкевич полемизировал с писателем З. Красиньским, изобразившим евреев в своей драме «Небожественная комедия» (1835) врагами польского народа и христианства. Мицкевич был убежден, что союз поляков и евреев Польши приведет к духовному и материальному возрождению страны (как некогда союз Польши с Литвой привел к политическому величию Речи Посполитой), несмотря на различия двух народов. Он энергично высказывался в поддержку евреев в своих лекциях в Коллеж де Франс в Париже (1840–44). В день Девятого ава в 1845 г. Мицкевич выступил с речью в одной из синагог Парижа и выразил сочувствие страданиям еврейского народа. В 1848 г. в воззвании к полякам, определяя принципы будущей свободной Польши, Мицкевич настаивал на предоставлении равных прав всем гражданам, без различия вероисповедания. «Старшему брату Израилю — уважение, братство, помощь на пути к его вечному и земному счастью, равные со всеми права», — говорилось в нем. Мицкевич разделял идеи польского философа-мистика Анджея Товяньского, бывшего, как и Мицкевич, выразителем польского мессианизма. Согласно Товяньскому, еврейский, польский и французский народы составляют триединый Израиль, призванный спасти человечество. Эти взгляды нашли выражение в написанном библейским стилем сочинении Мицкевича «Книги польского народа и польского пилигримства» (1832), в котором проводится параллель между возвращением евреев из вавилонского пленения и окончанием мученичества Польши.  Убежденный, что Польше предстоит освободить западнославянские народы, а также разрешить еврейский вопрос, Мицкевич предложил во время Крымской войны (1853–56) организовать еврейский легион для борьбы с Россией, подобно уже существовавшему польскому полку генерала Замойского и казачьему полку под командованием Садык-Паши. С этим планом Мицкевич обратился к евреям через своего помощника А. Леви (врача французской армии, потомка крещеных евреев, заинтересовавшегося в 1824–31 гг. иудаизмом под влиянием Мицкевича), обещая обеспечить еврейским солдатам возможность соблюдения субботы и обрядов иудаизма. И Мицкевич и Леви, очевидно, полагали, что формирование еврейского легиона — первый шаг к возрождению еврейского народа. В 1855 г. Мицкевич отправился в Стамбул, чтобы убедить турецкое командование создать еврейский легион. Там он умер, не осуществив свои замыслы.

Биографии выдающихся людей, принадлежащих к новогрудской еврейской общности

ГАРКА́ВИ Александр (1863, Новогрудок – 1939, Нью-Йорк), лексикограф языка идиш и писатель. Получил традиционное еврейское воспитание, проявлял с юных лет склонность к изучению языков. После погромов 1881 г. примкнул к обществу «Ам-‘олам» и эмигрировал в США (1882). Его первый общедоступный учебник английского языка «Дер энглишер лерер» («Английский учитель», 1891) разошелся тиражом в 100 тысяч экземпляров.

А. Гаркави переводил на идиш произведения европейских классиков (в том числе «Дон-Кихот»), «Историю еврейского народа» Г. Греца, написал ряд популярных книг по истории и культуре Америки. Преподавал американскую историю и общественные дисциплины в учебных заведениях Нью-Йоркского совета по образованию, грамматику и литературу идиш в Нью-Йоркской еврейской учительской семинарии. Наибольших успехов достиг в лексикографии. Его словари англо-идиш и идиш-английский (40 тысяч слов) выдержали 22 издания. Самая значительная работа Гаркави — идиш-англо-ивритский словарь (1925; 4-е издание — 1957 г.)cv. В 1930 г. А. Гаркави приезжал в Новогрудок, во время его приезда снимался документальный фильм о евреях Новогрудка.

ГАРКАВИ Авраам Яковлевич
(15.11.1835, Новогрудок Минской губ. – 15.03.1919, Петроград), востоковед-семитолог.  Из мещан, отец – зажиточный торговец. В 1901 принят в "потомственное дворянское достоинство". С 1858 учился в Виленском раввинском училище, по окончании которого поступил в 1863 на факультет восточных языков Петербургского университета, окончил его со степенью кандидата в 1867. В 1868 А. Гаркави защитил в университете магистерскую диссертацию "Сказания мусульманских писателей о славянах и русских, с половины VII до конца X века" и в том же году получил заграничную командировку с научными целями на два года.

Занимался в университетах Берлина и Парижа египтологией и ассирологией. По возвращении в Петербург защитил в 1872 в университете диссертацию на степень доктора истории Востока "О первоначальном обиталище семитов, индоевропейцев и хамитов". Тогда же в качестве приват-доцента Гаркави допущен к чтению лекций в университете, но в штатной должности не был утвержден и с этого времени стоял в стороне от академической среды, лишь в 1918 получил предложение от факультета восточных языков занять кафедру семитологии. После защиты докторской диссертации А. Гаркави до конца жизни работал в Публичной библиотеке. В период работы в Б-ке неоднократно состоял членом ее хозяйственного комитета, участвовал в организации различных выставок.

Активное участие Гаркави принимал в деятельности Общества для распространения просвещения между евреями в России, был членом его комитета, секретарём, почетным попечителем, редактором издательства Общества. Долгие годы до конца дней состоял членом правления Петербургской еврейской общины, членом хозяйственного комитета, габбаем (ведающим организационными и хозяйственными вопросами) и старостой синагоги Петербурга. Незадолго до смерти в начале ноября 1918 при возвращении с работы был сбит грузовиком на Садовой ул., получил тяжелые травмы.

А. Гаркави награжден орденами Владимира 4-й степени, Анны 2-й и 3-й степени, Станислава 2-й, 3-й и 4-й степени, Кавалерским крестом Изабеллы Католической. 

Раби Йосеф-Юзл бар Шломо-Залман Горовиц (Саба из Новардока; ок.1848—1920/ гг.) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров движения Мусар. Родился в литовском городке Плунге, расположенном недалеко от границы с Пруссией; его отец был даяном (судьей) этого городка. Женился на дочери торговца мануфактурой р. Яакова Штейна из соседнего городка Швекшене (Свентяны). Проявив исключительные деловые качества и энергию, молодой коммерсант преуспел и быстро разбогател. В городе Мемеле (Клайпеде) он познакомился с р. Исраэлем Салантером и под влиянием общения с ним начал изучать Тору. Следуя совету р. Исраэля Салантера, р. Йосеф-Юзл поселился в Ковно (Каунасе) и начал заниматься под руководством р. Ицхака Блазера, возглавлявшего ковенский Колель аврехим — ешиву для семейных знатоков Торы.

В 1882 году умерла при родах его жена — потрясенный этим горем, р. Йосеф-Юзл раздал своих детей по разным семьям и затворился от мира в одном из домов в пригороде Ковно, Слободке. Р. Йосеф-Юзл планировал оставаться в добровольном заточении в течение семи лет, но вмешалась российская полиция. Полицейские ворвались в его комнату, взломав двери, однако при обыске ничего подозрительного обнаружено не было, однако власти потребовали от р. Йосефа-Юзла прервать «затворничество».

Вскоре после этого р. Йосеф-Юзл женился вторично, условившись с тестем, что тот возьмет на себя заботу о семейном бюджете. Позднее один из друзей построил для него избу в чаще леса недалеко от белорусского местечка Новоельни и р. Йосеф-Юзл прожил в ней в одиночестве около десяти лет. Лишь порой его навещали соратники по движению Мусар. Около1896 года р. Йосеф-Юзл основал иешиву в белорусском городе Новардоке (Новогрудке). Постепенно обнаружились меценаты, готовые жертвовать тысячи рублей в год на поддержку новой ешивы. Действуя с колоссальной энергией и огромной самоотдачей, р. Йосеф-Юзл смог в короткий срок собрать триста учеников, и еще шестьдесят молодых семейных знатоков Торы — в колеле, созданном при ешиве.

Занимаясь мусаром с учениками, р. Йосеф-Юзл разработал систему психотехнических упражнений, способствующих духовному росту и преодолению негативных качеств характера. Эти упражнения выполнялись как индивидуально, так и в больших группах. Как правило, в течение каждого месяца вся ешива работала над одной проблемой: например, в ияре избавлялись от стремления к почестям, в тевете — вырабатывали в своем характере битахон (упование на Всевышнего) и т.д. В 1896-1897 годах р. Йосеф-Юзл приступил к широкому распространению своего опыта: действуя в сотрудничестве со своим наставником р. Ицхаком Блазером, он основал целый ряд колелей и иешив, в которых значительное внимание уделялось изучению мусара, — такие учебные заведения были созданы ими в Лиде, Двинске (Даугавпилсе) и Шауляе, а позднее в Минске, Варшаве, Бердичеве, Одессе и других городах. После Первой русской революции 1905 года р. Йосеф-Юзл ввел в программу занятий в иешиве Новардока новый духовный тренинг, названный им бурса (биржа).

С началом первой мировой войны, когда многие иешивы, оказавшиеся в прифронтовой зоне, распустили большинство учеников по домам, р. Йосеф-Юзл не только сохранил всю свою иешиву, но и объявил набор новых учеников. К лету 1915 года бои приблизились к Новардоку, и р. Йосеф-Юзл перевел иешиву подальше от линии фронта, в г. Гомель — крупный железнодорожный узел, связывающий Белоруссию и Украину.

В суровых условиях военного времени ученики питались, в основном, хлебом и водой, ходили в лохмотьях, спали на лавках в городских синагогах, — но занимались с удивительным увлечением. К ученикам, приехавшим из Новардока, вскоре присоединились студенты других иешив и даже некоторые гомельские гимназисты, возвратившиеся к соблюдению законов Торы. Р. Йосеф-Юзл принимал всех желающих, и число учеников скоро возросло до нескольких сотен.

Российские власти, обратившие внимание на огромное скопление еврейской молодежи в Гомеле, попытались призвать в армию всех студентов иешивы, достигших восемнадцати лет, — и тогда, в конце 5676 /1916/ года, р. Йосеф-Юзл решил стремительно рассредоточил учеников по различным городам Российской империи, создав там десятки новых иешив.

Приезжая в каждый из намеченных р. Йосефом-Юзлом городов, небольшая группа его учеников начинала заниматься в местном доме учения, а затем объединяла вокруг себя наиболее одаренных юношей из еврейских семей, в том числе и из семей, далеких от Торы. В большинстве случаев ученики р. Йосефа-Юзла преодолевали все трудности и преграды; они усердно занимались днями и ночами, и в иешивах царила атмосфера высочайшего духовного подъема. Всего в системе иешив, созданной учениками Новардока, занималось более двух тысяч студентов — наиболее крупные отделения основаны в восьми городах: Киеве, Харькове, Ростове, Павлограде, Чернигове, Саратове, Царицыне и Нижнем Новгороде. Позднее отделение было создано и в Москве, недалеко от Кремля, но в связи с революционными событиями оно просуществовало недолго.

В эти годы р. Йосеф-Юзл оставался с частью учеников в Гомеле — время от времени он объезжал свои филиалы, а раз в год все руководители отделений собирались вместе. В 1918 году р. Йосеф-Юзл начал выпускать брошюры со своими уроками на темы мусара, и ученики развозили их по всей стране, это также сплачивало многочисленные отделения иешивы в единое духовное целое.

В 1919 году, после праздника Шавуот, р. Йосеф-Юзл перенес центральное отделение иешивы — около трехсот учеников — из Гомеля в Киев, захваченный войсками гетмана Скоропадского. Одновременно р. Йосеф-Юзл перевел отделения своей иешивы из Харькова, Ростова, Нижнего Новгорода и других далеких российских городов, где уже начались репрессии ЧК и Евсекции против еврейских религиозных учреждений, в традиционные еврейские центры Белоруссии и Украины — в Могилев, Бобруйск, Бердичев, Житомир, Речицу и др.

К концу 1919 года в Киеве собрались тысячи беженцев со всей Украины — они жили прямо в синагогах, и большинство из них голодало. В праздник Суккот 1920 года в город вошли белогвардейские отряды генерала Деникина и учинили погром. После Суккота в Киеве вспыхнула эпидемия тифа, унесшая около пятнадцати тысяч жизней. Заразились и почти все ученики киевской иешивы — кроме трех и самого р. Йосефа-Юзла. Он самоотверженно, днями и ночами, ухаживал за больными. К зиме и он сам почувствовал первые симптомы смертельного недуга. Р. Йосеф-Юзл Горовиц, Саба из Новардока, умер в Киеве семнадцатого кислева 1920 года.

В 1922 году, следуя совету р. Исраэля-Меира Акоэна (Хафец Хаима), ученики Сабы из Новардока нелегально, небольшими группами, перешли польскую границу — всего около шестисот человек. В короткий срок они создали более шестидесяти иешив, в которых обучалось несколько тысяч юношей, — в Варшаве, Белостоке, Межериче и других городах. Все эти иешивы были названы Бейт Йосеф (Дом Йосефа) — в память о р. Йосефе-Юзле. Ряд иешив был создан также в Латвии и Англии. В 1929 году группа из пятидесяти учеников поселилась в Земле Израиля и основала иешиву в Тель-Авиве. После войны зять и ближайший ученик р. Йосефа-Юзла, р. Авраам Яфен, собрав уцелевших в огне Катастрофы учеников, воссоздал иешиву «Новардок» в США.

Тувия Бельский (1906 – 1986) – командир еврейского партизанского отряда братьев Бельских; с 3 января 1944 г. – отряда им. Калинина, который действовал на территории Западной Беларуси с мая-июня 1942 г. до 16 июля 1944 г. и находился в непосредственном подчинении Центру Лидской Зоны Барановичской области. Отряд Тувия Бельского вошёл в историю партизанского движения как самый многочисленный еврейский партизанский отряд на территории Беларуси, а также Европы.

Тувия Бельский родился в 1906 г. в д. Станкевичи Новогрудского уезда Минской губернии. Был старшим из 12 детей в семье Давида Бельского и Бейле Менделевич, которые владели мельницей в д. Станкевичи. Семья жила в многонациональной среде, остальные жители Станкевич были белорусы и поляки.

В 1927 г был призван на действительную службу в польскую армию, служил в 30-м Полку Канёвских стрелков в Варшаве. Демобилизовался в чине капрала в 1929 г. До 17 сентября 1939 г. занимался частным бизнесом в Речи Посполитой. После установления советской власти в Западной Беларуси с 1940 г. работал помощником бухгалтера в г. Лида.

В мае-июне 1942 г. вместе с братьями Зусем и Асоэлом создал семейную группу в Бочковичском лесу вблизи д. Станкевичи. К концу августа 1942 г. по инициативе Тувии группа выросла до 80 человек за счёт бежавших из Новогрудского гетто. С самого начала Тувия был избран командиром отряда и последовательно осуществлял взятую на себя миссию спасения евреев, собирая разрозненные группы и принимая в отряд всех, кто приходил в отряд самостоятельно. С осени 1942 г. он установил контакт с советским партизанским отрядом под командованием В. Панченкова, а с февраля 1943 г. отряд Бельского в количестве 250 человек был включён в отряд «Октябрь» Ленинской бригады в качестве 2-ой роты. Штаб бригады находился в Липичанской пуще. В апреле 1943 г. Тувия предпринял ряд шагов по выводу узников из Лидского гетто. При этом общая численность отряда выросла до 750 человек. Отряд Бельского был выделен из состава отряда «Октябрь» и разделён на две группы. Семейная группа под командованием Тувии Бельского - женщины, старики и дети - переместилась в Налибокскую пущу для создания базы, боевая - в количестве около 100 человек – осталась в районе Новогрудка и Лиды и принимала участие в боевых операциях совместно с другими отрядами. Во время карательной операции «Герман» в июле-августе 1943 г., направленной против партизан Налибокской пущи, Тувия сохранил свой отряд в полном составе. В октябре 1943 г. отряд пополнился на 150 человек за счёт бежавших через туннель из Новогрудского гетто.

В октябре-ноябре 1943 г. было завершено строительство нового лагеря в 8 км от д. Клетище Столбцовского района. Командир отряда Тувия Бельский организовал жизнь отряда по принципу штетла, создав отряд мастерских, обеспечив тем самым занятость населения лагеря и удовлетворяя потребности в ремонте оружия, пошиве одежды и обуви и обеспечивая всем необходимым свой и другие партизанские отряды, находившиеся поблизости.

База отряда представляла собой целый город, в котором 20 жилых землянок были построены в два ряда вдоль главной улицы. В середине находились штаб, мастерские и площадка для общего сбора. Землянки были под номерами заселялись по социальному принципу: по профессии, месту, откуда были родом её обитатели, либо по социальному статусу. В каждой проживало около 40 человек. В госпитале и инфекционном отделении для больных тифом работали 27 врачей и штат медсестёр, был зубной врач. В огромном здании в центре лагеря размещались мастерские, отгороженные друг от друга перегородками. 18 портных перешивали, чинили одежду, шили из полотна бельё; 20 сапожников чинили и шили обувь из шкур животных, которые выделывали в сыромятне. Несколько человек, работавших там, были хасидами и сыромятня служила своего рода синагогой, где среди развешанных для просушки шкур люди молились. Шорники изготавливали сёдла и ремни; столяры делали окна и приклады к винтовкам; кузнецы подковывали лошадей и изготавливали необходимые детали для ремонта оружия. В шапочной мастерской шили шапки, на мельнице мололи муку, пекарня выпекала несколько сортов хлеба, колбасный цех изготавливал колбасу и копчёности. В лагере были парикмахерская, часовая мастерская, школа, баня, мыловарня. Была своя тюрьма. Всего на различных производствах было занято около 200 человек. Бригада женщин стирала на весь отряд. На общей кухне готовили суп для всего отряда, но с течением времени пользователей общей кухней становилось всё меньше, т.к. в каждой землянке женщины начали готовить сами. Дети пасли стадо коров. Те, кто не умел ничего делать, охраняли лагерь, собирали и заготавливали дрова. Для детей открылась школа. На центральной площадке выступали самодеятельные артисты. 

По мнению генерал- майора Чернышёва такой лагерь был лучшим примером тылового обеспечения любой армии.

На момент освобождения 8 июля 1944 г. в отряде находилось 1018 человек.

В условиях войны, когда человеческая жизнь, а тем более жизнь еврея, ничего не стоила, спасение одной жизни Тувья Бельский ставил выше уничтожения десяти врагов. Эта цель отличала отряд Бельского не только в партизанском движении в Беларуси вообще, но и в еврейском сопротивлении всей Европы. За годы войны через отряд Бельского прошло более 1 300 человек, из них около 1 200 остались живы.

В 1944 г. после освобождения Беларуси Асоэль вместе с частью отряда вступил в Красную Армию и погиб в Германии незадолго до окончания войны. 

По некоторым данным, после окончания войны Тувья и Зусь подвергались преследованиям со стороны НКДВ и в связи с этим бежали в Польшу. Но поляки враждебно относились к евреям после войны, и братья переехали в Палестину. После создания государства Израиль Тувья и Зусь приняли участие в войне за независимость. В 1955г. они вместе со своими семьями переехали в США и поселились в Бруклине. Тувья стал водителем грузовика, а Зусь — владельцем нескольких такси.

Летом 1986 г. спасённые братьями Бельскими люди организовали банкет в их честь в отеле «Хилтон» в Нью-Йорке. 600 человек стоя приветствовали аплодисментами 80-летнего Тувью Бельского. Тувья умер в декабре того же года. Вначале его похоронили на еврейском кладбище на Лонг-Айленде, но через год он был перезахоронен с воинскими почестями на горе Герцля в Иерусалиме.

Никаких официальных наград братья Бельские не получили. Из спасённых Бельскими людей по состоянию на 2008 г. были живы 29 человек. Потомки спасённых насчитывают десятки тысяч человек.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter