Татары из Слонима в межвоенной Польше в 1919-39 годах

Статья под названием «Tatarzy w miedzywojennym Slonimiu» из гродненского журнала «Magazyn Polski» № 1(38) за 2006 г. Перевод с польского Николая Гребёнкина.

Татары Речи Посполитой, называемые до времён восстановления независимой Польши в 1918 году, татарами Великого Княжества Литовского, на протяжении 600 лет являлись лояльными сынами польского отечества. Они прибывали на Восточные Крессы с территорий Золотой Орды, а также из татарских ханств, образовавшихся после её распада. Миграция этой народности происходила с конца 14 века по конец 17 века. Последняя волна эмиграции имела место после 1917 года. Была это в большей мере политическая эмиграция из советской России, как простых татарских семей, так и татарских деятелей религиозных и национальных, которые вынуждены были бежать от большевистского террора.

Значительная часть этой этнической группы (а именно татарская шляхта), участвовала в вооружённой борьбе за независимую Республику Польшу в 1918-21 годах. С этого времени можно говорить о татарах непосредственно польских, а не литовских, как они назывались ещё со времён Великого Княжества Литовского. Когда начались сражения с войсками большевиков в 1919-20 годах, то татары из Слонима вступали в Войско Польское. Они направлялись в Гродно, где был организован полк Уланов Татарских. В нём служили представители таких слонимских семей как: Байрашевские, Рафаловичы, Пултожицкие, Шегидевичы. Многие были награждены за отвагу и мужество в сражениях. На поле битвы погиб улан Махмуд Шегидевич.

В Слониме татары появляются на переломе 16 и 17 веков. «Первоначально было их несколько, потом они строили дома и обзаводились семьями. Жили на сельском хозяйстве, обрабатывая выделенную им землю, и имели название татары господарские. Со временем часть из них беднела, так как они становились должниками, покупая взаймы войсковую амуницию. Они были обязаны исполнять воинскую повинность за свой счёт. Околичная шляхта, приобретая у должников их земли, проданные за долги, толкала татар на позиции рабочих-огородников, возчиков, кожевников» - пишет татарский исследователь Александр Али Радецкий.

Первое упоминание о существовании в центре Слонима Татарской улицы датируется 1717 годом. Вскоре образуется Татарский переулок. Здесь же располагается мечеть. Но кроме этого, много семей проживало на соседних улицах: Юзефа Понятовского, Студенческой, Рыбацкой и Замковой. Не большое количество семей заселяло предместье, в конце улицы 3-го Мая (за военными казармами). В 1925 году в городе проживало 288 мусульман. Составляло это 2,02 процента от всех жителей города. В1935 году количество членов мусульманской общины в Слониме насчитывало вместе с поветом 404 человека (190 мужчин и 214 женщин), что составляло третье место после Новогрудка и Ивья-Муравшчизны.

В межвоенный период татары имели в местных органах городского самоуправления двух представителей от мусульман. Одним из них был отставной генерал Русской императорской армии Альберт (Абрахам) Александрович, член городской Рады (совета) и активный общественный деятель. Он помогал материально беднейшим слонимским татарским семьям. Брат Альберта, полковник Войска Польского Фуат Александрович, был первым польским бургомистром Слонима. Руководил он магистратом от марта 1919 года, когда Слоним был освобождён от войск большевиков, до начала 1920 года, когда полковник был мобилизован в 29 полк артиллерии в Вильно.

В 1939 году во время выборов в городскую Раду был избран радным (заседателем) Богдан Шегидевич, за которого отдало голоса большинство избирателей из числа мусульманского сообщества в Слониме. Ещё один отставной полковник царской армии Матей Байрашевский был активным организатором в 1919 году в Гродно полка Уланов Татарских. В дальнейшем он стал общественным деятелем. Он посвящал много времени организации татарской общественной жизни в Слониме. Писал статьи в ежемесячный журнал «Татарская жизнь», публикуя много неизвестных ранее эпизодов из татарской истории. Другой Байрашевский по имени Адам, также бывший царский полковник, исполнял по поручению магистрата функции окружного общественного опекуна.

Немало заслуг перед горожанами имел фотолюбитель Стефан Радкевич, который на своих снимках запечатлел жизнь не только татар, но и всего Слонима. Учитель Давид Милкаманович был одним из руководителей городских харцеров. Также он, вместе с супругами Ансерианной и Стефаном Смольскими, были организаторами товарищеских вечеров и попечителями многотомной библиотеки для татар, открытой в 1927 году при содействии руководства культурно-образовательного Союза татар Польской Республики. Супруги Смольские заботились о пополнении книжного фонда. Ежегодно в день открытия библиотеки проводились платные танцевальные вечера, с которых доход шёл на закупку книг. Через 7 лет в ней насчитывалось свыше 500 экземпляров.

Одновременно с созданным в независимой Польше мусульманским сообществом в городе существовало, следовательно, уже тогда подразделение культурно-образовательного Союза татар. Этот городской отдел пережил в 30-х годах организационный кризис, о чём свидетельствует следующая информация с 1937 года: «После длительного перерыва продолжилась деятельность в Слониме отдела культурно-образовательного Союза татар. 3 января состоялись выборы правления отдела. Председателем стал судья Искандер Ахматович, вице-председателем майор Давид Янович-Чаиньский, секретарём Якуб Михле, казначеем Роман Асанович. Членами правления были избраны: Гелена Милькаманович, Борис Щенснович и Давид Байрашевский.

15 ноября 1936 года, в 20 годовщину смерти великого писателя Хенрика Сенкевича, в слонимской мечети состоялся молебен. Кроме местных татар на нём были представители властей гражданских и военных. Позже была проведена научно-позновательная лекция о творчестве Сенкевича. Согласно изданного в Вильно в 1929 году сборника «Гербы татарских семей в Польше», Сенкевич имел в роду татарских предков.

Молодые татары из обеспеченных семей учились в местной государственной гимназии (обучение было платным) или же в учительской семинарии. После получения аттестата зрелости некоторые поступали в высшие учебные заведения, в основном в университет имени Стефана Батория в Вильно. Другие шли учиться в военные училища. В 1937 году в Слониме была зарегистрирована общественная организация, называвшаяся «Кружком татарской молодёжи».

Его деятели старались направить стремления татарской молодёжи в сторону ещё большего вовлечения во взаимодействие с близкими ей этнично мусульманскими народами, выдвигая идеологию своеобразного татарского национализма. В состав правления «Кружка татарской молодёжи» были избраны: Махмет Байрашевский – председатель, Ибрагим Радецкий – вице-председатель, Яхья Алиевич – секретарь, Якуб Михля – казначей, Ибрагим Щенснович – референт канцелярии. Членами правления стали: Гелена Милькаманович и Омар Байрашевский. Вскоре «Кружок татарской молодёжи» в Слониме насчитывал 30 человек. На большом и богатом поле польской национальной культуры татары взрастили наиболее оригинальный цветок. Оригинальный, но выращенный между другими цветами польскими (конец статьи).

Ещё малоизвестные факты о выдающихся польских татарах.

Один из числа представителей старинного татарского рода Эмир Байрашевский (1913–1996) внёс свой вклад в победу над фашизмом, освобождая Италию в составе 2-го польского корпуса генерала Владислава Андерса. С детских лет после смерти родителей его воспитанием занимался новогрудский имам. Байрашевский стал мусульманским священником в Новогрудке. Здесь в 30-е годы он как попечитель руководил стрелецкой дружиной. Затем участвовал в оборонительной войне 1939 года. Являлся татарским имамом в Войске Польском. Был интернирован как польский офицер и находился в Советском Союзе в лагерях для пленных. Освободился в результате советской амнистии 1941 года для репрессированных польских граждан.

Затем служил во 2-ом польском корпусе генерала Владислава Андерса. Эмир Байрашевский стал дипломированным полковником, имамом Главного военного имамата польских мусульман в Польских вооруженных силах на Западе. После войны жил в Великобритании, а также в США. Возглавлял созданный в Лондоне Верховный имамат польских мусульман за рубежом. Занимался религиозной общественной деятельностью. (Сведения о нём имеются в монографии польского историка Томаша Стшембоша «Ziemia Nоwogrodska» на стр. 179.)

 

У вас недостаточно прав для размещения комментарий


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter