В январе 1582 г. Орша и ее окрестности вошли в состав Речи Посполитой. 13 декабря 1620 г. король польский и великий князь литовский Жигимонт III Ваза дал Орше магдебургское право (право на самоуправление), городской суд, печать и герб: на голубом поле золотой полумесяц, а между его рогами серебряный крест. Этот герб используется в настоящее время.
В 1621 г. оршанцы выработали свой Статут, который регулировал жизнь города и отношения между горожанами. Он назывался «Вилкер места его королевское милости Орши». Из текста Статута следовало, что жители города оспаривали юридический авторитет магдебургского права и были не согласны с рядом его норм. Статут был утвержден великим князем и королем в 1621 г. и получил название «Оршанское право». Так оршанцы начали жить по своему особому закону. Оно было таким удобным и точным, что многие белорусские города включали в свои Статуты положения «Оршан¬ского права». По мнению историка 3. Копысского, «у аршансюм праве выявтася 1мкненне беларусюх гара- джан... самастойна вырашаць задачы гарадскога жыц- ця... Гэты дакумент — цжавы I важны помьик псторьи I культуры беларускага народа».
Получив магдебургское право, горожане построили ратушу и торговые ряды. Ратуша была с башней, часами и большим колоколом. В ней проходили заседания магистрата и суда, давалась присяга каждым жителем на верность городу.
Войны 1654-1667 гг. нанесли значительный урон Орше и всему Оршанскому повету. Трижды город переходил из рук в руки, был «подвергнут страшному опустошению» и сильно разрушен. Оршанские посады выгорели; как свидетельствуют источники этого вре¬мени, «дворов в каменном городе и в остроге никаких нет». Поэтому в 1661 г. Варшавский сейм Речи Поспо- литой был вынужден вынести специальное постанов¬ление о предоставлении льгот городу по причине его разорения во время войны.
«Первым средневековым писателем Оршанщины» назвал Владимир Короткевич оршанского старосту Филона Семеновича Кмиту-Чернобыльского (1530-1587). Еще не будучи старостой, он отличился в Оршанской битве 1564 г., когда войско ВКЛ победило значительно превосходившее по численности московское.
В 1567 г. Ф. Кмита-Чернобыльский получил должность старосты в Орше. Почти 20 лет до последних дней жизни судьба его была связана с городом, который в то время был важной пограничной крепостью Великого княжества Литовского. Через город ехали послы и знатные особы из Москвы и столиц западноевропейских государств. Оршанский староста должен был иметь не только военные, но и дипломатические способности. Всеми этими качествами обладал Филон Кмита-Чернобыльский. Он вел служебную переписку с членами Рады Великого княжества Литовского. Это были донесения о пограничных делах, встречах с по¬слами — поэтические, эмоциональные, с использова¬нием пословиц, поговорок, сравнений, юмора, сатиры. Во многих письмах изображен реальный быт горожан, красочно раскрываются характеры людей. Филон Кми- та стоял у истоков мемуарного жанра в белорусской литературе. В российской печати его послания извест¬ны как «Вестовые отписки оршанского старосты Фило¬на Кмиты-Чернобыльского польскому королю Генриху и литовским радным панам о московских делах». «Об¬мениваясь письмами с королем Речи Посполитой и государственными лицами Великого княжества Литов¬ского, почти каждое свое послание он заканчивал так: «Писан на Орше», «Писан в Орше», «Писан у Орше». Вся эта переписка (письма к «панам-раде», к Генриху Валуа и Микалаю Радзивиллу и др.)— выдающийся памятник белорусской письменности XVI века», — так оценивает значение творчества Филона Кмиты извест¬ный писатель, уроженец Оршанщины Янка Сипаков.
В Х\/II-Х\/III вв. Орша принимает облик монастырского города. Почти половина ее земель была занята монастырями, часть из которых находилась за городской чертой. 11 монастырей с величественными баш¬нями костелов и блестящими куполами церквей придавали городу особенно возвышенный вид. Двухэтажные каменные строения для жилья монахов господствова¬ли над деревянными одноэтажными домами горожан. Для небольшого города такое архитектурное сочета¬ние было редкой особенностью.
Самым древним по времени основания культовым сооружением Орши, замечательным памятником истории и культуры является Свято-Ильинская церковь. По преданию, деревянная церковь Святого Ильи Проро¬ка построена в Орше около 1460 г. по велению короля и великого князя Казимира IV (сына Софьи Друцкой- Гольшанской) в память о спасении его жены Елизаве¬ты. Купаясь в день Пророка Ильи, она чуть было не утонула. Церковные каноны предписывают возводить храмы на самом высоком и красивом месте, поэтому Свято-Ильинскую церковь поставили напротив замка на левом берегу Днепра. Здание было деревянным и вскоре сгорело. Уже в 1505 г. на ее месте княгиней Софьей Юрьевной была построена новая деревянная церковь. По преданию, в 1706 г. во время Северной войны русский царь Петр I молился в Ильинской церк¬ви о даровании победы над шведами. В 1890-х гг. на месте древнего обветшалого здания была возведена новая, уже каменная церковь Ильи Пророка.
Здание церкви — памятник архитектуры псевдорусского стиля — имеет крестово-купольную композицию и состоит из основного объема, притвора-колокольни, бабинца (трапезной) и пятигранной апсиды с двумя пристроенными к ней боковыми ризницами. Основной объем церкви перекрыт полусферическим куполом и завершен большой луковичной головкой. Такие же головки, только меньших размеров имеют колоколь¬ня и пятигранная апсида. Вход в храм выделен ха¬рактерной для русского храмового зодчества XVII в. 4-столбным рундуком, завершенным шатром с маков¬кой. Стены основного объема прорезаны красивыми трехарочными окнами. Фасад здания богато украшен разнообразными архитектурными элементами, окра¬шен в бело-голубые тона, что придает ему особенную выразительность, легкость и красоту.
В 1595 г. король Жигимонт III издал привилей о свободе и неприкосновенности прав униатского духовен ства. Не желающие принять униатство объявлялись еретиками и отлучались от церкви. Священнослужи¬тели, распространяющие униатство получают земельные наделы и привилегии. В Орше, как и в Полоцке, Витебске, Могилеве, православных отстраняли от го¬родских ратушных должностей, исключали из ремес¬ленных цехов, наказывали штрафами. Иезуиты даже пытались установить монополию на образование. Так, в 1621 г. они добились запрета на открытие в Орше и окрестностях православных школ.
Власти ВКЛ, а потом и Речи Посполитой оказывали поддержку католическим церквям. Поэтому католиче¬ские ордена активно укреплялись на Оршанской земле, хотя жители здесь были в основном православные. Канцлер ВКЛ Лев Сапега купил у оршанских кальвинистов участок земли и построил в 1604 г. первый в горо¬де деревянный католический костел. В начале XVII в. король Жигимонт III пожертвовал иезуитам города зе¬мельный приход, 5 деревень и поместий. Это позволи¬ло начать в 1690 г. строительство иезуитского коллеги¬ума, самого раннего католического комплекса в центре Орши. Он состоял из жилых помещений для монахов, конвиктов для учеников публичной школы, трапезной, библиотеки и архива. Для детей богатых горожан были открыты классы грамматики, риторики, философии, географии, логики. Учащиеся занимались верховой ездой, плаванием, фехтованием, танцами, пением. Для детей обедневшей шляхты и горожан существова¬ла бурса — интернат. Бурсаки находились на полном обеспечении иезуитов, посещали публичную школу, учились музыке и были обязаны бесплатно играть и петь в костеле. С конца XVII до середины XVIII в. при Оршанском коллегиуме действовал школьный театр. О его репертуаре позволяет судить написанный здесь «Оршанский кодекс» — рукописный сборник барочных драм и интермедий, которые ставились также в школь¬ных театрах Полоцка, Новогрудка, Витебска и Варша¬вы. В настоящее время эта книга хранится в библио¬теке имени Асалинских в польском городе Вроцлаве. При коллегиуме был большой сад с лекарственными растениями, работала аптека.
Среди известных выпускников оршанских иезуитов были поэт-сатирик Петр Шумахер, профессор филосо¬фии Станислав Шадурский, российский государственный деятель Петр Завадовский. Оршанский иезуитский коллегиум содействовал распространению европейской системы образования в Беларуси.
Коллегиум прекратил свою деятельность в 20-е гг. XIX в., когда по приказу Александра I на территории Российской империи орден был упразднен. В настоящее время в здании былого коллегиума ведутся реставрационные работы.
В первой половине XVII в. в городе были построены монастыри бернардинцев и францисканцев, представляющие собой памятники архитектуры барокко с элементами раннего классицизма.
В XVIII в. были возведены монастыри базилиан и тринитариев, а в начале XIX в. — монастырь доминиканцев.
Но и православие, несмотря на все тяжести своего существования и преследование властей Речи Посполитой, не сдавало позиций. На всей Оршанской земле строились церкви, монастыри, часовни. Сохранялись ранее построенные храмы. Во главе религиозной и культурной жизни находились православные братства. Оршанское братство было утверждено в 1592 г. Жигимонтом III и было одним из самых активных. Несмотря на официальное навязывание церковной унии, ор шанцы не расставались с верой отцов и дедов. О силе православия в Орше свидетельствуют события 1619 г., когда горожане не пустили в город епископа Иосафа- та Кунцевича, а также решение городской рады 1640 г. о запрете оршанским ремесленническим цехам принимать участие в праздновании католического Рождества и даже украшать улицы в этот день.
В 1620 г. оршанцы получили от патриарха иерусалимского Феофана грамоту на основание право¬славного мужского монастыря. Большую часть денег собрали простые жители Орши и Могилева — члены православных братств. Государственные документы на строительство были выданы в Варшаве на имя крупного белорусского православного магната Богдана Статкевича-Заверского и его жены Елены Соломерецкой. В связи с этим М. Батюшков сообщал: «Старорусская православная фамилия Стеткевичей в XVI- XVII вв. владела обширными поместьями в Оршанском повете, известна по своим представителям на разных служебных постах, преимущественно в Беларуси, по своим родственным связям с княжескими фамилиями Друцких-Горских, Огинских и Соломерецких, особенно преданностью православию и благотворением на пользу православной церкви».
Строительство монастыря началось в 1623 г. под Оршей в живописном уголке векового леса возле устья речушки Кутеинки. По названию реки монастырь стал называться Кутеинским. Строительство возглавил писатель, печатник, религиозный деятель, патриот белорусской земли, иеромонах Иоиль Труцевич, ставший впоследствии игуменом монастыря.
Одним из первых появился Богоявленский собор. Почти на 40 метров возвышался четырехсрубный крестово-купольный храм. Три сруба имели форму пятигранников, четвертый был квадратным. Большой купол завершал строение, меньшими куполами заканчивался каждый отдельный сруб. Вход в храм архитекторы выполнили в виде красивой открытой галереи. Верующих поражал величественный шестиярусный резной позолоченный иконостас главного престола. Художники расписали тесаные стены внутри храма 38 многофигурными композициями на библейские и евангельские темы. В 1635 г. собор был освящен ки¬евским митрополитом Петром Могилой. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Бе¬лую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братий, подражающих житию ангельскому». В 1885 г. собор сгорел от удара молнии и более не восстанавливался.
Документальные источники подтверждают, что одновременно с главной святыней монастыря строились многочисленные жилые и хозяйственные помещения. Под Богоявленским собором находился храм Воскрешения Праведного Лазаря — пещерный подземный храм, площадью около 11 квадратных метров. Он имел крестообразную форму с низким каменным сводом. В алтарной части на месте престола стоял низкий деревянный крест, обложенный камнем.
Свято-Троицкий храм Кутеинского мужского Богоявленского монастыря был построен в XVII в. в стиле белорусского барокко. До наших дней храм пережил несколько реконструкций и действует с 1993 г.
С конца XVI в. крупные и влиятельные мужские православные монастыри получали статус лавры. Бело¬русской лаврой называли современники и Кутеинский Богоявленский монастырь.
В книге «Рай мысленный» (1656) от имени патриарха Никона о Кутеинской обители говорится так: «Слы шав же аз от многих известно, яко и там благочестие сияет. Беже тамо Лавра Велика, Свято-Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса, завома Кутейно, близ славно града Орши, иж бысть глава и начало общему житию во всей Белой Руси».
Кутеинский комплекс значительно расширился в 1631 г., когда мать Богдана Статкевича-Заверского княгиня Анна Огинская на реке Кутеинке, неподалеку от мужского монастыря, основала Успенский женский монастырь. Он состоял из нескольких деревянных церквей и собора Успения Пресвятой Богородицы, ко¬торый сгорел в 1635 г., а через 20 лет был возрожден в камне в стиле барокко. Также были построены водяная мельница и мост.
Наиболее значительные события в истории Кутеинской лавры произошли в середине XVII в. Монастырь еще не был полностью построен, но о нем уже знали далеко за пределами Оршанщины. Здесь по инициативе Иоиля Труцевича была создана иконописная мастерская, работала мастерская по переписыванию и переплету книг. В них трудились талантливые мастера: художники, резчики по дереву, чеканщики, граверы.
Игумен занимался не только религиозной, но и просветительской деятельностью. При его активном участии в монастыре была открыта братская школа. Нехватка книг была одной из главных проблем в обучении и сохранении белорусского языка и культуры. Была необходимость в собственной типографии, и для ее открытия в Кутейно имелись хорошие условия. В 1630 г. И. Труцевич пригласил в монастырь печатника Спиридона Соболя — продолжателя дела Ф. Скорины. С. Соболь учился в Киевской академии, знал языки, в 1628 г. в типографии Киево-Печерской лавры издал три книги. Приехав в Оршу, он быстро наладил дело и уже в 1630 г. напечатал «Брашно духовное» и «Молитвослов». Монахи с удовольствием ему помогали: резчики вырезали из дерева тексты, чеканщики украшали переплеты книг, граверы создавали книжные гравюры. Учиться этому мастерству приезжали в монастырь издалека.
Самая известная с древних времен оршанская книга была издана в 1631 г. и называлась так: «Букварь сиреч, начало учения детям начинающим чтению из- выкати. В Кутейне изобразися. В типографии Спиридона Соболя». Название книги по краям страницы обрамлял орнамент.
Учебная часть «Букваря» начиналась со старославянского алфавита, 44 буквы которого, большие и маленькие, печатались вначале в обычном, а затем в об¬ратном порядке. Есть в учебнике данные об ударении, знаках препинания, о склонении существительных и прилагательных, об искусстве стихосложения.
Спиридон Соболь понимал важность принципа единства обучения и воспитания и отдельный раздел книги посвятил христианским заповедям, которые до¬полнил еще одной: оставаться верным православию. Начинался и заканчивался «Букварь» молитвой.
Кутеинский «Букварь» был небольшим по размерам и насчитывал всего 80 страниц. Их нумерация отсутствовала, ее заменяли кустоды в правом нижнем углу страницы (это первое слово или слог, с которого начиналась следующая страница). «Букварь» был недорогим и красивым. Печатник использовал простые, но выразительные средства: наборный орнамент на ти¬тульной странице, гравюру Иисуса Христа с серафима¬ми в начале книги, красивые заставки перед началом разделов, инициалы с растительным орнаментом.
Издание «Букваря» было событием в искусстве книгопечатания. Эта книга внесла значительный вклад в распространение просвещения в Беларуси, Литве, на Украине и за рубежом. На ней есть пометки на английском и немецком языках. Если бы Соболь ограничился изданием только одной этой книги, то все равно его имя было бы золотыми буквами вписано в историю бе¬лорусской национальной культуры.
Время было безжалостно к оршанскому букварю: уцелела только одна такая книга. Она хранится в Национальном музее Украины (г. Львов). А ее искусную копию, выполненную художником Петром Драчевым, можно увидеть в Оршанском музее истории и культуры.
Научив оршанских монахов печатному делу, Спиридон Соболь через два года уезжает из Орши. Его дело продолжалось уже под руководством И. Труцеви- ча, который писал предисловия к каждой новой книге. Типография печатала не только церковные, но и научно-просветительские книги. За 25 лет существования этого культурного центра в нем было издано около 20 разных книг.
Русский царь Алексей Михайлович, посетивший монастырь в 1656 г., высоко оценил таланты местных умельцев. По его приказу в Москву были вывезены выдающиеся кутеинские мастера, резчики по дереву Арсений, Ипполит, Герасим Окулов, Андрей Федоров, Осип Андреев, гравер Паисий и другие. Они работали в Оружейной палате Кремля, принимали участие в строительстве царского дворца в селе Коломенском, который Симеон Полоцкий назвал восьмым чудом света. Резчики сделали иконостас для Смоленского собора Новодевичьего монастыря, который сохранил¬ся до нашего времени, ряд иконостасов для Донско го, Симеоновского, Новоиерусалимского монастырей России. Оршанцы принесли в Москву и другие русские города новую технику резьбы по дереву. Знакомые с европейским орнаментом, выполненным в стиле ренессанса и барокко, они использовали его в своей работе. Главным мотивом резьбы белорусских мастеров был растительный орнамент, дополненный фигурами птиц, ваз, херувимов. Они украшали колонны, карнизы, двери.
В 1655 г. из-за военных действий типографское оборудование вместе с монахами было перевезено в Россию в Иверский монастырь на острове Валдае.
С этого момента монастырь утрачивает свое былое значение культурно-просветительского центра, а война и недостаток средств на существование привели к его упадку.
Среди монахов Кутеинского монастыря — стойких и мужественных защитников православия — был известный писатель-публицист, политический и церковный деятель, человек с трагической судьбой Афанасий Филиппович. Это был высокообразованный человек, в совершенстве знавший 6 языков, работавший в имениях крупных белорусских феодалов и даже при дворе канцлера и гетмана ВКЛ Льва Сапеги.
Некоторое время А. Филиппович жил в Кутеинском монастыре как монах. В поисках защиты православия от католической агрессии он обращался за помощью к российскому царю Михаилу Федоровичу, считая его единственной опорой угнетенных православных. В произведении «Псторыя падарожжа у Маскву» он рассказал о тяжелом положении православных жителей, о поборах власти с православных за разрешение строительства новых храмов: «Оршане бедные за тое, што в братстве своем новую церков збудовали двесте червойых золотых подканцлерому за печать давали».
Находясь в варшавской тюрьме, Филиппович написал и направил королю несколько статей, в которых с демократических позиций критиковал политику Речи Посполитой, церковных иерархов и светских магнатов, выступал против церковной унии, за союз с российским государством. «Дияриуш», т. е. «Дневник» 1646 г. стал главным трудом публициста. В этом сборнике собраны его воспоминания, дорожные записки, автобиография, послания и письма, философские трактаты богословского характера, стихи. В нем нашли отражение определенные грани героической борьбы белорусского народа за свои национальные и религиозные права, культуру, обычаи и традиции. Литературный труд Афанасия Филипповича на столетия пережил своего автора, вошел во все современные хрестоматии древней белорусской литературы и является ярким свидетельством таланта его автора. Мощи канонизированного Афанасия Филипповича (Афанасия Брестского) находятся в Бресте.
В 1649 г. в Орше при церкви Рождества Богородицы открылась братская православная школа. В ней учили коллективному пению духовных кантов и псалмов. Со второй половины XVII в. белорусское искусство религиозных песнопений оказало большое влияние на становление музыкального искусства Московской державы. Известно, что туда в середине XVII в. было вывезено из Беларуси много певцов, учителей, талантливых мастеров. Для них по указу царя Алексея Михайловича была образована Мещанская слобода. Именно из детей жителей Мещанской слободы в Москве набрали 26 актеров для придворного театра.
Оршанцы могут гордиться своим земляком Иоасафом II, который 10 февраля 1667 г. стал патриархом Русской православной церкви. При нем продолжалась церковная реформа, печатались богослужебные книги. Большой Московский церковный собор 1667 г. утвердил к печатанию книгу Симеона Полоцкого «Жезл правления», направленную против раскольников. При Иоасафе был узаконен древнерусский стиль иконописи по древним оригиналам. Он содействовал развитию миссионерской деятельности Русской православной церкви. Историки церкви характеризуют его как старца доброго, кроткого и незлобивого. Умер Иоасаф в 1672 г. Анализируя короткую, но яркую деятельность первоиерарха Русской православной церкви, можно утверждать, что Оршанская земля дала миру выдающегося церковного и общественного деятеля.
После ряда королевских указов (в связи с убийством И. Кунцевича) о запрете строить и ремонтировать православные церкви начинают приходить в упадок приходские православные храмы Орши.
В 1971 г. известным белорусским филологом, профессором Адамом Осиповичем Мальдисом в библиотеке князей Чарторыских в Польше был найден рукописный сборник белорусской песенной лирики второй половины XVII в. «Збор вершау польеюх I русюх», известный как «Оршанский сборник». Рукопись содержит 66 популярных белорусских и белорусско-украинских песен о любви. В них чувствуется близость к фольклору. Как отмечал в своих мемуарах минский воевода К. Завиша, песня «Анусю, сэрдэнька, палiш маю душу» исполнялась во время танцев. В конце сборника помещена каллиграфическая надпись: «Мосц| падчашыц Аршансю мне вельцэ мтасщвы Пане I Дабрадзей». А на страницах 162-164 — «Падчашанка Оршанска, пан мой М1ЛОСЦ1ВЫ». «Оршанский сборник» опровергает мнение многих историков литературы о полном упадке литературной жизни во второй половине XVII века. Найденная рукопись — интереснейшая страница нашей истории и культуры.
Подробнее...