Поговорим о многовековой истории Белыничей. Этому небольшому городу суждено было внести существенный вклад в развитие мировой религии и искусства. В качестве подтверждения своих слов приведу лишь один факт. Сюда, на поклон к чудотворной иконе Белыничской Божьей Матери приходили паломники из колыбели православия — Киева.
По словам известного языковеда Янки Станкевича, уже само название «Белыничи» свидетельствует о том, что люди здесь жили с незапамятных времен — названия наиболее старых белорусских поселений заканчиваются на «ичи». Хотя лично мне более симпатичен другой — поэтический — вариант, рассказывающий об образовании города. По легенде, дело было так. В 1240 году, когда хан Батый захватил Киев, несколько монахов, спасая свою жизнь, взяли с собой старинную византийскую икону и сначала по Днепру, а потом по Друти приплыли к высокой горе, покрытой лесом. На этой возвышенности монахи основали монастырь с православной церковью святого пророка Ильи. От иконы ночью исходило свечение, что позволило монахам укрепиться надеждою на лучшее будущее. Тогда, по преданию, настали для святых отцов ясные дни и светлые (или белые) ночи. Через какое–то время от иконы начали совершаться чудеса. Прослышав об этом, монастырь стали посещать паломники, некоторые из них поселились вблизи храмового комплекса. Со временем это селение получило название Белы Ночи, или Белыничи.
Слава об иконе Белыничской Божьей Матери распространялась на протяжении нескольких столетий. Причем что интересно: образ этот одинаково почитался как православными, так и католиками. Современники по значимости сравнивали его с польской святыней — иконой Ченстоховской Богоматери. Известно, что в конце XIX века на поклон к чудотворному образу ежегодно приходили 10 тысяч паломников. Впрочем, это уже относительно недавние события. А гораздо раньше икона не по своей воле несколько раз меняла место «прописки».
В 1635 году в Белыничах случился пожар. Сгорел и храм, где находилась икона, которую, чтобы спасти от огня, вынесли на улицу. И... образ пропал. А через какое–то время появился в костеле кармелитов, по–прежнему продолжая творить чудеса. О случаях различных исцелений можно было бы говорить бесконечно. Другой вопрос, что значимость иконы лишний раз подтверждает ее коронование в Риме Папой Иннокентием XI в 1685 году.
Есть легенда, будто строивший костел владелец Белыничей Лев Иванович Сапега захотел сделать здание очень крепким. И для этого в раствор, которым скреплялись кирпичи, повелел влить миллион желтков. Такого количества яиц, понятно, в окрестностях найти было невозможно. Вот и пришлось отправлять гонцов за куриным продуктом в Литву, Россию, Украину. А еще рассказывают, будто кирпич для строительства доставлялся в Белыничи из Могилева не совсем обычным способом: якобы верующие, выстроившись в ряд (длина его должна была составить как минимум 40 километров) от одного города до другого, передавали стройматериал по цепочке. Сооружение получилось крепчайшим. История, слов нет, красивая. Но истине здесь соответствует лишь крепость стен костела. Когда его уже в советские времена сносили, то на мелкие части разбить так и не смогли. Куски монолита были положены в основу улиц райцентра. В остальном изложенное — сказка. На самом деле канцлер Сапега имел отношение к строительству деревянного костела, возведенного в 1624 году. А каменный появился в Белыничах почти на полтора века позже.
Что касается иконы Белыничской Богоматери, то и здесь немало загадок. В настоящее время известно несколько так называемых списов образа. Два из них хранятся в Могилеве — в музее и в костеле Святого Станислава. Еще одну копию, написанную в XIX веке, спасли православные верующие и, продержав у себя дома 70 лет, передали в храм, построенный в Белыничах в 2005 году. Судьба же оригинала (есть предположение, будто его привезла на Русь из Византии Софья Палеолог) неизвестна. Вместе с Крестом Евфросинии Полоцкой, золотом из раскопок Помпеев, Слуцким Евангелием и многими другими ценностями икона пропала в 1941–м из комнаты–сейфа Могилевского обкома КПБ. Есть несколько предположений о месте нынешнего местонахождения чудотворного образа. По одной версии, икона хранится где–то в запасниках одного из российских музеев. По другой, пройдя через множество рук, оказалась в Ватикане. Впрочем, местные краеведы не исключают и того, что образ остался в Белыничах. Из поколения в поколение передается местными жителями весьма любопытное предание. Якобы в тот момент, когда шла экспроприация церковных ценностей, один священник подменил оригинал на копию. Истинный образ он спрятал в белыничских подземельях. И сейчас икона находится где–то под землей. То, что под городом существует система подземных ходов, — факт.
Местные краеведы Виталий Титов и Анатолий Морозов водили меня по городу и показывали места, где когда–то обнажились таинственные коммуникации. По их словам, трещины, периодически возникающие на местном кинотеатре и районном центре занятости, свидетельствуют как раз таки о том, что здания стоят на неких пустотах. Еще пацаном Морозов пытался спуститься в засыпанный ныне подземный ход. Но пулей вылетел наружу: под ногами раздавался неумолчный крысиный писк, а вокруг была кромешная темень — мальчишка не выдержал. Те же, кто набрался смелости, спускались до самого низа. Говорят, пришлось пройти по 70 ступенькам. Значит, по самым скромным подсчетам, ходы могут находиться на глубине, сопоставимой с высотой четырехэтажного дома? Кто знает, может, когда–нибудь смельчак (или, что предпочтительнее, — ученые) изучит эти таинственные сооружения. Там, глядишь, и чудотворный образ отыщется. Понимаю, это не больше чем мечта. Но так хочется верить в чудеса...
Подробнее...