«Двинский» гигант

Самое крупное по выручке и числу рабочих предприятие дореволюционной Беларуси находится в ее экономической столице начала XX века — в Витебске. Инвесторами в него становятся бельгийские и французские капиталисты.

Бельгийцы появляются в городе на Двине не случайно. Витебская губерния — один из крупнейших в Российской империи льноводческих регионов, с 1880-х годов ее и близлежащие уезды Минской и Могилевской губерний покрывает сеть агентов крупнейших поставщиков этого ценного ресурса на европейских рынок — бельгийских фирм. На производителей знаменитых фламандских кружев работают фирмы Густава Кодерлье, «Э. Ф. Кодерлье и Ко», «Э. Маке и Ко». В начале XX века бельгийцы хотят стать ближе к богатому источнику сырья и строят на территории Беларуси льнопрядильную фабрику.

Первая группа инвесторов, основу которой составляют гентские предприниматели, образовывает в ноябре 1898 году La liniére de Witebsk, Société anonyme Russo-Belge («Русско-Бель­гийское Анонимное общество Витебской льнопрядильной фабрики»). В мае 1899 года их начинание «высочайше утверждает» император Николай II. Целью проекта, для которого планируется собрать 4,5 млн франков акционерного капитала и 2 млн франков облигационного капитала, становится строительство в имении Язовнево под Витебском (возле мужского Маркова монастыря) современной льнопрядильной фабрики.

Первые пуды льняной пряжи производство выдаст в ноябре 1900 году. Однако дела у инвесторов обстоят не так, как хотелось бы. Уставной капитал урезывается, облигации общества покупаются неохотно, предприятие на протяжении нескольких лет несет убытки, растут долги по кредитам, взятым на строительство фабрики. В качестве экстренной меры правление в 1904 году отправляет в отставку агента-руководителя российской части бизнеса Карла Будо и назначает вместо него одного из самых знаменитых экспатов дореволюционного Витебска Дезире Тфельта. Но эти меры не спасают их бизнес от банкротства. В марте 1905 года Коммерческий суд Гента выносит решение о несостоятельности и ликвидации «Русско-Бель­гийского Анонимного общества Витебской льнопрядильной фабрики».

В том же 1905 году обязательства предыдущего общества выкупает бельгийско-французская группа инвесторов, которая объединяет бизнесменов из Гента и Брюсселя и французских Лилля и Армантьера. В их числе братья Фердинанд и Жан Фейерики, Ахиль Дриа, Артур Раас, Леон Салмон и один из самых известных промышленников Бельгии конца XIX — начала XX века житель Гента Гюстав Карельс.

Гент — одна из текстильных столиц континентальной Европы, но Гюстав Карельс известен мировому бизнес-сообществу в другой ипостаси. Он наследник и руководитель с 1873 года семейной компании Carels Frères, выпускающей паровые машины и железнодорожные локомотивы. Всего на три года позднее немца Рудольфа Дизеля он запускает в производство дизельные двигатели, создаваемые на основании собственного патента. В 1905 году в цехах фирмы Carels Frères создается двигатель в 500 лошадиных сил — на тот момент самый мощный в мире.

В 1906 году Гюстав Карельс и его партнеры для управления фабрикой в далеком Витебске регистрируют Societe Anonyme liniere la Dwina («Бельгийское Анонимное общество льнопрядильной фабрики «Двина»). Капитал новой компании составляет 1,6 млн. франков.

«Двина» продолжает выпускать льняную пряжу из собираемого в окрестностях льна, льняные очески и нитки, продукцию в империи продают ее представители в крупнейших промышленных центрах — в Москве, С.-Петербур­ге, Риге, Харькове, Ростове-на-Дону, Варшаве. В 1914 году объем производства фабрики достигает 1,8 млн рублей — на территории белорусских губерний это абсолютный рекорд. Бельгийские и французские капиталисты дают работу примерно 1,2 тыс. человек — к такой цифре и близко не приближается ни одно из частных промышленных предприятий предвоенной Беларуси. Больший штат в совокупности имеют только гомельские и минские мастерские казенной Либаво-Роменской железной дороги.

Бизнес прибылен — в 1910-х годах ежегодно «Двина» приносит ее владельцем по 200−300 тыс. рублей чистого дохода. В Витебске появляется приличная колония бельгийских менеджеров, предприятием руководит упоминавший выше Дезире Тфельт — одна из ярчайших фигур витебской деловой среды. Перед войной он станет одним из инициаторов создания первой в Беларуси универсальной биржи в Витебске, а во время войны — одним из деятельных участников местного военно-промышленного комитета, задачей которого является организация обеспечения фронта оружием, амуницией и продовольствием.

После 1918-го, в котором большевистским правительством проводится тотальная национализация, наследники Карельса и другие владельцы акций Societe Anonyme liniere la Dwina оказываются с необеспеченными ничем бумажками. Их фабрика «Двина» некоторое время функционирует в рамках российского «Центротекстиля» с почетной приставкой имени Карла Маркса. В 1924 году после первого укрупнения она вместе с Витебском перейдет в управление властей БССР и через некоторое время избавится от Карла Маркса на здравствующего партийного функционера Лазаря Кагановича.

С началом Великой Отечественной войны Витебская льнопрядильная фабрика «Двина» отправится в эвакуацию в алтайский Бийск, в 1944 году вернется в освобожденный Витебск, чтобы в 1946 году стать частью Витебского коврово-плюшевого комбината — сегодняшнего ОАО «Витебские ковры».

Бельгийско-французские капиталисты будут не единственными, кто участвует в индустриализации белорусских губерний в рамках льняного интереса.

В 1902 году австрийский подданный Игнатий Этрих, вложив полмиллиона рублей, построит еще одну льнопрядильную фабрику в Беларуси. Она располагается в селе Высочаны Оршанского уезда Могилевской губернии (сегодня Лиозненский район Витебской области) и носит название «Первая Могилевская льнопрядильня». Управленцы (Э.Зелинка, И. Эрблих) — из Австро-Венгерской империи, рабочие (около 500 человек) — местные.

Фирма занимается выработкой чесаного льна, пряжи и нитей и ориентируется как на внешний, так и на внутренний рынки. В 1913 году производство составляет 650 тыс. рублей.

Льнопрядильня работает и в советское время, во многом поспособствовав тому, что Высочаны на некоторое время становятся центром одноименного района Витебской области. Бывшее австрийское предприятие не переживет войну — его взорвут партизаны.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter