Ивье - история города

Этимология названия города трактуется неоднозначно: В.Жучкевич считает, что название Ивье имеет славянское происхождение: от названия дерева – ивы (своим названием город обязан большому количеству плакучих ив, которые росли повсюду)i.
По мнению Н.Борщевской, Ивье – фино-угорского происхождения (означает “исток реки”).

Существует легенда, согласно которой, город возник благодаря княгине Еве (жене великого литовского князя Гедемина), по воле которой на территории, где сейчас расположен город, был построен красивый замок. Именно он и послужил началом поселения.

Одна из версий происхождения названия – от татарского слова «Өyә, Eve» (гнездо, жилище) – Ивье издавна считается “столицей” белорусских татар
Впервые упоминается в 1444 г., когда великий князь литовский Казимир подарил Ивье маршалку земскому литовскому, наместнику новогородскому Петру Монтыгердовичу, который около 1495 г. основал костел. В первой половине XVI в. Ивье принадлежало князьям Заберезинским, в 1558 – 1654 гг. – Кишкам. В 1561 г. местечко Ошмянского повета.

В ХVІ столетии, когда Европу охватила Реформация, в Ивье появились ариане. Взгляды ариан полностью разделял и Ян Кишка, к которому Ивье перешло во второй половине ХVІ века. Влиятельный магнат, он получил блестящее образование и много путешествовал по Европе, учился в Базеле, Цюрихе, Риме, Неаполе, Болонье, был автором нескольких религиозных трактатов, выступал за веротерпимость. Ян Кишка передает арианам здешний Петропавловский костел. Ариане размещают в Ивье типографию и в 1568 году проводят здесь свой синод (съезд), на который съезжаются их единомышленники как из Великого княжества Литовского, так и из Польши – наиболее известные деятели реформационного движения, в числе которых был и знаменитый гуманист, просветитель, переводчик Нового Завета, автор первой книги на белорусском языке, изданной в Беларуси, Сымон Будный.

Под покровительством Яна Кишки в 1585 году ариане открывают тут школу. В историю это учебное заведение вошло под названием Ивьевской академии. Ее ректором стал уроженец Силезии, выпускник Краковского университета, прогрессивный мыслитель, педагог и поэт Ян Лициний Намысловский. Возможно, Сымон Будный, будучи единомышленником и сподвижником Намысловского, также преподавал в академии. Своим гуманистическим духом обучения и воспитания академия коренным образом отличалась от иезуитских и даже реформатских школ. Учились тут не только дети ариан, но и православных, католиков. Программа обучения включала такие предметы, как древняя философия, история, поэзия, право, риторика, этика, музыка, медицина, физика, кодекс Юстиниана, логика Аристотеля и, конечно же, языки – греческий, древнееврейский, латинский, польский, белорусский.

В 1586 году Намысловский написал на латинском языке «Пособие по овладению учением Аристотеля». Спустя три года были напечатаны «Сентенции, необходимые в общественной жизни». Эту книгу Намысловского по праву считают первым в Беларуси учебником живых европейских языков: в ней содержались стихотворные и прозаические вступления, обращения и более 200 сентенций параллельно на латинском, польском и немецком языках, написанных в духе упрощенных поучений, или моралей. После смерти Яна Кишки Намысловский в 1593 году переезжает в Новогрудок, где становится проповедником арианской общины. Потеряв в лице Намысловского своего замечательного руководителя и духовного светоча, Ивьевская академия постепенно, к началу ХVІІ столетия, исчезла со страниц истории, следы ее затерялись. Тем не менее, она сыграла в 80-90-х годах ХVІ столетия огромную роль в развитии педагогической и просветительской мысли в Беларуси.

У 1598 г. в Ивье 2 корчмы, 129 усадебных пляцев, 19 пляцев было отведено за местечком для татар (считается, что их поселил в XIV в. в слободе под Ивьем князь Витовт). В 1634 г. местечко состояло из Рынка, 3 улиц, 180 дворовiii. Войны середины ХVІІ в. привели к резкому уменьшению населения: по инвентарю 1685 г. в Ивье заселеных пляцев – 91, татарских около местечка – 8.

В 1630-е гг. М. Кишка передал Петропавловский костел и монастырь бернардинцам; в это же время был построен деревянный фарный костел. При монастыре действовали школа, больница, библиотека. Монастырь бернардинцев был ликвидирован российскими властями в 1837 г.

В середине ХVІІ – первой половине ХІХ в. владельцами Ивья были Слушки, Глебовичи, Жижемские, Огинские, Сапеги, Тизенгаузы. Статус местечка был подтвержден Ивью привилеем короля Августа ІІ, выданным 21 мая 1742 г.

С 1795 г. Ивьевщина – в составе Российской империи. Ивье стало центром волости Ошмянского уезда Виленской губернии. С 1843 г. принадлежало графам Замойским.

В ответ на крестьянскую реформу 1861 года на территории Ивьевщины состоялось революционное выступление крестьян, известное в истории, как Ивьевское выступление крестьян 1861 г. В нем участвовало около 10 тысяч крестьян, было подавлено с помощью значительных военных сил (4 роты пехотных полков).

Жители Ивья не остались в стороне и от событий антироссийского восстания 1863 - 1864 гг. Об этом косвенно свидетельствует следственное дело, которое сохранилось в фонде канцелярии виленского генерал-губернатора Литовского государственного исторического архива, которое было заведено в 1864 г. против 62-летнего настоятеля Ивьевского костела ксендза Фомы Малевича (в некоторых документах его фамилия названа как Жалевич ) и 20-летнего органиста этого костела Владислава Барцевского. Сначала проводилась проверка по факту показаний крестьянина Ивана Кевра, служащего в костеле, что с ведома ксендза под крышей храма хранятся охотничьи принадлежности. Ничего не было найдено. Донос посчитали ложным. Но священника перевели в с. Ольковичи Вилейского уезда под надзор полиции. Новым настоятелем Ивьевского костела был назначен ксендз Антоний Яцкевич. 3 мая 1864 года во время ремонта крыши храма были найдены две пороховницы с порохом, чехол от пистолета, 11 французских пуль, отвертка. Ксендз Малевич и органист Барцевский были арестованы. Доказательств причастности их к восстанию не нашлось. Виленская следственная комиссия пришла к заключению о том, что найденные вещи принадлежали Барцевскаму, который был охотником, но когда же было сделано распоряжение сдать оружие, то он этого не сделал, а спрятал свои охотничьи принадлежности под крышей костела. Наказание заключалось в денежном взыскании. Малевич был переведен викарием в Жодишский приход, а Барцевский вернулся на свое прежнее место жительства.

В 1884 г. на деньги графини Эльвиры Замойской была построена деревянная мечеть, которая действует и ныне, в честь Замойской внутри мечети установлена мемориальная доска.

Известный историк и краевед Чеслав Янковский писал об Ивье конца ХІХ в.: «Местечко немалое и хорошо застроенное. Торгует, главным образом, льном, и в относительно больших объемах. На десяти ежегодных ярмарках ведется торговля конями и скотом. Менее чем в версте от Ивья – старинное татарское  поселение, жители которого занимаются огородничеством и выделкой кожи. (…) Широкая главная улица  пересекает торговую площадь и спускается вниз, к красивому фронтону белого костела, две старинные башни которого завершают улицу. На этой же улице сохранились развалины  кальвинистского костела… Костел ивьевский сегодня приходской, а когда-то – бернардинский, самый красивый во всем Ошмянском повете. К нему примыкает часть бывшего бернардинского монастыря с полуразрушенными стенами… До сих пор сохранился обширный парк, называемый «итальянским».

“Słownik geograficzny Krolewstwa Polskiego” подает сведения о 2123 жителях в Ивье в 1869 г.ix По другим статистическим данным на конец 1860-х гг. в Ивье проживало 993 чел. Структура населения местечка в это время представлена в следующей таблице:xi

Всех жителей в Ивье Дворян и духовенства Купцов и мещан

Лиц сельских сословий

% относительно общей численности населения
933
5
христиан иудеев христиан иудеев лиц городских сословий лиц сельских сословий иудеев
- 579 346 3 62,6 37,4 63,1

 Жители местечка – мещане – занимались в основном ремеслом и торговлей. Крестьяне, как правило, сельским хозяйством, а в свободное от полевых работ время и промыслами. Абсолютное большинство в мещанском сословии составляли евреи. По роду занятий мещане представляли пеструю группу. Сюда относились мелкие торговцы, ремесленники, люди, занимавшиеся отходничеством, извозом, огородничеством и пр. Иногда к мещанам относили врачей, аптекарей, музыкантов и др.

Большой тяготой для жителей местечка были многочисленные налоги и сборы, в том числе на содержание волостного правления, народного училища, почт и почтовых лошадей, на исправление дорог, на починку мостов и переправ. Еврейское население помимо других повинностей уплачивало коробочный и свечной сбор. Существовала пошлина на право торговли – в виде покупки торговых билетов.

Жители местечек платили и такой “городской” налог как налог с недвижимых имуществ. Например, количество недвижимых имуществ в Ивье в 1880 г. составило 198, налог за него уплачивался в размере 85 руб. 14 коп. Экономическое положение и устройство местечка в 1880 г. характеризовалось следующие сведения: “В местечке находятся костел, Волостное правление, народное училище, почтовая станция, лавки, питейные заведения и мельница. Крестьяне занимаются хлебопашеством, а евреи значительною торговлею. В году бывает 8 ярмарок, оборот которых достигает до 8000 руб., еженедельно по средам торги.”i.

i Там же. 

По территории Ивьевской волости протекал Неман. Местечко находилось на перекрестке дорог на Лиду, Минск, Молодечно, Новогрудок. Это во многом способствовало успеху местных ярмарок.

После первой мировой и советско-польской войн Ивье находилось в составе Польши, было центром гмины Лидского повета Новогрудского воеводства. По сведениям на 1939 г. Ивье – большое местечко (около 5 тыс. жителей), крупный торговый центр, где проводятся 11 ярмарок в год, главной статьей торга является скот (кони и др. домашние животные), сюда приезжали купцы из Германии, Англии. Успешно развивалась в местечке льняная промышленность: в 1928 – 1939 гг. вывезено из Ивья 700 тыс. кг. льна в другие промышленные центры Западной Беларуси и Польши.

С сентября 1939 г. – в БССР, с 15 января 1940 г. – городской поселок, центр района. С 29 июня 1941 года по 7 июля 1944 года Ивьевский район был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, которые убили в городе и районе 2621 чел.

В 1971 г. – 5 тыс. жителей, 2006 – 8,6 тыс. В 2000 г. в связи с 60-летием Ивьевского района городскому поселку Ивье присвоен статус города.

По переписи населения 2009 г. в Ивье 9675 человек, в том числе 7558 белорусов, 1171 поляк, 351 русский, 522 татар, 35 украинцев, 10 казахов, по 4 литовцев и азербайджанцев, по 2 грузин, таджиков, молдаван, по 1 представителю евреев, башкир, осетин, мордвы.

ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ

Сведения о евреях в Ивье содержатся в инвентарном описании местечка за 1685 г. В числе 61 двора (пляца) было 9 заселено евреями, записаных в инвентаре следующим образом: Izrael Zyd, Iouchim Szmailwicz Zyd, Iehiel Hoszkiewicz Zyd, Abram Morduchoiewicz Zyd, Szapszay Zyd, Hoszko Zyd, Leyzer Zyd, Peyzel Zyd, Hirszel Zyd. Проживали они на Новогрудской улице, которая переходила в Рынок. Инвентарь подавал и список татар из 8-ми фамилий. Район, где проживали татары, назывался и инвентаре Pod Miastemi.

В “Еврейской энциклопедии” сообщается, что в 1847 г. Ивьевское еврейское общество насчитывало 804 души; в 1897 г. жителей (с окрестностями) 3653, из них 573 еврея.

По статистическим сведениям на конец 1860-х гг. в Ивье проживало 993 чел., из них 582 еврея (или 58,6 %)v. В 1880 г. население местечка составляло 2173 человек, в том числе 1744 еврея (или 80,3 %).

Сведения о структуре населения Ивья по вероисповеданиям имеются на начало XX в.: из 5 тыс. жителей было 30 православных, 800 католиков, 500 мусульман, 3500 иудеев (70 %).

Особенностью налогового и повинностного положения еврейских обществ являлось существование коробочного сбора. Как формировался коробочный сбор? На какие потребности использовался? Ответ на эти вопросы содержит, например, архивный документ “Об утверждении табели таксы на взимание коробочного сбора и смет расходов сего сбора по еврейским обществам Виленской губернии в четырехлетие с 1877 по 1881 г.”.

24 февраля 1883 г. виленскому генерал-губернатору от Ивейского общества поступила анонимная жалоба-донос на временно занимающего должность мещанского старосты Абеля Абедовича о злоупотреблениях его по службе. Проведенная приставом 3 стана Ошмянского уезда проверка установила то обстоятельство, что Абедович брал взятки до 6 руб. за паспорта (это подтвердил мещанин Шентель Израилевич Шефтель).

Евреи Ивья, как и всего края, занимались торгово-промышленным предпринимательством. Главным их способом зарабатывания средств к жизни была торговля различных форм. Многие занимались различными видами ремесел.

В межвоенное время еврейское население Ивья увеличивалось. Архивные документы под названием “Материалы о борьбе с рабочим, демократическим и национал- освободительным движением, 1923 г.” содержат информацию о том, что в Ивье местным раввином была заложена еврейская гмина (кагал), которая насчитывала около 1000 человек, активно занималась благотворительной деятельностью – помощью больным и убогим. Сообщалось также о том, что 2 ноября 1923 г. в Ивье начался еврейский погром, который был остановлен полицией. По мнению полиции основной причиной погрома стало ростовщичество евреев.

Уничтожение евреев Ивья гитлеровцами описывает Леонид Смиловицкий в книге “Катастрофа евреев в Белоруссии, 1941-1944 гг.”: “Через две недели после занятия местечка нацисты начали заставлять евреев выполнять бессмысленную работу: чистить руками уличную грязь, перетаскивать тяжелые камни с одного места на другое, дрова из леса в Ивье на расстояние пяти километров, при норме 30 кубометров в день. Первый погром был устроен 2 августа 1941 г. Собрали мужчин в возрасте от 20 до 60 лет. Предпочтение отдавалось тем, кто имел отношение к умственному труду – счетоводам, бухгалтерам, учителям, техникам и квалифицированным специалистам (220 чел.). Их били, а потом вывезли в сторону д. Стоневичи в 2 км от Ивья и расстреляли. По свидетельству Шмая Блоха 50 евреям приказали перенести неисправный автомобиль. Их сопровождали солдаты СС, которые били плетками и палками по головам.

В феврале 1942 г. устроили гетто, в которое переселили три тысячи человек, его огородили колючей проволокой и усиленно охраняли. Покидать гетто без пропуска было запрещено, нарушителям грозила смерть. Когда одна еврейская девушка пыталась выйти (фамилия в документе не названа - Л. С.), немцы расстреляли её вместе с семьей родителей из 6 чел. Вскоре за такое "правонарушение" было расстреляно еще две семьи. Весной 1942 г. 500 евреев направили в Юратишки в 14 км от Ивья и приказали перенести на себе подбитый танк. Работа продолжалась два дня. Тех, кто надорвался, конвоиры расстреляли по дороге.

Акцию уничтожения в Ивье провели 12 мая 1942 г. Для этой цели из Лиды прибыл отряд гестапо. Евреям приказали собраться на базарной площади под предлогом проверки паспортного режима. Выступил немецкий офицер, который сообщил об акции возмездия "за хищение оружия" 27 тыс. евреев Лидского уезда. После этого евреев стали выводить группами на улицу возле костела для селекции. Трудоспособных отделили, остальных избивали, кололи штыками и гнали к яме возле костела. Многие уже через 100 м такого пути теряли самообладание и подходили к яму "наполовину убитыми" (так в документе - Л. С.). Особенно жестоко обращались с мужчинами. Расстреливали группами по 10-15 чел. Детей бросали в яму живыми, больных и истощенных расстреливали на месте. Раненых не добивали, сваливая в ров вместе с убитыми (2,5 тыс. чел.). Когда могила заполнилась, 50 евреям приказали её закопать. Многие еще были живы, лежали придавленными телами умерших и старались освободиться, умоляли о помощи. Евреи, которых сделали могильщиками, просили пощадить тех, кто уцелел во время расстрела. Но немцы были неумолимы. Яму засыпали землей и покрыли слоем негашеной извести. Оставленных в живых вернули в гетто и использовали на разных работах. По одним данным, гетто продолжало существовать до конца декабря 1942 г., по другим - было ликвидировано 17 января 1943 г. Место гибели последних евреев Ивья не установлено. Одни свидетели утверждают, что их вывезли на машинах на железнодорожную станцию Гавье, где погрузили в товарные вагоны и отправили в неизвестном направлении. Другие, что евреев направили в Борисов, третьи - в Молодечно, четвертые - в Лиду и оттуда - в лагерь смерти Майданек в Польшу. Всего по данным районной комиссии содействия ЧГК СССР в Ивье и Ивьевском районе погибло 2621 чел., включая 1.424 женщины и 626 детей. При вскрытии массового захоронения в окрестностях д. Стоневичи на южной опушке леса (акт от 3 апреля 1945 г.) было обнаружено 2524 трупа, среди которых тела детей в возрасте от 3 до 6 месяцев. Активное участие в акции принимали офицеры гестапо лейтенанты Адольф Вернер и Ганс Виндиш, начальник полиции Ивья оберлейтенант Альберт Шобер унтер-офицер Кароль Фокц, ефрейтер Бунек, рядовые Бляхник, Герман и Беер (Оригинал источника хранится в ГАРФ, ф. 7021, оп. 89, д. 5, лл. 4-45; НАРБ, ф. 845, оп. 1, д. 63, лл. 42-43; копии в Архиве Яд Вашем, М-33/1138)”.

Ежегодно 12 мая, в День памяти еврейской общины Ивье, в Стоневичевский лес к месту расстрела приезжают лидские евреи. Собирается 10-15 человек, чтобы был миньян. Звучит поминальная молитва. В 1989 г. на этом месте был открыт мемориал. Хотя памятник расстрелянным евреям поставили сразу после войны их уцелевшие родственники (на памятнике всегда было написано слово “еврей”, а не обычное в те годы “советские люди”). На памятнике в Стоневичах выбиты слова поэта Арона Вергелиса: “В мертвом лесу, упираясь во взгляд, камни заплаканные стоят”. И здесь же цифры – 2524. Столько евреев было расстреляно на этом месте.

Тамара Бородач (Кощер), бывшая ивьевчанка, ныне жительница средиземноморской Натании, автор международного проекта «Корни», организовывает посещение мемориала в Стоневичах потомками ивьевских евреев. Почти все лето проводит она в Беларуси, принимая группы туристов из Израиля и других стран мира, чтобы потом провести их по местам катастрофы белорусских евреев, чтобы помочь кому-то действительно найти свои корни. Как это случилось с Нехамой Коэн – Шофер, дочерью бывшего ивьевчанина Хаима Шофера, который, избежав участи своих убитых родных и близких, живя в Израиле, предпочитал молчать о том времени. Но внучка, обязанная написать школьное сочинение «Мой родовод», все-таки заставила его заговорить… Нехама приехала в Беларусь, привезла сюда своего старого отца, чтобы зажечь свечи и заплакать в Стоневичах.

После Второй мировой войны еврейская жизнь в Ивье не была восстановлена. По переписи 1999 г., в Ивьевском районе проживало 5 евреев, из них 2 – в сельской местности. По переписи 2009 г. в Ивьевском районе проживает 2 еврея, из них 1 относится к городскому населению.

АРХЕОЛОГИЯ

IX – VIII тысячелетия до н.э. – каменный век. На Ивьевщине известны стоянки Свидерской культуры (названа по эталонной стоянке около деревни Свидры-Вельке в Центральной Польше) около деревень Миколаево, Морино, урочища Моглицы.

VIII – V тысячелетия до н.э. – стоянки Яниславицкой культуры (названа по характерному захоронению около Яниславицы в Польше) около деревень Бакшты, Миколаево, Морино, Трабы.

IV тысячелетиt до н.э. – зпоха неолита. К этому времени относятся поселения около деревень Гавье, Миколаево, Морино.

III – II тысячелетия до н.э. – Бронзовый век. Поселения культуры шнуровой керамики около деревень Бакшты, Бурдуки, Дзюраны, Залейки, Липнишки, Морино, Поташня, Сеньковичи, Судроги.

VIII – V века до н.э. – Железный век. Городища этого периода находятся в восточной части г.Ивья (на его площадке в XVII в. были построены костел и монастырь бернардзинцев); сохранилось городище железного века в д.Трабы (в урочище Замковая гора).

Памятники археологии средневековья на территории Ивьевщины :

- д.Геранёны- замок, был возведен на рубеже XV – XVI вв., руины замка исследовал Михаил Ткачев в 1972 г.

- д. Суботники – три поселения XIV – XVI вв.

- около деревень Трабы, Харитоны, Старая Вергань, Новая Вергань, Кривичи, Ковали находятся древние могильники.

РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Около 1495 г. в Ивье основал костел.

В XVI в. Ивье – один из центров арианства. Владелец Ивья Ян Кишка передал арианам Петро-Павловский костел. Здесь существовала арианская типография и арианская школа.

В 1630-е гг. Петро-Павловский костел и монастырь были переданы бернардинцам. В это же время был построен деревянный фарный костел. При монастыре действовали школа, больница, библиотека. Монастырь бернардинцев был ликвидирован российскими властями в 1837 г.

В Ивье издавна живут татары, сохранилась мечеть, построенная в 1884 г. На протяжении всего советского периода она была единственной в Беларуси действующей мусульманской мечетью.

В 1897 г. Ивье имело 2828 жителей, 387 дворов, костел, часовню, синагогу, 3 еврейских молитвенных дома, мечеть.

В начале ХХ в. в Ивье жили 3500 иудеев (72,5%), 800 католиков (16,5%), 500 мусульман (10,3%), 30 православных (0,7%). Классический треугольник местечек "церковь - костел - синагога" в случае Ивья - это "костел - синагога - мечеть".

Огромную роль в жизни еврейской общины играла синагога. Она была не только домом молитвы, местом обучения мальчиков, изучения Торы и Талмуда, но и местом собрания общины, иными словами, ее духовным и социальным центром.

Согласно официальной статистике местной губернской администрации в 1868 г. в Ошмянском уезде, куда входило Ивье, (без самого города Ошмяны) насчитывалось 15 еврейских обществ, 1 синагога, 23 молитвенных домов, 1 училище для образования детей, 14 раввинов, 42 старшин синагог или молитвенных домов, 14 казначеев, 8144 евреев и караимов обоего пола. В Ивье существовали 1 синагога и 3 молитвенные школы.

В 1867 г. местные власти пытались урегулировать вопрос о еврейских погребальных братствах, ограничив их поборы. По соответствующей ведомости в Ивье значились 1 деревянная синагога, 3 деревянные школы, кладбище предполагалось разделить на 3 разряда: за погребение в 1-м разряде – 6 руб., во 2-м – 4 руб., в 3-м – 2 руб.ix

В 1889 г. ивьевское еврейское общество просило губернскую администрацию разрешить употребить остатки коробочного сбора на ремонт общественных синагоги и бани.

Из комплекса синагогального двора Ивья сохранились три здания (современный адрес: ул. 1 мая, дома 9, 11,13), в одном из них (бывшая синагога) сейчас размещается детская спортивная школа (Чантурия датирует эту синагогу концом XVIII в.). Памятной доски на зданиях не установлено.

От еврейского кладбища почти ничего не осталось.

Православный храм мученика Гавриила Белостокского был освящен в 1993 году. В июле 1995 г. его посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

16 июня 2012 г. в Ивье был открыт памятник в честь дружбы и единства конфессий Ивьевщины. Он представляет собой четыре величественных стелы с арками, каждая из которых посвящена одной из четырех конфессий, представители которых живут в Ивье и районе: католикам, православным, мусульманам и иудеям. Во время торжественного открытия монумента представители каждой из них освятили свою стелу.

СВЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

По сведениям 1864 г. в Ивье проводилось 8 ярмарок в год: 1 января, 2 февраля, 28 мая, 18 июня, 29 сентября, 1 ноября, 11 ноября. Еженедельные торги и базары: с 29 июня по 29 сентября по воскресеньям, с 29 сентября по 29 июня – по средам. По сведениям 1866 г. в Ивье 4 ярмарки в год: “1) 2 февраля, 2) 29 июня, 3) 1 ноября, 4) 11 ноября. Отмечалось, что православных церквей в местечке нет. Предлагалось ярмарку 1 ноября, как учрежденную в католический праздник всех святых, закрыть.

Специализировались ивьевские ярмарки, главным образом, на продаже скота. «Памятная книжка Виленской губернии на 1898 г.» приводит сведения о сроках проведения и товарообороте ивьевских ярмарок. 1 января проводилась Новогодняя ярмарка, где товару было привезено на 3000, а продано на 2430 рублей; 2 февраля – Епифаньевская ярмарка (соответственно: 2000 и 1500 рублей); 29 июня – Петропавловская ярмарка (1460 и 890 рублей); 29 сентября – Михайловская (3740 и 2180 рублей); 11 ноября – Мариинская (2530 и 1970 рублей).

Наряду с ярмарочной развивалась и стационарная торговля. В 1897 г. в м.Ивье было 17 лавок и 4 корчмы.

В Ивье занимались не только традиционными ремёслами и промыслами. Так, Ч.Янковский отмечает, что в местном пруду «…известный ихтиолог Михал Гирдвойн занимается разведением рыб, главным образом, карпов. Это первое в Ошмянском повете рыбное хозяйство».

В 1852 г. евреи-ремесленники Ивья пытались добиться учреждения ремесленного цеха. Такое их стремление можно объяснить не только желанием избежать конкуренции, освободиться от власти кагала и рекрутской повинности (цеховые мастера были освобождены от нее). В 1845 г. появился проект отделения “полезных” евреев от тех, которые не имели никакого производственного труда, чтобы наложить на них дополнительные ограничения (в том числе, усиленный рекрутский набор). Евреев планировали разделить на 5 разрядов: купцы, земледельцы, ремесленники, мещане оседлые и мещане неоседлые. В разряд ремесленников записывали только цеховых. Ивьевским ремесленникам было отказано в их просьбе. Объяснялось это тем, что “не имеется закона на учреждение цехов по местечкам”xv. Было введено упрощенное ремесленное управление, старшиною и товарищами старшины избрали евреев (т.к. ремесленников неевреев в местечке не было), ими стали Янкель Манович Тевелиович Зоселиович (портной), Нахим Мовшович Гинзбург (кузнец), Шмая Абрамович Лейзерович Блох (сапожник)xvi. Специализация приписанных к ремесленному управлению мастеров была следующей: портное ремесло – 4 человека, кузнечное – 1, сапожное – 1. Кроме того 5 ивьевских евреев образовывали так называемый неремесленный цех: туда вошли 3 плотника, 1 канатник, 1 поденьщик.

Своей больницы в Ивье не было. Ближайшая лечебница находилась в м.Субботники. В Ивье же имелся приемный  покой и работал фельдшер. В конце ХІХ столетия им был Осип Закржевский, выдержавший в 1899 г. «испытания на звание фельдшера при виленском врачебном отделении», после чего работать в Ивье стал фельдшер Владислав Томашевич. Кроме того, в местечке имелись «вольнопрактикующие» врачи Наполеон Чарноцкий и Лейба Флаум. Имелась сельская аптека – провизор, он же управляющий Юлиан Береза и аптекарский магазин Арии Боярскогоx.

В Ивьевскую волость входило пять сельских общин, во главе которых стояли сельские старосты; 41 селение, где проживало 9325 жителей и находилось 818 дворов. В местечке имелось волостное управление, контролировавшее деятельность сельских старост и возглавлявшееся волостным председателем. При волостном управлении содержалось почтово-телеграфное отделение, начальником которого в к. ХІХ – н.ХХ вв. был Константин Цивако. На средства волостного управления в м.Ивье работало народное училище (учитель – Антон Сороко). В училище обучались дети мещан и зажиточных крестьян, изучавших русский язык, арифметику, историю и географию. Обязательным  предметом был также закон Божий.

В 1897 г. Ивье имело 2828 жителей, 387 дворов, костел, часовню, синагогу, 3 еврейских молитвенных дома, мечеть, народное училище, аптеку, мельницу, 17 лавок, 4 корчмы, 5 ярмарок в год.

Перед Второй мировой войной в местечке работала семилетняя школа, преподавание в которой велось на иврите. Действовала также иешива. В центре местечка по-прежнему располагалась синагога, возведенная в XVIII в., а недалеко от нее, с западной стороны, располагалось старое еврейское кладбище. Евреи Ивья имели свой театр и футбольную команду.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

Планировочная структура Ивья сложилась исторически, обусловлена размещением на перекрестке дорог на Минск, Лиду и Новогрудок. И теперь это главные улицы города, которые являются ядром застройки. Основные улицы Ивья (ныне улицы К. Маркса и 1 Мая), пересекаясь, образовали подобие Т-образного перекрестка, который был развит в большую торговую площадь с рядами, лавками и мастерскими ремесленников (теперь Комсомольская площадь). Такой прием размещения площади прослеживается во многих небольших белорусских городах. Как правило, улицы, подходящие к площади, являлись отрезками главных загородных дорог. В Ивье – это отрезок старого тракта из Минска через Лиду и Гродно. Естественно, что именно здесь на улицах К. Маркса и 1 Мая, тяготея к торговой площади, расположилась наиболее старая и показательная застройка поселка (преимущественно кирпичная, двухэтажная, с кирпичной профилировкой и арнаментикой).

В центральной части города сохранились постройки конца XIX – начала XX вв., Петропавловский костел (1631 г.) и двухэтажный монастырь бернардинцев (XVII– XVIII вв.). Поотдаль от центра сохранилась каменная татарская мечеть в формах, импровизирующих мотивы восточного зодчества. Здание бывшей синагоги (ул. 1 Мая, 11) решено в традиционных для этого типа построек барочных мотивах.

Еврейские дома представлены в уцелевшей рядовой застройке конца XIX – начала XX вв.

Жилые дома (ул. К. Маркса) растянулись почти на 400 м от моста через Ивянку до площади. Застройка (теперь фрагментарно) представляется преимущественно одноэтажными или одноэтажными с мансардами жилыми домами, поставленными близко друг к другу торцами к улице (№ 10, 12, 13, 15 и др.). Время их строительства относится к XIX — первой трети XX в. Аналогичные жилые дома сохранились по ул. 1 Мая и Комсомольской площади.
Пойменная часть Ивья вдоль берегов реки и озера сейчас практически свободна от застройки и будет превращена в парковую зону. Вместе с комплексом бывшего костела и монастыря бернардинцев, а также группой жилых домов по ул. К. Маркса здесь может получиться интересный архитектурно-ландшафтный ансамбль – заповедная зона Ивья.

ПАМЯТНИКИ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

Сохранившиеся памятники архитектуры: элементы гражданской застройки конца XIX – начала XX в., Ивьевский костёл святых апостолов Петра и Павла (XV – XVII вв.), монастырь бернардинцев (XVII в.), Ивьевская мечеть (1884 г.), католическая часовня Св.Варвары (первая половина XIX в.), церковь св. Гавриила Белостокского (начало XX в., 1994 – 1995 гг.) , здании синагогального двора (конец XIX – первая треть ХХ в.) , водяная мельница (XIX в., начало ХХ в. ?), фрагменты парка (XIX в.), татарское и еврейское кладбища

Костёл святых апостолов Петра и Павла является памятником архитектуры в стиле раннего барокко. Храм был построен из плинфы около 1600 г. на средства магната С. Кишки. В 1631 г. мстиславский воевода Н. Кишка основал при костёле монастырь бернардинцев. Во время войны России с Речью Посполитой 1654 – 1667 гг. костёл был сожжен, но позднее восстановлен. В 1837 г. царские власти закрыли бернардинский монастырь при костёле. Здание костёла представляет собой 3–нефный 2–башенный храм, главный фасад которого завершен двумя четвериковыми башнями с фигурными главками и аттиковым фронтоном между ними. В ХІХ в. к северной стороне храма была пристроена часовня. Украшением костёла являются 6 алтарей второй половины ХVIII в. Жилой корпус построен около 1633 г. 2-этажное здание в плане образует прямоугольный внутренний двор. Реликвия здания – облицованная терракотовым кафелем печь ХVII в. с растительным и геометрическим орнаментом. Статуя Христа у ивьевского костела напоминает знаменитую скульптуру в Рио-де-Жанейро.

Ивьевская мечеть является памятником деревянного зодчества. Построена в 1884 г. Представляет собой прямоугольное в плане здание с небольшой 5-гранной пристройкой – михрабом, накрыто шатровой крышей с 8-гранным минаретом в центре. Интерьер разделен на мужскую и женскую половины с раздельным входом в каждую. Мечеть расположена в татарском районе Ивья. Неподалёку имеется также хорошо сохранившийся татарский мизар (кладбище).

Из комплекса синагогального двора Ивья сохранились три здания (современный адрес: ул. 1 мая, дома 9, 11,13), в одном из них (бывшая синагога) сейчас размещается детская спортивная школа. Памятной доски на зданиях не установлено. Все три здания представляют собой зальные объемы. По мнению историка архитектуры А.Лакотки в стилистике ивьевских синагог есть черты позднего модерна и конструктивизма.

В 2013 году в Ивье появилась оригинальная композиция "Колесо истории". На открытой площадке в самом центре города установлены камни, на которых прикреплены памятные таблички. Вывески вспоминают самые важные события в истории Ивья.

МЕСТА ПАМЯТИ

Мемориал на месте массовых расстрелов евреев в лесу у д. Стоневичи, открытый в 1989 г. В 1994 г. здесь был поставлен спектакль – проект осуществила американская балерина, хореограф и режиссёр Тамар Рогофф, дедушка которой выехал из Ивья в 1911 г. Впервые посетив мемориал в Стоневичах, она сказала: “Языком искусства я буду говорить с теми, кто лежит в этом скорбном лесу, мы будем праздновать торжество еврейской культуры именно здесь, на той земле, где культуру эту, как и саму нацию, пробовали так зверски уничтожить”.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter