Зельва

Чтобы «сделаться ближе к Европе», можно «притянуть за уши» любой белорусский топоним — но в этом случае мы рискуем обмануть самих себя. Исследуя вопросы происхождения названий белорусских рек, озер и поселений, важно оставаться искренним и нейтральным. Ибо это та тема, которая должна привести к разгадке самой важной тайны — кто он, белорусский народ?..

Археолог из Гродно И.Г. Трусов в докладе на научной историко-краеведческой конференции «Старонкi гiсторыi Зэльвеншчыны» 12 декабря 1998 г. сообщал, что территория Зельвенского района в основном заселялась в раннем железном веке. Об этносе здешних первопоселенцев в данный добалтский период говорят не только данные археологии, но и топонимики. Если название реки Щара еще можно охарактеризовать как балтское (скорее — ятвяжское) от "caras" — "узкий", то название реки Зельва более древнее, данное еще аборигенами. «Зельва» — название финно-угорского происхождения и в переводе обозначает «мутная вода» или «мутная река».

Исследуя древнее слово «зель» (в современной русской и белорусской интерпретации — «золь»), находим, что это коллоидная система, состоящая из мелких капель, жидкости или пузырьков газа. Примерами такой системы являются пены, дымы, туманы.

Дав название здешней реке, финно-угры, по сути, уже тогда, в V–VI вв. до н. э., ответили на вопросы, исследованиями которых ученые вплотную занимались в 1980-е гг., когда было создано Зельвенское водохранилище — то есть реанимирована на отдельном участке река Зельва в том виде, в каком она существовала в раннем железном веке. Проведенные исследования показали, что кроме карбонатов в воде Зельвенского водохранилища также велика доля ионов кальция и магния. По суммарной величине этих ионов определили общую жесткость, степень которой позволила охарактеризовать воду водохранилища как мягкую. Остается заключить, что именно он, показатель мягкости воды, и приводит к образованию пены на поверхности — той самой коллоидной системы, или золи.

ВЛАДЕЛЬЦЫ

(По материалам доклада И.П. Креня на научной конференции «Старонкi ricтopыi Зэльвеншчыны»)

В 1470-х гг. имением Малая Зельва владел Иван Гинейтович. В 1477 г. он основал в этом имении костел. Умирая, владелец завещал Малую Зельву великому князю Казимиру Ягеллончику, который в 1478 г. был отлучен от государственной службы.

В начале XVI в. великий князь Александр Казимирович подарил Малую Зельву Станиславу Яновичу Кежгайле — каштеляну трокскому и старосте жамойтскому.

В первой половине XVI в. имением Малая Зельва владели последовательно друг за другом Иван Вишневский, Юрий Ильинич, Иван Заберезинский, Миколай Зенович.

Позже оно отошло в собственность королевы Боны.

Под 1537 г. в Литовской метрике указано, что Миколай Юрьевич Пац, подкоморий Великого княжества присоединил к своим имениям Ружаны и Мильковщизна следующие имения королевы Боны: Скидель, Зельву, Мосты, Дубну. При этом, имеется в виду село Великая Зельва, расположенное рядом с Малой Зельвой.

В 1550-60 гг. имением Малая Зельва владел Станислав Комаровский, а имением Великая Зельва — Ян Глебович.

В 1568 г. Юрий Ильинич подарил Великую Зельву Миколаю Криштофору Радзивиллу Сиротке (с этого времени слова Великая и Малая из названия города исчезают).

В 1581 г. Радзивилл Сиротка подарил Зельву Язерскому.

В 1631 г. Зельва находилась в собственности старосты мстиславского Иосифа Корсака.

В 1632 г. гетман Великого княжества, староста слонимский, брестский и могилевский Лев Сапега выкупил Зельву у Иосифа Корсака.

В 1633 г. он подарил ее своему сыну Яну Станиславу Сапеге — маршалку Великого княжества.

В 1635 г. Ян Станислав Сапега передал Зельву и примыкающие к ней села брату Казимиру Леопольду, подканцлеру Великого княжества. В 1643 г. Казимир Леопольд принимал в Зельве короля Речи Посполитой Владислава IV.

Казимир Леопольд Сапега не имел наследников. В 1655 г. он передал Зельву и другие свои имения своему крестному Александру Полубинскому — писарю польному литовскому.

Александр Полубинский передал Зельву по завещанию своему сыну Константину Полубинскому, который в 1685 г. в свою очередь передал ее своим сестрам.

В 1686 г. Зельву и Деречин получила сестра Константина Полубинского Изабелла.

В 1687 г. она и ее муж Юрий Сапега продали Зельву Данилке (Доминику) Радзивиллу за 25 тысяч злотых.

Позже, в XVIII в. Зельвой вновь завладели Сапеги. Последние ценили имение и называли «Зельвенским графством». В 1721 г. король позволил проводить в Зельве ежегодную ярмарку, которая потом в продолжении 150 лет считалась самой крупной и знаменитой в Беларуси.

В 1830 г. владельцем имения и местечка. Зельва был Евстафий Сапега. Этот питал такую ненависть к России и царским властям, что в конце концов выехал за границу. В 1831 г. царские власти конфисковали имение и местечко.

Во второй половине XIX в. Зельва была продана немцу Генриху Шухартy, предпринимателю.

АННЕНСКАЯ ЯРМАРКА В ЗЕЛЬВЕ

(По материалам статьи доктора экономических наук И. Козловского в журнале «Неман» № 5 за 1968 г.)

До сих пор на замечательную брошюру польского историка Юзефа Игнатия Крашевского, о котором я упоминал в разделе «Свислочь», у нас лишь ссылаются. Государственные издательства так и не удосужились выпустить эту книжицу на белорусском или русском. Между тем, сведения, представленные в ней об этом городе и его ярмарке, и теперь, через сто пятьдесят лет, вызывают искренний интерес.

Начну с главного, что выделяло данную ярмарку среди остальных, проводившихся в XIX в. в Беларуси: после объединения двух государств и уничтожения таможенных барьеров между ними, уже в начале XIX в. в Беларуси случился промышленный подъем. Нужен был механизм сбыта продукции. И в Зельве этот механизм был найден. По существу, Зельвенская ярмарка сделалась товарной биржей на западе Российской империи.

Ярмарка в Зельве проводилась ежегодно с 25 июля по 25 августа. В лучшие годы ее торговый оборот достигал 2 миллионов рублей. Официальное открытие обычно приходилось на 26 июля, день святой Анны. Поэтому ярмарку официально называли Анненской. После 15 августа торговля на ней начинала сворачиваться.

Ежегодно ярмарку в Зельве посещало около трех тысяч человек. Интересен состав ее участников. К примеру, в 1860 г. 41 процент составляли торговцы и 40 процентов — покупатели. К остальным относились слуги, артисты, музыканты и даже… публичные женщины.

77 процентов привозимых на Зельвенскую ярмарку товаров составляли текстиль, обувь, меха, около 7 процентов — металлические изделия, 5, 5 — бакалея и вина, около 3 — фарфор, фаянс и хрусталь и 1 процент — книги. Отдельной статьей шла торговля лошадьми. В отдельные годы количество проданных лошадей достигало несколько тысяч. То есть, порой за день на ярмарке продавалось по 100 и более лошадей. Хорошие стоили в среднем до 400 рублей. Следует иметь ввиду, что обычные крестьянские сивки да бурки здесь не продавались, потому что основными покупателями на ярмарке были помещики.

Что касается книг, которые попадали на ярмарку, то мерилом их продаж были пуды. Одних только русских книг и эстампов (оттисков с гравюр) продавалось 100 пудов ежегодно. Кроме того, на ярмарку попадали французские и польские книги.

В середине XIX в. в Зельве насчитывалось 163 двора. Самым замечательным каменным домом являлось двухэтажное кафе Гауза, а также обширный каменный гостиный двор с 200-ми лавками, расположенными частью в главном корпусе, а частью в деревянных балаганных пристройках, примыкавших к главному выходу.

Первыми (заранее) на ярмарку в Зельву прибывали московские купцы с длинным караваном бричек, загруженных железом и фаянсом. Впрочем, они прибывали не только из Москвы, но и из других губерний России.

Приезжали купцы из Украины (их еще называли «дубненские купцы»). Эти везли сладости, табак, масло и разные бакалейные товары.

Самыми выгодными товарами на ярмарке в Зельве считались русские товары — лошади, рогатый скот, мыло, свечи, табак, фарфоровая и фаянсовая посуда, бумажные и шерстяные материи. Они были относительно недорогими.

Помимо торговцев, на ярмарку приезжало много ремесленников, которые тут же принимали и выполняли заказы: галантерейщики, оптики, переплетчики, часовщики, позолотчики, резчики по дереву и кости, токари, точильщики (ножей, ножниц), сапожники, портные (к примеру, прямо на дому шили тулупы из овчины), скорняки (упряжь), аптекари. Собирались тут и соперничали друг с другом ростовщики.

На ярмарке широко была представлена деятельность, как мы теперь говорим, «сферы услуг»: открывались специализированные временные трактиры, винницы, пивные и кофейные. Большую известность имело заведение пани Волобрыньской из Слонима. Подвальчик этой пани славился своими напитками. Ее «выборные вина и портер» согревали желудки и головы в Зельне. В основном, в этом подвальчике собирались купцы. После обильных возлияний каждый «мог протрезвиться и отдохнуть».

Большое значение на ярмарке имела игра в рулетку. Появление игорного дома в Зельве еще связывали с запрещением в 1840 г. рулетки в Париже. Российские и польские купцы прозвали ее по-своему — «фортуной». Рулетка привлекала в Зельву огромное количество помещиков, чиновников, любителей острых ощущений. Теперь можно в шутку говорить, что Зельва была своеобразной прародительницей «Лас-Вегаса».

Популярностью пользовалась также «Собачья горка» — так назывался небольшой деревянный павильон, где под музыку нескольких скрипачей до утра шли танцы. Сюда приходили люди разных сословий.

Интересно, что представители Центральной Европы не жаловали ярмарку. Они не принимали степень ее культуры. Здесь собирались, в основном, представители стран Юга и Востока — Италии, Греции, Турции, Персии. Из стран Балканского полуострова, бывших тогда под игом Турции, пригонялись целые табуны лошадей. Впоследствии, а именно в начале XIX в. восточные торговцы посчитали невыгодным этот рынок и отступились от него, перестали приезжать в Зельву.

Впрочем, Зельвенская ярмарка от этого не угасла. Просто, торговцы и производители перестроились. В результате дамасские товары и пестрые кашемирские ткани стали заменяться изделиями из шелка и шерсти отечественного производства; а недостаток необъезженных румелийских жеребцов придал смелость перегонщикам доставлять в Зельву лошадей собственного производства и воспитания.

Конечно, такое сосредоточение людей на целый месяц не могло не содействовать росту культуры местечка. В больших для того времени масштабах шла торговля книжной продукцией. Из Вильно на гастроли приезжал театр. О театре Аннинской ярмарки следует сказать особо. Само здание его имело большой зрительный зал и артистические уборные. В зале отсутствовали ложи. Они были заменены «демократическим» балконом, места в котором мог занять любой желающий. На спектаклях зал, обычно, был переполнен. Собирались купцы, шляхта, приказчики, мещане. Драмы и комедии ставились на польском. Но иногда и на белорусском языке.

Нельзя не сказать и о привилегиях ярмарки. Первая из них заключалась… в праве курения сигарет и трубок «не только в трактирах, но даже на улице, в лавках и в театре». Вторая — в «свободе одеваться так, как хотим». Зельвенская ярмарка долго сохраняла свои позиции первой в Беларуси. Развивались новые экономические отношения, которые постепенно умаляли значение таких открытых купеческих съездов.

АЗБУКА ИСТОРИИ ГОРОДА

(По материалам докладов И.В. Соркиной и О.Э. Проценко на научной конференции «Старонкi ricтopыi Зэльвеншчыны»)

Согласно инвентарных описаний Зельвы за 1830 и 1835 гг., ее планировочную структуру составляли рыночная площадь и 10 улиц. Улицы имели следующие названия: Слонимская, Гродненская, Ружанская, Церковная, Костельная, Базарная, Конский рынок, «над выгоном», «за кофенгаузом», «за пустыми крамами». В 1897 г. упоминаются улица Малиновая и переулки Вокзальный и Огородный.

Все 200 магазинов гостиного двора на рынке открывались только в период ярмарки. Среди каменных строений местечка выделялись: двухэтажный кафенгауз, одноэтажное здание кабака, конфетный магазин и заезжие дома. «При въезде в местечко стояла красивая деревянная православная церковь», а на противоположном конце главной улицы, проходящей мимо базара, на возвышении (кстати, бывшем древнем городище) располагался «деревянный костел». Невдалеке от гостиного двора «над местечком возвышалась богатая еврейская синагога». Как видим, все было как во времена славного Великого княжества.

В 1866 г. местный костел в центре города закрыли и передали православной церкви. Кроме здания храма были конфискованы следующие принадлежавшие костелу строения Зельвы: жилой дом (из 4-х комнат, кухни и 2-х наружных сеней, 6-ти оконным чердаком и 2-мя печами — из изразцов и кирпича), погреб (из булыжного камня, крытый соломой), старый дом (о двух крыльцах, состоящий из 7-ми комнат, 3 сеней), дом для батраков (из 4 комнат), амбар, ледник, дом на Костельной площади (богадельня).

В конце XIX в. Зельва являлась центром волости. Тут насчитывалось уже 938 зданий. В начале 1890-х гг. здесь открыли почтовое отделение. На средства волостного управления работало народное училище (в указанный период учителем являлся Ф. Мятельский). Тогда же, в конце XIX в. в Зельве действовало сразу несколько аптек: аптекаря Паноцкого, провизора Шантыры и сельская аптека аптекарского помощника Орлиса. Кроме того, в волости практиковала акушерка Теша Эпштейн и повивальная бабка Мария Бромерская. В самом начале XX в. в Зельве открылась сельская лечебница, где работали лекарь Габриэль Габровский с фельдшером.

СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

Валентин Дубатов в районной газете «Праца» за 14 ноября 2000 г. сообщает, что, умирая в Деречине, канцлер Александр Михаил Сапега в своем завещании, оформленном в 1793 г., обязал своего сына — генерала артиллерии — Франтишка Сапегу перестроить Зельвенский театр в христианский храм (возможно, в костел). 

Еще в начале XVIII в. в Зельве упоминается придворный профессиональный театр, на сцене которого ставились произведения лучших авторов стран Европы. Основа этого здания стала частью нынешней Троицкой церкви города Зельвы. Доказательств тому множество: и интерьеры, не отвечающие требованиям христианского храма, и наличие множества маленьких комнат, скорее подобным гримеркам, за алтарем.

Здание церкви формируют две разные по конструкции постройки. Первая, где размещается колокольня, совсем не похожа на другую, чьи идеальные формы и небольшие окна скорее напоминают средневековую хозяйственную постройку. Эта вторая часть и есть бывшее здание Зельвенского театра.

КОСТЕЛ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ СВ. ДЕВЫ МАРИИ

Ныне существующий костел в Зельве считается «новым». Здание «старого» костела располагалось в центре города, около католического кладбища.

А. Петросова в районной книге «Памяць» (2003) сообщает, что существующий ныне кирпичный костел в городе Зельве построен в 1913 г. архитектором Юзефом Пивсом Деконским в стиле неоготика. Храм был освящен в честь Пресвятой Троицы («старый» костел в то время был передан православным). 

Это трехнефное двухбашенное сооружение. Главный фасад украшают две высокие трехъярусные башни, завершенные шпилями-иглами. Пятигранная апсида и боковые стены укреплены контрфорсами. Накрыт костел высокой изогнутой крышей.

Главное отличие и редкая особенность (единственный пример в Беларуси) костела — оформление входа. Вход представлен в виде открытой галереи с чередой полуциркульных арочек. Внутреннее пространство храма поделено восьмигранными колоннами на три нефа.

После Великой Отечественной войны костел был закрыт, здание использовалось не по назначению. Возвращен верующим в 1989 г.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter